- I. Общие положения
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ БАНКРОТСТВО
- Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННОЕ БАНКРОТСТВО» в других словарях:
- Банкротство государства как называется
- О правовом регулировании в Республике Беларусь предупреждения экономической несостоятельности (банкротства)
- Просто о дефолте
- Содержание
- Что такое дефолт
- Причины дефолта
- Чем грозит дефолт
- Суверенный дефолт: примеры
- Корпоративный дефолт: примеры
- Дефолт частного лица
- Кредитный рейтинг
- Что такое дефолт?
- Какого уровня бывают дефолты?
- Каковы последствия дефолта?
- Чем грозит дефолт?
I. Общие положения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БАНКРОТСТВО
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БАНКРОТСТВО — полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; наиболее яркая форма проявления финансового кризиса государства.
Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННОЕ БАНКРОТСТВО» в других словарях:
Государственное банкротство — полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам. См. также: Государственный долг Финансовый словарь Финам. Государственное банкротство Государственное банкротство полный или частичный отказ государства от… … Финансовый словарь
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БАНКРОТСТВО — (дефолт) полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; наиболее яркая форма проявления кризиса государственных финансов … Юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БАНКРОТСТВО — полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
Государственное банкротство — (англ. state bankruptcy) форма проявления кризиса гос ных финансов, состояние государства, при котором оно отказывается уплачивать государственные долги (как внешние, так и внутренние) или проценты по ним в полном объеме или частично вообще либо… … Энциклопедия права
Государственное банкротство — I так называется уменьшение бремени Г. долгов посредством нарушения прав кредиторов, выражающееся отречением правительства от точного исполнения своих по отношению к ним обязательств. В истории финансов встречаются различные приемы, посредством… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Государственное банкротство (2-я редакция) — Г. банкротством называется такое состояние государства, при котором оно отказывается уплачивать государственные долги или проценты по ним, в полном объеме или частью, совершенно или на некоторый срок. Банкротство может проистекать или из… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БАНКРОТСТВО — полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; наиболее яркая форма проявления финансового кризиса государства … Энциклопедический словарь экономики и права
государственное банкротство — дефолт полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; наиболее яркая форма проявления кризиса государственных финансов. * * * (англ. state bankruptcy) форма проявления кризиса гос ных финансов, состояние… … Большой юридический словарь
государственное банкротство — полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам … Словарь экономических терминов
государственное банкротство (дефолт) — полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; наиболее яркая форма проявления кризиса государственных финансов … Большой юридический словарь
Банкротство государства как называется
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.06.2012 N 657, от 29.06.2019 N 841)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.01.2012 N 34, от 18.10.2021 N 1764)
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также осуществляет полномочия собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства (за исключением случаев, когда полномочия собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти, органы публичной власти федеральной территории «Сириус»).
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.04.2009 N 385, от 18.10.2021 N 1764)
2. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.04.2020 N 491)
3. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.04.2020 N 491)
4. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
О правовом регулировании в Республике Беларусь предупреждения экономической несостоятельности (банкротства)
Актуальность настоящей статьи повышена в связи с тем, что в ней комплексно освещены все существующие пути и методы предупреждения экономической несостоятельности и банкротства, а также существующие проблемы их правового регулирования.
Следует тоже учитывать, что уже несколько последних лет идет интенсивная, но пока не очень результативная работа по совершенствованию отечественного законодательства о банкротстве.
Не менее важным обстоятельством, повышающим злободневность исследуемой проблемы, является и большое количество неплатежеспособных организаций в нашей стране дел, а также дел о банкротстве, рассматриваемых экономическими судами.
Общее количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве), находящихся в производстве экономических судов по состоянию на 01.07.2020, составило 1680 дел, из которых о банкротстве организаций частной формы собственности – 1481 дело (88,15 % от общего количества) 1 .
