- Государственный кредит — самостоятельная экономическая категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
- 4. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА
- Государственный кредит — самостоятельная экономическая категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
- Текст научной работы на тему «Государственный кредит — самостоятельная экономическая категория»
- Место государственного кредита в финансово-кредитной системе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
- Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ревзон О.А.
- Текст научной работы на тему «Место государственного кредита в финансово-кредитной системе России»
Государственный кредит — самостоятельная экономическая категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобзуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.
4. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА
Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.
Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов. Кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве гаранта, не обязательно приводят к такому изменению. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат. Но чаще всего государственные гарантии распространяются на ненадежных заемщиков и приводят к расходованию средств централизованных денежных фондов.
Государственный кредит является одним из видов кредита, характеризуется срочностью, платностью и возвратностью. Средства привлекаются государством на какой-либо определенный срок. Через определенный период времени заимствованная сумма должна возвращаться с процентами.
Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:
1)наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;
3)усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.
Государственный кредит — самостоятельная экономическая категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Текст научной работы на тему «Государственный кредит — самостоятельная экономическая категория»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ — САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Ю.Я. ВАВИЛОВ, кандидат экономических наук, доцент Финансовой академии при Правительстве РФ
С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов — неналоговых платежей.
С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и т.п., правительств иностранных государств. Монарх и его правительство средства, полученные с помощью займов, направляли в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного кредита.
Однако государство в кредитных отношениях может выступать не только как заемщик, но еще как гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемым на финансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств (реже — за счет средств фондов, формируемых на заемной основе), государство выступает как кредитор, а другая сторона — как заемщик.
Государственный кредит — это специфические отношения по поводу перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже — за-
имствованных) средств на возвратной и платной основе или для обеспечения гарантий. В этих отношениях орган влаЪти выступает как заемщик, гарант или кредитор.
Объективная необходимость использования государственного кредита для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Финансовая поддержка предприятий, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требуют постоянно увеличивающихся бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенными рамками — уровнем экономического развития, величиной налоговой нагрузки, действующим законодательством и т.д.
Поэтому органы власти прибегают к помощи государственного кредита как инструмента мобилизации дополнительных ресурсов на внутреннем и внешнем финансовых рынках.
Целесообразность использования заимствований для формирования дополнительных финансовых ресурсов органов публичной власти и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для общественных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссия денег) балансирования правительственных доходов и расходов. Минимизация ущерба достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц (резидентов) к властным структурам без увеличения номинального совокупного спроса и количества денег в обращении, либо на основе привлечения ресурсов из-за рубежа.
Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых гражданами и организациями (резидентами). У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить деньги для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужденные сбережения образуются у населения и в связи с такими отрицательными явлениями, как разбалансированность экономики и товарный дефицит.
Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции (работ, услуг) могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы могут образоваться у юридических лиц в силу неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство или социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды организаций. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться возможности привлечения хозяйствующих субъектов в сферу государственного кредита.
Возможность функционирования внешней части государственных кредитных отношений пре-
допределяется постоянным наличием свободных ресурсов на международных финансовых рынках и специально созданных межгосударственных фондов, которые находятся в распоряжении международных финансовых организаций.
Рис. 1. Взаимосвязь кредитных и финансовых начал в категории «государственный кредит» (/- государственные финансы; 2- кредит; 3 — государственный кредит)
ется для обеспечения заимствований других лиц (в виде государственных гарантий) и оказания финансовой помощи другим органам власти, в том числе иностранным правительствам, юридическим лицам и международным организациям (в виде государственных кредитов).
Присмотревшись к рисунку, можно сделать очевидный вывод: наложение кредитной основы на часть государственных финансовых отношений порождает новое явление — государственный кредит, границы которого очерчиваются сегментом -, обладающим новыми качественными характеристиками (пространственными, цветовыми и т.д.). Это новое явление выражает собой специфическую часть спектра экономических отношений, поскольку взаимопроникновение сфер функционирования и смешение характерных черт («цветов») кредита и государственных финансов порождает иные существенные признаки («цвет») новой самостоятельной экономической категории.
