Банкротство отсутствующего должника это

Банкротство отсутствующего должника это
Содержание
  1. ВС решал, когда возможно банкротить отсутствующего должника
  2. Возмещение расходов по услугам, оказанным конкурсному управляющему отсутствующего должника
  3. ВС решал, когда возможно банкротить отсутствующего должника
  4. Упрощенное банкротство
  5. Системная проблема ФНС
  6. Эксперты: ВС развернет практику банкротства отсутствующего должника
  7. Банкротство отсутствующего должника
  8. Кто такой отсутствующий должник в деле о банкротстве
  9. Кто может подать на банкротство отсутствующего должника
  10. Зачем это нужно кредиторам
  11. Понятие и особенности банкротства отсутствующего должника
  12. Признаки отсутствующего должника при банкротстве
  13. Алгоритм действий кредиторов
  14. Процедуры при упрощенном банкротстве
  15. Кто оплачивает расходы
  16. Распределение выручки
  17. Завершение банкротства и его последствия
  18. Банкротство отсутствующего должника
  19. Упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника позволит всего за месяц получить судебный акт без реабилитационных процедур.
  20. Кто вправе заявить о введении упрощенной процедуры банкротства
  21. Условия применения процедуры
  22. Как доказать факт отсутствия должника
  23. Как признать гражданина отсутствующим должником
  24. Как доказать прекращение деятельности должником
  25. Кто финансирует расходы в процедуре банкротства отсутствующего должника
  26. Как включаются в реестр требования кредиторов в упрощенной процедуре
  27. Когда возможен переход от общей процедуры банкротства к упрощенной и наоборот

ВС решал, когда возможно банкротить отсутствующего должника

Возмещение расходов по услугам, оказанным конкурсному управляющему отсутствующего должника

Отсутствующий должник. Можно ли взыскать с уполномоченного органа или как-то по суду расходы на услуги сторонних специалистов юридической фирмы, которых привлек конкурсный управляющий в рамках конкурсного производства? Вопрос возник в связи с тем, что конкурсное производство временно приостановлено и в этот момент нашей юридической фирме, привлеченной конкурсным управляющим, предстоит участвовать в судебном процессе. Как мы понимаем, в момент приостановки конкурсного производства конкурсный управляющий сам не получает вознаграждения. Как же быть с нашими расходами?

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 59 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), все судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди. Пунктом 3 ст. 59 Закона о банкротстве предусмотрено, что при отсутствии у должника средств, достаточных для погашения расходов по делу о банкротстве, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.

Банкротство отсутствующих должников, в том числе в части регулирования вопросов возмещения судебных расходов, имеет ряд особенностей, на которых следует остановиться более подробно.

Банкротство отсутствующего должника является упрощенной процедурой банкротства, которая регулируется специальными нормами Закона о банкротстве — положениями параграфа 2 главы XI.

Должник — юридическое лицо может быть признан отсутствующим в случае фактического прекращения своей деятельности и отсутствия руководителя юридического лица или невозможности установить место его нахождения (п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве).

Положения о банкротстве отсутствующего должника также применяются к организациям, если имущество юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст. 230 Закона о банкротстве).

Таким образом, упрощенная про­цедура банкротства отсутствующего должника применяется как к собственно отсутствующим должникам, так и к недействующим организациям 1 .

Следует отметить, что Закон о банкротстве предусматривает возможность применения к банкротству индивидуального предпринимателя упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника только при наличии признаков, указанных в ст. 227 названного закона. Положения ст. 230 Закона о банкротстве к индивидуальным предпринимателям не применяются (п. 39 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей»).

Несмотря на допускаемую параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве возможность банкротства отсутствующих должников, даже если имущество юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве, в п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве в качестве самостоятельного основания для прекращения производства по делу о банкротстве указано отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.

Часто уполномоченный орган, настаивая на введении в отношении отсутствующего должника упрощенной процедуры банкротства, ссылается на готовность финансировать соответствующую процедуру за счет средств федерального бюджета.

Данный подход обусловлен в том числе тем, что по смыслу ст. 2 Закона о банкротстве конкурсное производство применяется в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Очевидно, что отсутствие у должника имущества влечет невозможность удовлетворения требований уполномоченного органа. Следовательно, в результате признания должника банкротом не могут быть достигнуты цели конкурсного производства, открытие которого вместо полного или частичного погашения долга по обязательным платежам повлечет лишь дополнительные расходы бюджетных средств, в частности на выплату вознаграждения конкурсному управляющему 3 .

В тех случаях, когда суд установит наличие законных оснований для введения в отношении должника упрощенной процедуры банкротства на основании заявления уполномоченного органа, порядок и условия финансирования процедуры устанавливаются Правительством РФ (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве). Такое изъятие из общего правила возмещения расходов на проведение процедуры банкротства допускается и п. 9 ст. 20.7 Закона о банкротстве.