А общее количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве), находящихся в производстве экономических судов по состоянию на 01.01.2020, составило 1883 дела, из которых о банкротстве организаций частной формы собственности – 1677 дел (88,8 % от общего количества) 2 .
Понятно, что такая статистика не может никого успокаивать.
Системный взгляд на Закон о банкротстве показывает, что он регулирует вопросы предупреждения экономической несостоятельности и банкротства явно недостаточно. Проанализируем существующие правовые нормы на эту тему.
Во-первых, в статье 2 Закона о банкротстве указывается, что им регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и иные связанные с этим отношения. То есть в этой статье фактически только названы группы общественных отношений, регулируемых Законом о банкротстве. Одна из таких групп – отношения по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).
Во-вторых, орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), то есть Министерство экономики Республики Беларусь (далее – Минэкономики) и его Департамент по санации и банкротству, в пределах своей компетенции проводит государственную политику по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) (ст. 14 Закона о банкротстве).
Посмотреть на приемы и методы проведения такой государственной политики можно, в частности, с помощью:
К сожалению, среди основных направлений деятельности Минэкономики есть только такое и единственное общее направление, как обеспечение функционирования института экономической несостоятельности (банкротства). А вот направления или функции по координации работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по вопросам предупреждения экономической несостоятельности (банкротства) нет. Хотя схожие функции по иным вопросам записаны в Положении Минэкономики.
На наш взгляд, отсутствие координации является существенным упущением в организации и проведении государственной политики по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства). В частности, координация с такими государственными органами, как Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а также Министерством финансов Республики Беларусь по вопросам сомнительной дебиторской задолженности (сомнительных долгов) позволили бы выработать новые критерии для оценки и предупреждения неплатежеспособности (банкротства). Кстати, координация, о которой мы говорим здесь, помогла бы совершенствовать и правовое регулирование сомнительного долга, в чем есть необходимость.
Напомним, что сомнительным долгом в Беларуси признается дебиторская задолженность, возникшая в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая не погашена в срок, установленный договором или законодательством (если срок не установлен – в течение 12 месяцев с даты возникновения дебиторской задолженности), и не обеспечена соответствующими гарантиями (Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»);
комплекса мероприятий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и проведению процедур экономической несостоятельности (банкротства), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.09.2013 № 785 (далее – Комплекс мероприятий).
Как видим, этот правовой акт действует уже седьмой год и последний раз к нему возвращались четыре с лишним года назад с целью его совершенствования. Представляется, что не лишним будет ежегодно анализировать его выполнение и вносить соответствующие коррективы. Пассивность в предупреждении банкротства не может дать других результатов, кроме отрицательных.
На что, по нашему мнению, следует обратить внимание?
В первом же пункте Комплекса мероприятий указано, что Минэкономики должно на постоянной основе производить оценку финансового состояния и платежеспособности государственных организаций, выявлять среди них же неплатежеспособных.
Известно, что такой мониторинг проводится уже достаточно долго.
Возникает вопрос: почему оценивается финансовое состояние и платежеспособность только государственных организаций? Ответов можно получить большое количество: потому что государство не имеет права вмешиваться в частные дела, мониторинг стоит денег, функция предупреждения несостоятельности и банкротства лежит на собственнике и т.д.
Все ответы формально будут правильными, если не учитывать неформальных оттенков. А нюансы есть.
Первый, обратим внимание на форму собственности тех организаций, которые признаются экономическими судами несостоятельными и банкротами. Из приведенной выше официальной статистики видно, что в их числе организации частной собственности составляют абсолютное большинство. Поэтому «частники» должны быть не меньше заинтересованы в предупреждении своей несостоятельности и банкротства, а значит и в мониторинге.
Второй, проанализируем, несет ли государство какие-либо расходы в процедуре признания частных компаний несостоятельными и банкротами. Да, государство несет значительные расходы на содержание самих экономических судов, рассматривающих дела о банкротстве, на проведение возможных экспертиз, на все банкротные процедуры, вплоть до ликвидации банкротов-частников.
