- Имущество банкрота не реализовано
- Статья 139. Продажа имущества должника
- Имущество банкрота не реализовано
- Судебная практика: Имущество банкрота не реализовано
- Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Имущество банкрота не реализовано
- Нормативные акты: Имущество банкрота не реализовано
- Определение 4-7.32-53/00-04-18
- 4 статьи 139 закона о банкротстве
- Решение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2017 г. N АКПИ17-86 О признании недействующим подпункта «б» пункта 3.1.2 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (приложение N 1), утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 495
- Именем Российской Федерации
- Обзор документа
Имущество банкрота не реализовано
Статья 139. Продажа имущества должника
1. В течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.
В течение двух месяцев с даты поступления такого требования конкурсный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.
Сведения об отчете об оценке имущества должника, указанные в абзаце пятом пункта 5.1 статьи 110 настоящего Федерального закона, с приложением копии такого отчета об оценке в форме электронного документа подлежат включению конкурсным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии такого отчета об оценке в форме электронного документа.
Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение.
1.1. В течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье — имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения:
подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона;
о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения;
о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.
Порядок продажи имущества должника может предусматривать, что, если имущество должника не было реализовано на первых торгах, имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов, при этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества должника, начинается заново.
Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе утвердить иной порядок продажи имущества должника, чем тот, который был предложен конкурсным управляющим.
Порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.
Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано.
2. В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.
3. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 — 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.
4. В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.
Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.
В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.
В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.
С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.
5. Имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.
6. Действие положений настоящей статьи не распространяется на случаи реализации имущества должника, которое является продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности.
Имущество банкрота не реализовано
Подборка наиболее важных документов по запросу Имущество банкрота не реализовано (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Имущество банкрота не реализовано
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2021 N 16АП-3514/2020 по делу N А63-21297/2019
Требование: Об отмене определения о завершении реализации имущества гражданина.
Решение: Определение отменено. Данные обстоятельства свидетельствуют о намеренном сокрытии должником от суда первой инстанции и финансового управляющего сведений о наличии кредитора в лице Селедцова Г.Н. и принадлежащем Гришко Т.Ю. имуществе, отчужденном в преддверии банкротства и не реализованном в процедуре банкротства должника.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Имущество банкрота не реализовано
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при реализации имущества несостоятельной организации
(Кудинова М.С.)
(«Арбитражные споры», 2020, N 2) Если торги были признаны несостоявшимися и договор купли-продажи с победителем не был заключен, то конкурсный управляющий принимает решение о проведении повторных торгов и устанавливает начальную цену (пункт 18 статьи 110 Закона о банкротстве). Если и на повторных торгах имущество не реализовано, то оно выставляется на продажу посредством публичного предложения (пункт 4 статьи 139 Закона о банкротстве).
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обзор судебной практики по вопросам реализации имущества организации-банкрота
(Кудинова М.С.)
(«Имущественные отношения в Российской Федерации», 2019, N 4) Если торги были признаны несостоявшимися и договор купли-продажи с победителем не был заключен, то конкурсный управляющий принимает решение о проведении повторных торгов и устанавливает начальную цену (п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве). Если и на повторных торгах имущество не реализовано, то оно выставляется на продажу посредством публичного предложения (п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве).
Нормативные акты: Имущество банкрота не реализовано
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 28.06.2022, с изм. от 21.07.2022)
«О несостоятельности (банкротстве)» 5. Если финансовый управляющий не сможет реализовать в установленном порядке принадлежащие гражданину имущество и (или) права требования к третьим лицам и кредиторы откажутся от принятия указанных имущества и (или) прав требования в счет погашения своих требований, после завершения реализации имущества гражданина восстанавливается его право распоряжения указанными имуществом и (или) правами требования. При этом имущество, составляющее конкурсную массу и не реализованное финансовым управляющим, передается гражданину по акту приема-передачи. В этом случае пункт 1 статьи 148 настоящего Федерального закона не применяется.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51
(ред. от 25.12.2018)
«О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей» 33. Если судебный пристав-исполнитель или конкурсный управляющий не сможет реализовать принадлежащее должнику имущество, в том числе принадлежащие ему права требования к третьим лицам, в установленном порядке и кредиторы откажутся от принятия названного имущества в счет погашения своих требований, то после завершения конкурсного производства по делу о банкротстве у должника восстанавливается право распоряжения указанным имуществом. При этом не реализованные судебным приставом-исполнителем или конкурсным управляющим вещи из состава конкурсной массы передаются должнику с составлением соответствующего акта; пункт 1 статьи 148 Закона о банкротстве при банкротстве граждан не применяется.
