Статья 112. Заключительные положения
При продаже прав требования в ходе конкурсного производства начальная цена для продажи на открытых торгах устанавливалась конкурсным управляющим, если иное не было предусмотрено собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Статья 112. Уступка прав требования должника
1. Внешний управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи, если иной порядок не установлен настоящим Федеральным законом.
2. Продажа прав требования должника осуществляется внешним управляющим в порядке и на условиях, которые определены статьей 110 настоящего Федерального закона, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования. Условия договора купли-продажи права требования должника должны предусматривать:
получение денежных средств за проданное право требования не позднее чем через тридцать дней с даты заключения договора купли — продажи;
переход права требования осуществляется только после его полной оплаты.
Комментарий к Ст. 112 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»
1. При несостоятельности кредитора в обязательстве принадлежащие ему права требования наряду с другими активами входят в состав имущества, за счет которого могут удовлетворяться требования его контрагентов (кредиторов). При исполнении должниками несостоятельного кредитора своих обязательств полученные от них денежные средства (или иное имущество) направляются на погашение задолженности несостоятельного кредитора перед его контрагентами.
Несостоятельность кредитора не является основанием для досрочного удовлетворения требований его должниками , поэтому реализация принадлежащих кредитору прав требования со сроками исполнения, выходящими за пределы сроков проведения процедур несостоятельности, не может производиться иначе как посредством продажи этих прав в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности.
———————————
См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 25 января 2000 г. N 6058 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 2.
2. Закон о банкротстве 1998 г. предусматривал, что права требования, входящие в состав имущества должника, могут быть переданы (уступлены) внешним управляющим путем продажи соответствующих требований на открытых торгах с согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления (ст. 88).
Открытые торги по реализации прав требования проводились в форме аукциона. Начальная цена имущества — прав требования, выставляемых на торги, — определялась внешним управляющим, если иное не предусматривалось планом внешнего управления.
Победитель торгов обязан был уплатить продажную цену имущества должника в срок, предусмотренный протоколом или договором купли-продажи, заключенным по итогам конкурса, но не позднее чем через один месяц со дня проведения торгов.
Права требования, не проданные на первых торгах, выставлялись на повторные торги, если иное не предусматривалось планом внешнего управления. Имущество должника, не проданное на повторных торгах, могло быть реализовано внешним управляющим на основании договора купли-продажи, заключенного без проведения торгов (ст. 87 Закона 1998 г.)
3. В соответствии с действующим Законом о банкротстве продажа прав требования должника производится внешним управляющим в порядке и на условиях, определенных п. п. 3 и 5 ст. 111, т.е. на торгах, с определением начальной цены имущества, выставляемого на торги, решением собрания кредиторов; ограниченно оборотоспособные права требования продаются только на закрытых торгах. Порядок проведения закрытых торгов устанавливается п. п. 4 — 9 ст. 110 Закона О банкротстве РФ.
Вместе с тем при наличии согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов на реализацию дебиторской задолженности вне открытых торгов оценка возможности получения средств от дебитора несостоятельного должника не имела значения для характеристики правомерности совершенных конкурсным управляющим сделок.
Закон о банкротстве допускает возможность продажи прав требования вне публичных торгов только в случаях, когда иной порядок установлен федеральным законом или если это вытекает из существа требования.
5. Нарушение установленного порядка реализации имущества в виде прав требования влечет недействительность (ничтожность) сделки купли-продажи прав требования. При проверке законности совершенных после возбуждения производства по делу о несостоятельности сделок по реализации прав требования, принадлежащих несостоятельному кредитору, суд должен проверить соблюдение этого порядка.
На практике большое распространение получили случаи совершения управляющим в процессе несостоятельности сделок по уступке требований, минуя механизм открытых торгов, без согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов. Последствия последующего одобрения собранием кредиторов сделок, совершенных управляющим с нарушением установленного законом порядка, оцениваются в судебно-арбитражной практике различно.
