- Особенности электронных торгов в процедуре несостоятельности (банкротства)
- Где проводятся торги по банкротству юридических лиц
- Положение «О порядке оценки и реализации имущества (в том числе имущественных прав) организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства)» (утверждено постановлением КМ РТ от 26 октября 2000 г. N 746) (с изменениями от 24 июня 2002 г.)
- 1. Общие положения
- 2. Форма торгов
- 3. Подготовка торгов
- 4. Начальная цена имущества на торгах
- 5. Аукционная (конкурсная) комиссия
- Особенности электронных торгов в процедуре несостоятельности (банкротства)
Особенности электронных торгов в процедуре несостоятельности (банкротства)
Где проводятся торги по банкротству юридических лиц
В целях повышения эффективности процедур несостоятельности, защиты экономических интересов республики, создания условий для функционирования системы реализации имущества организаций-должников в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке оценки и реализации имущества (в том числе имущественных прав) организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства).
2. Признать утратившим силу Положение об оценке и продаже имущества предприятий и организаций, находящихся в процессе осуществления процедуры внешнего управления и конкурсного производства, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 июля 1999 года N 431 «О предотвращении несостоятельности и финансовом оздоровлении предприятий и организаций Республики Татарстан».
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан — Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
Положение
«О порядке оценки и реализации имущества
(в том числе имущественных прав) организаций-должников
в ходе процедур несостоятельности (банкротства)»
(утверждено постановлением КМ РТ от 26 октября 2000 г. N 746)
(с изменениями от 24 июня 2002 г.)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об оценке и реализации имущества (в том числе имущественных прав) организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (далее — Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве)» и «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и распространяется на имущество (в том числе имущественные права) организаций-должников, находящихся в процедуре внешнего управления или конкурсного производства (кроме имущества, не включаемого в конкурсную массу в соответствии со ст.104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
1.2. Положение определяет общий порядок оценки и продажи вещей, в том числе ценных бумаг, иного имущества (включая имущественные права), интеллектуальной собственности (далее по тексту — имущество).
1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
Комитет — Комитет Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
Независимый оценщик — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), занимающееся определением стоимости основных фондов и другого имущества на основе общепринятых методов науки об оценке и прошедшее аккредитацию при Комитете.
Агент — независимая организация (уполномоченное лицо), прошедшая аккредитацию при Комитете, осуществляющая реализацию имущества на торгах или комиссионной основе и заключившая с должником агентский договор, договор поручения или договор комиссии.
Должник — гражданин (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), не способный удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Покупатель — победитель торгов, предложивший более высокую цену имущества, тем самым получивший право на его приобретение.
1.4. Оценке аккредитованным при Комитете лицензированным оценщиком и продаже на торгах подлежат:
— пакеты акций (доли (паи) в уставном капитале) созданных (или дочерних) организаций, образованных путем реструктуризации организаций-должников, находящихся в процедуре несостоятельности (банкротства);
— пакеты акций (доли в уставном капитале) третьих лиц, принадлежащих организации-должнику;
— иное имущество должников по решению собрания (комитета) кредиторов.
1.5. При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности организации-должника, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, права на обозначения, индивидуализирующие организацию-должника, его продукцию, работы, услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.
1.6. Решение о реализации имущества на торгах принимается внешним (конкурсным) управляющим в соответствии с требованиями действующего законодательства.
1.7. Особенности участия в торгах иностранных юридических лиц и граждан определяются действующим законодательством.
1.8. Начальная цена имущества является обязательным условием торгов.
1.9. Торги, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
1.10. Организатором торгов выступает внешний (конкурсный) управляющий (далее — Продавец), а в случае продажи имущества, указанного в пункте 1.4 настоящего Положения, — Агент. Агент не может быть заинтересованным лицом в отношении должника или внешнего (конкурсного) управляющего.
1.11. Для проведения торгов Продавец создает аукционную (конкурсную) комиссию (далее — Комиссия).