Исторически государственные кредитные отношения, которые в годы своего становления и развития в подавляющем своем большинстве выражались в государственных внутренних и внешних заимствованиях, приводивших к формированию долгов, с самого начала научными и государственными деятелями рассматривались как элемент публичных финансов. Так, в 1912 г. С.Ю. Витте писал, что с конца XVII в. под словом «финансы» стали понимать «всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства — его доходов, расходов и долгов, — понимается это слово и теперь.»1
Этому высказыванию, прозвучавшему в начале XX в., в полном объеме корреспондируют выводы, сформулированные в конце XX столетия признанным специалистом в области международных финансов В.Н. Сумароковым. В фундаментальном труде «Государственные финансы в современной экономике», отметив, что категория государственных финансов является категорией исторической, он анализирует представления о финансах в развитых зарубежных странах и в России советского и постсоветского (т.е. в условиях формирования рыночной экономики) периодов и делает заключение: «Таким образом, от науки «финансы» советского периода остается та ее часть, которая, в принципе, соответствует мировым стандартам. В развитых странах,
1 Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. — М.: 1997, с. 4.
как известно, под «финансами» понимают экономические отношения, возникающие между государством и частным сектором. Составляющими ее частями являются государственный бюджет, бюджеты местных органов власти, внебюджетные фонды и государственный кредит. Все это вместе современная российская наука о финансах называет «государственными финансами»2.
Позиция автора цитируемого произведения, равно как и весь проведенный выше анализ сущности государственных кредитных отношений, укрепляет во мнении, что у современных исследователей нет оснований не учитывать исторического пути развития государственных финансов с такими их атрибутами, как государственный кредит, внешние и внутренние долги, а также выводы финансовой науки, изучавшей и обобщавшей этот путь. Вывод однозначен: государственный кредит, являясь самостоятельной экономической категорией, представляет собой элемент публичных финансов.
Что касается позиции отдельных ученых, согласно которой государственный кредит — всего лишь форма кредита и не является самостоятельной категорией, то она опровергается, например, анализом движения привлеченных от инвесторов средств в рамках кредитной и государственно-кредитной операций.
На ри. 2 схематически изображено, что коммерческий банк предоставляет кредиты за счет привлеченных от населения и организаций ресурсов (для настоящего анализа не является существенным, что ссудный фонд банка пополняется и за счет собственного капитала). Заемщики используют кредитные ресурсы как капитал, который участвует в производстве новой стоимости, являющейся источником погашения полученного кредита и уплаты процентов по нему.
Такой логической завершенности в движении стоимости в случае государственно-кредитной операции мы не обнаружим ни при проведении государственных заимствований, ни при предоставлении государственных кредитов. Представим схематически движение стоимости при проведении правительством заимствований и при государственном кредитовании (рис. 3.).
Анализ представленной на рис. 3 схемы приводит к убедительному выводу: той логической и фактической завершенности в движении стоимости, которую мы наблюдаем в случае банковского кредитования (движение начинается от инвесто-
2 Сумароков В.Н. Государственные финансы в современной экономике. — М.: ИНИОН РАН, 1998, с. 120.
Рис. 2. Развернутая и общая формула движения сТЬимости в кредитной операции
б) погашение и обслуживание государственного долга (в объеме проведенных заимствований)
в) предоставление государственных кредитов
Рис. 3. Движение стоимости при проведении правительством заимствований и государственном кредитовании
Таким образом, анализ схем движения средств инвесторов в сфере частного и государственного кредита однозначно убеждает в том, что мы имеем дело с разными экономическими категориями. У этих категорий есть общая основа — кредитная, но на этом их родство заканчивается. Если с помощью частного кредита средства инвесторов, последовательно проходя стадии распределения, производства, обмена и опять распределения, возвращаются к кредитору, а затем и к инвесторам (с приростом), то такой цельности и завершенности оборота средств инвесторов нет в случае функционирования государственного кредита.
