Меры по предупреждению банкротства и досудебная санация
§2. Досудебная санация
Таким образом, в порядке досудебной санации можно удовлетворить только все требования в полном объеме и только одновременно. Однако до осуществления санации возможны договоренности с отдельными кредиторами о различных рассрочках, отсрочках, скидках долгов и т. п.
В досудебной санации могут участвовать несколько субъектов, в этом случае договор должен предусматривать распределение обязанностей между ними и порядок получения встречного предоставления, если оно предусмотрено.
Досудебная санация может осуществляться из средств бюджета и государственных внебюджетных фондов, но только в том случае, если соответствующие положения содержатся в законе о бюджете. На наш взгляд, положения о возможности оказания финансовой помощи должникам из бюджета должны быть исключены из Закона о банкротстве, поскольку их наличие противоречит принципам рыночной экономики.
Осуществление досудебных процедур имеет как преимущества (конфиденциальность действий), так и недостатки (ограниченный круг возможностей и опасность упустить время, когда судебные процедуры дали бы результаты).
Осуществляемые в рамках досудебной стадии мероприятия могут быть любыми — как экономическими (модернизация, перепрофилирование производства, изменение управленческой политики и др.), так и юридическими (получение кредитов, заключение соглашений о новации, отступном либо прекращении обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений, истребование своего имущества из чужого незаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и др.). Главное, чтобы эти мероприятия повысили платежеспособность должника и обеспеченность его экономическими ресурсами, что позволило либо избежать возникновения признаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсного процесса) сделать возможным введение восстановительных процедур.
В п. 1 статьи 30 речь идет об обязанности руководителя должника на том этапе стадии досудебных процедур, когда возникли признаки банкротства должника, установленные п. 2 ст. 3 Закона. Эта обязанность состоит в информировании учредителей (участников) должника о возникновении указанных признаков. Отметим, что трудно исполнить эту обязанность, когда участников тысячи.
К сожалению, положение об обязанности руководителя информировать
участников о возникновении признаков банкротства не подкреплено какими-
либо мерами ответственности.
Статья 31 определяет одну из мер, направленных на предупреждение банкротства. Досудебная санация — предоставление должнику финансовой помощи, размер которой достаточен для исполнения всех его обязательств и обязанностей. По сути своей досудебная санация — это договор между должником и субъектом, предоставляющим средства (санатором). Причем это договор непоименованный, так как он не назван в качестве такового ни ГК, ни даже самим Законом, который исходит из договорной конструкции данных отношений, однако прямо термин «договор» применительно к досудебной санации не употребляет.
Досудебная санация может осуществляться любыми лицами, включая учредителей (участников) должника, которые, как правило, более всего заинтересованы в предупреждении банкротства должника. Средства, предоставленные участниками, впоследствии могут быть возвращены должником, если это предусмотрено соответствующим договором. В этом случае речь будет идти о действиях участников, порождающих обычные гражданско-правовые (а не корпоративные) обязательства.
Средства должны быть предоставлены именно должнику. Оплата третьим лицом всех обязательств должника непосредственно кредиторам без соглашения об этом с должником досудебной санацией названа быть не может, так как в результате все права требования перейдут к субъекту, исполнившему обязательства. Если же впоследствии данный субъект осуществит прощение долга, это будет являться не досудебной санацией, а обычной досудебной мерой по предупреждению банкротства.
Следует отметить, что статья 31 не содержит положений о возможности осуществления досудебной санации из бюджета (подобные нормы содержались в Законе 1998 г.). Вообще оказание государством финансовой помощи определенным субъектам противоречит принципам рыночной экономики, особенно если учесть, что в соответствии с Законом 1998 г. в данных отношениях публично-правовые образования участвовали как субъекты, наделенные властными полномочиями. В настоящее время такая модель оказания финансовой помощи представляется недопустимой. Однако вполне возможно заключение договора досудебной санации публично-правовым образованием как участником гражданских правоотношений.
Заметим, что факт предоставления финансовой помощи (как и факт заключения договора досудебной санации) не способен предотвратить возбуждение конкурсного процесса при наличии соответствующих признаков — для этого необходимо осуществление исполнения требований.
Меры по предупреждению банкротства и досудебная санация
Сегодня банкротство представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. Меры по восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства — являются общей обязанностью добросовестного предпринимателя.
Досудебные процедуры банкротства, несмотря на их целевую направленность, отличаются от судебных процедур тем, что [4, с. 180]:
- — проводятся заинтересованными лицами самостоятельно, без вмешательства судебных органов;
- — в этих процедурах активную роль выполняют должник и его собственник (учредители);
- — внесудебные процедуры целесообразны на начальных стадиях развития банкротства.
