Когда даешь в долг

7 АДАБОВ ЗАЙМОДАВЦА И ЗАЕМЩИКА

Проповедь шейха Усама Абу Шаъра, хатыба мечети Абу Нур в Дамаске (2014 год).

Дорогие мои, на прошлой проповеди мы рассказывали о последней категории людей, которые укроются под тенью Арша в тот день, когда не будет никакой другой тени. Я рассказывал вам хадис Пророка (мир ему и благословение), который передает Имам Муслим в своем Сахихе: «Кто освободит от долга неплатёжеспособного или даст ему отсрочку, тот будет под тенью Арша в судный день». То есть для человека, который занял деньги в долг, наступило время возврата, но у него нет возможности вернуть. «Кто освободит от долга неплатёжеспособного или даст ему отсрочку, тот будет под тенью Арша в судный день».

Я вам также пояснял, дорогие мои, что великим благом, добрым поступком считается дать деньги в долг для благого, и на это указывает хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором сказано: «Я увидел в ночь исра миъража, как на вратах рая было написано «Садака поднимается на десять ступеней, а долг – на восемнадцать». Награда за садака приумножится десятикратно, а за средства, отданные в долг- восемнадцатикратно.

Также на предыдущей проповеди было поведано о достоинстве предоставления отсрочки заемщику или освобождение его от долга, хотя бы частично. Я вам пояснял, дорогие мои, что это деяние является причиной ответа на мольбу, освобождения от проблем и трудностей, а также это служит защитой для раба от адского огня в день суда. Все это передано от Пророка (мир ему и благословение).

Что касается займодавца, дорогие мои, обладатель этого великого блага, который дает деньги в долг людям ради того, чтобы они решили свои проблемы, несомненно, за это займодавцу Аллах решит проблемы в судный день, согласно хадису Пророка (мир ему и благословение).

Итак, дорогие мои! Первый адаб займодавца — это отдавать в долг людям богобоязненным и по мере возможности брать расписку или свидетелей.

Второй адаб займодавца — это давать отсрочку, то есть, если для заёмщика наступило время уплатить долг и у него нет возможности, то надо дать отсрочку до тех пор, пока появится возможность, и за счет этого займодавец удостоится чести укрыться под тенью Арша в судный день. А еще лучше какую-то часть денег сделать для него халалом. Что касается займодавцев и заёмщиков, заключающих сделку ради запретного дела, или может незапретного, но лишнего, ненужного, то в этом случае даже в долг давать не рекомендуется.

Итак, дорогие мои! Два адаба займодавца. Давать в долг богобоязненным, заключив письменный договор или взяв расписку, и второй адаб — бедному заёмщику давать отсрочку или освободить от долга полностью.

Что касается берущих взаймы, послушайте меня, о молодые, намеревающиеся взять в долг, ведь основном молодые берут деньги в долг.

Подумайте хорошенько прежде, чем взять в долг. В другом хадисе, который передает Имам Бухари от Господина Джабира (да будет доволен им Аллах), сказано: «Когда один из сподвижников скончался, мы омыли его тело, умастили его благовониями и завернули в саван, после чего принесли тело к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), и попросили его совершить заупокойную молитву. Он сделал несколько шагов вперед, а затем спросил:

“Есть ли у него долговые обязательства?” Мы сказали: “Два динара”, – и тогда он отошел в сторону. Абу Катада взял на себя ответственность за выплату этих динаров, и мы снова подошли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Абу Катада сказал: “Я обязуюсь выплатить эти динары” Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил: “Ты сделаешь это за должника? Покойник больше не имеет к ним никакого отношения?” Он ответил:

“Да”. Тогда он совершил заупокойную молитву по нему».

О те, которые берут в долг, прежде чем брать в долг, подумайте о своих возможностях. Сунной Пророка (мир ему и благословение) было то, что он никогда ничего не покупал в долг, кроме как в крайних ситуациях. И кто ознакомится с жизнеописанием пророка (мир ему и благословение), тот заметит, что Пророк (мир ему и благословение) брал в долг только для нужд другого человека, для себя он в долг не брал.

Итак, дорогие мои! Первый адаб берущего взаймы, это брать в крайних случаях и знать, что в этом есть тяжесть.

