- Долги с россиян теперь будут взыскивать в автоматическом режиме
- Кто должен проверять источник поступления денежных средств — банк или судебный пристав?
- Долги с россиян теперь будут взыскивать в автоматическом режиме
- Приставы не заставят ждать по долгу
- Взыскатели жалуются на неперечисление средств от ФССП
Долги с россиян теперь будут взыскивать в автоматическом режиме
Кто должен проверять источник поступления денежных средств — банк или судебный пристав?
Статьей 101 Закона об исполнительном производстве установлен перечень доходов должника, на которые не может быть обращено взыскание судебным приставом исполнителем.
Перечень видов доходов внушительный – 17 пунктов, в основном это социально значимые выплаты должнику, гарантирующее ему минимум средств к существованию (пункт 4 статьи 4 Закона об исполнительном производстве).
Большинство данных социальных выплат осуществляется социальными учреждениями путем перечисления на банковский счет должника, выдача денежных средств должнику наличными законом не предусмотрена.
Судебный пристав-исполнитель направляет постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете в банке в порядке статьи 70 Закона об исполнительном производстве.
Особенностью такого исполнения является то, что взыскание обращается не только на денежные средства, которые находятся на счете должника в момент поступления постановления судебного пристава-исполнителя, но и на те денежные средства, которые поступят в будущем на счет должника (пункт 9 статьи 70 Закона об исполнительном производстве).
В целях соблюдения запрета, установленного в статье 101 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель в резолютивной части своего постановления указывает запрет банку производить обращение взыскание на средства, входящие в перечень статьи 101.
Однако банку не всегда известна природа денежных средств, поступающих на счет должника. Одного только наименования учреждения, делающего такие перечисления, явно недостаточно.
Вследствие таких несостыковок в законе взыскание обращается на все денежные средства, находящиеся на счете должника, что приводит к нарушению прав граждан и лишает их тех минимальных выплат, которые гарантируется законом при любых обстоятельствах.
Законом на банк или иную кредитную организацию не возложена обязанность самостоятельно устанавливать источники поступления денежных средств на счета для определения возможности (невозможности) обращения на них взыскания. Судебному приставу-исполнителю также изначально неизвестны источники поступления денежных средств на счет должник
Банки в свою очередь отказываются выполнять указания судебного пристава-исполнителя, и считают, что проверять и устанавливать запреты, это прямая обязанность судебного пристава-исполнителя, а не банка.
Судебная практика больше идет по пути признания того, что устанавливать и контролировать исполнение конкретных запретов — это обязанность судебного пристава-исполнителя[1].
Суд констатирует, что на банк или иную кредитную организацию не возложена обязанность самостоятельно устанавливать источники поступления денежных средств на счета для определения возможности (невозможности) обращения на них взыскания.
Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Таким образом, внесенные на счет денежные средства являются обезличенной денежной суммой, не подлежат раздельному учету в зависимости от источника поступления.
По мнению суда, судебный пристав-исполнитель обязан выяснять и запрашивать сведения о денежных средствах должника, на предмет наличия у них иммунитета от взыскания. Однако суд не уточняет, куда именно направлять запросы судебному приставу-исполнителю и как конкретно на практике реализовывать данный механизм.
Альтернативной правовой позицией судов является обязанность банка исполнять поручения судебного пристава-исполнителя (пункт 4 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве). Законные требования судебного пристава-исполнителя общеобязательны для всех без исключения (статья 6 Закона об исполнительном производстве).
Полагаем, что судебный пристав-исполнитель является организатором принудительного исполнения исполнительного документа и действует в рамках, представленных ему законом полномочий.
Возложение на банк в общем виде обязанности проверять поступающие денежные средства на счет должника на предмет наличия у них иммунитета от взыскания неправомерны.
Банк обязан исполнять только конкретный запрет, установленный судебным приставом-исполнителем. Например: «…запретить банку обращать взыскания на денежные средства, поступающие из отдела социального обеспечения в размере 1500 руб. ежемесячно, которые являются единовременными денежными выплатами. Данными денежные средствами должник распоряжается беспрепятственно по своему усмотрению…».