В соответствии со ст. 30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ [2] (далее — закон о банкротстве), меры по предупреждению банкротства организаций:
- 1. В случае возникновения признаков банкротства, установленных п. 2 ст. 3 закона, руководитель должника обязан направить сведения о наличии признаков банкротства собственнику имущества должника — унитарного предприятия и лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), в течение 10 дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении.
- 2. Учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
- 3. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.
В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его финансовому оздоровлению (санации). Наиболее широкий диапазон форм имеет досудебная санация «меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства» (ст. 2 Закона о банкротстве).
Досудебная санация — одно из трех мероприятий, предусмотренных Законом для достижения цели восстановления платежеспособности должника наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления.
В рамках проведения досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения всех требований должнику предоставляется финансовая помощь.
Основным требованием, предъявляемым к досудебной санации, является ее размер. Так, п. 1 ст. 31 Закона о банкротстве предусмотрено, что «учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, и восстановления платежеспособности должника (санация)».
В то же время, оказывать такую помощь может практически любое лицо, включая учредителей (участников) собственника имущества унитарного предприятия и учредители (участники) юридического лица, кредиторов.
Пункт 2 ст. 31 Закона о банкротстве уточняет, что предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
Таким образом, досудебная санация носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации. Данные процедуры позволяют без обращения в арбитражный суд решить вопросы о дальнейшей деятельности организации или добровольно ликвидироваться. И, хотя, эта помощь не будет безвозмездной, однако она позволит сохранить предприятию жизнь.
Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий как в индустриально развитых странах, так и в современной России, позволяет выделить две наиболее распространенные тактики проведения финансового оздоровления (санации) предприятий [6, с. 54]:
- 1) Защитная (оборонительная) тактика является основной тактикой для проведения процедуры. Прежде всего, она направлена на то, чтобы сократить инвестиции фирмы и операционные объемы, сбалансировать приток и расход денежных средств. Данная концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации предприятия с целью сокращения персонала, закрытия отдельных структурных подразделений, уменьшения объемов производства и т.п.
- 2) Наступательная тактика направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности предприятия, привлечение внешней финансовой помощи для расширения ассортимента конкурентоспособной продукции, выхода на другие региональные рынки, быстрое завершение реальных инвестиционных проектов и т.п. В этом случае привлечение внешней помощи необходимо, для того чтобы укрепить объемы производства. Предполагается расширить ассортимент товара, выдвинуть продукцию на более высокий уровень, увеличить конкурентоспособность. Также должна присутствовать возможность выхода на региональный рынок. Необходимо спланировать завершение инвестиционных операций в кратчайшие сроки. Процедура досудебной санации направлена на то, чтобы стабилизировать все функции предприятия и при этом не нарушить его деятельность.
В зависимости от масштабов кризисного состояния предприятия выявленных в процессе диагностики банкротства и принятой концепции санации, различают 2 основных направления ее осуществления:
Финансовая помощь может быть оказана в виде:
- — возвратной финансовой помощи — займа (процентного и беспроцентного);
- — безвозвратной финансовой помощи — безвозмездное поступление;
- — принятия решения о выпуске и размещении облигаций, векселей;
- — принятия решения об увеличении уставного капитала (увеличение номинальной стоимости акций или дополнительный выпуск акций).
При этом, прежде чем приступать к досудебной санации, необходимо определить ее целесообразность. Если в данном случае имеются альтернативные формы проведения санации, необходимо подробно изучить их. Узнать, будет ли эффективным проведение этой процедуры, можно при помощи расчета, который покажет все шансы успешности.
Досудебная санация должна быть направлена на устранение кризиса. Она проводится в целях поддержания финансовой устойчивости. В процессе у предприятия может сформироваться дополнительная прибыль за счет повышения производства и хозяйственной деятельности. Для того чтобы эффективно произвести затраты на санацию, следует выделить дополнительные средства и сформировать бюджет, при этом происходит объективная оценка инвестиций.
Примером проведения успешного финансового оздоровления может послужить ситуация на Челябинском тракторном заводе УРАЛТРАК [3, с. 77].
В последние несколько лет назад это предприятие являлось убыточным. Но благодаря грамотно проведенной реструктуризации производство удалось возродить, более того, расширить. Завод находился в конкурсном производстве и шел к ликвидации.
В настоящее время, ЧТЗ — это завод гигант, занимающий 1, 5 млн м2 площадей под производство, имеющий в своем распоряжении почти 20 тыс. ед. техники, станков и иного оборудования, предоставляющий рабочие места 20 тыс. чел. В его состав входит 150 юридических лиц и несколько десятков дочерних предприятий. За два последних года его выработка выросла в 2, 5 раза. Для компании сложным было решение о разделе ЧТЗ на части, но оно оказалось спасительным — организованный технопарк помог создать новые рабочие места, дал производственные мощности, которые ранее простаивали, имущество завода стало работать эффективнее.