— определяет дату, место, время, форму проведения торгов;
— организует опубликование информационного сообщения (направляет уведомления в случае проведения закрытого аукциона или конкурса претендентам);
— определяет порядок приема заявок и задатков, цену номеров для участников торгов и входных билетов;
— определяет порядок ознакомления покупателей с имуществом;
— осуществляет прием заявок на участие в торгах и задатков;
— составляет каталог реализуемого на торгах имущества и осуществляет разбивку имущества по лотам;
— извещает Комитет о подготовке к проведению торгов;
— представляет в Комитет итоговый отчет о проведении торгов или извещение о признании торгов несостоявшимися с указанием причин.
2. Форма торгов
2.1. Торги могут проводиться в следующих формах:
— открытый аукцион, в котором в качестве покупателя может участвовать любое лицо, а выигравшим торги признается лицо, предложившее наиболее высокую цену;
— открытый конкурс, в котором в качестве покупателя может участвовать любое лицо, а выигравшим торги признается лицо, предложение которого, по заключению Комиссии, полностью отвечает условиям конкурса и в наибольшей степени соответствует установленным Комиссией критериям выявления победителя конкурса;
— закрытый аукцион, в котором в качестве покупателя могут участвовать только лица, специально приглашенные для этой цели, а выигравшим торги признается лицо, предложившее наиболее высокую цену;
— закрытый конкурс, в котором в качестве покупателя могут участвовать только лица, специально приглашенные для этой цели, а выигравшим торги признается лицо, предложение которого, по заключению Комиссии, полностью отвечает условиям конкурса и в наибольшей степени соответствует установленному Комиссией критерию выявления победителя конкурса.
Критерии выявления победителя конкурса устанавливаются Комиссией на основании условий конкурса.
2.2. В случае отсутствия покупателей имущества по начальной цене проведение торгов осуществляется путем постепенного снижения стоимости реализуемого имущества в порядке, установленном п.7.9 настоящего Положения.
Права требования и обязательства могут продаваться на торгах как на повышение, так и на понижение стоимости.
3. Подготовка торгов
3.1. Реализация имущества осуществляется Продавцом. При делегировании права проведения торгов Агенту Продавцом заключается агентский договор, договор поручения или договор комиссии, и Агенту могут быть делегированы функции, указанные в п.п. 3.2.1, 3.2.4, 3.2.5, 3.3, 3.4, 3.6, 7.4, 5.1.1-5.1.15 настоящего Положения.
3.2. Продавец после принятия решения о реализации имущества на торгах:
3.2.1. Публикует объявление о продаже имущества на торгах в средствах массовой информации, о продаже предприятия (бизнеса) — в средствах массовой информации, а также в официальном издании Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Публикация информационного сообщения о проводимых торгах должна быть осуществлена не позднее чем за 30 календарных дней до объявленной даты проведения торгов. Одновременно информационное сообщение публикуется в «Вестнике Комитета Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению».
В объявлении о продаже предприятия должны содержаться:
— сведения о предприятии и порядок ознакомления с ним, предельные сроки подачи заявок на приобретение предприятия, которые действительны не менее двух недель и не более одного месяца со дня опубликования указанного объявления;
— дата, время, место и форма проведения торгов;
— размер задатка, сроки и порядок внесения задатка;
3.2.2. Устанавливает начальную цену объекта, шаг торгов, размер задатка.
3.2.3. В случае реализации имущества, указанного в пункте 1.4 настоящего Положения, организует подготовку заключения о рыночной стоимости имущества и иных документов, обеспечивает возможность осмотра имущества потенциальными покупателями, выявляет отсутствие или наличие обременения имущества и особые условия (если имеются) его реализации.
3.2.4. При заключении договора об уступке права требования истребует у организации-должника оригиналы или нотариально заверенные копии:
— акта сверки задолженности, подписанного должником и его дебитором, либо заменяющих его документов с определением сумм основного долга, процентов, а также начисленных экономических санкций;
— документов, подтверждающих наличие задолженности (договоры, платежные поручения, письма, акты приемки, накладные, решения судов, исполнительные листы и т.п.);
— иных документов, имеющих значение для уступки права требования;
— документов о внесении изменений и дополнений к вышеуказанным документам.