Второй адаб, послушайте, делайте намерение вернуть этот долг в скорейшем времени, как только получится. Когда берешь в долг, делай намерение его вернуть. Нужно днем и ночью размышлять об уплате долга, если ты умрешь с этим долгом, то ты слышал уже хадисы об этом. Если у берущего взаймы есть намерение вернуть долг, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто берет чужое [в долг] с намерением вернуть это, тому Аллах поможет в этом. А кто берет с намерением потратить [не возвращать] (как это делают некоторые), того Всевышний погубит».

Дорогие мои, это есть второй адаб. Первый адаб, брать в долг только в исключительных случаях, второй адаб — иметь намерение вернуть долг. Третий адаб, берущий взаймы, чтобы не нести отчет в судный день, должен уплату долга поставить в первую очередь, перед большинством других дел. Как говорят большинство ученых- шафиитов, не дозволено давать милостыню тому, кто имеет долг. Не рекомендовано заёмщику совершать обязательный хадж, нужно сперва уплатить долг, а потом ехать в хадж. Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришел человек и сказал: «Я должен совершить хадж и имею долг, что мне делать? Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Выплати свой долг». Уплату долга нужно ставить впереди всех остальных дел.

Четвертый адаб, который нужно соблюдать берущему взаймы — это уплата долга, как только появилась возможность. К примеру, вы взяли в долг сто тысяч со сроком на год, год не прошел и на шестой месяц у вас уже есть деньги в наличии сто тысяч рублей, и как только деньги появились, сразу пойдите и уплатите долг. Долг это аманат, и Всевышний велит хранить и выполнять аманат.

Дорогие мои, возвращать, и возвращать красивым образом. Это адаб берущего в долг.

А что касается того человека, который имеет возможность вернуть долг, но затягивает, и не отдаёт, в отношении этого Пророк (мир ему и благословение) сказал, что это притеснение. Если вы имеете деньги, и не возвращаете долг, то вы являетесь тем, кто каждый день притесняет, а ритеснитель проклят Всевышним. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что займодавцу можно нанести вред заёмщику, имеющему возможность вернуть долг и не возвращающему, то есть разговаривать с ним сурово, сказать — «ты притеснитель, не возвращаешь мне должное». По шариату имущество такого заёмщика и его самого арестовывают, как это описано в книгах по фикху.

Дорогие мои, это важные моменты для займодавца и заёмщика. Адабы займодавца: давать в долг богобоязненному человеку, слепо, без расспросов в долг не давать, и брать расписку, заключать письменный договор, второй адаб — давать отсрочку заёмщику или освободить от долга по мере возможностей, и это будет милостыней.

Что касается адабов заёмщика, то берущему взаймы лучше не брать в долг, кроме как в сложных ситуациях, второй адаб- это сделать правильное намерение, то есть вернуть долг, как только появится возможность. Третье, долг ставить в первую очередь, чем остальные дела, чем хадж и другие благие дела. Как говорят саляфы, не рекомендовано кушать два разных блюда тому, у кого есть долг. Чтобы у тебя на столе было два блюда, в то время как ты имеешь долг — это не дозволено. Некоторые праведники не кушали фрукты, пока не возвращали долг. Твое вхождение в рай зависит от уплаты тобою долга. Возвращать долг красивым образом.

Да сделает нас Аллах из числа прислушивающихся хорошему и следующих лучшему! Амин!

Когда даешь в долг.

Мы, мусульмане, вступая в долговые отношения, будем давать друг другу обещания и записывать их. Ведь слова забываются.

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا تَدَايَنتُم بِدَيْنٍ إِلَى أَجَلٍ مُّسَمًّى فَاكْتُبُوهُ

«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его». (Сура «Бакара», аят 282)

Одним из способов взаимопомощи между людьми являются долговые отношения. В жизни бывает всякое, из-за ряда причин люди могут попасть в тяжелое материальное положение. В состоянии нужды возможность брать в долг имеет большое значение. Деньги, взятые в долг, подлежат возврату также в денежном виде, а при ином объекте долга, долг возвращается в том же виде. Вместе с тем, ничего сверх этого не отдается. Если за предоставление долга будет потребовано сверх отданного, это уже будет являться процентом. Процент же в Исламе признан запрещенным.