В настоящее время продолжают действовать Положение о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников (далее — Положение № 573), утвержденное постановлением Правительства РФ от 21.10.2004 № 573, а также Перечень и предельный размер подлежащих компенсации расходов конкурсного управляющего, осуществлявшего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа (далее — Перечень), утвержденный совместным приказом ФНС, Минэкономразвития и Минфина России от 10.03.2005 № САЭ-3-19/80@/53/34н.

В отличие от предусмотренного п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве общего правила о возмещении за счет заявителя расходов по делу о банкротстве (при отсутствии у должника достаточных средств) в Перечне приведен исчерпывающий список расходов (и их предельный размер) конкурсного управляющего отсутствующего должника, которые могут быть возмещены за счет средств федерального бюджета.

Расходы на оплату услуг лица, привлеченного конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей (далее — привлеченный специалист), не отнесены Перечнем к числу допустимых расходов за счет средств федерального бюджета.

Следовательно, в рамках процеду­ры банкротства отсутствующего должника конкурсный управляющий либо привлеченный специалист не вправе требовать возмещения за счет средств федерального бюджета указанных расходов 4 .

Однако это не исключает возможности возмещения расходов на оплату услуг привлеченного специалиста за счет иного источника — имущества должника 5 .

В этом случае действуют общие правила погашения расходов по делу о банкротстве: арбитражный управляющий обязан разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Процедура банкротства отсутствующего должника не исключает права конкурсного управляющего привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами (п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве).

Как показывает арбитражная практика, при рассмотрении вопроса о погашении расходов по делу о банкротстве высока вероятность заявления участвующими в деле лицами (в том числе уполномоченным органом) возражений против оплаты услуг привлеченного лица либо подачи жалобы на действия конкурсного управляющего с требованием признать необоснованным привлечение арбитражным управляющим специалистов и (или) размера оплаты их услуг (п. 5 ст. 20.7 Закона о банкротстве).

В такой ситуации действует общий порядок рассмотрения подобных жалоб и возражений.

В силу п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при привлечении для обеспечения своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей иных лиц арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, в том числе привлекать их лишь тогда, когда это обоснованно, и предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.

В этом же пункте постановления сказано, что, привлекая специалиста, арбитражный управляющий обязан помимо прочего учитывать возможность оплаты его услуг за счет имущества должника.

Таким образом, при привлечении специалиста в процедуре банкротства отсутствующего должника конкурсный управляющий должен учитывать перечисленные выше положения Закона о банкротстве, а также соблюдать правила об очередности удовлетворения требований кредиторов.

Приостановление производства по делу о банкротстве в связи с рассмотрением арбитражным судом заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности (абз. 2 п. 6 ст. 10 Закона о банкротстве) является правовым препятствием для выплаты арбитражному управляющему фиксированной суммы вознаграждения за счет средств должника за период, в течение которого дело о банкротстве приостановлено по указанному основанию.

Приостановление производства по делу о банкротстве по иным основаниям (например, ст. 58 Закона о банкротстве) не влечет такого правового последствия, как невыплата вознаграждения арбитражному управляющему за соответствующий период, поскольку иное Законом о банкротстве не предусмотрено.

Поскольку при банкротстве отсутствующего должника конкурсному управляющему причитается единовременное (а не ежемесячное) вознаграждение в размере 10 000 руб. (п. 3 Положения № 573), очевидно, что приостановление производства по делу о банкротстве как в случае, предусмотренном ст. 10 Закона о банкротстве, так и в иных случаях, не влияет на размер вознаграждения, причитающегося конкурсному управляющему.

В Законе о банкротстве отсутствует норма, которая препятствовала бы погашению расходов привлеченных специалистов в связи с приостановлением производства по делу о банкротстве.

С учетом изложенного автору вопроса следует оценить правовые риски заключения договора на оказание услуг отсутствующему должнику в лице конкурсного управляющего и сделать соответствующие выводы.

1 Для целей настоящей статьи далее по тексту под отсутствующим должником понимается лицо, обладающее признаками, перечисленными в статье 227 или 230 Закона о банкротстве.

2 Определение ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4382/12, постановление ФАС Московского округа от 13.10.2010 № КГ-А40/12116-10, постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2012 по делу № А56-54157/2011 и от 27.02.2012 по делу № А44-3666/2011, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.09.2011 по делу № А32-33982/2010.

3 Постановления ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2012 по делу № А56-35984/2011 и от 22.02.2012 по делу № А26-6502/2011.

