- БК РФ Статья 103. Государственные (муниципальные) заимствования
- 1. Типы кредитов
- Государственный заемщик это
- Государственные внешние финансовые активы
- К вопросу о сущности и содержании государственного кредита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
- Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Завгородняя Т. И.
- Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности и содержании государственного кредита»
БК РФ Статья 103. Государственные (муниципальные) заимствования
1. Типы кредитов
Формы кредита тесно связаны с его структурой и в определённой степени с сущностью кредитных отношений.
Структура кредита включает такие основные элементы, как кредитор, заёмщик и стоимость, которую кредитор передаёт во временное пользование заёмщику (так называемую ссуженную стоимость).
- Товарная . Представляет собой такой кредит, при котором в долг выдаётся товар, а по истечении определённого периода возвращается товар стоимостью выше. Данная форма кредита на сегодняшний день характерна в основном для стран с низким уровнем развития кредитных отношений.
- Денежная . Самая распространённая на сегодняшний день форма кредита, которая представляет собой передачу денежных средств кредитором заёмщику на условиях платности, возвратности и срочности.
- Смешанная . Кредит выдаётся товаром, а его погашение происходит в денежном выражении, которое превышает приблизительную стоимость товара.
Коммерческий кредит означает, что кредитором является не кредитная организация, кредит предоставляется в ходе торговой сделки, поэтому его называют ещё и торговым. Кредит может предоставить любой субъект, временно имеющий в своём распоряжении свободные денежные средства.
Государственный кредит — это форма займов государства у населения, юридических лиц или иностранных государств, которые совершаются для того, чтоб покрыть дефицит госбюджета или финансирования государственных расходов.
С помощью государственного кредита государство активизирует дополнительные финансовые ресурсы и может финансировать общегосударственные расходы, то есть лучше выполнять свои функции.
Международный кредит — это предоставление ссуд в коммерческой или банковской форме кредиторами одной страны заёмщикам другой страны.
Средства для международного кредита мобилизуются на международном рынке ссудных капиталов, на национальных рынках ссудного капитала, а также за счёт использования ресурсов государственных, региональных и международных организаций.
Наиболее распространённой формой кредита в повседневной жизни является банковский кредит . Рассмотрим его подробнее .
Классификация банковского кредита осуществляется по его базовым признакам, таким как цель его получения, срок предоставления, способ погашения и др.
По целевому назначению банковские кредиты могут быть различных видов, например: потребительский кредит, ипотечный, автокредит.
Потребительский кредит предоставляется как в форме банковского кредита (ссуды на потребительские цели), так и в форме коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа).
Потребительский кредит даёт возможность населению приобретать товары и услуги до того, как потребители будут способны их оплатить.
Есть разновидности кредитов, при которых обязательным условием является предоставление залога. К ним относятся: ипотечный, ломбардный, автокредит и др.
Ипотечный кредит — это предоставление денежных средств на условиях, характерных для кредита, под залог недвижимого имущества (земли, жилища и прочее).
Иначе говоря, ипотечный кредит является долгосрочным кредитом , который предоставляется для приобретения недвижимости. Приобрести можно:
- землю;
- производственные помещения с землёй;
- частные дома с землёй;
- приватизированные квартиры;
- строящиеся квартиры.
Ломбардный кредит — краткосрочный кредит в денежной форме под залог легкореализуемого движимого имущества (как правило, ювелирных украшений).
- ценные бумаги, депонированные в банке;
- драгоценные металлы;
- разные товары (для организаций/предприятий банк принимает товары в залог);
- автомобили;
- антиквариат;
- дорогостоящая одежда, например, мех (такой кредит называется вещным);
- посуда;
- мебель;
- бытовая техника в рабочем и хорошем состоянии.
Цель предоставления средств определена сразу — это покупка автомобиля, и потратить деньги на другие цели у клиента не получится, поскольку перечисление средств на его банковский счёт, а тем более предоставление кредита наличными, не предполагается.
- кредиты, погашаемые единовременным взносом (платежом).
- кредиты, погашаемые частями (долями) в течение всего срока действия кредитного договора.
В таком случае заёмщик уплачивает ежемесячно равный по сумме платёж, который включает в себя сумму начисленных процентов по кредиту и сумму основного долга.