Затем администрация области приобрела пакет акций предприятия, что также способствовало упрочению его положения.
При этом все же, главными шагами стало ориентирование на развитие, на расширение производства, на обновление парка техники. Использование новейшего, модернизированного оборудования способствовало выходу предприятия на новые рынки — зарубежные.
Сейчас ЧТЗ поставляет свою продукцию в Индию, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливию, Вьетнам, а также в Грузию и страны Прибалтики. Как можно видеть, финансовое оздоровление было проведено максимально грамотно — предприятие не стало сокращать мощности и увольнять людей, а наоборот, развернулось, не считаясь с тратами, изменило политику.
Таким образом, для того чтобы предотвратить банкротство, необходимо принимать меры, как экономические, так и юридические. Последние предусматривают заключение кредитных сделок, контрактов, своевременное взыскание дебиторской задолженности. Эти мероприятия направлены на преодоление кризисного состояния. Они должны способствовать повышению платежеспособности должника. Принятые меры в дальнейшем помогут избежать нежелательных признаков банкротства. Немаловажно погасить задолженность по обязательным платежам. Для того чтобы провести досудебную санацию, необходимо, чтобы у должника были шансы на восстановление. Эти возможности выявляются на основе анализа финансового состояния.
Решение.
По моему мнению, суд должен отказать КПК «Рост» во включении в третью очередь реестра требований кредиторов ООО «Сибирский кедр» обязательств по договору залога в обеспечении договора займа Писарева Р.П., по следующим основаниям.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (в рамках возбужденного дела о банкротстве) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона о банкротстве, для определения наличия признаков банкротства должника и для установления размера требований кредиторов к должнику в деле о банкротстве учитываются денежные обязательства должника перед кредиторами и его обязанность по уплате обязательных платежей.
В силу ст. 2 Закона о банкротстве, под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) или бюджетным законодательством Российской Федерации, основанию.
Кредиторами являются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
В соответствии со ст. 334 и 336 ГК РФ [1], залогодатель отвечает строго определенным имуществом — предметом залога и не имеет солидарной и субсидиарной ответственности по основному обязательству.
Залогодатель по договору залога, обеспечивающий исполнение обязательства другого лица, не имеет денежного обязательства перед кредитором и несет лишь риск обращения взыскания на заложенное имущество.
Таким образом, КПК «Рост» не может считаться кредитором, участвующим в деле о банкротстве, так как ООО «Сибирский кедр», в отношении которого введена процедура банкротства, не имеет денежных обязательств перед ним. По договору займа, заключенного между КПК «Рост» и Писаревым Р.П., обязательства возникли у последнего, а не у ООО «Сибирский кедр».
Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 было разъяснено, что в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о банкротстве, требования кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом, арбитражным судом в порядке, установленном процессуальным законодательством. Исходя из этого, требование КПК «Рост» по договору залога должно рассматриваться в порядке искового производства, а не в деле о банкротстве.
В реестр требований кредиторов включаются требования, указанные в ч. 2 ст. 4 Закона о банкротстве, это — денежные обязательств и обязательные платежи. Текущие платежи по нормам ч. 2 ст. 5 Закона о банкротстве не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Санация как мера по предупреждению банкротства
В российском законодательстве понятие «санация» появилось впервые в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Согласно ст. 13 ходатайство о проведении санации могло быть подано должником, собственником предприятия-должника и кредитором в арбитражный суд до принятия им решения по делу. При этом преимущественное право на участие в проведении санации имели:
В тех случаях, когда кандидатами на участие в санации были собственник предприятия-должника и (или) члены трудового коллектива этого предприятия, они самостоятельно участвовали в санации.
Таким образом, данная процедура осуществлялась по назначению суда и под его контролем. Кроме того, арбитражный суд мог отменять санацию. Так, в процессе проведения санации собственник предприятия-должника, любой из кредиторов или члены трудового коллектива предприятия-должника могли обратиться в арбитражный суд с заявлением о неэффективном проведении санации или о действиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов собственника предприятия-должника, либо кредиторов, либо членов трудового коллектива предприятия-должника. В этом случае арбитражный суд рассматривал такие заявления и принимал соответствующие решения вплоть до решения о прекращении санации.
Впоследствии Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) термин «санация» заменен термином «досудебная санация». Так, согласно ст. 27 собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника — юридического лица, кредиторами должника — юридического лица и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику могла быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).