В самом деле, государственные внешние и внутренние заимствования обычно проводятся в целях покрытия бюджетного дефицита; профинансировав дефицит и увеличив свой долг, государство завершило заемную операцию. Погашение и обслуживание долговых обязательств, возникших в результате описанной выше операции по привлечению заимствований, будет проводиться за счет совсем других источников. С точки зрения финансового обеспечения и полного отсутствия какой-либо связи со средствами инвесторов, предоставленными государству ранее в качестве заимствований, операция по погашению и обслуживанию внешнего и внутреннего долга — это самостоятельная операция. То же самое мы должны сказать и в отношении предоставления государством внешних
3 В России, правда, осуществляются инвестиционные проекты по линии и за счет средств международных финансовых организаций, когда под гарантии государства привлекаются займы (кредиты), которые распределяются между реальными заемщиками и субъзаемщиками. Правительство РФ в этих операциях выступает как посредник и гарант, не проводя самостоятельной заемно-кредитной политики.
и внутренних кредитов: с точки зрения ресурсного обеспечения, отсутствия какой-либо связи с ранее заимствованными средствами (кстати, заимствований вообще может не проводиться) государственное кредитование — абсолютно самостоятельная операция.
Итак, единого, логически завершенного цикла движения средств инвесторов в рамках частного кредита не наблюдается в сфере государственного кредита, он расчленяется на три самостоятельные операции, ресурсным обеспечением которых служат разные источники, начинающие свое движение для достижения в каждом из трех случаев совершенно конкретных, принципиально иных целей.
Усилим высказанные выше соображения анализом принципиальных различий между государственным кредитом и банковским, являющимся наиболее распространенной формой кредита4. Существенные особенности названных экономических явлений просматриваются, по меньшей мере, по следующим направлениям. Первое связано с историческим аспектом: государственный и банковский кредит вызваны к жизни разными общественными потребностями. Появление государственного кредита связано с потребностями политической надстройки, которую он обслуживает и вместе с которой развивается. Появление банковской формы кредита вызвано потребностями воспроизводства, его функционирование направлено на решение воспроизводственных проблем.
Второе направление, по которому просматривается коренное различие между государственным и банковским кредитом, связано с характером использования заимствованных средств и источниками погашения долговых обязательств. Государственный кредит используется в основном на непроизводительные цели (покрытие бюджетного дефицита) и погашается преимущественно за счет налогов и новых заимствований. Банковский кредит имеет в основном производительный характер, используется заемщиком как капитал, который создает источники для уплаты сумм в погашение кредита и процентов по нему.
Третье направление связано с субъектами отношений при государственном и банковском кредите. Непременным участником государственных кредитных отношений является орган публичной власти, при банковском кредитовании государство как субъект отношений отсутствует. Это, конечно, не исключает того, что банк может предоставить
4Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000, с. 200.
кредит правительству, выступить в роли инвестора на рынке государственного долга, а орган власти прогарантировать кредитную сделку банка с хозяйствующим субъектом, Однако эти операции отражают отношения не частного кредитования, а государственные кредитные отношения и увеличение государственного долга. Всякая кредитная операция, в которой хотя бы одна из участвующих сторон представлена органом власти, входит в сферу государственного кредита.
Совершенно иной пласт анализа сущности государственного кредита представляет исследование его взаимодействия с ссудным капиталом, и в частности с государственным капиталом в ссудной форме. Любой капитал начинает приносить пользу обществу и доход его владельцу только в движении.
Рис. 4. Соотношение ссудного капитала, государственного кредита и результата заемной операции правительства
Аналогичным образом государственный кредит выступает формой движения ссудного капитала в случае предоставления правительством ресурсов взаймы хозяйствующим субъектам (резидентам и нерезидентам) органам власти иностранных государств и международным организациям. Только в этом случае речь идет о движении государственного капитала в ссудной форме. Когда правительственные кредиты предоставляются иностранным или международным заемщикам, то движение капитала принимает форму его экспорта (рис. 5).