В нашей религии давать в долг является вознаграждаемым добром. Ислам поощряет дачу в долг. Наш Господь благоволит следующее:

«Если вы одолжите Аллаху прекрасный заем, то Он приумножит его для вас и простит вас. Аллах – Благодарный, Выдержанный» (Тагабун, 64:17).

Как безвозмездная помощь является благочестивым поведением, так и давать в долг и взаймы нуждающимся является благодеянием. Более того, считалось, что это даже лучше, чем подавать милостыню. Наш Пророк в одном из хадисов повествует о следующем:

«В ночь Мираджа над воротами Рая я увидел надпись: “За милостыню воздастся в десятикратном размере. За долг же полагается восем-надцатикратное воздаяние”. И спросил я Джабраила:“Отчего же дать в долг обладает большим достоинством, чем милостыню?” Джабраил ответил: “Потому что попрошайка будет просить у тебя каждый раз, когда окажется рядом. Берущий же в долг будет просить о долге только из-за своего вынужденного положения”» (Ибн Маджа, “Книга милостыни”, 19).

Для человека добывание себе на жизнь и пропитание законным способом, в особенности для главы семейства добывать на пропитание для зависимых от него членов семьи, является возложенным на него долгом. Вместе с этим, мы должны знать, что на часть заработанного нами имеют определенное право и те, кто беден и нуждается. Мы должны помогать тем, кто оказался в нужде, отдавая закят и садака, и давая в долг, когда это необходимо.

Способствовать разрешению жизненных трудностей наших верующих братьев, давая им в долг, признается в Исламе высоконравственным поведением. Особенно те из нас, у кого есть такая возможность, должны помогать своим верующим братьям, оказавшимся в трудном положении. И таким образом должны способствовать преодолению их проблем. Воспрепятствовать дальнейшему ухудшению их ситуации. Требования нашей религии о братстве и солидарности также повелевают об этом.

Быть в долгу нелегко. По мере возможности, нужно стараться избегать взятия в долг. Однако если положение стало вынужденным, нужно соответственно ситуации выразить свою просьбу о долге. Не следует быть слишком настойчивым, когда просишь в долг. Сердечное согласие дающего в долг также является основным моментом. Тот, у кого хорошее материальное положение и имеет возможность, должен помочь действительно нуждающемуся в помощи. Ведь Коран(Бакара, 2:245)прямо об этом повелевает. В том случае, когда у человека есть соответствующая возможность, но он лжет об этом и говорит: «У меня нет возможности», – это является грехом. В том случае, если он не будет отдавать в долг,ему тогда следует сказать просящему: «Я имею возможность, но по такой-то причине не могу дать».

Те из нас, кто взял в долг, должны, зарабатывая и экономя, стараться вернуть долг в самые короткие сроки. Долги должны быть возвращены вовремя. Иначе можно поставить давшего в долг в затруднительное положение. Или заставить его сожалеть о сделанном добре. Конечно, это неправильно.

Всевышний Аллах в Коране наставляет нас скреплять долговые обязательства письменно и даже заручиться свидетелями. Это направлено на защиту от вреда, как заимодавца, так и должника. Сохранение хороших межличностных отношений и продолжение торговых отношений между людьми напрямую зависят от соблюдения прав друг друга. Поэтому определение суммы долга и суммы, подлежащей возврату, в письменной форме является необходимым.

Мы, мусульмане, вступая в долговые отношения, будем давать друг другу обещания и записывать их. Ведь слова забываются. И если забудутся сроки возвращения долга или возникнет какое-либо иное подозрение между людьми, то это подорвет доверие между мусульманами. По этой причине долг должны записывать и тот, кто его дает, и получивший.

Взаимная запись долгов, подтверждение его свидетелями, помогут в дальнейшем преодолеть возникающие недоразумения. Всевышний Аллах придал большое значение письменной форме и свидетелям при оформлении долга, так что даже самый длинный аят Корана – это аят о получении долга (Бакара, 2:282).

Как быть, если мне не выплачивают долг?

Ислам побуждает нас оказывать людям помощь, особенно тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Одним из самых распространённых способов поддержки, нуждающихся является предоставление им в долг необходимых средств.

Предоставление денег в долг в затруднительные моменты жизни считается даже более предпочтительным, чем садака, ведь в большинстве случаев в долг просит нуждающийся человек, оказавшийся в действительно трудной ситуации, а тот, кому даётся садака, может, и не нуждается в этом.