В свою очередь, в целях недопущения нарушений прав должника судебным приставам-исполнителям необходимо разъяснять должникам в постановлении возбуждении исполнительного производства обязанность должнику предоставить судебному приставу-исполнителю сведения о наличии у них доходов, подпадающих под действие статьи 101 Закона об исполнительном производстве, с представлений копий соответствующих документов, свидетельствующих о наличии у них права на получение таких видов доходов.
Получив данные документы от должника, судебный пристав-исполнитель обязан обращать взыскания на денежные средства с учетом имеющихся ограничений, устанавливая банку конкретные запреты на распоряжения денежными средствами на счете должника.
В случае, если должник не выполнил свою обязанность по предоставлению необходимых документов, и взыскание обращено на денежные средства, подпадающие под запрет, судебный пристав-исполнитель обязан предпринять безотлагательные меры по возврату денежных средств должнику с депозита службы судебных приставов.
В том случае, если данные денежные средства перечислены взыскателю, то возврат денежных средств должнику возможен путем предъявления иска к взыскателю или службе судебных приставов (?). Данный вопрос требует отдельного правового анализа.
[1] Обзор судебной практики Нижегородского областного суда за 1 полугодие 2012 г (утв. Постановлением Президиума Нижегородского областного суда) — Постановление N 44-г-13/2012
Долги с россиян теперь будут взыскивать в автоматическом режиме
С 20 июня вступают в силу поправки, касающиеся деятельности Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Прежде всего закон разрешит открывать исполнительное производство в отношении должников без участия сотрудников ведомства. В автоматическом режиме могут быть сняты и ограничения с гражданина, оперативно оплатившего задолженность. Это даст возможность избежать, например, неприятных ситуаций в аэропорту, когда должник внезапно узнаёт о запрете выезда. Эксперты говорят, что новшества устраняют «непредусмотренное увеличение роли пристава в исполнительном производстве» и сопутствующие коррупциогенные факторы.
Вступающий в силу в понедельник федеральный закон № 417 содержит поправки к закону «Об исполнительном производстве», Гражданскому кодексу и ряду других документов. Изменения подготовлены Минюстом и приняты Госдумой в 2021 году в рамках «цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов».
ФССП, следует из поправок, теперь сможет возбуждать исполнительные производства в автоматическом режиме — без участия пристава — с помощью специальной информационной системы. Так, по истечении 60 дней, которые отводятся гражданину, например, на оплату штрафа за нарушение ПДД, информационные системы ГИБДД и ФССП обменяются данными об автовладельце. Затем последует автоматический запрос в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). В случае отсутствия данных об оплате в течение трёх дней будет открыто исполнительное производство. Отметим, примерно треть исполнительных производств приставы ведут по материалам ГИБДД — 9,9 млн по состоянию на 1 июня 2022 года.
По данным «Коммерсанта», 20 июня вводится лишь возможность применения такой схемы, однако фактически она заработает позже из-за затянувшихся переговоров между ГИБДД, Федеральным казначейством и ФССП о порядке информационного взаимодействия.
У приставов появляется и возможность более оперативно получать данные о неплательщике. Поправки дают ФССП право запрашивать у операторов связи номера телефонов должника. Компании должны предоставить информацию в течение суток с момента поступления запроса (до сих пор такой нормы не было).
Раньше запрет на выезд за границу, наложенный на должника, снимался исключительно по решению пристава. Теперь эта процедура будет также проходить в автоматическом режиме — через информационную систему ФССП. Напомним, нередко граждане прямо в аэропорту, обнаруживая, что им запрещён выезд, оплачивают долг. Однако пограничная служба не сразу получает информацию о снятии запрета от приставов — на это уходит от нескольких часов до нескольких дней. Таким образом, новый закон позволит ФССП ускорить этот процесс, тем более что сотрудник ведомства для этого теперь не нужен.