С развитием местного (муниципального) самоуправления появляются и крепнут отношения, связанные с формированием дополнительных (наряду с бюджетными) финансовых средств, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления. Эти отношения стали называть муниципальным кредитом. Экономическая природа и назначение муниципального кредита аналогичны природе и назначению государственного кредита. Поэтому теоретический анализ государственных кредитных отношений во многом экстраполируется и на муниципальные кредитные отношения с одной лишь существенной поправкой: муниципальный кредит обслуживает потребности не го-
Рис. 5. Взаимосвязь ссудного капитала, государственного кредита и результатов его функционирования
сударства, а местного самоуправления, поэтому масштабы и влияние этих отношений носят ограниченный характер. Сказанное означает, что встречающиеся ныне в экономической литературе понятия «государственный кредит», «государственный и муниципальный кредит», «публичный или общественный кредит» с точки зрения теоретического анализа сути экономических явлений вполне допустимо использовать как синонимы, выражающие отношения со своими партнерами органов публичной власти всех уровней (федерального, регионального и муниципального), в которых они выступают как заемщики, гаранты или кредиторы.
Внешний государственный кредит, являясь частью национальных государственно-кредитных отношений, одновременно представляет собой форму проявления более общего экономического явления — международного (иностранного) кредита. Эта категория выражает собой движение ссудного капитала между субъектами международных экономических отношений на условиях возвратности и возмездности. Современной экономической наукой это явление обстоятельно исследовано, что нашло отражение в научных, энциклопедических и учебных изданиях5. С развитием глобализации, проявляющейся, в частности, в свободном движении капитала между странами, внимание ученых и практиков к международным вопросам движения ссудного капитала неизмеримо усиливается.
5 См., например, Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика, 2002; История Министерства финансов России: В 4 т. — Т. IV / Авторсктй коллектив. -М.: ИНФРА-М, 2002; Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/Под ред. Л.Н. Красавиной. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000; Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред.О.И. Лаврушина. — М.: Финансы и статистика, 2000.
Место государственного кредита в финансово-кредитной системе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
в данной статье рассматривается взаимосвязь государственного кредита, как одного из звеньев финансово-кредитной системы государства с другими звеньями и экономическими категориями, функционирующими в данной системе. Показаны их связи и взаимодействие. Приведен обзор мнений западных экономистовтеоретиков на влияние государственного долга и управления им на экономическую ситуацию стран, инфляционные процессы
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ревзон О.А.
Теоретико-правовые основы государственного долга Российской Федерации: сущность, содержание и функции
Текст научной работы на тему «Место государственного кредита в финансово-кредитной системе России»
12. Anxo D., Flood L., Mencarini L. et al. Time Allocation between Work and Family over the Life-Cycle: A Comparative Gender Analysis of Italy, France, Sweden and the United States // IZA Discussion Paper. 2007. November. № 3193.
МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
PLACE OF PUBLIC CREDIT IN THE FINANCIAL SYSTEM OF RUSSIA
Аннотация: в данной статье рассматривается взаимосвязь государственного кредита, как одного из звеньев финансово-кредитной системы государства с другими звеньями и экономическими категориями, функционирующими в данной системе. Показаны их связи и взаимодействие. Приведен обзор мнений западных экономистов-теоретиков на влияние государственного долга и управления им на экономическую ситуацию стран, инфляционные процессы.
Ключевые слова: государственный кредит, функции, экономическое развитие, денежно-кредитная политика, процентные ставки.
Abstract: This article examines the relationship of state credit as one of the links in the financial and credit system of the state with other parts, and economic categories that operate in the system. Showing their communication and interaction. A review of the views of the Western economic theorists on the impact of public debt and its management on the economic situation of countries.
Keywords: government loan, functions, economic development, monetary policy, interest rates.
Государственный кредит — это совокупность экономических отношений государства в лице его органов власти и управления с юридическими и физическими лицами, перед которыми государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. При этом преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объёмы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно является гарантом.
В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим долговым обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков, что влечет за собой рост расходов централизованных денежных фондов.