В некоторых случаях суды признавали, что при одобрении действий конкурсного управляющего, действовавшего с нарушением порядка, установленного ст. 88 Закона о несостоятельности 1998 г., основания для признания сделки по передаче (уступке) права требования отсутствуют .
———————————
См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10 апреля 2001 г. N Ф03-А51/01-1/520.
В других случаях арбитражные суды констатировали, что такая сделка совершена с нарушением закона (ст. 168 ГК РФ) и является ничтожной, если закон не устанавливает, что она оспорима, либо не предусматривает иных последствий.
Поскольку Закон о несостоятельности 1998 г. не предусматривал, что сделки, совершенные с нарушением порядка, установленного ст. 88, являются оспоримыми, и не определял иных последствий нарушения, упомянутые сделки рассматривались как ничтожные. Последующее одобрение не является основанием для признания таких сделок в качестве правомерных действий, влекущих тот результат, на который эти действия были рассчитаны. Эта позиция представляется наиболее соответствующей положениям действующего законодательства.
Вместе с тем, учитывая цель установления данных норм, более целесообразным представляется установление в законе порядка оспаривания подобных сделок заинтересованными лицами (в частности, конкурсными кредиторами, в интересах которых установлены рассматриваемые правила).
Закон о банкротстве не исправил недостатки, выявившиеся при применении Закона 1998 г., что не позволяет в настоящее время по-иному определять последствия нарушения порядка реализации прав требований, установленные Законом о банкротстве. Сделки по реализации имущества в виде прав требования, совершенные с нарушением требований комментируемой статьи в части порядка реализации такого имущества, являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ).
6. В тех случаях, когда внешний управляющий в процессе несостоятельности, действуя на основании решения комитета или собрания кредиторов, реализовывал дебиторскую задолженность посредством ее продажи вне открытых торгов, при применении Закона о банкротстве 1998 г. нередко возникал вопрос о возможности признания таких сделок недействительными, если вырученные от продажи прав требования суммы не соответствовали реальной стоимости этого имущества.
При анализе рассмотренной выше ситуации можно констатировать, что продажа имущества должника арбитражным управляющим с согласия комитета кредиторов за «незначительную» цену не могла рассматриваться как сделка, совершенная с нарушением требований закона, поскольку требований к цене реализуемого имущества Закон о несостоятельности 1998 г. не содержал. При отсутствии сложившегося рынка дебиторской задолженности и невозможности точного установления ее рыночной цены возложение на суд обязанности оценивать подобные сделки с точки зрения справедливости установленной в них цены, с нашей точки зрения, приводит к ничем не сдерживаемой свободе судебного усмотрения.
В Законе о банкротстве 1998 г. отсутствовали специальные положения, позволяющие кредиторам несостоятельного должника оспаривать сделки управляющих в процессе банкротства в случаях обмана, злоупотреблений в ходе реализации ими своих полномочий, выхода за пределы этих полномочий при заключении сделок с третьими лицами и т.д.
В рассматриваемом случае более корректным являлось бы применение мер имущественной ответственности к арбитражному управляющему, если в результате его умышленных действий был причинен ущерб должнику или кредиторам.
Положения действующего Закона о банкротстве направлены на исключение возможности установления несправедливой цены, поскольку реализация прав требования должна производиться с публичных торгов, и при выставлении имущества на продажу начальная цена определяется собранием кредиторов (комитетом кредиторов) (п. 3 ст. 111).
7. Закон 1998 г. не предусматривал специальных требований к условиям договора купли-продажи имущественных прав, заключаемого на публичных торгах. В связи с этим нередко возникала ситуация, когда право требования уже было передано новому кредитору (покупателю), а оплата последним не произведена, что лишало смысла реализацию имущества в процессе несостоятельности.
Закон о банкротстве 2002 г. устранил этот недостаток, предусмотрев максимальные сроки оплаты проданного имущества (прав требования) и последствия неоплаты (п. 2 ст. 112).
Однако Закон не определяет дальнейшую судьбу договора купли-продажи, заключенного на торгах, при уклонении покупателя от исполнения обязанности оплатить имущество. С учетом этого представляется целесообразным закреплять в договоре купли-продажи условие, что при неоплате прав требования в установленный (пятнадцатидневный) срок договор прекращается, а торги признаются несостоявшимися.