Это платёж, который предполагает выплату всей суммы основного долга равными частями, которые увеличиваются на проценты, начисленные на остаток основного долга.
Следовательно, при оформлении кредита клиенту необходимо обращать внимание не только на размер процентной ставки, но также и на другие детали, например, на тип платежей по кредиту.
Липсиц, И. В. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся. 8–9 классы. Серия: Учимся разумному финансовому поведению / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. — 352 с.
Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 512 с. (Библиотека словарей «ИНФРА-М»)
Государственный заемщик это
1. Под государственными (муниципальными) заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика.
2. Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
3. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах федерального бюджета.
4. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
5. Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.
6. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.
7. Право осуществления государственных внешних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации вправе привлекать краткосрочные кредиты кредитных организаций от имени Российской Федерации на цели пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9. Под государственными внутренними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций, международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
10. Под муниципальными внутренними заимствованиями понимается привлечение от имени муниципального образования заемных средств в местный бюджет путем размещения муниципальных ценных бумаг и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
11. Государственные внутренние заимствования субъекта Российской Федерации и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации и муниципального образования, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета соответственно, а также в целях предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных порядком предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ)
12. Под государственными внешними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из федерального бюджета в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, а также от международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.
13. Под муниципальными внешними заимствованиями понимается привлечение кредитов в местный бюджет из федерального бюджета от имени муниципального образования в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования перед Российской Федерацией, выраженные в иностранной валюте.
14. Государственные внешние заимствования субъекта Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, а также погашения государственных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.
15. Муниципальные внешние заимствования осуществляются в целях финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
16. Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации принадлежит одному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовому органу субъекта Российской Федерации).
17. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации (исполнительно-распорядительному органу муниципального образования).
18. Размещение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципальных ценных бумаг) осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) при соблюдении следующих условий:
1) отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
Действие пп. 2 п. 18 ст. 103 приостановлено до 01.01.2023 (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ). Об условиях размещения в 2022 году см. указанный закон.
2) субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) получен кредитный рейтинг не ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации, от одного или нескольких осуществляющих рейтинговые действия юридических лиц, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
П. 19 ст. 103 применяется при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ).
19. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в объемах, приводящих к увеличению значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренных пунктом 5 статьи 107.1 настоящего Кодекса, до уровней, позволяющих отнести субъект Российской Федерации (муниципальное образование) к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости.
П. 20 ст. 103 применяется при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ).
П. 21 ст. 103 применяется при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ).
21. Основанием для отказа в согласовании программ государственных внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение субъектом Российской Федерации требований пункта 19 настоящей статьи, пунктов 2 и 3 статьи 106 и пункта 11 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
П. 22 ст. 103 применяется при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ).
22. Основанием для отказа в согласовании программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий муниципального образования, отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение муниципальным образованием требований пункта 19 настоящей статьи, пунктов 2 и 4 статьи 106 и пункта 12 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
П. 23 ст. 103 применяется при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ).
23. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в объемах, приводящих к увеличению значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренных пунктом 5 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
П. 24 ст. 103 применяется при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ).
24. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) внутренние заимствования в форме кредитов от кредитных организаций и путем размещения ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципального образования) только в целях рефинансирования долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также в форме целевых бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных в рамках плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренного пунктом 9 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
П. 25 ст. 103 применяется при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ).
25. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) внешние заимствования и предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в иностранной валюте.
П. 26 ст. 103 применяется при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ).
П. 27 ст. 103 применяется при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ).
27. Основанием для отказа в согласовании программ государственных внутренних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации (программ муниципальных внутренних заимствований, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации), отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) требований пунктов 23 — 25 настоящей статьи, пунктов 2 — 4 статьи 106 и пунктов 11, 12 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
28. Проведение реструктуризации обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по целевым бюджетным кредитам из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленным в рамках плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренного пунктом 9 статьи 107.1 настоящего Кодекса, не допускается.
Государственные внешние финансовые активы
Государственные внешние финансовые активы, состоящие на учете в ВЭБ.РФ – это обязательства иностранных заемщиков по кредитам, предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией. Подавляющая часть этих требований по своей природе относится к экспортным кредитам и связана с поставками российских (и советских) промышленных товаров и услуг за рубеж.