Третий, граждане какого государства работают в частных организациях, признаваемых несостоятельными и банкротами. Здесь ответ ясен заранее – граждане нашего белорусского государства, ради которых мы вместе строим не только правовое, но и социальное государство, несущее необходимые социальные расходы, а также наши налогоплательщики.
Поэтому у государства есть необходимые, в том числе конституционные, права на разумное правовое регулирование этих проблем.
Четвертый, что нам мешает создать фонд для накопления необходимых средств для оплаты расходов по процедурам предупреждения и проведения процедур несостоятельности и банкротства частных организаций? Пополнять этот фонд могут и должны как сами частные компании, так и государство. Отвечу, практически ничего.
Пятый, почему мы не устанавливаем законодательно обязанность собственника, учредителя, участника вести такой же мониторинг финансового состояния и платежеспособности частных компаний?
Подобных нюансов можно набрать большое количество практически по каждому пункту Комплекса мероприятий. Конечно, одномоментно такие вопросы не решить, нужны большие финансовые, организационные, людские и иные ресурсы. Поэтому и нужна программа на несколько лет. Но если не делать ничего годами, то ожидать сокращения банкротов не следует.
В-третьих, Закон о банкротстве (ст. 16) установил, что при государственных органах создаются и действуют комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), определил их цели и состав.
В статье 16 Закона о банкротстве установлено, что одной из основных целей данных комиссий является разработка и внесение в государственный орган предложений о принятии мер по досудебному оздоровлению. В масштабах регионов страны, а также отраслей экономики давно пора проанализировать, поступают ли такие предложения, их характер и реагирование на них государственных органов. Иными словами, пора показать действенность комиссий по предупреждению банкротства.
В-четвертых, Закон о банкротстве (ст. 17) определил специальные меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).
Но редакция самой статьи 17 Закона о банкротстве не совсем удачна. Она, с одной стороны, императивно установила обязанность руководителей организаций, собственников имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, индивидуальных предпринимателей, государственных органов в пределах своей компетенции своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), а также для проведения досудебного оздоровления осуществлять меры по улучшению финансового состояния юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создавать условия для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности. И это правильно.
Но, с другой стороны, эта же статья 17 Закона о банкротстве указывает только, что лица не обязаны, но могут:
изменять структуру и состав органов управления юридических лиц и иных организаций;
содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий;
реорганизовывать юридические лица и т.д.
Здесь же, наоборот, нужна была правовая формула, обязывающая перечисленных лиц при наличии оснований выполнять указанные в законе мероприятия.
Более того, получается так, что отдельные правовые нормы Закона о банкротстве в каком-то смысле противоречат правовым нормам кодифицированных нормативных правовых актов.
Например, в ст. 17 Закона о банкротстве называется только право руководителей организаций, собственников имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, индивидуальных предпринимателей взыскивать дебиторскую задолженность. А в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее – ГК) говорится об обязанности взыскивать дебиторскую задолженность:
- ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. В свою очередь, ликвидационную комиссию обязан создать собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный учредительными документами, принявшие решение о ликвидации юридического лица (ст. 58 ГК).
Кроме того, в Законе о банкротстве, либо в иных законодательных актах нужно было продолжить (раскрыть, конкретизировать) эту правовую идею, обязывающую определенный круг полномочных лиц:
- принимать меры по предупреждению несостоятельности и банкротства;
- изменять структуру и состав органов управления юридических лиц и иных организаций;
- взыскивать дебиторскую задолженность;
- привлекать инвестиции;
- содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий;
- реорганизовывать юридические лица и т.д.
Ведь до настоящего времени в действующих законодательных актах нет даже определения понятия «дебиторская задолженность», отсутствует правовое регулирование и методические разработки по управлению дебиторской задолженностью, неполно урегулированы вопросы по сомнительному долгу и т.д.