Условия договора купли-продажи, заключаемого по результатам торгов, о сроках оплаты и моменте перехода права требования, не соответствующие требованиям п. 2 ст. 112 Закона, недействительны.
8. Продажа прав требования посредством выявления покупателя при проведении открытых торгов является одним из оснований передачи права требования посредством его уступки.
К отношениям, возникающим при передаче права требования на основании заключаемого по итогам торгов договора купли-продажи, применяются нормы о сделках уступки права требования, содержащиеся в главе 24 ГК РФ, если иное не вытекает из особенностей отношений сторон при реализации имущества с публичных торгов.
Учитывая положения ст. 383 и 388 ГК РФ, можно сделать вывод о недопустимости продажи (уступки) при реализации имущества прав требования, неразрывно связанных с личностью кредитора , и требований, передача которых запрещена в силу закона или иного правового акта.
———————————
В основном это требования, связанные с личностью гражданина (о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, об алиментах и т.д.).
Очевидно, что эта проблема требует решения законодателя.
9. Право переходит к приобретателю на публичных торгах в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права (ст. 384 ГК РФ).
10. По общему правилу момент перехода права требования при уступке связывается с моментом совершения соглашения об уступке между первоначальным и новым кредиторами. Закон о банкротстве предусматривает специальное правило, в соответствии с которым момент перехода права требования к приобретателю на публичных торгах определяется моментом полной оплаты приобретенного права.
11. Статья 390 ГК РФ предусматривает, что первоначальный кредитор, уступивший требование, отвечает перед новым кредитором за недействительность переданного ему требования.
Под недействительным требованием понимают прежде всего требование, не имеющее действительного основания; если заключенная между первоначальным кредитором и должником сделка ничтожна, то нет и требований из этой сделки. Недействительность требования имеет место и в случаях, когда уступлено требование, уже прекращенное к моменту уступки исполнением либо иным предусмотренным законом способом (новация, отступное, зачет и т.д.). Недействительным является также требование, которое не может быть реализовано в силу возражений должника (например, о пропуске срока исковой давности, неисполнении обязательства цедентом, зачете и т.д.).
Недействительность уступленного права будет иметь место и в случаях, когда цедент не является обладателем данного права (например, если оно уже было им ранее уступлено другому лицу).
Недействительность уступленного права будет иметь место и в том случае, когда сделка, на основании которой возникли переданные права, оспорена и была признана недействительной.
Цедент несет ответственность за действительность переданного права независимо от того, были ли ему самому известны возможные возражения.
В юридической литературе справедливо отмечается, что если цедент получает от цессионария некий имущественный эквивалент, а потом выясняется, что им передано несуществующее или недействительное (либо действительное на момент уступки, но в последующем признанное недействительным) право требования, то фактически цессионарий одаривает цедента, что совсем не входило в его планы и не являлось целью заключенной между сторонами сделки. При этом не имеет значения, заблуждался цедент относительно действительности требования или нет .
———————————
См.: Почуйкин В.В. Ответственность цедента за недействительность переданного требования // Закон. 2001. N 12. С. 42.
При продаже права требования на публичных торгах продавцом выступает не сам обладатель права (должник в процессе несостоятельности), а арбитражный управляющий, который не может в данном случае рассматриваться как представитель должника. Правообладатель не выражает волю на отчуждение права, основания возложения на него ответственности за недействительность права отсутствуют. Может ли такая ответственность возлагаться на арбитражного управляющего (продавца), не являющегося правообладателем?
Действующее законодательство не содержит прямого ответа на данный вопрос. По нашему мнению, арбитражный (внешний или конкурсный) управляющий должен нести ответственность перед покупателем за действительность проданного права только при наличии вины .
———————————
«Продавцы требований отвечают за действительность последних. Напротив, за фактическую осуществимость требования они, помимо особого соглашения, не отвечают. В случае такого соглашения продавец ответствен только в том предположении, что покупатель приступил ко взысканию немедленно после цессии или по наступлении срока обязательства и будет продолжать его без всякого перерыва.