В действующем Законе о банкротстве 2002 г. практически полностью дублированы из Закона о банкротстве 1998 г. положения о досудебной санации. Изначально редакция ст. 31 Закона о банкротстве 2002 г. указывала на процедуру досудебной санации, однако впоследствии внесенными изменениями ст. 31 Закона о банкротстве 2002 г. стала именоваться «Санация». Кроме того, были внесены новые статьи: 71.1, 85.1, 112.1, 129.1, которые предусматривали в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам.
Санация — финансовая помощь, предоставляемая должнику, имеющему признаки банкротства, в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами до возбуждения дела о банкротстве.
Санация выражается в предоставлении должнику финансовой помощи. При этом размер финансовой помощи должен быть достаточным:
С экономической точки зрения санация в первую очередь связана с инвесторами, преследующими различные интересы, например, с целью получения возможности воздействовать на функционирование предприятия, получения доступа к продукции предприятия. Таким образом, санация входит в систему наиболее действенных механизмов финансовой стабилизации предприятия и имеет значительный экономический потенциал [1] .
Участниками санации, предоставляющими финансовую помощь должнику, могут быть следующие лица:
- 1) учредители (участники) должника;
- 2) кредиторы должника;
- 3) субъекты РФ;
- 4) собственник имущества должника — унитарного предприятия;
- 5) Российская Федерация;
- 6) муниципальные образования.
Соглашением о предоставлении финансовой помощи может быть предусмотрено принятие на себя должником или иными лицами (например, собственником имущества должника — унитарного предприятия) обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
В качестве санации применяются определенные механизмы (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Механизумы санации
Санация применяется в следующих случаях:
1) до факта подачи заявления о признании должника банкротом со стороны его кредиторов, при этом должник самостоятельно привлекает финансовую помощь со стороны;
- 2) на стадии самостоятельного обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве, при этом должник также самостоятельно предпринимает комплекс мер и привлечение ресурсов со стороны с целью приведения его к состоянию платежеспособности;
- 3) решение о необходимости санации может быть принято и арбитражным судом при наличии заявлений от лиц, желающих восстановить платежеспособность должника, удовлетворив требования всех заявленных кредиторов.
Целями проведения санации являются:
- 1) закрытие расходов и устранение факторов, приведших к повышенным тратам;
- 2) сокращение всех видов долгов;
- 3) восстановление прежнего уровня платежеспособности;
- 4) улучшение оборотных финансовых средств;
- 5) открытие ресурсов, помогающих провести полноценную санацию.
Цель санации считается достигнутой, если удалось за счет финансовой помощи извне либо реорганизационных процедур нормализовать хозяйственную деятельность и избежать объявления предприятия-должника банкротом с последующей его ликвидацией.
Для достижения цели санации используются определенные этапы (рис. 5.3).
Рис. 5.3. Этапы проведения санации
1-й этап — определение целесообразности и эффективности проведения санации. Целесообразность проведения санации связана с восстановлением платежеспособности и принятием эффективных мер для выхода из неудовлетворительного финансового состояния.
2- й этап — обоснование механизма санации. Механизм санации отражает ее предстоящую тактику. К числу основных тактик проведения санации относятся: оборонительная санация (тактика защиты) и наступательная санация.
Оборонительная санация выражается в сокращении активности предприятия и балансировании денежных потоков. При такой тактике на основе привлечения внешних финансовых активов производится реструктуризация предприятия.
Наступательная санация направлена на увеличение диверсификационной оперативной деятельности предприятия, активизацию инвестиционной деятельности, поиск новых партнеров и рынков сбыта.
- 3- й этап — определение направления осуществления санации. В зависимости от степени неудовлетворительности финансового состояния выделяют два основных направления санации. Во-первых, рефинансирование долга. Применяется для устранения неплатежеспособности без изменения статуса юридического лица предприятия, в котором осуществляется санация. То есть когда финансовое состояние не является слишком критическим. Во-вторых, санация, направленная на реорганизацию юридического лица, когда финансовое состояние является критическим. В рамках осуществления данного направления изменяется статус юридического лица.
- 4- й этап — выбор формы санации. Форма санации определяет механизм, посредством которого достигаются ее основные цели.
- 5- й этап — подбор лица, осуществляющего санацию. К осуществлению санации могут привлекаться как физические, так и юридические лица, основной задачей которых является восстановление платежеспособности юридического лица посредством осуществляемых процедур согласно плану санации.
- 6- й этап — подготовка плана санации. План представляет собой документ, определяющий цели и процесс осуществления санации должника. Он состоит из следующих разделов:
- — общие сведения о предприятии, в котором будет производиться санация;
- — оценка финансового состояния предприятия;
- — обоснование механизма и формы санации;
- — мероприятия, проводимые в рамках санации;
- — ожидаемые результаты санации.
Рассмотрение и одобрение плана всеми заинтересованными лицами влекут начало санации.