Все представленные документы нумеруются, сшиваются в один том, при этом составляется их опись. Агент несет ответственность за сохранность переданных ему документов (копий документов).
3.2.5. Проводит торги и производит расчеты с участниками торгов.
3.2.6. Заключает договор купли-продажи приобретенного имущества.
3.3. При проведении закрытого аукциона (конкурса) участникам не позднее чем за 30 дней до проведения аукциона (конкурса) рассылается извещение (приглашение).
3.4 Информационное сообщение должно включать следующие сведения:
— срок прекращения приема заявок и других документов на участие в аукционе (конкурсе);
При выставлении на торги более 10 инвентарных единиц движимого имущества указанный перечень сведений в информационном сообщении по решению Продавца может быть сокращен.
Формы представления указанных сведений и перечень дополнительных данных определяются Продавцом.
3.5. С момента опубликования информационного сообщения Продавец предоставляет всем обратившимся потенциальным покупателям возможность предварительно ознакомиться с имуществом (в случае проведения закрытого аукциона (конкурса) — только приглашенным участникам). Продавец обязан создать условия для осмотра и ознакомления с имуществом.
3.6. При проведении закрытого аукциона (конкурса) в течение 30 дней после подведения итогов участникам рассылается извещение об итогах аукциона (конкурса).
3.7. Имущество, не реализованное на торгах, может предлагаться на последующих торгах, о чем дается дополнительная информация в средствах массовой информации в соответствии с п.п.3.4-3.5 настоящего Положения. В данном случае в информационном сообщении можно не указывать наименования, характеристик и цен предлагаемого для продажи имущества (при отсутствии изменений), а лишь дать сообщение о дате проведения повторных торгов со ссылкой на предыдущее информационное сообщение. Начальная цена предлагаемого на повторных торгах имущества может быть снижена по решению собрания (комитета) кредиторов, но не более чем на 50% начальной цены продажи на первом аукционе.
4. Начальная цена имущества на торгах
4.1. Начальная цена реализуемого имущества (кроме имущества, указанного в п.1.4 настоящего Положения) определяется Продавцом.
4.2. Начальная цена на реализуемое на торгах имущество, указанное в п.1.4 (за исключением прав требования и обязательств) настоящего Положения, может устанавливаться на 5% ниже рыночной стоимости имущества на основании заключения независимого оценщика.
4.3. Начальная цена реализуемых на торгах прав требования устанавливается на основании заключения независимого оценщика.
4.4. Отчет об оценке должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
4.5. При оценке имущества определяется его рыночная стоимость.
5. Аукционная (конкурсная) комиссия
5.1. Торги проводит аукционная (конкурсная) комиссия, в состав которой входят внешний (конкурсный) управляющий, представители Комитета и Агента.
— осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении торгов;
— осуществляет проверку своевременности и полноты внесения задатков, правильности ведения журнала учета заявок;
— оформляет решение о проведении торгов (приложение 1 к настоящему Положению) в случае отсутствия нарушений или их устранения до начала проведения торгов или протокол о признании торгов несостоявшимися. В случае невозможности устранения выявленных нарушений до начала проведения торгов последние отменяются;
Особенности электронных торгов в процедуре несостоятельности (банкротства)
Кузнецова, С. С. Особенности электронных торгов в процедуре несостоятельности (банкротства) / С. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/archive/428/94502/ (дата обращения: 23.11.2022).
Данная статья посвящена особенностям проведения электронных торгов про реализации имущества должников при осуществлении процедуры несостоятельности (банкротства). В статье проанализированы положения действующего законодательства, регламентирующие особенности проведения электронных торгов. Автор анализирует существующий порядок проведения электронных торгов при процедуре несостоятельности (банкротства) и указывает на то, что требуется его дальнейшее совершенствование, т. к. действующие нормы не позволяют максимально эффективно защищать права кредиторов и осуществлять продажу имущества должников по его рыночной стоимости.