Изменения в закон должны также решить ещё одну распространённую проблему. Раньше в 50% случае взыскатели (ГИБДД, суды, банки и т. д.) направляли в ФССП документы, в которых содержатся лишь Ф. И. О. и дата рождения нарушителя. Порой из-за этого в должники по ошибке записывали их однофамильцев. Теперь ФССП не будет возбуждать дела, если в материалах отсутствует хотя бы один идентификатор — паспорт, СНИЛС или ИНН.
Отметим, принятые в рамках этого документа поправки к закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обязывают финансовое учреждение, принявшее деньги у гражданина на оплату долга, в течение одного часа передать информацию об этом в ГИС ГМП. По действующим правилам это должно происходить в день приёма средств, а если деньги ушли после 21:00, то на следующий день. Правда, поправка вступает в силу лишь 17 декабря.
Приставы не заставят ждать по долгу
С 20 июня вступают в силу поправки, касающиеся деятельности Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Прежде всего закон разрешит открывать исполнительное производство в отношении должников без участия сотрудников ведомства. В автоматическом режиме могут быть сняты и ограничения с гражданина, оперативно оплатившего задолженность. Это даст возможность избежать, например, неприятных ситуаций в аэропорту, когда должник внезапно узнает о запрете выезда. Эксперты говорят, что новшества устраняют «непредусмотренное увеличение роли пристава в исполнительном производстве» и сопутствующие коррупциогенные факторы.
Вступающий в силу в понедельник федеральный закон №417 содержит поправки к закону «Об исполнительном производстве», Гражданскому кодексу и ряду других документов. Изменения подготовлены Минюстом и приняты Госдумой в 2021 году в рамках «цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов».
“Ъ” в пятницу запросил комментарий в Федеральной службе судебных приставов, но там заявили, что предоставят их «позже».
ФССП, следует из поправок, теперь сможет возбуждать исполнительные производства в автоматическом режиме — без участия пристава — с помощью специальной информационной системы. Так, по истечении 60 дней, которые отводятся гражданину, например, на оплату штрафа за нарушение ПДД, информационные системы ГИБДД и ФССП обменяются данными об автовладельце. Затем последует автоматический запрос в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). В случае отсутствия данных об оплате в течение трех дней будет открыто исполнительное производство. Отметим, примерно треть исполнительных производств приставы ведут по материалам ГИБДД — 9,9 млн по состоянию на 1 июня 2022 года.
Знакомый с ситуацией источник “Ъ” говорит, что 20 июня вводится лишь возможность применения такой схемы, однако фактически она заработает позже из-за затянувшихся переговоров между ГИБДД, Федеральным казначейством и ФССП о порядке информационного взаимодействия.
У приставов появляется и возможность более оперативно получать данные о неплательщике. Поправки дают ФССП право запрашивать у операторов связи номера телефонов должника. Компании должны предоставить информацию в течение суток с момента поступления запроса (до сих пор такой нормы не было).
Раньше запрет на выезд за границу, наложенный на должника, снимался исключительно по решению пристава. Теперь эта процедура будет также проходить в автоматическом режиме — через информационную систему ФССП. Напомним, нередко граждане прямо в аэропорту, обнаруживая, что им запрещен выезд, оплачивают долг. Однако пограничная служба не сразу получает информацию о снятии запрета от приставов — на это уходит от нескольких часов до нескольких дней. Таким образом, новый закон позволит ФССП ускорить этот процесс, тем более что сотрудник ведомства для этого теперь не нужен.
Изменения в закон должны также решить еще одну распространенную проблему. Раньше в 50% случае взыскатели (ГИБДД, суды, банки и т. д.) направляли в ФССП документы, в которых содержатся лишь ФИО и дата рождения нарушителя. Порой из-за этого в должники по ошибке записывали их однофамильцев. Теперь ФССП не будет возбуждать дела, если в материалах отсутствует хотя бы один идентификатор — паспорт, СНИЛС или ИНН.
Отметим, принятые в рамках этого документа поправки к закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обязывают финансовое учреждение, принявшее деньги у гражданина на оплату долга, в течение одного часа передать информацию об этом в ГИС ГМП. По действующим правилам это должно происходить в день приема средств, а если деньги ушли после 21:00, то на следующий день. Правда, поправка вступает в силу лишь 17 декабря.