Постоянно изменяющиеся условия экономического развития активизируют инструменты кредитной политики. В осуществлении такого регулирования важнейшую роль играют методы управления государственным долгом. Управление государственным долгом становится центром кредитно-денежной политики. Предполагается, что государство с помощью методов кредитной политики и управления государственным долгом может добиться оптимальной структуры процентных ставок. Известный английский экономист Р. Кан писал, что казначейство
может добиться необходимого изменения относительных процентных ставок на основе общего уровня процента, с которым имеет дело кредитная политика. Структурные изменения государственного долга способны либо сдерживать, либо развивать инфляционные процессы в экономике.
Кроме того, управление государственным долгом должно быть подчинено поддержанию стабильности экономики. Речь идет именно о способности гибкого маневрирования государством свободы в перемещении денежных ресурсов. В моменты экономического подъема возможно перераспределение избыточных ресурсов в те сферы и отрасли экономики, которые в настоящий момент испытывают потребность в них. Государство имеет возможность проведения замены долгосрочных обязательств с одновременным предложением участникам краткосрочных займов. В моменты же так называемой рецессии этот метод позволит увеличить кредитные ресурсы, предназначенные для долгосрочных ссуд, снизить рыночные процентные ставки, стимулировать рост негосударственных капиталовложений [1].
К размещению долговых обязательств прибегают правительства как развивающихся, так и развитых стран. Наличие долгов для государства является своего рода стимулом экономического развития, оптимизации расходов, четкости разработки и реализации налоговых реформ, создания предпосылок роста инвестиционной активности и т.д. Долг — это сумма средств, которую один субъект экономической деятельности должен вернуть другому в определенное время и за определенную плату.
В западной экономической литературе долг рассматривается в классификации общественной и частной задолженности. Общественный долг подразделяется на государственный долг (суверенный долг) и долг органов государственной власти более низкого уровня — муниципальный долг. В условиях федеративного государства долги субъектов Федерации и местных органов власти объединены в понятие «субсуверенный долг». Частный долг включает долги финансового и нефинансового секторов.
В соответствие со ст. 97 Бюджетного кодекса РФ, к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Государственный долг появился с возникновением и развитием государства. Причиной тому явилось стремление органов власти и управления к достижению сбалансированности бюджета как общегосударственного фонда денежных средств для реализации в полной мере своих функций. В эпоху слабо развитого денежного хозяйства, в связи с этим недостатка доходов, получаемых от налоговых поступлений, и необходимости устойчивого и динамичного функционирования государства (в широком смысле) инструментом перераспределения финансовых ресурсов стали внутренние, а позднее, и внешние заимствования. Таким образом, государственный долг наряду с бюджетом и налогами является категорией экономической, выполняя общественно необходимые функции.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие
от налогов государственный кредит имеет добровольный характер, хотя в некоторых исторических моментах при размещении займов он не являлся добровольным. Если налоги действуют в одном направлении — при формировании бюджета и внебюджетных фондов, а обратное движение возможно только в случае возврата излишне начисленных или ошибочно перечисленных сумм, то государственный кредит всегда характеризуется возвратностью, платностью и срочностью.
Таким образом, принципами государственного кредита являются: возвратность, срочность, платность, обеспеченность (всем имуществом государства).
Как экономическая категория государственный кредит выполняет три функции:
Распределительная функция выражается в формировании централизованных государственных фондов и их использовании на условиях указанных принципов. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях государственные займы являются вторым после налогов способом финансирования расходов государственного бюджета.
Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги становятся не только источниками погашения кредита, но и используются для погашения процентов по задолженности. Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от способа использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный за счет этих средств объект в дальнейшем приносит прибыль, за счет которой и погашается заем. Усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов единственным источником их погашения становятся либо налоги, либо новые займы (это связано с финансированием военных расходов и расходов, связанных с социальным обеспечением населения). Тяжесть налогового бремени, вызванная государственными заимствованиями, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемых на его обслуживание при прочих равных условиях.
Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство. Сознательно используя государственный кредит как
инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Регулирующая функция. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, в виде инвестиций, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда работников бюджетной сферы количество наличной денежной массы в стране останется неизменной, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог со стороны Центрального банка являются инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время стимулируются накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Поддержка малого бизнеса предполагает, что в случае их банкротства государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным предпринимателям. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.