В-пятых, в каком-то окаменевшем состоянии находятся правовые нормы статьи 19 Закона о банкротстве. Законодателем они предусматривались в качестве возможных стимулирующих рычагов, которые ограничивают размер ответственности по обязательным платежам в период принятия мер по предупреждению банкротства и способствуют досудебному оздоровлению. Однако отсутствие аналитических материалов о практике применения этих правовых норм не дает возможности судить об их эффективности или необходимости их совершенствования.
Между тем стоит признать, а может и зафиксировать в новом законе о банкротстве, что наличие эффективного анализа базовых критериев несостоятельности (банкротства) у должника, его кредиторов, собственника и иных заинтересованных лиц является существенной предпосылкой предупреждения несостоятельности и банкротства.
В-шестых, статья 125 Закона о банкротстве, казалось бы, устанавливает высокую планку требований для продления срока санации на пять лет: должно быть подано в экономический суд ходатайство государственного органа, согласованное с Советом Министров Республики Беларусь, к которому прикладывается обоснование, в том числе экономическое, необходимости продления срока санации, а также заключение комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) по плану санации.
На практике такие требования приводят к тому, что до уровня Правительства страны редко кто доходит с подобными ходатайствами. Нередко конкретные дела о банкротстве, по которым была объявлена санация, заканчиваются ликвидацией должника, что приводит к еще большим убыткам для должника, кредиторов и государства.
Поэтому целесообразно определить уровень государственного органа или собственника для подобного согласования в зависимости от формы собственности должника, его значимости для экономики региона, отрасли, государства.
Представляется, что, возможно, следует поменять местами формы правовых актов в данном случае: от государственного органа или собственника – заключение, от комиссии по предупреждению несостоятельности и банкротства – согласование.
В-седьмых, на наш взгляд, реальное и эффективное предупреждение несостоятельности и банкротства в новом законе о банкротстве следует поставить во главу угла, то есть сделать его стимулирующим фактором для получения должником соответствующих преференций со стороны кредиторов, банков, государства и иных инвесторов, для упрощения и (или) сокращения отдельных сложных банкротных процедур, для снижения ответственности, наступления иных негативных последствий и т.п.
Частично указанные вопросы могут быть решены с помощью новых, в том числе цифровых, технологий. Исследователи проблематики антикризисного управления и предупреждения несостоятельности правильно отмечают, что до сих пор применяются устаревшие методики определения степени риска возможного банкротства для должника. Государственный орган по делам о банкротстве, а также собственник должника и иные заинтересованные лица в рамках формально-количественного подхода нередко получают информацию о проблемах в деятельности должника чересчур поздно, т.е. когда уже трудно принять эффективные корректирующие меры.
Поэтому существующие и ожидаемые объективные экономические процессы требуют от Правительства страны, Министерства экономики Республики Беларусь, иных государственных органов, а также собственников и иных заинтересованных лиц перехода от последующего контроля в секторе несостоятельности к пруденциальному (предварительному) контролю.
«В настоящее время в мировой практике в данной сфере применяются следующие категории технологий:
RegTech (Regulatory Technology) – цифровые технологии, используемые коммерческими организациями в целях автоматизации процессов выполнения требований регулирующих органов в определенной сфере и управления собственными рисками;
SupTech (Supervision technology) – технологии, аналогичные по смыслу RegTech, но используемые уже со стороны регулирующих органов, автоматизирующие контрольно-надзорные мероприятия и обеспечивающие возможность мониторинга данных в режиме реального времени или приближенного к нему» 3 .
В-восьмых, с целью повышения эффективности разработок по законодательному регулированию эффективного предупреждения несостоятельности и банкротства следует активно привлечь экономическую и юридическую науку. В частности, следует изучить опыт других государств, научные исследования, практику применения по этим вопросам и трансформировать его на национальном уровне.
