Нанометры от планов до банкротства

Облигации — это вид ценных бумаг, который пользуется все бо́льшим спросом.

В «Россети Волга» называют заявление о банкротстве безосновательным

В ПАО «МРСК Волги» («Россети Волга») не видят оснований для возбуждения процедуры банкротства компании. Как сообщили «Ъ-Средняя Волга» в ПАО, признание естественной монополии несостоятельной может произойти только при наличии ряда обстоятельств.

В «МРСК Волги» отметили, что банкротство компании может быть запущено только при наличии задолженности с его стороны в размере не менее 1 млн руб. Денежные требования к субъекту естественной монополии должны быть не исполнены последним в течение шести месяцев, в том числе в рамках исполнительного производства.

«Несмотря на то, что право на подачу заявления о признании должника (субъекта естественной монополии) банкротом возникает через шесть месяцев с момента вступления решения суда в силу, после проведения всех необходимых процедур для взыскания задолженности, пензенская землеустроительная компания поторопилась подать заявление о банкротстве. Исходя из требований закона нарушение указанных условий влечет отказ в принятии судом заявления о признании ответчика банкротом. Фактически разногласия двух хозяйствующих субъектов, инициированных ООО „Пенза ГПС“, находящегося в настоящее время в процессе ликвидации, безосновательно вышел за рамки судебного разбирательства по данному спору»,— пояснили в обществе.

ПАО «МРСК Волги» рассматривает вопрос об обжаловании решения Арбитражного суда Пензенской области, в соответствии с которым ПАО должно выплатить ООО «Пенза ГПС» 466,3 тыс. руб.

Нанометры от планов до банкротства

Краткая новейшая история российских полупроводников

Первая попытка запустить в России новый завод по производству полупроводников была предпринята еще в 2004 году. В разные годы полноценному запуску производства мешали отсутствие финансирования, сырость нидерландских складов и воссоединение Крыма с Россией.

Сергей Веремеенко

В 2004 году на тот момент совладелец «Русского угля», а сейчас депутат Госдумы Сергей Веремеенко заинтересовался проектом по созданию в Зеленограде нового предприятия, подготовленным группой инженеров завода «Ангстрем». Проект предполагал строительство производственного корпуса с «чистой комнатой» и сложной инженерной инфраструктурой, а также закупку оборудования, в том числе фотолитографических установок, способных работать по топологиям 130–90 нм. Мощность должна была составить 15–20 тыс. пластин 200 мм в месяц (каждая пластина в среднем вмещала 60–90 тыс. чипов). Под проект в итоге выделили самостоятельное АО «Ангстрем-Т», а затем господин Веремеенко начал искать поставщиков фотолитографических установок.

«Я в 2006 году ездил в Дрезден, где в то время ликвидировалась фабрика AMD. Мы подобрали интегратора и удачно провели переговоры по покупке фактически всей фабрики. После этого я понял, что не смогу получить настолько крупный кредит, чтобы купить оборудование и вложиться в модернизацию производственных корпусов. Для этого нужны были люди с серьезными лоббистскими возможностями»,— рассказывал “Ъ” господин Веремеенко.

Леонид Рейман

После этого финансирование нашлось. В апреле 2008 года ВЭБ одобрил предприятию кредитную линию на €815 млн под залог 100% акций и имущества. Деньги нужны были для покупки лицензии и оборудования AMD на чипы 130 нм, модернизации корпуса, строительство коммуникаций. Согласно отчету «Ангстрем-Т» от 2009 года, ввести завод планировалось в 2013 году. На полученные деньги был нанят подрядчик M+W Germany GmbH и выкуплена производственная линия в Дрездене.

Оборудование AMD отгрузили на склад в Нидерландах, где оно ждало окончания строительства «чистой комнаты», таможенного оформления и транспортировки в Россию. Но в 2009 году ВЭБ заморозил кредитную линию, что почти остановило модернизацию. Разморозить кредит удалось только через три года: 27 сентября 2011 года наблюдательный совет ВЭБа решил продолжить финансирование. Все это время установки, требующие сложной процедуры хранения, оставались на складе в Нидерландах и постепенно приходили в негодность, следует из протокола оценки имущества, подготовленного в декабре 2020 года.

В 2012 году генподрядчик все же приступил к строительству. Чтобы успеть за развитием рынка, «Ангстрем-Т» купил у американской IBM лицензию на чипы более продвинутой технологии 90 нм. Согласно отчету компании за 2012 год, производство планировалось запустить теперь уже в 2014 году.

Но вскоре начались новые проблемы: 1 марта 2014 года США приостановили выдачу лицензий на экспорт и реэкспорт в Россию оборудования, которое «способствуют наращиванию ее военного потенциала», из-за чего у «Ангстрем-Т» возникли сложности с экспортом купленных установок. Завод был запущен в пилотном режиме только в августе 2016 года.