От ‘Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

المُسْلِمُ أخُو المُسْلِمِ، لاَ يَظْلِمُهُ، وَلاَ يُسْلِمُهُ. مَنْ كَانَ في حَاجَةِ أخِيه، كَانَ اللهُ فِي حَاجَتِهِ، وَمَنْ فَرَّجَ عَنْ مُسْلِمٍ كُرْبَةً، فَرَّجَ اللهُ عَنْهُ بِهَا كُرْبَةً مِنْ كرَبِ يَومِ القِيَامَةِ، وَمَنْ سَتَرَ مُسْلِمًا سَتَرَهُ اللهُ يَومَ القِيَامَةِ

«Мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто поможет своему брату в нужде, Аллаh поможет в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллаh избавит от одной из печалей Судного Дня, а того, кто покроет мусульманина (скроет его мелкие недостатки), покроет Аллаh (скроет его грехи) в День воскресения». (Имам Ахмад, 5646; Бухари, 2442; Муслим, 2580; Абу Давуд, 4893; Ибн Хиббан, 533)

Чтобы получить такую награду, человек, дающий взаймы, должен предоставить займ только ради Всевышнего Аллаха и не должен ждать от этого какой-либо выгоды. Ведь часто случается так, что некоторые предпочитают не помогать нуждающимся, если в этом нет пользы для них самих. Бывает и так, что, дав деньги в долг, некоторые надеются, что в нужный момент этот человек и ему поможет.

Благочестивый мусульманин не будет искать в предоставлении долга нуждающемуся мирскую выгоду. Ему достаточно довольства Всевышнего Аллаhа и того вознаграждения, которое он получит в Судный день. Представьте себе – какая мирская выгода сравнится с избавлением от печали Судного дня?

Из всего вышесказанного мы поняли, что давать в долг – очень благое дело, за которое человек получает большое вознаграждение, но как быть, если должник не возвращает долг?

Согласно шариату человек, имеет право требовать возвращения долга с должника, и в случае отказа он может обратиться к кадию и заставить его исполнить своё обязательство. Однако такие методы не подобает мусульманину, особенно когда у должника нет возможности вернуть долг.

Крайне желательно предоставить несостоятельному должнику отсрочку, отложив требование уплаты долга до тех времён, когда он сможет заплатить, а ещё лучше – простить ему долг полностью или частично. К этому нас призывал Пророк ﷺ и его сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах).

От ‘Абдуллаха ибн Абу Катады (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Абу Катада (да будет доволен им Аллах) искал своего должника, дабы вернуть себе долг, но тот скрывался. В итоге Абу Катада нашёл его и потребовал свой долг, а тот ответил, что пока не в состоянии его вернуть. Тогда Абу Катада потребовал, чтобы тот поклялся Аллахом. Когда же должник поклялся, Абу Катада сказал:

فَإِنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، يَقُولُ: مَنْ سَرَّهُ أَنْ يُنْجِيَهُ اللهُ مِنْ كُرَبِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ، فَلْيُنَفِّسْ عَنْ مُعْسِرٍ، أَوْ يَضَعْ عَنْهُ

«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть каждый, кого порадует то, что Аллах избавит его от скорбей Дня воскрешения, облегчает условия уплаты долга оказавшемуся в затруднительном положении или прощает ему»». (Муслим, 1563)

Поэтому предпочтительнее давать отсрочку должникам, которые действительно не могут вернуть долг, а если позволяет возможность, то и вовсе простить. Лучше всего простить такому должнику долг в качестве милостыни.

Посланник Аллаха ﷺ рассказывал своим сахабам (да будет доволен ими Аллаха) о важности и благородстве снисходительного отношения к должникам.