Так, в Российской Федерации для руководителя должника в статье о мерах по предупреждению несостоятельности и банкротству организаций Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прописана обязанность в случае возникновения признаков банкротства, установленных Законом, включить сведения о наличии таких обстоятельств в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, а также в разумный срок предпринять все зависящие от него разумные необходимые меры, направленные на предупреждение банкротства должника.
Руководитель должника и иные его органы, а также учредители (участники) должника и иные контролирующие должника лица со дня, когда они узнали или должны были узнать о наличии указанных обстоятельств, обязаны действовать с учетом интересов кредиторов, в частности не допускать действия (бездействие), которые могут заведомо ухудшить финансовое положение должника.
Приведенные в настоящей статье меры, по нашему мнению, могут оказать действенную помощь в реальном предупреждении несостоятельности и банкротства в Республике Беларусь.
1 Справка по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), находящимся в производстве экономических судов в период с 01.06.2020 по 01.07.2020 // Режим доступа: http://www.court.gov.by/ru/online-help/bankr_inf/5ae91e33e4144cee.html . Дата доступа: 06.08.2020 г.
2 Справка по делам о банкротстве с 01.12.2019 по 01.01.2020 // Режим доступа: https://jurist.by/statia/opublikovana-spravka-po-delam-o-bankrotstve-s-01122019-po-01012020-jur . Дата доступа: 06.08.2020 г.
3 Присяжнюк Я. М. Цифровые технологии предупреждения банкротства кредитных организаций // Предпринимательское право. 2019. № 3. С. 56–60.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 17 августа 2020 г.
Просто о дефолте
4 марта одна из главных российских IT-компаний — «Яндекс» — предупредила инвесторов о возможном дефолте. О возможности этого явления, но уже на уровне государства рассказали крупнейшие рейтинговые агентства — по их мнению, в долгосрочной перспективе в России есть вероятность дефолта по кредитам в иностранной валюте. Разбираемся в том, что такое дефолт для компаний и государств, когда его объявляют и какими он грозит последствиями.
Содержание
Что такое дефолт
Дефолт — это явление, при котором заемщик не может выплатить долги кредиторам. Речь может идти как о выплате процентов, так и обо всей суммы займа.
Существует два вида дефолта: обычный и технический. Первый еще называют банкротством. Главное отличие двух видов в том, что технический дефолт объявляет должнику сам кредитор. В то время как о банкротстве заявляет сам заемщик.
Понятие дефолта применимо ко всем субъектам экономики: к государствам, компаниям и физическим лицам. В первом случае это называется «суверенным дефолтом», а порядок возмещения ущерба другим странам решается на межгосударственном уровне.
Если говорить о компаниях, то за объявлением дефолта может следовать полная ликвидация организации и распродажа ее имущества. На вырученные деньги закрываются обязательства перед кредиторами. Если масштабы дефолта не так велики, можно продать часть имущества компании и не закрывать ее целиком.
Наконец, в случае с физлицами объявление банкротства — долгая процедура, которая подразумевает прохождение юридических инстанций для разрешения споров между заемщиком и кредиторами. Как правило, обычные граждане защищены законами от несправедливых требований.
Причины дефолта
Как и в случае с другими кризисными ситуациями, дефолту могут предшествовать разные обстоятельства. Среди основных причин можно выделить следующие:
- Неэффективное управление. На первом месте среди причин дефолта стоит неграмотное распределение средств и ресурсов. Если у человека, компании или государства не осталось денег для выплаты кредитов, заработать еще нельзя, а брать новые уже невозможно, то объявляется дефолт.
- Форс-мажор. Обстоятельства непреодолимой силы могут сильно повлиять на жизнь как отдельно взятого человека, так и целого государства. К форс-мажору относятся, например, все события «черного лебедя» — экономические и политические потрясения, а также масштабные катастрофы.