Но уже спустя месяц по «Ангстрем-Т» нанесли самый серьезный удар: Бюро промышленности и безопасности США (BIS) ввело санкции против ряда российских предприятий, работающих на рынке микроэлектроники. В их числе были ПАО «Микрон», АО «Ангстрем» и АО «Ангстрем-Т». Это поставило крест на проекте. В декабре 2018 года ВЭБ.РФ фактически реализовал свое право залога, выкупив 100% акций предприятия за 1 руб. с целью «развития микроэлектронной промышленности». В январе 2019 года банк подал иск о банкротстве «Ангстрем-Т». Уже в октябре 2019 года предприятие признали банкротом. Требования кредиторов, включенных в реестр, составили 103 млрд руб. Из них 97 млрд руб. пришлось на ВЭБ.РФ. Банкротство предприятия продолжается до сих пор.

Грозит ли SpaceX банкротство из-за двигателей Raptor

В СМИ появилась информация о » возможном банкротстве SpaceX » за авторством самого Илона Маска. Как сообщается, во время праздничных дней в честь Дня благодарения основатель компании разослал работникам SpaceX официальное письмо, которое вскоре утекло в Сеть. Вначале его опубликовало не самое известное космическое медиа spaceexplored.com , позже подлинность сообщения подтвердил телеканал CNBC , который получил копию письма от своих источников.

Предлагаю ознакомиться с русским переводом отправленного Илоном Маском сообщения:

«К сожалению, кризис производства двигателей Raptor оказался намного хуже, чем казалось несколько недель назад. Когда мы разобрались с проблемами, возникшими после ухода предыдущего высшего руководства, они, к сожалению, оказались гораздо более серьезными, чем сообщалось. Эту пилюлю не подсластить.

Я собирался взять отпуск в эти выходные, как мои первые выходные за долгое время, но вместо этого я буду на производстве двигателей Raptor всю ночь и все праздники.

Если у вас нет критических семейных дел и вы можете физически вернуться в Хоторн (там находится производство Raptor — прим. ТАСС) — приезжайте. Нам понадобятся все силы, чтобы оправиться от того, что, откровенно говоря, надо назвать катастрофой.

Последствия для SpaceX, если мы не сможем создать достаточно надежных двигателей Raptor, заключаются в том, что мы не сможем использовать Starship, а это значит, что мы не сможем выпускать спутники Starlink второй версии (V2) (у Falcon не хватает ни места под головным обтекателем, ни полезной нагрузки, выводимой на орбиту, необходимых для спутника V2). Сами по себе спутники Starlink первого поколения V1 финансово слабые, а V2 — гораздо сильнее.

Кроме того, мы увеличиваем производство терминалов до нескольких миллионов единиц в год, что потребует огромных капиталовложений, но это сработает, только если спутники V2 будут на орбите, чтобы удовлетворить потребность пользователей в пропускной способности. В противном случае эти терминалы будут бесполезны.

Все сводится к тому, что мы столкнемся с реальным риском банкротства, если в следующем году мы не сможем достичь частоты полетов Starship хотя бы раз в две недели. Спасибо, Илон».

В чем суть проблемы?

Когда компания SpaceX еще только выходила на космический рынок со своей частично возвращаемой ракетой Falcon 9, Илон Маск часто говорил о том, что снижение цены за вывод килограмма полезной нагрузки на орбиту спровоцирует резкое увеличение спроса на пусковые услуги. Соответственно, станет гораздо больше компаний, желающих запустить свои спутники.

Цена действительно снизилась, пусть и не так сильно, как обещало руководство SpaceX, вот только это не привело к резкому увеличению количества запускаемых космических аппаратов (к примеру, в 2021 году SpaceX пока осуществила лишь четыре коммерческих запуска, не связанных с государственными заказами). В то же время Маск, чтобы поддержать доходность SpaceX на нужном уровне и начать разработку космической системы Starship, сделал без преувеличения гениальный ход.

Он сам искусственно создал увеличение спроса на услуги компании SpaceX, запустив проект Starlink по обеспечению широкополосного доступа в интернет по всему миру. Для этого требуется «созвездие» из большого количества спутников (более 10 тыс. штук) — проект Starlink начал активно покупать пусковые услуги у SpaceX, а там смогли пустить часть денег на разработку Starship. Это упрощенная схема, в реальности денежные потоки распределяются гораздо сложнее.

Так Starship необходим для Starlink или наоборот? Какая из технологий нужна для завершения работ по другому проекту? На самом деле ответов на эти вопросы нет. Чтобы выводить тяжелые и большие спутники второго поколения Starlink (V2), нужна ракета, подобная Starship (чтобы делать это дешево и быстро), а Starship в свою очередь нуждается в заказах и деньгах от них для завершения своих работ.