Сказанное о продаже относится и ко всем остальным случаям возмездного отчуждения. Подаривший требование отвечает лишь в случае вины. Такие же последствия имеет цессия, совершенная в порядке принудительного исполнения, а также законная цессия» // Дернбург Г. Пандекты. Том второй. Обязательственное право. Третье русское издание. М., 1911. С. 129 — 130.
В настоящее время практика арбитражных судов признает недействительными сделки уступки права требования, если предметом такой сделки являлось недействительное право.
12. К форме сделки по уступке требований, совершаемой по результатам торгов, применяются положения ст. 389 ГК РФ. Так, уступка требования, основанного на сделке, совершенной в нотариальной письменной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме; уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.
13. В целях устранения неопределенности в отношении лица, которому должно быть исполнено обязательство, должника, права в отношении которого подлежат реализации с публичных торгов, целесообразно проинформировать его об этом. Кроме того, направление такой информации может в ряде случаев предотвратить реализацию недействительного права требования.
14. Права, которые в силу своей природы могут принадлежать лишь определенному кругу лиц, реализуются на закрытых торгах, в которых принимают участие лица, которым может принадлежать такое право.
112 закона о банкротстве
2 — 3. Утратили силу. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ.
4 — 5.1. Утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
5.2. Утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.
5.3 — 5.4. Утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
5.5. С 1 июля 2018 года участники закупок применяют квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для целей настоящего Федерального закона.
(часть 5.5 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
6 — 9. Утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
10. Утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.
10.1. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
11. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» вправе создавать информационную систему в сфере закупок, интегрированную с единой информационной системой в соответствии с требованиями части 10 статьи 4 настоящего Федерального закона. Порядок функционирования и использования такой информационной системы устанавливается соответственно актом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или актом Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
(часть 11 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)
12 — 21. Утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
22. Реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона, ведется со дня вступления в силу настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на основе реестра контрактов, сформированного в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом для подтверждения добросовестности участников закупок в соответствии с частью 3 статьи 37 настоящего Федерального закона могут использоваться сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 20-ФЗ)
23 — 25. Утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
26. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 321-ФЗ.
27. Правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в отношении указанных в таких правовых актах мероприятий до их исполнения, если иное не установлено Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
(часть 27 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
28 — 31. Утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
32. С 1 января 2017 года положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также к отношениям, связанным с обеспечением мониторинга, аудита и контроля в сфере указанных закупок.
(часть 32 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 249-ФЗ, от 05.04.2016 N 96-ФЗ)
33. Утратил силу. — Федеральный закон от 04.04.2020 N 107-ФЗ.
34. С 1 января 2017 года положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также к отношениям, связанным с обеспечением мониторинга, аудита и контроля в сфере указанных закупок.
(часть 34 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 96-ФЗ)
35 — 36. Утратили силу. — Федеральный закон от 04.04.2020 N 107-ФЗ.
37 — 38. Утратили силу. — Федеральный закон от 29.12.2017 N 475-ФЗ.
39. Утратил силу. — Федеральный закон от 04.04.2020 N 107-ФЗ.
40 — 42. Утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
42.1. Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(часть 42.1 введена Федеральным законом от 23.04.2018 N 108-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ)
42.2 — 52. Утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
53. Государственная информационная система, указанная в части 13 статьи 4 настоящего Федерального закона, фиксирует в соответствии с частями 13 и 14 статьи 4 настоящего Федерального закона действия, бездействие участников контрактной системы в сфере закупок поэтапно в соответствии с порядками, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктами 2 и 3 части 14 статьи 4 настоящего Федерального закона.
(часть 53 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
54. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
55. Утратил силу. — Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ.
56. До 1 января 2024 года предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
(часть 56 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
57. В случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 настоящей статьи контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.
(часть 57 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
58. В целях заключения контракта, указанного в части 56 настоящей статьи, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения электронного аукциона или электронного конкурса.