Определение 4-7.32-53/00-04-18
Я, заместитель начальника Управления контроля строительства
и природных ресурсов ФАС России Малая Оксана Сергеевна, рассмотрев жалобу <. >на действия организатора торгов — конкурсного управляющего <. >, оператора электронной площадки –
АО «Российский аукционный дом» при проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника
ОАО «Связьстрой-1» (лот № 9) и принятое по результатам рассмотрения указанной жалобы решение ФАС России от 13.06.2017 № Т-69/17, руководствуясь статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП), в отношении <. >,
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <. >(далее – Заявитель), направленная письмом Воронежского УФАС России от 02.06.2017 № 01-16/2385 (вх. № 85105-ЭП/17 от 05.06.2017), на действия организатора торгов – конкурсного управляющего
<. >, оператора электронной площадки – АО «Российский аукционный дом» (далее – Оператор) при проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника
ОАО «Связьстрой-1» (лот № 9) (далее – Торги; Жалоба).
Жалоба была принята к рассмотрению ФАС России в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 29 (далее — Комиссия ФАС России) было установлено следующее.
19.04.2017 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, 21.04.2017 на официальном сайте газеты «Коммерсантъ» (в печатной версии 22.04.2017 № 71 (6065)) <. >было размещено сообщение
о проведении Торгов, согласно которому Торги проводятся на электронной площадке «Российский аукционный дом», расположенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www .lot-online.ru
(далее – сайт Оператора); дата и время начала подачи заявок на участие
в Торгах – 24.04.2017 в 10:00; дата и время окончания подачи заявок
на участие в Торгах – 21.07.2017 в 10:00; начальная цена продажи имущества должника – 1 028 500 руб.
Согласно Жалобе 25.05.2017 в 09:59:06 на втором периоде снижения начальной цены продажи имущества должника, определенном периодом
с 10:00 11.05.2015 по 10:00 25.05.2017 и начальной ценой продажи имущества должника в размере 935 000,00 руб., Заявителем была подана единственная заявка на участие в Торгах с ценовым предложением в размере 1 051 900,00 руб.
Между тем в соответствии с Протоколом о результатах продажи
в электронной форме посредством публичного предложения имущества должника ОАО «Связьстрой-1» № РАД-105626 от 25.05.2017 (далее – Протокол о результатах) победителем Торгов был признан участник Торгов, заявка
на участие в Торгах которого поступила 25.05.2017 в 10:00:01, то есть в третьем периоде снижения цены продажи имущества должника, определенном периодом времени с 10:00 25.05.2017 по 10:00 08.06.2017, что, по мнению Заявителя, является нарушением положений статьи 139 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон
о банкротстве).
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора пояснил, что при организации и проведении Торгов Оператор руководствовался требованиями Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее – Порядок), Регламента Системы электронных торгов (СЭТ) АО «Российский аукционный дом»
при проведении электронных торгов при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее – Регламент).
Согласно пункту 5.2 Порядка при проведении торгов в форме публичного предложения оператор электронной площадки направляет организатору торгов все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные
и не отозванные до окончания срока представления заявок для определенного периода проведения торгов, и приложенные к ним документы с указанием
даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки не позднее тридцати минут после окончания периода проведения торгов.
Если имеются заявки на участие в торгах, представленные
и не отозванные до окончания срока представления заявок для соответствующего периода проведения торгов, организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта формирует протокол об определении участников торгов и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью,
оператору электронной площадки не позднее пяти календарных дней после окончания периода проведения торгов.
Аналогичные положения содержатся в пункте 8.3 Регламента.
По результатам рассмотрения представленных Оператором заявок
на участие в Торгах <. >был сформирован и подписан квалифицированной электронной подписью Протокол об определении участников продажи в электронной форме посредством публичного предложения имущества должника ОАО «Связьстрой-1» № РАД-105626
от 25.05.2017 (далее – Протокол об определении участников), согласно которому к участию в Торгах были допущены 2 участника: Заявитель, подавший заявку на участие в Торгах 25.05.2017 в 09:59:06 и участник, признанный победителем Торгов, подавший заявку на участие в Торгах 25.05.2017 в 10:00:01.