Согласно ранее озвученным планам, начало орбитальных пусков Starship должно было бы быть в январе 2022 года, а к концу года Илон Маск надеялся выйти на регулярные запуски за счет многоразовости системы и отсутствия необходимости создавать для каждого запуска новую ракету. Но самым сложным и узким местом системы стали двигатели Raptor, созданные специально для Starship. Компании, видимо, пока не удалось наладить их промышленное производство, да и на испытаниях двигатели пока являются основной причиной аварий.

К тому же недавно производство двигателей покинули сразу несколько руководителей высшего звена. Причиной как раз называются неудовлетворительные результаты по выпуску Raptor.

Как признается сам Маск, проблемы на производстве оказались гораздо серьезнее, чем представлялось, что и стало причиной написания письма сотрудникам.

И что теперь?

Тем не менее говорить о банкротстве компании или даже близости к нему пока преждевременно. Илон Маск часто демонстрирует свою импульсивность, а значит, нельзя исключать, что он мог написать это письмо, только чтобы взбодрить и, возможно, даже припугнуть своих сотрудников. В эту же копилку попадает и просьба выйти сотрудников во время праздников — если проблему можно решить всего лишь таким обращением, то вряд ли она ведет к столь серьезным последствиям.

Кроме того, его сообщение можно рассматривать и как некое «плохое рекомендательное письмо» для ушедших сотрудников, которые, очевидно, находятся сейчас в поисках новой работы.

Гораздо интереснее в этом послании то, что Маск высказывает желание достичь частоты полетов Starship раз в две недели, и информация о солидных размерах и весе спутников Starlink второй версии. Но опять же это пока только слова, без цифр — та же частота полетов может описывать планы компании лишь на декабрь 2022 года.

Однако на Starship у компании поставлено действительно многое, и если в течение 2022–2023 годов он не начнет летать на орбиту, как это было заявлено ранее, то у SpaceX будут немалые проблемы как репутационного, так, возможно, и финансового характера.

Пока же в активе Starship только несколько атмосферных полетов, лишь одна мягкая посадка (во многом из-за двигателей Raptor), отмечается неплохая управляемость. Сейчас для компании важнее всего как можно быстрее наладить их промышленное производство, и именно об этом говорит Маск.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru

Облигации: что это такое и как на них заработать

Пример облигации

Облигации — это вид ценных бумаг, который пользуется все бо́льшим спросом.

Рассмотрим подробнее, что такое облигации, как на них заработать и какие могут быть риски.

Что такое облигации?

Облигации — это фактически долговые расписки. Их выпускает эмитент — компания (или государство, оно тоже может быть эмитентом), которой нужны деньги.

Люди покупают облигации и таким образом дают свои деньги взаймы этой компании, рассчитывая получить определенный доход. Полная сумма, сроки и размер выплат этого дохода (если планируется несколько платежей), как правило, известны при покупке. Возможность заранее оценить свою выгоду — это то, чем облигация отличается от других ценных бумаг.

В установленный срок происходит погашение облигаций, то есть эмитент выплачивает их владельцам номинальную стоимость, указанную на самих облигациях.

Основной риск для инвестора — банкротство компании-эмитента. В этом случае он может потерять вложенные деньги: в отличие от депозитов облигации не защищены системой страхования вкладов.

Какие бывают виды облигаций?

Облигации различаются по нескольким параметрам.

  • процентные (купонные) облигации — по ним вы получите проценты от номинальной стоимости. По некоторым облигациям бывает только одна выплата, по другим — несколько. Выплату процентов называют погашением купона. Такое название сохранилось со времен, когда облигации были бумажными: к ним крепились купоны на выплаты, которые отрывали в момент погашения. Чаще всего купонные облигации бывают с фиксированной процентной ставкой, то есть вы знаете заранее размеры выплат, за исключением облигаций с плавающей процентной ставкой, размер которой привязан к макроэкономическим показателям или ситуации на рынке ценных бумаг;
  • дисконтные облигации — при покупке стоят ниже номинальной стоимости, но погашаются по номинальной. Например, вы купили облигацию со скидкой — за 800 рублей, а когда ее срок действия закончился, получили за нее 1000 рублей — всю номинальную стоимость. Разница между ценой размещения и номинальной стоимостью и называется дисконтом.
  • государственные (Российской Федерации и её субъектов) — их выпускают, чтобы покрыть дефицит бюджета;
  • муниципальные — их выпускают органы местного самоуправления, как правило, чтобы профинансировать различные проекты;
  • корпоративные — их выпускают юридические лица для финансирования своей деятельности.

Частные компании могут размещать также особый вид облигаций — коммерческие. Но они распространяются адресно и по закрытой подписке, так что просто прийти на биржу и купить их невозможно.