(часть 58 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
59. Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, указанного в части 56 настоящей статьи, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. При этом в целях определения и обоснования начальной (максимальной) цены такого контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не применяется проектно-сметный метод.
(часть 59 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
60. При исполнении контракта, указанного в части 56 настоящей статьи, с учетом особенностей, предусмотренных частями 61 — 63 настоящей статьи:
1) к условиям такого контракта, предусматривающим подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, применяются положения настоящего Федерального закона о контракте, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий;
2) к условиям такого контракта, предусматривающим выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, применяются положения настоящего Федерального закона о контракте, предметом которого являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
(часть 60 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
61. Контракт, указанный в части 56 настоящей статьи, должен содержать раздельно:
1) стоимость работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;
2) стоимость работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства;
3) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией объекта капитального строительства оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта капитального строительства, в случае, если поставка данного оборудования предусмотрена контрактом.
(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
(часть 61 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
62. Изменение существенных условий контракта, указанного в части 56 настоящей статьи, при его исполнении допускается:
б) при выполнении работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства в целях изменения цены контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1.3 и пунктом 8 части 1 статьи 95 настоящего Федерального закона, в части изменения предусмотренной контрактом стоимости работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. При этом изменение цены контракта в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 настоящего Федерального закона осуществляется при условии соблюдения требований, предусмотренных указанным пунктом;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
в) при выполнении работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства в целях увеличения сроков исполнения контракта в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 9 части 1 статьи 95 настоящего Федерального закона, в части увеличения предусмотренных контрактом сроков строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объекта капитального строительства. При этом указанное увеличение сроков осуществляется при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 8 и 9 части 1 статьи 95 настоящего Федерального закона;
2) в случае, если при исполнении указанного контракта цена такого контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, цена такого контракта должна быть уменьшена с учетом указанной сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
(часть 62 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
63. Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.
(часть 63 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
63.1. До 1 января 2024 года в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом контракта наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования. В контракте должны быть указаны раздельно:
1) стоимость работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства;
2) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией объекта капитального строительства оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта капитального строительства.
(часть 63.1 введена Федеральным законом от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
64. Утратил силу. — Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ.
64.1. До 31 декабря 2023 года заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта. Положения настоящей части не применяются, если контрактом предусмотрена выплата аванса и при этом расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению.
(часть 64.1 введена Федеральным законом от 16.04.2022 N 104-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 420-ФЗ)
65. Утратил силу. — Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ.
65.1. По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 — 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
(часть 65.1 введена Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 420-ФЗ)
(часть 65.2 введена Федеральным законом от 28.06.2022 N 231-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 420-ФЗ)
65.3. До 31 декабря 2023 года по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
(часть 65.3 введена Федеральным законом от 04.11.2022 N 420-ФЗ)
(часть 66 введена Федеральным законом от 04.04.2020 N 107-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 31.07.2020 N 249-ФЗ, от 30.12.2020 N 501-ФЗ, от 28.06.2022 N 231-ФЗ)
(часть 67 введена Федеральным законом от 04.04.2020 N 107-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 31.07.2020 N 249-ФЗ, от 30.12.2020 N 501-ФЗ, от 28.06.2022 N 231-ФЗ)
68. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
69. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, также применяются к выявленному объекту культурного наследия.
(часть 69 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
70. В случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в 2021 и 2022 годах положения пункта 8 части 1 статьи 95 настоящего Федерального закона также применяются к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
(часть 70 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 476-ФЗ)
71. Установить, что в 2022 и 2023 годах при определении заказчиками из числа федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений или государственных унитарных предприятий, а также муниципальных медицинских организаций объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.
(часть 71 введена Федеральным законом от 26.03.2022 N 64-ФЗ)
72. Установить, что до 31 декабря 2023 года на предусмотренные пунктом 56 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, подведомственные им государственные учреждения и государственные унитарные предприятия, на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона не распространяются ограничения в части предельного размера годового объема таких закупок, составляющего пятьдесят миллионов рублей.