Согласно Журналу действий, представленному Оператором, 25.05.2017 участником, признанным победителем Торгов, были совершены следующие действия на сайте Оператора:
4 статьи 139 закона о банкротстве
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Решение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2017 г. N АКПИ17-86 О признании недействующим подпункта «б» пункта 3.1.2 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (приложение N 1), утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 495
Решение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2017 г. N АКПИ17-86 О признании недействующим подпункта «б» пункта 3.1.2 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (приложение N 1), утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 495
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мариничевой А.В.
о признании недействующими подпункта «б» пункта 3.1.2 в части и абзаца четвёртого пункта 5.2 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (приложение N 1), утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 495, установил:
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 495 утверждён Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (приложение N 1) (далее — Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 февраля 2016 г., регистрационный номер 41182, размещён на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 26 февраля 2016 г.
Согласно подпункту «б» пункта 3.1.2 Порядка в случае проведения торгов посредством публичного предложения в заявке на проведение торгов указывается величина снижения начальной цены продажи имущества или предприятия должника, которая должна составлять от пяти до пятнадцати процентов начальной цены продажи, установленной для первого периода проведения торгов.
Абзацем четвёртым пункта 5.2 названного Порядка во взаимосвязи с абзацем вторым этого же пункта предусмотрено, что оператор электронной площадки направляет организатору торгов все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для определённого периода проведения торгов, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки не позднее тридцати минут после окончания периода проведения торгов.
Мариничева А.В., являясь арбитражным управляющим, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими подпункта «б» пункта 3.1.2 Порядка в части слов «которая должна составлять от пяти до пятнадцати процентов начальной цены продажи, установленной для первого периода проведения торгов» и абзаца четвёртого пункта 5.2 Порядка, ссылаясь на их противоречие пунктам 7.1, 10, 12 статьи 110, пунктам 1.1, 4 статьи 139 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
По мнению административного истца, оспариваемые нормативные положения препятствуют реализации имущества или предприятия должника по наиболее высокой цене и фактически ограничивают привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей, что, в свою очередь, не соответствует установленным Законом о банкротстве целям реализации имущества или предприятия должника.
Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Порядок издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Евсеев М.Л. поддержал заявленные требования.
Представители Министерства экономического развития Российской Федерации Абрамян Н.К., Козко Е.В. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецов М.Ю. не признали административный иск.
Выслушав объяснения представителя административного истца Евсеева М.Л., возражения представителей Министерства экономического развития Российской Федерации Абрамян Н.К., Козко Е.В., Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецова М.Ю., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым частично удовлетворить заявленные требования, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в части.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 110, пункту 3 статьи 111 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в электронной форме проводятся торги по продаже предприятия, недвижимого имущества, ценных бумаг, имущественных прав, заложенного имущества, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, вещи, рыночная стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, в том числе неделимой вещи, сложной вещи, главной вещи и вещи, связанной с ней общим назначением (принадлежность), а также иных видов имущества (в том числе имущественных прав), определяемых регулирующим органом.
Устанавливая вышеуказанные требования к содержанию сообщения о проведении торгов посредством публичного предложения, федеральный законодатель не определил пределы величины снижения начальной цены продажи имущества в отличие, например, от указания повышения начальной цены продажи предприятия на «шаг аукциона» согласно пункту 13 статьи 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении торгов с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия.
К компетенции собрания кредиторов или комитета кредиторов относится и утверждение изменений порядка, сроков и (или) условий продажи имущества или предприятия должника (пункт 2 статьи 139).
По смыслу приведённых законоположений, величина снижения начальной цены продажи имущества относится к числу условий продажи имущества, определение которых в рассматриваемом случае не относится к полномочиям Министерства экономического развития Российской Федерации, а является компетенцией собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Доводы возражений административного ответчика основаны на ошибочном отождествлении порядка проведения торгов в электронной форме и порядка продажи имущества должника, включая его сроки и условия, которые по нормам Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» имеют различное правовое содержание.
С учётом перечисленных обстоятельств нормативное регулирование величины снижения начальной цены продажи имущества или предприятия должника противоречит приведённым нормам и осуществлено Министерством экономического развития Российской Федерации с превышением предоставленных данному органу полномочий.