ВС решал, когда возможно банкротить отсутствующего должника

ВС решал, когда возможно банкротить отсутствующего должника

Налоговая решила обанкротить должника по упрощенной процедуре как отсутствующего, но три инстанции ей отказали. Ведь чиновники не доказали, что у компании нет активов. Дело дошло до Верховного суда. Там представитель налоговой объяснил, что ФНС ничего не может сделать с некоторыми проблемными должниками без активов. Единственный выход, который видят налоговики, – банкротить их как отсутствующих. Эксперты считают, что ВС предоставит кредиторам возможность доказать, что у должника нет имущества, невзирая на сведения в балансе.

У общества «Андротранс» в 2018 году появилась задолженность по налогам на добавленную стоимость, доходы физлиц и страховые взносы в 320 700 руб. ИФНС по Амурской области решила взыскать эту сумму. В конце 2018 – начале 2019-го на основании постановлений инспекции приставы возбудили 11 исполнительных производств, но долг взыскать не удалось. Приставы не смогли установить местонахождение должника и его имущество и окончили исполнительное производство.

Как узнала ИФНС, у «Андротранса» есть два расчетных счета и последнее движение на них было в конце 2018-го. Фирму не удалось найти и по месту регистрации. На фасаде здания не было никаких вывесок, а офис по адресу был закрыт. Согласно базе данных инспекции и ответов регистрирующих органов, за «Андротрансом» движимое и недвижимое имущество не зарегистрировано. За 3 года организация не отчуждала активы.

Выяснив все это, в налоговой решили инициировать банкротство компании по упрощенной процедуре, ведь у должника не оказалось имущества.

Упрощенное банкротство

В ноябре 2019-го ИНФС подала заявление в Арбитражный суд Амурской области о признании «Андротранса» банкротом по упрощенной процедуре как отсутствующего должника (дело № А04-8832/2019). Налоговая просила включить в реестр требования в размере 320 700 руб. Если общество не ведет предпринимательскую деятельность, то его можно обанкротить в упрощенном порядке, решили чиновники и сослались на ст. 230 Закона о банкротстве («Применение положений о банкротстве отсутствующего должника») .

Но первая инстанция решила, что уполномоченный орган должен доказать факт отсутствия должника. Необходимо привести доказательства, указанные в ст. 227 Закона о банкротстве («Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом»), либо другие основания рассмотреть дело по правилам процедуры для отсутствующего должника.

В итоге судья Татьяна Воронина решила, что общество не отвечает признакам отсутствующего юридического лица. Свои выводы суд основывал на том, что должник получает почтовые уведомления, в выписке из ЕГРЮЛ нет сведений о недостоверности адреса должника. А отсутствие зарегистрированного за ним имущества еще не говорит о том, что активов у него точно нет. Тем более, согласно бухгалтерскому балансу, общая сумма активов – 10,37 млн руб. Поэтому первая инстанция отказала в удовлетворении заявления ИНФС. Такого же мнения оказалась апелляция и кассация, тогда налоговая пожаловалась в Верховный суд.

Системная проблема ФНС

Заседание в ВС прошло 21 июня, на него пришли трое представителей ИНФС по Амурской области: Александра Новосадова, Татьяна Пальченко и Олег Степанов. Председательствовала в процессе Ирина Букина.

Представитель ИНФС по Амурской области Олег Степанов рассказал о системной проблеме налоговиков. Конституционный суд в постановлении № 14-П от 5 марта 2019 года запретил идти в банкротство, если нет экономического интереса. То есть кредитор должен понимать, что получит в результате процедуры. Если имущества для нее достаточно, или, наоборот, совсем нет – то проблем не возникает. А вот когда ситуация неопределенная, тут сложнее. «Вроде активы есть или они есть потенциально, но что с ними делать, мы не понимаем», – объяснил Степанов.

По его словам, налоговая не может инициировать общую процедуру из-за отсутствия имущества. А исполнительное производство эффекта не дает, потому что пристав не может работать с непросуженной кредиторской задолженностью. В то же время, не получится признать такие фирмы недействующими и исключить из реестра ЕГРЮЛ, потому что должники сдают нулевую отчетность.

– Мы видим единственный выход – банкротство по упрощенной процедуре как отсутствующего должника, но не по ст. 227, а по ст. 230 Закона о банкротстве. Это две разные процедуры, и предмет доказывания разный. Если по ст. 227 нужно доказать, что должника нет и никто его не может найти, то по ст. 230 нужно обосновать недостаточность имущества или отсутствие операций по банковским счетам, или отсутствие предпринимательской деятельности, – сказал Степанов.

У нас [в Амурской области] 6800 таких должников с задолженностью 15 млрд. И мы не видим другого способа восстановить наши права, – подчеркнул представитель ИНФС.

– А что в других регионах? – поинтересовалась председательствующая.

– Чаще не возбуждают [дела о банкротстве по упрощенной процедуре]. Это получается сделать только в исключительных случаях, – ответил Степанов.

Больше вопросов у «тройки» не возникло. Судьи ВС ненадолго удалились в совещательную комнату, а выйдя из нее, Букина озвучила решение коллегии. ВС отменил акты трех инстанций, а дело вернул в Арбитражный суд Амурской области.

Эксперты: ВС развернет практику банкротства отсутствующего должника

Считаю, что ВС даст кредиторам возможность доказать, что у должника нет имущества, невзирая на сведения в балансе, которые, как показывает практика, могут быть недостоверными.

Станислав Петров, партнер Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Частный капитал группа Уголовное право Профайл компании ×

Петров считает, что банкротство отсутствующего должника помогло бы кредиторам сократить расходы на ведение банкротных дел и в ускоренном порядке снять со своего баланса безнадежную к взысканию задолженность. Такое решение позволит не только сократить расходы кредиторов, но и существенно снизит нагрузку на суды, которые вынуждены рассматривать тысячи дел о банкротстве «пустых» должников, заключил эксперт.

Банкротство отсутствующего должника

Банкротство отсутствующего должника — это специальный режим, который действует, когда неизвестно местонахождение гражданина-должника или руководителя неплатежеспособной организации. Процедура может возбуждаться по инициативе кредитора или уполномоченного государственного органа — ФНС. Даже в отсутствие должника управляющий сможет продать его имущество.

Если же активов нет, решением суда задолженность признается безнадежной к взысканию и списывается. О том, как происходит банкротство без банкрота, расскажем в этой статье.

Кто такой отсутствующий должник в деле о банкротстве

Закон о банкротстве описывает разные ситуации, которые могут возникать в между кредиторами и должниками. Есть специальный § 2 Банкротство отсутствующего должника — такая процедура проходит через суд. Во внесудебном порядке такие дела не рассматриваются, поскольку нет должника-гражданина, который мог бы подать заявление в МФЦ.

По статье 227 Закона № 127-ФЗ заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается:

  • если гражданин признан безвестно отсутствующим по решению суда, либо невозможно установить его фактическое местонахождение;
  • если руководитель компании-должника признан безвестно отсутствующим по решению суда, либо невозможно установить его фактическое местонахождение. Банкротство отсутствующего юридического лица подразумевает, что компания фактически прекратила деятельность: нет движения средств по счетам, не сдается налоговая отчетность, нет представителя по юридическому адресу.

Должник не сможет отстаивать свои интересы в ходе судебного дела. Поэтому суды и управляющие проводят банкротство по упрощенной процедуре отсутствующего должника не на свое усмотрение, а строго по нормам 127-ФЗ.

Кто может подать на банкротство отсутствующего должника

  1. Такая возможность есть у кредиторов. Это могут быть банки и МФО, управляющие ресурсоснабжающие компании по долгам ЖКХ, займодавцы по распискам и договорам.
  2. Заявление о банкротстве отсутствующего должника вправе подать уполномоченный орган — это ИФНС, которая банкротит неработающее предприятие. Если компания более года не сдает отчеты и не ведет деятельность, долги по налогам взыскать практически нереально.

В ст. 227 указано, что на банкротство отсутствующего должника кредиторы могут подать независимо от размера требования. Не обязательно, чтобы сумма долгов превысила 500 тысяч рублей, и просрочка длилась более 90 дней. Но на практике кредиторы будут начинать процедуру, только когда долги крупные — от миллиона рублей.

Подсудность банкротства отсутствующего должника

Заявление подается в арбитражный суд по последнему известному адресу проживания или регистрации должника.

Зачем это нужно кредиторам

Местонахождение должника может быть неизвестно по разным причинам.

  • Гражданин умышленно изменил место жительства, скрывается от приставов и взыскателей.
  • Руководитель компаний бросил бизнес без ликвидации, несмотря на просроченные обязательства.
  • Бывают и ситуации, когда люди пропадают без вести, и родственники не могут их отыскать.

По закону финансирование банкротства обеспечивает заявитель. То есть если банк подаст на признание несостоятельности физ.лица (не важно, отсутствующего или нет), этому банку придется оплачивать не только госпошлину и вознаграждение финуправляющего, но и все прочие расходы в процедуре. Это публикации, заказ выписок и справок, почтовая корреспонденция — выходит не менее 50 тысяч рублей, а с торгами — от 70 тысяч.

После завершения процедуры суд списывает долги и лишает кредиторов права на дальнейшее взыскание. Поэтому кредиторы банкротят должника, когда точно знают о наличии у него ликвидных и дорогостоящих активов. Иначе они потратят деньги впустую.

Отсутствие должника не препятствует продаже его имущества. Исходя из норм 127-ФЗ о банкротстве и судебной практики, кредитор вправе подать заявление в отношении отсутствующего должника:

  • чтобы реализовать недвижимость, автотранспорт или иные активы банкрота;
  • чтобы признать долг безнадежным к взысканию и списать его. Это актуально для ФНС, тогда как банки и другие кредиторы вряд ли заходят таких последствий от банкротства;
  • чтобы исключить организацию из ЕГРЮЛ — эту цель также преследует ФНС;
  • чтобы оспорить сделки должника, совершенные за последние годы. Оспаривание сделок позволит вернуть имущество в конкурсную массу для реализации;
  • чтобы добиться привлечения к субсидиарной ответственности руководства и учредителей юридического лица.

Банкротство умершего должника

Отдельный порядок применяется для банкротства умершего должника. Для таких дел есть статья 223.1 Закона № 127-ФЗ. В частности, управляющий запросит сведения от нотариуса о наследственном деле, проверит состав имущества покойного.

Допускается и оспаривание сделок умершего при банкротстве, если они были совершены с нарушением интересов кредиторов.

Понятие и особенности банкротства отсутствующего должника

Наши специалисты готовы проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с банкротством, в том числе в отношении отсутствующего должника.

Признаки отсутствующего должника при банкротстве

Это важный момент. Заявитель может сразу указать факт отсутствия неплательщика и сослаться на доказательства:

  • на судебный акт о признании гражданина безвестно отсутствующим;
  • на материалы исполнительного производства, если розыск приставами не принес результата;
  • на отсутствие операций по счетам организации за последние 12 месяцев;
  • на отсутствие компании по юр.адресу, признание адреса массовым, возврат корреспонденции, акт осмотра помещения;
  • другие признаки, подтверждающие отсутствие сведений о неплательщике.

Если в заявлении сразу перечислены эти признаки, при банкротстве отсутствующего должника будет использоваться упрощенная схема.

Факт отсутствия может обнаружиться и после возбуждения банкротного дела. Кредитор подает заявление по общим правилам, указывает данные о месте жительства должника-гражданина, либо юридический адрес предприятия. Управляющий выяснит, что невозможно установить местонахождение должника, он подаст об этом заявление в суд. И Арбитражный суд введет упрощенную процедуру.

Алгоритм действий кредиторов

В банкротстве по упрощенной процедуре отсутствующего должника применяется пропуск некоторых процедур. Очевидно, что раз гражданина не найти, его финансовое восстановление проводить нет смысла. Цель — все проверить, продать то, что найдется, и списать долги.

Пошаговая инструкция при банкротстве отсутствующего гражданина:

  • подается заявление, доказательства сумм и периодов задолженности;
  • если арбитражный суд признает заявление обоснованным, он откроет дело, назначит управляющего;
  • формируется реестр требований кредиторов;
  • управляющий выполняет обязательные мероприятия по розыску активов банкрота, проверке его сделок за предыдущие периоды;
  • если найдено имущество, оно продается на торгах;
  • по итогам реализации распределяется выручка — начала закрывают расходы по банкротному делу, остаток выплачивается кредиторам;
  • на основании отчета управляющего арбитражный суд принимает решение о списании задолженностей физ.лица.

Если обанкротилось юрлицо, в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации компании. После этого кредиторы вправе привлечь к субсидиарной ответственности учредителей этой компании.

Процедуры при упрощенном банкротстве

Должник отсутствует, а значит, нет смысла проводить такие стадии банкротства внешнее управление, реструктуризация, оздоровление.

При упрощенной схеме применяются следующие процедуры:

  • рассмотрение заявления уполномоченного органа или кредитора;
  • формирование реестра требований;
  • поиск активов — запросы в госорганы и банки;
  • реализация активов;
  • распределение выручки.

Отсутствующий должник в деле о банкротстве не представит документы о своем имуществе и доходах, не даст пояснений по совершенным сделкам.

Управляющий фактически проводит одностороннюю проверку по указанным направлениям. Например, обязательно делаются запросы в Росреестр и ГИБДД, чтобы получать данные о недвижимости и автотранспорте. В банках запрашиваются сведения о счетах и вкладах, анализируется выписка по счету — на что тратились деньги, куда переводились.

Кто оплачивает расходы

Расходы оплачивает заявитель-кредитор или уполномоченный орган (ФНС).

В заявлении нужно подтвердить наличие средств на финансирование расходов и вознаграждения, их источник. Если в арбитраж обращается ФНС или другой уполномоченный орган, расходы на ведение дела оплачиваются из бюджета.

Распределение выручки

Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве физ. лица

На этом этапе происходит распределение средств от реализации активов, остатков на счетах и вкладах банкрота.

Для этого применяются общие правила очередности по 127-ФЗ. Приоритет отдается погашению расходов на ведение дела, выплате вознаграждения управляющему и погашению текущих обязательств.

Если после этого останутся средства, они пойдут на погашение долгов кредиторам. Первыми получат деньги взыскатели по алиментам и по возмещению вреда. Если что-то останется, то вторая очередь — за работниками должника (ИП или юрлица). Если еще остались средства, то их уже распределят между кредиторами третьей очереди, то есть банками, юридическими и физическими лицами, которые включаются в реестр.

Завершение банкротства и его последствия

На заключительном этапе банкротства суд рассматривает отчет управляющего. На основании ответа могут приниматься следующие решения:

  • о признании долгов безнадежными и списании;
  • об отказе в освобождении от долговых обязательств;
  • о ликвидации юридического лица и внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • о снятии с учета ИП с внесении записи в ЕГРИП;
  • о привлечении контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности.

С отсутствующего должника могут списать задолженности по кредитам и микрозаймам, по налогам, по услугам ЖКХ. В любом случае не спишут долги по алиментам, по возмещению вреда и ущерба. По данным видам обязательства право на взыскание сохранится даже после завершения банкротства.

По статье 51 Закона № 127-ФЗ общий срок банкротства не может превышать 7 месяцев. На практике он может быть больше или меньше 7 месяцев, так как это зависит от действий управляющего, от продолжительности реализации активов.

Если у вас возникли вопросы, либо требуется помощь в банкротстве с отсутствующим должником, обращайтесь к нашим специалистам. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!

Банкротство отсутствующего должника

Упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника позволит всего за месяц получить судебный акт без реабилитационных процедур.

Если руководитель должника отсутствует либо установить его местонахождение невозможно, кредиторы вправе инициировать упрощенную процедуру банкротства. Но закон не конкретизирует, какое лицо считать отсутствующим. Наталья Шелухина, ведущий юрист INTELLECT, рассказывает в статье, как убедить суд ввести эту процедуру и какие доказательства помогут кредитору.

Кто вправе заявить о введении упрощенной процедуры банкротства

Должник не вправе подать заявление о своем банкротстве на основании ст. 227 Закона о банкротстве, иначе теряется признак отсутствующего лица. Также он не может заявить о банкротстве по правилам § 2 гл. XI Закона о банкротстве в связи с отсутствием имущества, достаточного для погашения расходов по делу (Информационное письмо Президиума ВАС от 26.07.2005 №94 «О порядке рассмотрения заявления должника о признании его банкротом при отсутствии у него имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве»).

Соответственно, такая возможность есть только у кредиторов или уполномоченного органа.

Условия применения процедуры

Правила о банкротстве отсутствующего должника являются специальными по отношению к общим нормам Закона о банкротстве. В связи с этим для введения судом упрощенной процедуры размер кредиторской задолженности не имеет значения (Определение ВС от 01.06.2018 №305-ЭС18-1779). То есть само по себе наличие у должника неисполненных обязательств и признаков неплатежеспособности не гарантирует возможность применения положений § 2 гл. XI Закона о банкротстве.

Кредитору потребуются доказательства, подтверждающие факт отсутствия должника применительно к п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве, либо иные основания, которые позволяют, в соответствии со ст. 230 Закона о банкротстве, рассмотреть дело о банкротстве по правилам отсутствующего должника. При этом именно на заявителя возлагается бремя доказывания обстоятельств, квалифицирующих должника в качестве отсутствующего (ст. 65 АПК).

Как доказать факт отсутствия должника

Чтобы убедить суд признать должника отсутствующим, кредитор может ссылаться на следующие обстоятельства:

1. Руководитель должника не получает почтовые уведомления по адресу места жительства. Если суд установит обратное, то кредитор не сможет сослаться на возможность введения процедуры банкротства на основании ст. 227 Закона о банкротстве, но это не препятствует проверке наличия у потенциального банкрота признаков отсутствующего должника, предусмотренных ст. 230 Закона о банкротстве (Определение ВС от 25.06.2021 по делу №А04-8832/2019, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 14.01.2022 по делу №А32-1965/2021).

2. Запись о недостоверности адреса места нахождения должника присутствует в ЕГРЮЛ более 6 месяцев, что в силу ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является признаком недействующего юридического лица и служит основанием для его исключения из ЕГРЮЛ (Постановление АС Поволжского округа от 08.04.2021 по делу №А55-26479/2018). При этом наличие корпоративного спора может создать препятствия кредитору для введения упрощенной процедуры банкротства – суд может отказать во введении процедуры, если кредитор не докажет фактического прекращения деятельности должником (Постановления АС Поволжского округа от 03.08.2021 по делу №А65-23109/2020, АС Центрального округа от 11.08.2021 по делу №А35-6287/2020).

4. Отсутствие должника по адресу, указанному в качестве места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. Данное обстоятельство не будет являться в суде единственным достаточным доказательством. В этой ситуации необходимы доказательства отсутствия руководителя юридического лица или невозможности установить его местонахождение, но не отсутствия самого юридического лица в его местонахождении (Постановления АС Московского округа от 19.11.2021 по делу №А41-28419/2020, АС Северо-Западного округа от 19.01.2018 по делу №А56-4621/2017).

При этом кредитору потребуется приложить к заявлению необходимые доказательства, например:

  • документы органов связи о невозможности вручить корреспонденцию;
  • справку налоговой инспекции о непредставлении отчетной документации налоговым органам;
  • ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы;
  • иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.

Нахождение должника в процессе реорганизации путем присоединения к другому лицу не свидетельствует о наличии признаков недействующего юридического лица. Суд откажет во введении процедур, даже если кредитор будет доказывать, что достоверность представляемых данных бухгалтерской отчетности не контролируется и не проверяется налоговыми органами, а реорганизация имеет целью уклонение от погашения кредиторской задолженности и устранение рисков привлечения директора к субсидиарной ответственности (Постановление АС Уральского округа от 26.04.2017 по делу №А50-15224/2016).

Как признать гражданина отсутствующим должником

Упрощенная процедура банкротства вводится на основании решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК).

Отсутствие должника или невозможность установить его местонахождение может также подтверждаться постановлением судебного пристава об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью установления местонахождения должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Возможность признания гражданина в качестве отсутствующего должника с помощью иных доказательств – например, посредством судебных постановлений о розыске гражданина в рамках уголовного дела – будет оцениваться с учетом фактических обстоятельств конкретного дела (Определение ВС от 30.10.2018 №91-КГ18-6). При этом если гражданин выехал за пределы РФ, а розыскное дело не возбуждалось, то суд может отказать во введении процедуры, поскольку сведения о месте его пребывания имеются.

К индивидуальным предпринимателям также применяется процедура банкротства отсутствующего должника при отсутствии или невозможности установить место нахождения должника, фактически прекратившего свою деятельность. Но к предпринимателям не применяются положения ст. 230 Закона о банкротстве.

Как доказать прекращение деятельности должником

Если кредитор не может доказать факт отсутствия должника по правилам п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве, то упрощенную процедуру банкротства можно попытаться ввести на основании ст. 230 Закона о банкротстве. Для этого достаточно одного из следующих оснований:

  • отсутствие имущества должника или денежных средств, необходимых для введения банкротства;
  • отсутствие операций по банковским счетам должника в течение последних двенадцати месяцев;
  • наличие иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (п. 22 Обзора судебной практики ВС №3 (2021), утв. Президиумом ВС 10.11.2021).

В судебной практике сформировался подход, согласно которому закрытие должником расчетного счета очевидно препятствует восстановлению его платежеспособности и означает прекращение финансово-хозяйственной деятельности (Постановление АС Северо-Западного округа от 30.11.2020 по делу №А56-82757/2019).

Об отсутствии деятельности должника также может свидетельствовать непредставление бухгалтерской отчетности в налоговый орган в течение определенного периода. При этом срок для направления такой отчетности должен быть наступившим. Кредитор должен не просто формально оценивать факт направления бухгалтерской отчетности, но и детально изучить ее содержание на предмет того, насколько активы должника являются реальными (Постановление АС Поволжского округа от 26.01.2017 по делу №А12-28254/2016).

Само по себе отсутствие у должника имущества не свидетельствует о прекращении хозяйственной деятельности, если он, например, осуществляет мероприятия по взысканию дебиторской задолженности (Постановление АС Северо-Западного округа от 15.04.2019 по делу №А13-13867/2018).

Кроме того, целесообразно исследовать все фактические обстоятельства, предшествующие возникновению задолженности перед кредитором, чтобы выявить данные, свидетельствующие о прекращении деятельности должником.

Пример из практики. Кредитор обратился с заявлением о признании юридического лица банкротом. Ранее должника уже признавали банкротом, но суд прекратил дело. При этом акционеры должника не избрали на собрании новый исполнительный орган общества – руководителем в ЕГРЮЛ по-прежнему значился конкурсный управляющий. В такой ситуации суд посчитал требования кредитора обоснованными и ввел упрощенную процедуру банкротства отсутствующего должника. Суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о проведении мероприятий по восстановлению платежеспособности и продолжению хозяйственной деятельности, а также доказательств движения денежных средств по счету (Постановление АС Поволжского округа от 03.09.2020 по делу №А12-38601/2019).

Однако выводы в судебной практике по данному вопросу являются противоречивыми (Постановление АС Северо-Западного округа от 15.04.2019 по делу №А21-6548/2018). Чтобы убедить суд ввести упрощенную процедуру банкротства, кредитору потребуется привести и иные доказательства, свидетельствующие в совокупности о наличии у лица признаков отсутствующего должника.

Кто финансирует расходы в процедуре банкротства отсутствующего должника

Условия финансирования дела о банкротстве отсутствующего должника зависят от того, кто явился заявителем, – уполномоченный орган или конкурсный кредитор.

Если заявление подает кредитор, то он самостоятельно определяет и указывает размер единовременного вознаграждения конкурсного управляющего за проведение процедуры (п. 14 постановления Пленума ВАС от 25.12.2013 №97 «О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве»).

При этом суды расходятся в подходах относительно того, какой размер единовременного вознаграждения управляющему считать достаточным для введения упрощенной процедуры. В одних случаях суды ограничиваются суммой в 30 тыс. руб. (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 14.01.2022 по делу №А32-1965/2021), в других – в пределах 60 тыс. руб. (Постановление АС Северо-Западного округа от 28.06.2018 по делу №А13-13156/2017).

Если кредитор сам находится в процедуре конкурсного производства, то при подаче заявления ему дополнительно потребуется раскрыть источник финансирования процедуры банкротства и достаточность предполагаемых к поступлению в его конкурсную массу денежных средств для оплаты вознаграждения управляющему по новому делу о банкротстве (Постановление АС Центрального округа от 03.12.2015 по делу №А09-2145/2015).

Может сложиться ситуация, когда у отсутствующего должника в ходе процедуры будет выявлено имущество, достаточное для покрытия расходов по делу о банкротстве. В таком случае конкурсный управляющий обязан обратиться с ходатайством о применении к должнику общей процедуры банкротства (п. 3 ст. 228 Закона о банкротстве). При этом суд из упрощенной процедуры банкротства может перейти только к конкурсному производству (п. 66 постановления Пленума ВАС от 15.12.2004 №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», далее – Постановление Пленума ВАС №29).

Как включаются в реестр требования кредиторов в упрощенной процедуре

Процедура включения в реестр требований кредиторов в деле о банкротстве отсутствующего должника несколько отличается от общих правил, установленных Законом о банкротстве. Арбитражный управляющий обязан уведомить всех известных ему кредиторов о введении банкротства в отношении отсутствующего должника.

Кредиторы вправе в течение одного месяца с момента получения такого уведомления обратиться к арбитражному управляющему и в суд с заявлением об установлении своих требований в реестр в порядке п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве.

Одновременно с уведомлением всех известных кредиторов управляющий обязан опубликовать в официальном издании сведения о признании отсутствующего должника банкротом. Все иные кредиторы, не получившие уведомления от управляющего, могут направить свои требования в суд вплоть до закрытия реестра требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации (абз. 3 п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве).

Если кредитор пропустит указанные сроки, то его требования будут удовлетворяться за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения всех реестровых требований (п. 65 Постановления Пленума ВАС №29).

Существует единственное исключение, при котором суд может восстановить срок для включения в реестр, – если требования кредитора основаны на исполнительном документе.

Срок на предъявление требований о включении в реестр начинает течь с того дня, когда кредитор получил от управляющего уведомление, в котором подтверждается получение исполнительных документов и указывается на необходимость заявиться в дело о банкротстве. В данной ситуации для правильного определения начала течения срока закрытия реестра правовое значение имеет не момент опубликования информационного сообщения о введении процедуры, а обстоятельства, связанные с направлением управляющим извещения взыскателю (Определения ВС от 02.07.2018 №305-ЭС17-10070, от 09.01.2020 №305-ЭС18-1779 (2) по делу №А40-192863/2017).

Однако в любом из случаев требования кредиторов включаются в реестр только на основании определения суда.

Когда возможен переход от общей процедуры банкротства к упрощенной и наоборот

Если кредитору не удастся доказать необходимость введения упрощенной процедуры банкротства ни в соответствии со ст. 227, ни в соответствии со ст. 230 Закона о банкротстве, то суд должен поставить перед заявителем вопрос о возможности продолжения рассмотрения дела в общем порядке (о введении процедуры наблюдения, возможности возложения расходов на заявителя по делу и т.д.) (Определение ВС от 25.06.2021 по делу №А04-8832/2019). В случае отказа заявителя от применения иной процедуры производство по делу прекращается.

Таким образом, переход от упрощенной процедуры к общим правилам Закона о банкротстве зависит от волеизъявления кредитора, но не является обязанностью суда.

Возможна ситуация, когда кредитор обратился в общем порядке о признании должника банкротом, но на стадии проверки обоснованности заявления будут установлены признаки отсутствующего должника. В этом случае по письменному ходатайству кредитора или с его письменного согласия суд применит упрощенную процедуру. Если кредитор не предоставит соответствующее согласие или ходатайство, то суд откажет во введении процедуры наблюдения и прекратит дело о банкротстве (п. 61 Постановления Пленума ВАС №29).

Если признаки отсутствующего должника будут обнаружены в рамках наблюдения или реструктуризации долгов гражданина, то арбитражный управляющий также обязан подать заявление о переходе к упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника (п. 3 ст. 227 Закона о банкротстве).

Оцените статью
Добавить комментарий