В качестве агента Правительства Российской Федерации по государственным внешним финансовым активам ВЭБ.РФ обеспечивает:
- учет государственных кредитов, предоставленных бывшим СССР и Российской Федерацией иностранным заемщикам;
- учет/проведение операций по использованию, обслуживанию, погашению, выверке и переоформлению обязательств по государственным кредитам, предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией иностранным заемщикам;
- подготовку заключений по проектам межправительственных документов по вопросам предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным заемщикам или урегулирования задолженности по государственным кредитам, предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией иностранным заемщикам;
- подготовку межбанковских документов о техническом порядке учета и расчетов в рамках межправительственных соглашений по вопросам предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным заемщикам или урегулирования задолженности по государственным кредитам, предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией иностранным заемщикам;
- обеспечение расчетов и учет операций в рамках межправительственных соглашений об использовании средств, поступающих в погашение задолженности зарубежных стран, на реализацию проектов в области развития;
- проработку соглашений о финансировании поставок российской продукции на экспорт в счет предоставленных Российской Федерацией государственных кредитов иностранным заемщикам;
- подготовку предложений и участие в согласовании возможных условий и схем предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным заемщикам, а также приемлемых условий реструктуризации кредитов, предоставленных бывшим СССР и Российской Федерацией;
- учетно-расчетную, информационно-аналитическую и методологическую поддержку Минфина России в сфере государственных внешних финансовых активов, в том числе в работе с Парижским клубом кредиторов и другими международными форумами, а также участие своих специалистов в составе российской делегации на их заседаниях, включая многосторонние переговоры по урегулированию задолженности стран-должников;
- организацию и проведение на конкурсной основе торгов (тендеров) по реализации средств в клиринговых и расчетных валютах, поступающих в погашение долговых обязательств Индии и Вьетнама перед Российской Федерацией.
По участию в тендерах
+7 (495) 604-65-12
+7 (495) 604-67-29
По вопросам, связанным с поставками российских товаров/услуг в счет государственных экспортных кредитов
+7 (495) 604-64-89
+7 (495) 604-65-65, добавочный номер 74-71
К вопросу о сущности и содержании государственного кредита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Завгородняя Т. И.
Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности и содержании государственного кредита»
юридические и физические лица. Если же последние вкладывают свои средства в банк, то кредиторами являются они, а банк — заёмщиком. Но если в первом случае оформляется кредитный договор, то во втором случае — договор депозитного (срочного) вклада.
При государственной форме кредита государство также выступает кредитором и заёмщиком, выдавая или получая ссуды от физических или самых разных юридических лиц: от предприятий и отраслей своей страны (в том числе бюджетные кредиты) до иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций.
В таблице 1 показаны отличия государственного кредита от банковского.
Рассмотрим в таблице 2 определения государственного кредита, данные разными авторами.
Все приведенные определения можно свести к четырем основным:
1) государство является кредитором, заемщиком и гарантом; 2) государство является только заемщиком; 3) отношения государственного долга и государственного кредита суть одно и то же; 4) государство может выступать как кредитор и заемщик.
Отличия государственного кредита от банковского
1. По размеру Средний размер государственного кредита обычно на несколько порядков превышает средний размер банковского кредита юридическому лицу
2. По длительности сроков кредитования Государственные кредиты выдаются на длительные сроки — до 30 лет, банковские — до 10-15 лет.
3. По рискованности Пониженный риск для кредиторов даже при неблагоприятных экономических условиях. Для банковского кредита характерен повышенный риск, связанный с изменением экономической ситуации, процентных ставок, финансового состояния заёмщика и т.д.