Следовательно, в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подпункт «б» пункта 3.1.2 Порядка в части определения пределов величины снижения начальной цены продажи имущества или предприятия должника от пяти до пятнадцати процентов начальной цены продажи, установленной для первого периода проведения торгов, подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, так как до вынесения решения на основании Порядка, который применялся, были реализованы гражданские права.
В свою очередь, требование Мариничевой А.В. о признании недействующим абзаца четвёртого пункта 5.2 Порядка не подлежит удовлетворению, поскольку доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного положения Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» лишены правовых оснований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определённого периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения (абзац пятый).
В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определённого периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество (абзац шестой).
В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определённого периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения (абзац седьмой).
Оспариваемое предписание о том, что оператор электронной площадки направляет организатору торгов все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для определённого периода проведения торгов, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки не позднее тридцати минут после окончания периода проведения торгов, не противоречит правилам пункта 4 статьи 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
При этом содержание оспариваемого нормативного положения относится непосредственно к порядку проведения торгов в электронной форме, поскольку регулирует правоотношения, возникающие между оператором электронной площадки, организатором торгов, а также заявителями — лицами, представившими заявки на участие в торгах, которые не были отозваны.
Вопреки доводам административного истца оспариваемый в части пункт соответствует требованиям статьи 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Абзацем третьим пункта 4 статьи 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьёй 110 данного федерального закона.
Пунктом 11 статьи 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в торгах в любое время до окончания срока представления заявок на участие в торгах (абзац семнадцатый).
Анализ перечисленных норм позволяет сделать вывод, что заявка на участие в торгах одновременно является и предложением заявителя о цене имущества должника, которое может быть сделано в определённый период проведения торгов, именно по окончании которого организатор торгов, получая от оператора электронной площадки зарегистрированные и не отозванные заявки для данного периода, сначала принимает решение о допуске заявителей к участию в торгах, а впоследствии из числа признанных участников торгов устанавливает, кому из них принадлежит право приобретения имущества должника.
Федеральным законом не установлены требования, обязывающие оператора электронной площадки направлять организатору торгов зарегистрированные заявки в иные сроки, чем этом предусмотрено оспариваемым пунктом Порядка.
Так как абзац четвёртый пункта 5.2 Порядка не противоречит действующему законодательству, он не может быть признан недействующим.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления Мариничевой А.В. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трёхсот) рублей согласно чеку-ордеру от 25 января 2017 г. Ввиду частичного удовлетворения требований Мариничевой А.В. данные судебные расходы подлежат взысканию с Министерства экономического развития Российской Федерации в её пользу.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
административное исковое заявление Мариничевой А.В. удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт «б» пункта 3.1.2 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (приложение N 1), утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 495, в части определения пределов величины снижения начальной цены продажи имущества или предприятия должника от пяти до пятнадцати процентов начальной цены продажи, установленной для первого периода проведения торгов.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт.
Взыскать с Министерства экономического развития Российской Федерации в пользу Мариничевой А.В. расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 (трёхсот) рублей.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации | Ю.Г. Иваненко |
Обзор документа
Некоторые из норм ведомственного акта, регулирующего порядок проведения электронных торгов при продаже имущества или предприятия при банкротстве, не прошли проверку на законность.
Так, по этим положениям при проведении торгов посредством публичного предложения в заявке, помимо прочего, указывается величина снижения начальной цены продажи.
Причем такая величина должна составлять от 5 до 15% от начальной цены продажи, установленной для первого периода проведения торгов.
Как указал ВС РФ, такое значение величины снижения цены федеральным законодателем не установлено.
По Закону о банкротстве упомянутая величина относится к числу условий продажи имущества, определение которых — в компетенции собрания кредиторов или их комитета (а не ведомства, утвердившего акт, нормы которого оспариваются).
С учетом этого упомянутые нормы признаются недействующими.
Между тем для признания таковыми иных оспариваемых положений этого же акта ВС РФ не нашел оснований. Согласно данным нормам оператор электронной площадки направляет организатору торгов все зарегистрированные заявки, представленные и не отозванные, не позднее 30 мин. после окончания периода проведения торгов.
ВС РФ пояснил, что такое требование не противоречит Закону о банкротстве, который не обязывает оператора направлять организатору торгов заявки в иные сроки.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: