- Депутаты: процедура банкротства физлиц слишком дорогая и сложная
- Разработан законопроект, направленный на комплексное реформирование института банкротства
- Депутаты: процедура банкротства физлиц слишком дорогая и сложная
- Что предусматривает процедура банкротства
- Некоторые вопросы правового регулирования банкротства физических лиц Текст научной статьи по специальности «Право»
- Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурыкина Александра Ильинична
- Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурыкина Александра Ильинична
- Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового регулирования банкротства физических лиц»
Депутаты: процедура банкротства физлиц слишком дорогая и сложная
Разработан законопроект, направленный на комплексное реформирование института банкротства
Согласно пояснениям разработчиков законопроекта действующие механизмы реабилитационных процедур редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников.
Предлагается отказаться от таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства.
Законопроектом предусматривается возможность подачи в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, как это предусмотрено в настоящее время, но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов.
Новая реабилитационная процедура (реструктуризация долгов) направлена на восстановление платежеспособности должника и сохранение бизнеса.
Кроме того, предлагается сократить сроки проведения конкурсного производства в том числе путем оперативного прекращения заведомо убыточной деятельности.
Так, в частности, в соответствии с законопроектом к исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решения о продолжении или прекращении хозяйственной деятельности должника в ходе конкурсного производства. При этом компенсация непогашенных расходов, связанных с продолжением хозяйственной деятельности должника, осуществляется за счет средств кредиторов, проголосовавших за принятие такого решения.
В целях снижения расходов на проведение торгов и ускорения сроков их проведения предлагаются изменения в части определения начальной цены продажи имущества должников и новый механизм проведения торгов. Предлагается отказаться от торгов в форме публичного предложения и изменить требования к электронным площадкам для проведения торгов.
Законопроектом предусматривается создание государственной информационной системы раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы.
Законопроектом также изменяются порядок отбора СРО арбитражных управляющих и (или) арбитражных управляющих для проведения процедур и предъявляемые к ним требования.
Предусматривается создание государственного регистра арбитражных управляющих, в том числе в целях осуществления процедуры выбора арбитражных управляющих на основании балльной оценки.
Предлагаемыми поправками совершенствуется порядок расчета и выплаты вознаграждения арбитражным управляющим: уточняются размер фиксированной суммы вознаграждения в зависимости от процедуры банкротства и порядок ее выплаты (единовременно — по итогам проведения процедуры банкротства или ежемесячно — после утверждения плана реструктуризации долгов), а также размер суммы процентов по вознаграждению.
Предлагается упорядочить очередность удовлетворения требований кредиторов с учетом их приоритетности, определить возможность субординации требований отдельных кредиторов (контролирующих должника и аффилированных с ним лиц) и обеспечения залогом отдельных обязательств должника.
Механизм установления требований по обязательным платежам в качестве обеспеченных залогом направлен на более полную защиту интересов Российской Федерации в делах о банкротстве с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде денежной суммы подлежит взносу в казну.
Отдельные положения законопроекта посвящены вопросам проверки наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства в отношении стратегических предприятий и организаций с госучастием, а также должников, имеющих на момент возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам свыше 100 млн рублей.
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
Депутаты: процедура банкротства физлиц слишком дорогая и сложная
Разговоры об упрощении процедуры банкротства физических лиц идут уже не первый месяц. Многие граждане, которые уже не в состоянии платить по своим долгам, не могут вступить в процедуру банкротства, поскольку она очень дорогая и сложная. Об этом на конференции «Банкротство: законодательство, опыт, практика», проведенной на минувшей неделе ИД «Коммерсантъ», заявил председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков.
Полностью поддерживает эту позицию и финансовый омбудсмен Павел Медведев: «Я не встречал ни одного случая, когда банкротство обошлось бы человеку меньше чем в 100 тыс. руб. И то должно сильно повезти, чтобы в эту сумму уложиться». Следствием недоступности банкротства для граждан, по его словам, является рост числа мошенничеств, при которых недобросовестные лица предлагают должникам обанкротиться дешево и быстро, однако на деле не имеют ни малейшего намерения оказывать содействия в осуществлении этой процедуры.
Официальной статистики по банкротству физических лиц не существует. Согласно исследованиям, проведенным финансовым омбудсменом, за последние 2,5 года несостоятельными стали около 50 тыс. человек. Из них, по оценке эксперта, значительная часть – это банкроты-должники по ЖКХ. От 10 тыс. до 20 тыс. граждан – должники банков и МФО. Кроме того, более чем в половине процедур принимали участие представители ФНС России, что дает основание полагать, что речь идет о банкротстве именно ИП. Вместе с тем из этих 50 тыс. человек по своим заявлениям обанкротились приблизительно 2800 должников. Тогда как банкротов в традиционном смысле, то есть граждан, которым нечем платить по своим долгам, гораздо больше. Павел Медведев назвал цифру в 8 млн человек.
Эксперты уверены, что упрощение процедуры банкротства и удешевление стоимости услуг финансового управляющего приведет к тому, что та часть граждан, которая объективно соответствует статусу банкрота, сможет этот статус обрести. «Мы в ближайшее время ждем законопроект, который должен упростить процедуру банкротства физических лиц. При этом все лазейки для мошенников должны быть перекрыты, чтобы не было таких ситуаций, когда набирают долги, а потом намеренно их не выполняют. Здесь необходимо все нормы грамотно прописать», – отметил Анатолий Аксаков.
Имеются ли ограничения на проведение процедуры банкротства физического лица в том случае, если в отношении него ранее была проведена процедура банкротства ИП? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга« интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Ожидается, что упрощенная процедура будет предполагать прохождение дел банкротов через суды. Однако, по мнению Павла Медведева, это нецелесообразно. Ссылаясь на международный опыт, он предложил проводить через суд банкротство должников, сумма долга которых превышает 10 млн руб. Остальные банкротства, уверен эксперт, следует осуществлять через финансового омбудсмена. Это же касается и реструктуризации долга. В связи с этим специалист обозначил следующую схему. Финансовый омбудсмен будет предлагать алгоритм реструктуризации кредиторам и должнику. Если всех это предложение устроит, оно станет обязательным для обеих сторон. Навязать свой алгоритм омбудсмен не сможет.
Стоит отметить, что проблемы при банкротстве возникают не только у физлиц. Вот только если у граждан они связаны в основном с самой процедурой вступления в процесс, то у юридических лиц существенные трудности вызывает сохранение своего бизнеса. «Количество банкротств организаций растет довольно быстрыми темпами. В прошлом году оно увеличилось более чем на 7%. Это более 13,5 тыс. случаев в год. К сожалению, банкротства, как правило, сопровождаются смертью бизнеса и растаскиванием имущества. Да и взыскание долгов идет низкими темпами и малыми объемами – удовлетворяется не более 5% требований кредиторов», – рассказал Анатолий Аксаков.
Защитить компанию, которая попала в трудную финансовую ситуацию, и дать ей возможность продолжать свою деятельность, сохранять рабочие места, генерировать доход, осуществлять платежи в бюджет, выполнять экономические и социальные задачи призван, в частности, законопроект 1 Правительства РФ о реструктуризации долгов юридических лиц. Если эта инициатива будет одобрена, должники и кредиторы смогут ходатайствовать перед судом не только о признании должника банкротом, но и о введении специальной процедуры, которая не предусматривает конкурсного производства – процедуры реструктуризации долгов. Напомним, что сейчас Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» такая процедура не предусмотрена.
Указанный документ в настоящий момент готовится ко второму чтению. «Естественно, что при его доработке мы будем учитывать мнение рынка. В документе необходимо очень четко сбалансировать интересы кредиторов, интересы сохранения работы бизнеса и рабочих мест. Мы рассчитываем, что в весеннюю сессию законопроект будет одобрен», – поделился своим мнением Анатолий Аксаков.
Что предусматривает процедура банкротства
6. Применение таможенными органами процедуры банкротства
6.1. Юридический отдел в случае вынесения арбитражным судом решения о невозможности взыскания задолженности из-за отсутствия у должника имущества направляет по согласованию с заместителем начальника таможенного органа по экономическим вопросам в региональное подразделение Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (далее — ФСДН России) по месту нахождения должника письменное обращение о признании его несостоятельным (банкротом).
К обращению прикладываются документы о мерах, предпринятых таможенными органами по взысканию задолженности.
6.2. ФСДН России в соответствии с законодательством Российской Федерации предпринимает меры по введению внешнего управления имуществом должника либо по признанию его несостоятельным (банкротом) с учетом результатов рассмотрения вопроса о его платежеспособности.
6.3. В случае отсутствия в регионе деятельности таможенного органа подразделения ФСДН России с заявлением о признании должника банкротом необходимо обращаться в арбитражный суд.
6.4. Арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или выносит определение о введении внешнего управления имуществом должника.
6.5. Введение внешнего управления имуществом должника направлено на восстановление его платежеспособности и влечет за собой установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, который предусматривает, что на время его действия в отношении должника не допускается взыскание в бесспорном порядке, приостанавливается исполнение исполнительных документов, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и не предпринимаются иные финансовые санкции. Удовлетворение требований кредиторов осуществляет внешний управляющий.
На сумму денежных средств, соответствующую требованиям кредиторов на момент введения внешнего управления, начисляются проценты согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если денежные средства, вырученные в процессе восстановления платежеспособности должника, недостаточны для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
6.6. В отношении ликвидируемого либо отсутствующего должника может применяться упрощенная процедура банкротства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
6.7. Признание должника несостоятельным (банкротом) влечет за собой его ликвидацию и исключение из соответствующего государственного реестра.
6.8. В соответствии со статьей 59 Налогового кодекса задолженность, взыскание которой оказалось невозможным, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
До принятия Правительством Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта, регулирующего порядок списания задолженности ликвидированных организаций и их исключения из реестра задолженности, данные суммы подлежат учету таможенными органами и отражению в отчетах по задолженности.
Некоторые вопросы правового регулирования банкротства физических лиц Текст научной статьи по специальности «Право»
АРБИТРАЖНЫЙ СУД / БАНКРОТСТВО ГРАЖДАНИНА / ДОБРОВОЛЬНАЯ И ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА / ДОЛЖНИК / ИНИЦИАТИВА ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ СУДА / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурыкина Александра Ильинична
Автор рассматривает процедуру банкротства физических лиц, предусмотренную изменениями, введенными Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника. Проанализированы нормы федерального законодательства, выделены положительные и негативные последствия применения процедур банкротства в отношении физических лиц.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурыкина Александра Ильинична
The author considers the bankruptcy of private persons in Russia. The study focuses on the changes introduced in the Federal Law of the Russian Federation dated October 26, 2002 No. 127-FZ «On Insolvency (Bankruptcy)» in the regulation of rehabilitation procedures applicable to the debtor. Consequently, the positive and negative effects of current bankruptcy proceedings against private persons are revealed.
Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового регулирования банкротства физических лиц»
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Аннотация. Автор рассматривает процедуру банкротства физических лиц, предусмотренную изменениями, введенными Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника. Проанализированы нормы федерального законодательства, выделены положительные и негативные последствия применения процедур банкротства в отношении физических лиц.
Ключевые слова: банкротство гражданина, должник, компетенция суда, арбитражный суд, кредитная организация, инициатива возбуждения дел о банкротстве, рассмотрение дел о банкротстве, добровольная и принудительная процедура банкротства.
ON SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF BANKRUPTCY OF PRIVATE PERSONS Abstract. The author considers the bankruptcy of private persons in Russia. The study focuses on the changes introduced in the Federal Law of the Russian Federation dated October 26, 2002 No. 127-FZ «On Insolvency (Bankruptcy)» in the regulation of rehabilitation procedures applicable to the debtor. Consequently, the positive and negative effects of current bankruptcy proceedings against private persons are revealed.
Keywords: bankruptcy of private person, debtor, competence of court, arbitration court, credit institution, initiation of bankruptcy cases, consideration of bankruptcy cases, voluntary and involuntary bankruptcy proceedings.
Одним из направлений деятельности государства в сфере защиты прав человека и гражданина является правовое регулирование в той или иной области жизнедеятельности, в том числе в области кредитования.
Практика показывает, что многие лица-заемщики у кредитных организаций по истечении срока займа или иного имущественного обременения не в состоянии вернуть всю предоставленную им кредитной организацией сумму или даже ее часть. Как следствие, в такой сложной ситуации страдает не только заемщик, но и его семья, так как происходит нарушение ее имущественных прав.
На этом основании было предложено внести в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ изменения, которые тем или иным способом будут помогать заемщикам и иным лицам, оказавшимся в трудной имущественной ситуации, расплатиться с кредиторами и не остаться без средств к существованию. Такими изменениями являются те, которые регулируют с правовой точки зрения вопрос о несостоятельности (банкротстве) должника-гражданина. Законодатель отделяет граждан от иных лиц и предусматривает для них особую процедуру признания банкротом.
Основной идеей внесения изменений в законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) гражданина является обеспечение защиты прав и интересов граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями при осуществлении в отношении них процедуры банкротства, а также создание возможностей для увеличения объемов потребительского и жилищного кредитования. Целью законопроекта является установление законных оснований для предоставления рассрочки уплаты основной суммы долга и процентов по нему гражданину-должнику, признанному в установленном порядке банкротом [2].
Перейдем к обзору изменений, внесенных в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее также — Закон о банкротстве) с 1 октября 2015 года в части банкротства физических лиц (граждан).
Для начала необходимо определить, кто признается физическим лицом и какими способами непосредственно проводится процедура банкротства.
Физическим лицом считается любой гражданин, не имеющий отношения к бизнесу. Банкротом его может назвать арбитражный суд по заявлению кредитора, уполномоченного органа или же самого должника. Основаниями для возбуждения в отношении должника-гражданина процедуры банкротства, являются в совокупности следующие признаки: долг должника перед кредиторами должен составлять не менее пятисот тысяч рублей, а срок
невыплаты задолженности — не менее трёх месяцев, но вместе с тем сумма долга должна превышать стоимость имеющегося у должника имущества.
При рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются следующие процедуры: реструктуризация долгов гражданина; реализация имущества гражданина; мировое соглашение. Каждая из процедур применяется раздельно от последующей. Но мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процесса банкротства.
Реструктуризация долгов представляет собой реабилитационную процедуру, которая применяется к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов. План реструктуризации, как предписывает закон, предоставляется кредиторами или гражданином и утверждается судом.
Важным моментом данной процедуры, является то, что в случае утверждения плана реструктуризации начисление процентов по долгу (например, по кредитным обязательствам) прекращается.
Одобрение плана должником может быть выражено как в форме письменного заявления (абзац седьмой пункта 1 статьи 213.15), так и сделано устно в ходе судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. В последнем случае факт одобрения плана должником отражается в протоколе судебного заседания.
Утверждение плана без одобрения должника возможно только в исключительном случае, если будет доказано, что несогласие должника с планом является злоупотреблением правом (статья 10 ГК РФ). Например, если не обладающий ликвидным имуществом
должник, стабильно получающий высокую заработную плату, в целях уклонения от погашения задолженности перед кредиторами за счет будущих доходов настаивает на скорейшем завершении дела о его банкротстве и освобождении от долгов [4, п. 30].
В силу недопустимости злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ) арбитражный суд не утверждает план реструктуризации долгов (в том числе одобренный собранием кредиторов), если такой план является заведомо экономически неисполнимым или не предусматривает для должника и находящихся на его иждивении членов семьи (включая несовершеннолетних детей и нетрудоспособных) средств для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, а также если при его реализации будут существенно нарушены права и законные интересы несовершеннолетних (абзац шестой статьи 21318 Закона о банкротстве) [4, п. 31].
своего жилого помещения; 9) средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество; 10) призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.
В ходе данной процедуры проводится опись и оценка имеющегося у должника имущества, с целью определения ее стоимости, для дальнейшей реализации имущества на торгах.
Оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу в соответствии с настоящим Федеральным законом, проводится финансовым управляющим самостоятельно или с привлечением оценщика, о чем финансовым управляющим принимается решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредиторами, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина, на основании положений п. 6 ст. 130 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 13 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Мировое соглашение при банкротстве гражданина заключается между должником и кредитором и утверждается судом. В рамках мирового соглашения стороны могут найти компромисс по погашению долгов. При этом заключение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве (ст. 213.31 Закона о банкротстве).
Особенностью, а равно гарантией для кредиторов в заключении мирового соглашения выступает то, что в случае нарушения должником условий мирового соглашения по заявлению кредитора суд возобновляет производство по делу, и в отношении гражданина вводится процедура реализация имущества.
Хотелось бы отметить, что, как и в любой процедуре, регулируемой российским законодательством, процесс процедуры банкротства таит в себе положительные и негативные черты. Естественно, самым приятным для гражданина достижением в данном случае станет списание долгов банками и иными кредиторами. Эта особенность закона о банкротстве физических лиц стала настоящим спасением для граждан, утонувших в ипотечных кредитах, — если до вступления закона в силу люди продавали купленные за
Однако в этой ситуации не обошлось и без негативных моментов.
Во-вторых, если гражданин будет признан банкротом, это не может не привести к наступлению пагубных последствий. Таковыми являются следующие: в течение пяти лет
бывшего должника обяжут указывать в заявлении на получение новых кредитов, что ранее он был признан банкротом. В результате весьма вероятен отказ банка в выдаче денежных средств. Кроме того, нельзя будет открыть банковский счёт на свое имя. В течение трех лет с момента объявления гражданина банкротом он не сможет занимать управляющие должности в органах управления юридическим лицом. К тому же в течение следующих пяти лет гражданин не сможет повторно подать заявление о банкротстве.
Нельзя не отметить, что анализ норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ наводит на мысль о том, что последние изменения, внесенные в данный закон, обращают его положения в пользу граждан, а не кредиторов. Главными кредиторами граждан чаще всего являются банки и иные кредитные организации. В последнее время экономическая ситуация в нашей стране не самая лучшая: зарплаты уменьшаются (многим гражданам они не выплачиваются по несколько месяцев), рабочие места сокращаются. В таких условиях люди просто вынуждены идти в банки и брать кредиты под большие проценты (около 30%).
В заключение приведем высказывание заместителя председателя комитета Государственной Думы по экономической политике Виктора Климова: «Идея данного закона заключается в том, чтобы человек, который попал в тяжелое финансовое положение и исчерпал все другие возможности, мог сам или через представителя обратиться в суд и стать
инициатором процедуры банкротства. Кроме того, это право не должно быть ограничено запредельными для большинства граждан суммами в несколько сотен тысяч рублей. Банкротство не станет приятным и не послужит способом уклонения от обязательств. Но в условиях наступившего экономического кризиса и снижения уровня зарплаты закон о банкротстве физических лиц с принятыми поправками приобретет немалую значимость» [8].
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2014. — № 31. — Ст. 4398.
2. Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве), Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (в части введения реорганизационных процедур в отношении гражданина — должника, признанного банкротом)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/CorpManagment/ doc 1113565326047.
3. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 окт. 2002 г. № 127-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 окт. 2015 г. № 45 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».