4. По субъектам кредитования При государственном кредите кредиторами и заемщиками являются резиденты и нерезиденты. При банковском — только резиденты
5. Состояние и стоимость имущества При государственном кредите состояние и стоимость закладываемого имущества определяется государством-заемщиком. При банковском кредитовании состояние и стоимость закладываемого имущества определяется банком-кредитором, т.к. от этого зависит возможная стоимость его реализации
6. По обеспечению Обеспечением служит все имущество государства, в т.ч. золотовалютные запасы страны, а также гарантии государства. При банковском кредите обеспечением выступают залог имущества и прав заемщика, гарантии третьих лиц, поручительства, страхование риска непогашения кредита, уступка требований и прав (цессия)
7. По ликвидности залога При банковском кредите усложняется реализация обеспечения в случае непогашения кредита при несоблюдении критериев приемлемости и достаточности обеспечения. При государственном кредите имущество государства всегда ликвидно
8. По целям Банковский кредит имеет строго целевое назначение. Государственный кредит может выдаваться на неопределенную цель
9. Значительный объем аналитической работы Время, затрачиваемое на оформление государственного кредита превышает время, необходимое на оформление банковского кредита
ст. преподаватель кафедры «Банковское дело» РГЭУ «РИНХ»
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
В банковской кредитной сделке при выдаче ссуды кредитором является банк, заёмщиками —
Определения государственного кредита в экономической литературе
1. Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта Финансы / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ. 2000. С.183; Златкис Б.И. Роль и функции государственного кредита в осуществлении государством бюджетной политики //Финансы. 2002. №7. С. 4
2. Государственный кредит отражает отношения по поводу привлечения временно свободных денежных средств населения — кредитора государством — заёмщиком Основы банковского дела в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. О. Г Семенюты. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С.143
3. Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства, облигации и др., выступает в качестве заемщика. В отличие от государственных займов государственная форма кредита. имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита. Деньги, кредит, банки/ Под ред. проф. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика. 2003.С. 202.
3. Государственный кредит выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства Вавилов Ю.Я. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М., 1992. С.3, 69-73, 77
4. Под термином “государственный кредит” понимаются только те кредиты, в которых государство выступает как заемщик (речь идет о пассивной” стороне государственного кредита), в отличие от т.н. “активного” государственного кредита, когда государство само является кредитором Головачев Д.Л. Государственный долг Теория, российская и мировая практика / Под ред. д.э.н., проф. М.А. Сажиной. М.: ЧеРо, 1998
5. Институт государственного и муниципального кредита как совокупность правовых норм состоит из относительно самостоятельных групп, регулирующих соответствующие экономические отношения по привлечению государством или муниципалитетами на добровольной основе денежных средств от населения или иных субъектов, а также по предоставлению займов иным субъектам. В результате деятельности субъектов по реализации отношений государственного (муниципального) кредита возникают отношения государственного (муниципального) долга. Поэтому можно сказать, что отношения государственного долга и государственного кредита суть одно и то же. Селюков А.Д. Государственный и муниципальный кредит: Правовое обеспечение. М.: Право и закон, 2000. С. 4.
6. Государственный кредит представляет собой отношения по временному использованию денежных средств, в которых кредитором выступают юридические и физические лица, а должником — государство. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М., 1999. С.12.
7. Государственный кредит представляет собой отношения, при которых государство выступает как заемщик Бюджетная система России: Учебник/ Под ред. акад. Г.Б. Поляка. М., 1999. С. 391
Из первого определения (Дробозина Л.А. и Златкис Б.И.) не ясно, могут ли быть субъектами госкредита юридические и физические лица — нерезиденты, а также другие государства и международные организации.
Кредит — это триединство кредитора, заёмщика и ссуженной стоимости, выдаваемой на условиях платности, обеспеченности, срочности и возвратности.
Гарант дает по просьбе другого лица — прин-
ципала (заемщика) — письменное обязательство уплатить кредитору принципала — бенефициару (кредитной организации, государству и т.д.) — в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об уплате.
Даже из этого определения видно, что гарант не является участником кредитной сделки, что договор между гарантом и заемщиком зак-
лючается при условии волеизъявления одной стороны — гаранта. Особо следует отметить, что при оформлении кредитного договора подписи гаранта на нём нет, т.к. гарантия не зависит от основного обязательства (кредита). То есть, независимо от того, будет прекращено, или уменьшено, или даже признано недействительным основное обязательство (договор кредита), гарантия сохраняет свою силу.
Ещё одним доводом в пользу того, что гарант не является участником кредитной сделки, является отсутствие в гарантии в качестве обязательного условия наименования бенефициара (кредитной организации) и даже наименования принципала (заемщика). Обязательными реквизитами гарантии являются наименование гаранта, сумма гарантии и срок, на который она выдана.