От Абу Мас’уда аль-Бадри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

حُوسِبَ رَجُلٌ مِمَّنْ كَانَ قَبْلَكُمْ، فَلَمْ يُوجَدْ لَهُ مِنَ الْخَيْرِ شَيْءٌ، إِلَّا أَنَّهُ كَانَ يُخَالِطُ النَّاسَ، وَكَانَ مُوسِرًا، فَكَانَ يَأْمُرُ غِلْمَانَهُ أَنْ يَتَجَاوَزُوا عَنِ الْمُعْسِرِ قَالَ: » قَالَ اللهُ عَزَّ وَجَلَّ: نَحْنُ أَحَقُّ بِذَلِكَ مِنْهُ، تَجَاوَزُوا عَنْهُ

«Когда с одного из живших до вас потребовали отчёта после его смерти, оказалось, что он не делал ничего благого, если не считать того, что, будучи человеком состоятельным, он вёл разные дела с людьми (занимался торговлей и ссужал деньги людям) и всегда приказывал своим слугам прощать долги тем, кто испытывал затруднения, и Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Мы ведь обладаем большим правом на это, чем он, оставьте же его»». (Муслим, 1561)

Исходя из всего вышеприведённого, получается, что, если должник не возвращает долг, нужно дать ему отсрочку, а ещё лучше простить долг, но это вовсе не означает, что должник, полагаясь на милость кредитора, играя на чувствах людей, должен избегать выплаты своего долга.

Задержка выплаты долга, а тем более отказ от его возвращения считается одним из скверных поступков человека. Все мы знаем, какова в Исламе степень мученика за веру (шахида), но даже мученическая смерть не освобождает от долга, ибо за невозмещённый долг даже шахид будет отвечать в День суда.

Поэтому невыплата долга человеком, имеющим материальные возможности для его уплаты, считается притеснением (зульмом) по отношению к заимодавцу.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Затягивание богатым выплаты долга является проявлением несправедливости». (Имам Ахмад, 5395; Бухари, 2288; Муслим, 1564)

Затягивание выплаты долга со стороны человека, имеющего соответствующие материальные возможности для его уплаты, является проявлением несправедливости, поскольку это отказ от выполнения своих обязанностей.

Человек, имеющий возможность, обязан поскорее вернуть то, что он задолжал, не вынуждая заимодавца прибегать к упорным требованиям или обращаться к кадию с жалобами на него.

Так как затягивание уплаты долга со стороны человека, имеющего на то возможность, является притеснением, то заимодавец имеет полное право заставить его уплатить долг, подав на него жалобу, чтобы он уплатил положенное.

Мерзким поступком считается взятие чего-то в долг без намерения вернуть, чтобы обмануть своего брата по вере. Сколько же подлости в этом поступке! В ответ на добро своего брата такой человек отвечает злом, подлостью; «закрывает двери» для тех, кто готов давать взаймы, вызывая у них опасение, что и другой должник не вернёт долг.

Хадис про должника который не отдает долг

Хадис: «Кто даст отсрочку несостоятельному должнику или простит ему часть долга, того укроет Аллах в Судный день в тени Трона Своего, когда не будет иной тени, кроме его тени».

عن أبي هريرة رضي الله عنه قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : «مَنْ أَنْظَرَ مُعْسِرا، أو وضع له، أظَلَّهُ الله يوم القيامة تحت ظِل عرشه يوم لا ظِلَّ إلا ظِلُّه» .
[صحيح] — [رواه الترمذي والدارمي وأحمد]
المزيــد .

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто даст отсрочку несостоятельному должнику или простит ему часть долга, того укроет Аллах в Судный день в тени Трона Своего, когда не будет иной тени, кроме его тени» .
Достоверный. — Передал ат-Тирмизи

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто даст отсрочку несостоятельному должнику» , то есть даст бедному человеку дополнительное время, чтобы он смог собрать средства для уплаты своего долга, «или простит ему часть долга» , (а в версии Абу Нуайма: «Или подарит ему» ) , «того укроет Аллах в Судный день в тени Трона Своего» в качестве воздаяния. Эти слова могут означать, что Он введёт его в Рай. В любом случае Всевышний Аллах защитит его от зноя в Судный день, «когда не будет иной тени, кроме его тени» . Заимодавец заслуживает такой награды потому, что в своё время он предпочёл должника самому себе и сделал ему облегчение, и в Судный день Аллах сделает ему облегчение, ибо воздаяние соответствует деянию.

Перевод: Английский Французский Испанский Турецкий Урду Индонезийский Боснийский Бенгальский Китайский Персидский тагальского Индийский Сингальский Курдский Хауса португальский Малаялам Телуджу Суахили Тамильский Бирманский Немецкий Японский

Оцените статью
Добавить комментарий