Помимо этого, дефолту могут предшествовать и другие действия. Например, компания может столкнуться с резким усилением конкуренции и растерять позиции на рынке, хотя еще некоторое время назад прогнозы позволяли взять новые средства взаймы. К объявлению дефолта на корпоративном уровне могут привести серьезные задержки в поставках материалов. Большинство таких ситуаций можно избежать, если задуматься об антикризисных мерах заранее — скажем, создать особый фонд.
Если же говорить про государство, то к указанным выше причинам можно также добавить политические. Например, излишняя концентрация на социальной политике при несбалансированном бюджете. Кроме того, государства могут быть подвергнуты ограничениям (санкциям) со стороны других участников международного сообщества. Стоит упомянуть и «голландскую болезнь» — когда государство сосредотачивается на одной статье дохода, которая приносит наибольший доход. Чаще всего речь идет о нефти или газе.
В то же время не стоит забывать, что одна из этих причин не обязательно приведет к дефолту. В большинстве случаев его объявляют в результате череды последовательных действий.
Чем грозит дефолт
В первую очередь дефолт опасен сам по себе — в конце концов он несет ряд новых проблем. Как уже было сказано выше, компания может выставить на продажу часть собственности (а то и всю) и даже закрыться.
Объявление дефолта компанией приведет к тому, что в будущем кредиторы будут с большим скепсисом относиться к ее платежеспособности. Это же справедливо и для государств — другие страны с меньшей охотой дадут кредит властям, которые не смогли погасить долг.
В определенной степени кредитного рейтинга касается и физлиц. После банкротства кредитная история человека естественно становится хуже, и в будущем получить кредит, особенно на выгодных условиях, может стать невозможным. В каком-то смысле банкротство — это катастрофа для кредитной истории физического лица.
Если же дефолт объявил, скажем, банк, в котором вы взяли кредит, то его, скорее всего, придется выплатить. Особенно если речь идет об ипотеке. Велик шанс того, что ваш долг выкупит другая кредитная организация, в пользу которой продадут активы разорившегося банка.
Суверенный дефолт: примеры
Наиболее известны случаи, когда о банкротстве объявляли государства. Дело в том, что такие события происходили достаточно редко, но в то же время приводили к мгновенным изменениям в жизни миллионов людей.
Естественно, в русскоязычных источниках чаще всего вспоминают дефолт 1998 года в России. Тогда управленцы еще не до конца освоились в рыночной системе, а поэтому совершали много ошибок, которые накопились как снежный ком.
Стране были нужны зарубежные кредиты в больших количествах, поэтому накопился огромный госдолг. В итоге резервы Центробанка оказались заметно ниже объема обязательств перед кредиторами. Параллельно с этим цены на сырье сильно упали, потянув за собой доходы властей. В итоге курс рубля упал больше чем в три раза, а Центробанк попытался стабилизировать обстановку, подняв ключевую ставку до 42%, что сделало кредитование практически невозможным. Множество вкладчиков потеряли свои сбережения, рублевые накопления резко обесценились, а зарубежные кредиторы стали гораздо меньше доверять стране.
Другой известный пример — дефолт 2001 года в Аргентине. Тогда власти страны неграмотно распределились деньгами, полученными во время фазы активного роста экономики. Незадолго до дефолта Аргентина активно вкладывала средства в социальную сферу, приватизировала государственные компании и стремилась к созданию хороших условий для зарубежных инвесторов. Однако в 2001 году власти объявили, что отказываются выплачивать долги иностранным кредиторам.
Корпоративный дефолт: примеры
Один из крупнейших корпоративных дефолтов за всю историю — банкротство Lehman Brothers. Объемы активов компании, оказывавшей финансовые услуги, на пике составляли $691 млрд. На момент дефолта она была на 4-м месте среди инвестиционных компаний.
Lehman Brothers стала самой крупной жертвой мирового финансового кризиса. Компания объявила о банкротстве 5 сентября 2008 года. Соответственно, дефолт Lehman Brothers произошел из-за того, что она напрямую участвовала в сделках с ипотечным кредитованием с высоким уровнем риска. Кроме того, бухгалтеры Lehman Brothers, как выяснилось позже, приукрашали финансовые результаты компании.