  • конвертируемые облигации — их можно обменять на другие ценные бумаги этого же эмитента, например на акции;
  • неконвертируемые облигации — обменять их на другие ценные бумаги нельзя.
  • обеспеченные — самые надежные. Их владелец с большой вероятностью сохранит свои деньги. Сохранность вложений может обеспечивать, например, залог — недвижимость и оборудование компании, другие ценные бумаги. То есть в случае банкротства эмитента владелец облигации сможет получить этот залог — продать его и вернуть свои деньги. Второй вариант обеспечения — поручительство другой компании. Если эмитент обанкротится, эта компания возьмет обязательства по его облигациям на себя. Третий вариант — банковская, государственная или муниципальная гарантия. Это почти то же самое, что поручительство. В этом случае долги по облигациям возьмет на себя банк, местный или федеральный бюджет;
  • необеспеченные — менее надежные. Если компания обанкротится, владельцы облигаций будут ждать, пока завершится процедура банкротства и их претензии удовлетворят в общем порядке — вместе с другими кредиторами компании. Не факт, что удастся вернуть вложенные деньги полностью;
  • субординированные необеспеченные — самые рискованные. При банкротстве компании владелец таких облигаций может рассчитывать на возврат своих денег в самую последнюю очередь, после всех остальных кредиторов. Если после раздачи других долгов что-то вообще останется. Более того, даже если эмитент дошел не до банкротства, а только до санации , его субординированные облигации сразу же списываются в ноль. Никаких денег владельцы таких облигаций не получат.
  • облигации со свободным обращением — нет никаких ограничений на покупку и продажу таких облигаций. Они могут свободно менять собственников: переходить от одних инвесторов к другим;
  • облигации с ограниченным обращением — покупка и продажа таких облигаций имеют ограничения. Например, владелец не может продавать облигации в течение какого-то времени. Или же эмитент устанавливает ограничения на цену облигаций — при продаже она не может быть больше или меньше какого-то лимита.

Какие налоги платит владелец облигаций?

Подоходный налог в размере 13% придется заплатить с купонного дохода (его автоматически рассчитывает и удерживает эмитент или депозитарий) и с дохода от продажи облигаций (его удерживает брокер, если сделка проводилась через него).

Есть случаи, когда налог можно не платить:

  • если вы вложили деньги в облигации через индивидуальный инвестиционный счет ( ИИС ), то можете получить налоговый вычет ;
  • если вы купили облигации федерального займа (ОФЗ), государственные краткосрочные облигации (ГКО) или облигации субъектов Федерации и муниципалитетов, то вам не нужно платить НДФЛ с купонного дохода;
  • с 2018 года купонный доход по корпоративным рублевым облигациям не облагается налогом, если он не превышает размера ключевой ставки Банка России плюс 5%. Если выплаты по купону выше, то налог нужно будет заплатить только с этой разницы (процент по купону минус ключевая ставка и минус 5%). Это правило действует для рублевых облигаций, выпущенных с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года.

С какими рисками может столкнуться владелец облигаций?

Инвестирование — всегда риск. При покупке облигаций вы столкнетесь со следующими опасностями.

Например, вы купили трехлетние облигации с доходностью 10% годовых. Спустя год среднерыночная доходность по похожим облигациям выросла с 10 до 12%. Получается, вы заработаете меньше других инвесторов, которые купят бумаги на новых условиях. А если вы захотите продать свои облигации досрочно, вам придется снизить цену ниже номинала. Только тогда ваши бумаги смогут заинтересовать другого инвестора.

Этот риск тесно связан с движением ключевой ставки Банка России, от которой зависят и другие ставки на финансовом рынке. Регулятор уже несколько раз ее понижал и планирует снижать дальше. Поэтому процентный риск сейчас вряд ли реализуется.

Плюсы и минусы облигаций

  • доход по облигациям в среднем выше, чем по банковскому депозиту, и он обычно известен заранее. Или известны правила, по которым его можно рассчитать;
  • риски при покупке облигаций есть, но они меньше, чем при вложениях в другие ценные бумаги;
  • стоимость облигаций обычно колеблется не так сильно, как цена других бумаг, и чаще всего их легко продать по цене, близкой к номиналу;
  • доход от некоторых видов облигаций не облагается налогом, а если инвестировать через ИИС, можно получить еще и налоговый вычет.
  • вложения в облигации не участвуют в системе страхования вкладов , как и другие инвестиции на фондовом рынке;
  • доходность по облигациям невелика по сравнению с более рискованными инструментами финансового рынка.

Таким образом, облигации — финансовый инструмент, который помогает сохранить средства и получить при этом умеренный доход при относительно невысоких рисках. Тем не менее эти риски ложатся исключительно на инвестора. Если вы торгуете на бирже через брокера , именно вы принимаете окончательное решение о покупке или продаже облигаций и несете ответственность за принятое решение.

Оцените статью
Добавить комментарий