Кроме того, гарант не должен следить за выполнением основного обязательства заемщика, а должен выполнить своё обязательство только после представления кредитором письменного требования об этом.
Авторы, придерживающиеся второго определения, односторонне рассматривают государственную форму кредита, когда государство выступает только как заёмщик (Вавилов Ю.Я., Головачев Д.Л., учебник под ред. проф. О.Г. Се-менюты). В этих определениях кредитором является население только своей страны.
Данные определения не соответствуют Бюджетному кодексу РФ (БК РФ), в соответствии с которым по ст. 89 следует, что государственные заимствования — займы — могут привлекаться от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым у РФ возникают долговые обязательства как заемщика или гаранта (в отношении гаранта как субъекта кредитных отношений нами выше уже было высказано мнение). При выдаче государственного кредита в соответствии со ст. 122 БК РФ в кредитных отношениях могут участвовать те же самые субъекты.
Сторонники третьего определения считают, что отношения государственного кредита и государственного долга суть одно и то же (Селюков А.Д.).
Но эти отношения продиктованы разными мотивами и целями со стороны заемщика и со стороны кредитора. Государство-заемщик берет кредит для погашения дефицита госбюджета или осуществления каких-то инвестиционных или социальных программ. Государство-кредитор, предоставляя кредит, может руководствоваться в том числе и политическими мотивами. Поэтому нельзя считать, что отношения государственного кредита и государственного долга равнозначны, одно и то же.
Некоторые авторы, придерживающиеся четвертого определения, считают, что, если государственный кредит предоставляется в сферу международных экономических отношений, он становится международным (проф. О.И. Лаврушин, учебное пособие под ред. проф. О.Г. Семенюты).
По нашему мнению, сущность государственного кредита не должна меняться, если он предоставляется в иную сферу экономических отношений, как сущность денег не меняется оттого, что они выходят за рамки национальных границ.
С нашей точки зрения, кредиты на межправительственной основе относятся к государственным кредитам, т.к. заключаются между правительствами государств. Кроме того, так как государственные кредиты и займы делятся на внутренние и внешние, межправительственные кредиты и займы являются одним из видов внешнего государственного кредита или займа.
С нашей точки зрения, к международным следует относить межфирменные и межбанковские кредиты разных государств, т.е. это отношения между хозяйствующими субъектами разных стран. Таким образом, по нашему мнению, в международных кредитах не возникает долговых обязательств государства или перед государством. Такие отношения возникают во внешних государственных кредитах.
Таким образом, по нашему мнению, государственный кредит отражает экономические отношения, при которых государство выступает как кредитор и заемщик в процессе перераспределения временно свободных денежных средств между государством в лице его органов власти и управления и другими государствами, физическими и юридическими лицами, в т.ч. иностранными, на условиях возвратности, платности и срочности.
В учебном пособии под ред. проф. Семеню-ты говорится о новом виде денежного кредита — бюджетных ссудах, выдаваемых предприятиям на льготной основе для пополнения их оборотных средств.
Если обратиться к Бюджетному кодексу1, то бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
Бюджетный кредит (ст. 76 БК РФ) может быть предоставлен юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, на основании договора, только при условии предоставления заёмщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Бюджетный кредит предоставляется на условиях воз-
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №159-ФЗ от 9 июля 1999 г. в ред. от 15 апреля 2003 г. С. 7.
При этом для бюджетного кредита характерны те же принципы, что и для банковского: это платность, обеспеченность, срочность и возвратность.
Бюджетный кредит — это один из видов государственного кредита.
Отличие категории «государственный кредит», как и любого другого вида кредита, от категории «финансы» в следующем:
1) при использовании государственного кредита не происходит смены собственника ссуженных средств, меняется только их пользователь, в то время как при финансовых отношениях меняются и собственник, и пользователь выделенных средств;
2) движение государственного кредита, как и
любого другого кредита, происходит в двустороннем направлении: кредитор заемщик.