Еще одна жертва мирового финансового кризиса — банковский холдинг Washington Mutual. В 2008 году компания потеряла 95% стоимости по той же причине, что и Lehman Brothers — из-за участия в ипотечном кредитовании с высоким риском. В итоге оставшиеся после банкротства активы компании продали JPMorgan Chase.
Еще один достаточно недавний пример — трудности с платежным балансом стран Евросоюза в 2010 году (Греция, Испания, Португалия, Ирландия, Исландия).
Дефолт частного лица
Рассмотрим случай дефолта частного лица.
Допустим, человек берет кредит в банке и не может его выплатить. В законодательстве разных стран для таких случаев предусмотрены разные процедуры.
Например, в США действует закон о банкротстве, согласно которому регулируются подобные ситуации.
Как правило, у частного лица, которое стало банкротом, для погашения долгов конфискуют большую часть имущества. То, что человек может использовать для заработка (автомобиль и т.д.), у него не забирают. Не лишают его и предметов первой необходимости.
В случае, если себя объявил банкротом человек со стабильным доходом, кредиторы могут предоставить ему долговременную отсрочку или рассрочку платежа.
Закон о банкротстве физических лиц существует и в России. Согласно главе Х этого закона, которая касается банкротства граждан, долг неплатежеспособного человека может быть реструктуризирован (рассрочка платежей сроком до трех лет). Еще один вариант развития событий — реализация имущества должника. Человеку дается шесть месяцев, в течение которых он может расплатиться с долгами. Если за этот срок долги не погашены — они выплачиваются за счет реализации его имущества, а все остальное, что погасить не удалось — списывается.
Кредитный рейтинг
Кредитный рейтинг — это мнение о кредитоспособности самого заемщика или его кредитоспособности в отношении конкретных долговых обязательств. Оно составляется рейтинговыми агентствами.
Как рассчитываются кредитные рейтинги? Выводы делаются на основе оценки финансовой истории участника рынка (компания, государство), а также оценки размера его собственности и финансовых обязательств.
Стоит учитывать, что кредитные рейтинги всегда относительны, а их главная задача — дать потенциальным инвесторам и кредиторам информацию о способности того или иного участника рынка выполнять свои финансовые обязательства.
Среди самых крупных мировых рейтинговых агентств можно выделить Moody’s, Standard and Poor’s, Fitch Ratings.
Что такое дефолт?
Дефолт — это невозможность погасить долги в срок, финансовая несостоятельность заемщика. Также бывает технический дефолт — его объявляет уже кредитор.
Какого уровня бывают дефолты?
Дефолт может произойти как на уровне частного лица или компании, так и на уровне целого государства.
Каковы последствия дефолта?
Зависит от законодательства. Частному лицу могут отсрочить долги, могут конфисковать в счет их оплаты имущество и т.д. Если дело касается компании, то она скорее всего станет банкротом. В случае дефолта страны вопросы погашения задолженности регулируются на уровне международного права.
Чем грозит дефолт?
Независимо от того, кто объявил дефолт — государство, компания или человек — будущие кредиторы будут более скептически относиться к перспективе выдать новую ссуду заемщику. Личную кредитную историю объявление банкротства может испортить навсегда.
Материалы, представленные на этом веб-сайте, предназначены только для информационных целей, не являются инвестиционным исследованием и не должны рассматриваться в качестве инвестиционного совета. Любое мнение, которое может быть представлено на этой странице, является субъективной точкой зрения на объект сообщения автора материала, не является рекомендацией ООО «Карренси Ком Бел» или его партнёров. Мы не делаем никаких заявлений и не даем никаких гарантий относительно точности или полноты информации, представленной на этой странице. Полагаясь на информацию на этой странице, вы признаете, что действуете осознанно и самостоятельно и принимаете соответствующий риск.