Ключевые слова: несостоятельность банкротство, электронные торги, аукцион, должник, кредитор, реализация имущества, рыночная стоимость имущества.
This article is devoted to the peculiarities of conducting electronic auctions for the sale of debtors’ property in the implementation of the insolvency (bankruptcy) procedure. The article analyzes the provisions of the current legislation governing the features of electronic trading. The author analyzes the existing procedure for conducting electronic trading in insolvency (bankruptcy) proceedings and indicates that its further improvement is required, since the current rules do not allow the most effective protection of the rights of creditors and the sale of property of debtors at its market value.
Keywords: insolvency bankruptcy, electronic trading, auction, debtor, creditor, sale of property, market value of the property.
Процедура банкротства как юридических, так и физических лиц, к которой прибегают при невозможности погасить имеющиеся обязательства, получает все большее распространение в Российской Федерации. Согласно ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» процедура банкротства определяется как признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [1].
Одной из процедур, применяемых при банкротстве, является реализация принадлежащего должнику на праве собственности имущества, за счет которого осуществляется оплата судебных расходов, а также для погашения требований кредиторов.
– появилась возможность осуществлять процедуру реализации имущества максимально прозрачно,
– появилась возможность реализовать имущество должника по наиболее выгодной цене, что способствует увеличению вероятности соблюдения законных прав кредиторов на исполнение должником своих обязательств,
– с помощью электронных каналов стало возможным привлечь гораздо больше потенциальных покупателей, что способствует переходу прав собственности на имущество должника от неэффективных собственников к эффективным и сохранению имущества в экономическом обороте [4, c. 251],
– внедрение электронных торгов существенно способствует развитию цифровой экономики страны в целом.
Ст. 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает порядок реализации имущества должника при помощи электронных торгов. В частности, обязательно проводится инвентаризация и оценка принадлежащего должнику имущества, затем утверждается организация, уполномоченная на проведение электронных торгов, а также порядок публикации сообщений о реализации имущества. Данные действия направлены на обеспечение привлечения к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей для реализации имущества по наиболее высокой цене [1].
Чаще всего, если в отношении имущества не предусмотрено выполнение каких-либо определенных условий, например, возможность реализации единственного жилья должника, размеры которого значительно превышают достаточный для удовлетворения разумной потребности гражданина-должника и членов его семьи в жилище [7], электронные торги осуществляются в виде открытого аукциона, проводимого в несколько этапов.
Порядок проведения электронных торгов при проведении процедуры банкротства утвержден положениями действующего законодательства, в частности:
– в торгах могут принимать участие только лица, признанные участниками торгов,
– торги с использованием открытой формы проводятся путем повышения начальной цены продажи имущества или предприятия должника на величину, равную «шагу аукциона»,
– торги с использованием закрытой формы представления предложений о цене, где указанные предложения не подлежат разглашению до начала проведения торгов [8].
Необходимо отметить, что к участию в проведении электронных торгов допускаются только те участники, которые зарегистрированы в установленном порядке, имеют квалифицированную электронную подпись и внесли депозит.
Сама процедура проведения электронных торгов имеет определенный порядок, нарушение которого не допускается [2, c. 89]. Началом процедуры проведения электронных торгов по реализации имущества должника является проведение первичных торгов. Первичные торги представляют собой этап аукциона, при котором происходит повышение цены лота с установлением шага повышения цены. Установленный шаг означает, что каждое последующее повышение цены лота будет равным установленному шагу. Продажа наиболее часто реализуемого имущества должников при проведении процедуры банкротства: дом, квартира, нежилые и коммерческие помещения и пр., осуществляется в основном именно при проведении первичных торгов.