Контрольная функция государственного кредита характеризуется следующими особенностями, а именно тем, что она:
• тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованных фондов денежных средств;
• охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, предполагает возвратность и платность получаемых средств;
• осуществляется не только финансовыми, но и кредитными институтами.
В основном контролю подлежат целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
• минимизация стоимости долга для заемщика;
• недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
• эффективное использование мобилизованных средств;
• контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
• обеспечение своевременного возврата кредитов;
• максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
Для определения эффективности государственных кредитных операций находят отношение превышения поступлений над расходами к расходам по системе государственного кредита.
При оценке эффективности государственных кредитных операций учитывают их положительное влияние на государственный бюджет, денежное обращение в стране, укрепление доверия населения к финансовой деятельности государственных структур.
Размер государственного долга считается приемлемым, если имеются источники погашения как основного долга, так и процентов по нему.
Для определения оптимальной величины государственного долга его размер сопоставляют в разных вариантах с такими показателями, как:
• доходы бюджета, поступающие в денежной форме;
• валютные (или золотовалютные) резервы государства;
Считается, что размер ВВП, уровень экспорта и резервы относятся к источникам погашения основной суммы государственного долга, а налоговые доходы и уровень монетизации экономики служат источниками обслуживания долга (выплаты процентов по долгу). Оценивая обеспеченность государственного внешнего долга, наиболее часто используют такие показатели, как соотношение размера внешнего долга и объема экспорта товаров и услуг, соотношение размера внешнего долга и ВВП, соотношение размера платежей в порядке обслуживания долга и объема экспорта товаров и услуг [2].
Определяющими в оценке обеспеченности источниками погашения внутреннего долга являются доходы бюджета и уровень монетизации экономики.
фактически в состоянии дефолта. Мы наблюдали в марте 2012 года неудачные попытки размещения государственных долговых обязательств Испанией. Размещение почти вдвое было менее заявленных к реализации бумаг, да и рынок способствовал достаточно серьезному росту доходности по этим бумагам (фактору, определяющему увеличение будущей нагрузки на бюджеты этих стран). Греции на сегодняшний день запрещено выходить на открытый рынок.
Емкость рынка государственных и муниципальных ценных бумаг является важнейшей характеристикой рынка государственных долговых обязательств. Среди показателей, характеризующих емкость рынка, наибольшее значение имеют:
• объем накопленного долга по обращающимся ценным бумагам (номинальная стоимость ценных бумаг в обращении);
• рыночная стоимость ценных бумаг в обращении (капитализация рынка);
Значение рынка государственных и муниципальных долговых обязательств определяется соотношением его емкости с емкостью рынка акций, который имеет наиболее показательное значение в развитии экономики страны. Сравнение осуществляется также с емкостью рынка корпоративных облигаций страны и с общим объемом облигационного рынка различных стран.
1. Критика современных буржуазных теорий денег, финансов и кредита. — М.: Финансы, 1970.
2. Саркисянц А.Г. Система международных долгов. — М.: ДеКА, 1999.
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЬЕТНАМА
PECULIARITIES OF THE TRADE ACCOUNTING OPERATIONS IN COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN VIETNAM
Аннотация: статья посвящена вопросам учета товаров в коммерческих организациях Вьетнама. В статье рассмотрены организационная структура предприятий, порядок учета товаров, методы списания товаров. Дана характеристика каждого метода учета товаров.
Ключевые слова: коммерческая организация, корпорация, дочернее предприятия, экономические модели, методы учета, метод именной цены, метод средней цены, непрерывная средняя цена, метод складирования.
Abstract: the article is devoted to the treatment of goods in commercial organizations in Vietnam. The article describes the organizational structure of enterprises, the accounting of the goods, methods of writing ой the goods. The characteristics of each method of accounting for goods are mentioned.
Keywords: commercial organization, corporation, subsidiary companies, the economic model, accounting methods, the method of nominal prices, the average price method, the average price of а continuous, method of warehousing.