Движение финансовых средств происходит только в одном направлении:
Их движение в обратном направлении возможно только при ошибочно взысканных или переплаченных суммах;
3) основой государственного кредита являются возвратность, платность и срочность средств. При финансовых отношениях средства передаются на безвозвратной, безвозмездной и бессрочной основе;
4) объектом отношений государственного кредита являются отношения вторичного распределения стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода через временно свободные средства государства, юридических и физических лиц, в то время как объектом финансовых отношений является весь совокупный общественный продукт и национальный доход.
Виды государственного кредита могут классифицироваться по следующим признакам, характеризующим специфику отношений и влияние ряда факторов: по субъектам кредитной сделки, в зависимости от уровня властных полномочий, по месту получения кредита, по направлениям использования, по формам оформления, срокам, методам привлечения, способам возврата, по степени риска.
Субъектами государственного кредита являются государства в лице их органов власти и управления и юридические и физические лица, в том числе иностранные, если последние несут обязательства перед государством как заемщики или государство несет обязательства перед ними как заемщик.
В зависимости от уровня властных полномочий государственный кредит бывает централизованный и децентрализованный. При централизованном кредитором или заемщиком высту-
пает Министерство финансов РФ, при децентрализованном — местные органы власти. Децентрализованные государственные ссуды и займы связаны с финансированием конкретных проектов, социально-экономическим развитием области, города, района.
По месту получения или размещения государственный кредит бывает внешний (за пределами своей страны, в иностранной валюте) и внутренний (в пределах своей страны, в валюте Российской Федерации).
По направлениям использования государственные кредиты могут выделяться и привлекаться для финансирования государственных расходов, покрытия бюджетного дефицита, неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка, финансирования особо важных инвестиционных проектов, строительство, реконструкцию, развитие объектов социально-экономической сферы, с целью временного уменьшения платежеспособного спроса населения в условиях инфляции, дополнительного финансирования общественных потребностей сверх текущих возможностей государства и другие цели.
По формам государственного кредита, по нашему мнению, различают, во-первых, кредитные соглашения и договоры и, во-вторых, ценные бумаги.
Бюджетным кодексом ст. 98, 99, 100 предусматривается еще такая форма государственного долга, как договор о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальных гарантий. Предоставление гарантий, по нашему мнению, не является формой кредита, т.к. гарант не является участником кредитной сделки, о чем говорилось выше.
Другой формой государственных займов являются ценные бумаги от имени РФ, субъекта РФ, муниципальные ценные бумаги.
Особенность этой формы государственных займов — возможность привлечь денежные средства на срок от нескольких месяцев путем выпуска казначейских обязательств, векселей и до 30 лет — путем выпуска облигаций.
В соответствии с этим в зависимости от срока государственный кредит может быть краткосрочным — до 1 года, среднесрочным — от 1 до 5 лет, долгосрочным — от 5 до 30 лет, что определено ст. 98 п.2. Бюджетного кодекса РФ.
По методам привлечения, с нашей точки зрения, государственные кредиты могут классифицироваться как кредиты на добровольной основе и кредиты по принуждению.
Если кредит предоставлен или получен на добровольной основе, то его источником являются временно свободные средства государства, юридических лиц, населения, не предназначенные на текущее потребление. Но для их привле-
чения государство осуществляет гибкую и разнообразную кредитную политику. Последняя проявляется в доходности государственных ценных бумаг, сроках их действия, способах выплаты доходов, гарантиях надежности (ликвидности).
Государственные кредиты по принуждению могут быть получены не только за счет временно свободных денежных средств, путем обязательной покупки государственных ценных бумаг, но и за счет ограничения первоочередных потребностей и сокращения финансирования, в первую очередь социальных расходов, и даже некоторых производственных программ.
По способам возврата государственных кредитов можно выделить их возврат за счет доходов государственного бюджета и доходов юридических и физических лиц, за счет выпуска новых займов и получения новых кредитов.
Степень риска государственного кредита зависит:
• от уровня инфляции в стране и государ-ствах-кредиторах;
• риска финансовых потерь, связанных с дефолтом контрагента (кредитный риск);
• рыночного риска в связи с изменениями в экономике или на рынке ценных бумаг;
• процентного риска, проявляющегося в изменении процентных ставок;
• осуществления диверсификации вложений по регионам, отраслям, видам ценных бумаг.
Государственный кредит — это одно из средств мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, который большей частью выражает кредитные отношения и меньшей частью финансовые отношения общества.