Если имущество не удается реализовать во время проведения первичных торгов, первичные торги признаются несостоявшимися, что приводит к необходимости проведения повторных торгов. Организация повторных торгов проводится через два дня после окончания первичного аукциона. Процесс проведения повторных торгов не отличается от процесса проведения первичного аукциона, однако стоимость лота снижается на 10 %.
Если имущество не удается реализовать при проведении первичного и повторного аукционов, осуществляется проведение публичных торгов. В ходе которых стоимость имущества снижается на определенный процент в определенный период. При проведении публичного аукциона, покупателем имущества является тот, кто первым присылает заявку на приобретение.
Анализ проведения количества электронных торгов за последние 10 лет показал увеличение количества опубликованных единиц имущества, выставляемого на торги более чем в 3 раза (см. рисунок 1), что свидетельствует об эффективности внедренной системы.
Рис. 1. Динамика активности электронных торговых площадок за период с 2011 по 2020 гг.[5]
Текущая пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 привела к серьезным финансовым потерям и снижению прибыли, как среди юридических лиц, так и среди физических лиц, что обуславливает рост количества производств по делам о несостоятельности (банкротстве). Так, например, по данным Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности:
– во 2 кв. 2021 г. выставлено на 27 % больше лотов, чем в аналогичном квартале предыдущего года.
– число участников банкротных процедур выросло во 2 квартале 2021 г. на 67 % по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., в целом за первое полугодие 2021 г. увеличилось на 75 %, по сравнению с первой половиной 2020 г.
– стоимость реализованного имущества за первое полугодие 2021 года возросла в 3,6 раза, по сравнению с таким же периодом 2020 г.
– средняя цена продажи по успешным лотам во 2 кв. 2021 г. увеличилась в 3,2 раза ко 2 кварталу 2020 г. [6]
Существующая тенденция позволяет сделать вывод о том, что кредиторам будет все сложнее привлечь получить удовлетворение своих требований, т. к. в основном проведение первичных и повторных аукционов позволяет реализовать имущество должника по установленной оценкой стоимости только в отношении ликвидного имущества, способного принести покупателю выгоду, а кредитору возможность максимального возмещения задолженности. В отношении имущества, реализация которого проводится на публичных торгах с существенным снижением первоначальной стоимости, вероятность максимального погашения должников своих обязательств перед кредиторами существенно снижается.
Таким образом, реализация процедуры проведения электронных торгов в том виде, в котором она существует в настоящее время, не позволяет максимально эффективно защищать права кредиторов и осуществлять продажу имущества должников по его рыночной стоимости [3, c. 92]. Следовательно, необходимо дальнейшее совершенствование сферы проведения электронных торгов при несостоятельности (банкротстве)
- О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.
- Ершов, Д. В. Совершенствование законодательства о банкротстве в части регулирования порядка проведения торгов// Актуальные проблемы российского права. 2018. № 11 (96). С. 87–95.
- Ефремов, В. Аналитический отчет: защита прав кредиторов при банкротстве должника. Ефремов В., Бабкин О. М.: TrendLaw, 2018. 112 с.
- Львова, О. А. Российский институт банкротства в условиях его правовой трансформации / О. А. Львова // Актуальные проблемы экономики и права. — 2021. — Т. 15. — № 2. — С. 249–269.
- Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. URL: http://bankrot.fedresurs.ru/ (дата обращения 20.04.2021).
- Анализ торгов по банкротству и активности ЭТП по результатам 2 кв. 2021 года. URL: https://fedresurs.ru/news/bb80692b-c0d5–4b09–996a-f9e31f6cffb4 (дата обращения 20.04.2021).
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2021 г. N 15-П «по делу о проверке конституционности положений абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 21325 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина И. И. Ревкова». Доступ из справ. Правовой системе «Консультант Плюс».
- Приказ Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 (ред. от 28.10.2020) «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2016 N 41182). Доступ из справ. Правовой системе «Консультант Плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): торг, банкротство, имущество должника, проведение, проведение процедуры банкротства, проведение торгов, реализация имущества, первичный аукцион, Российская Федерация, рыночная стоимость.