- Приставы забирают водительские права
- Автомобилисты с штрафными задолженностями рискуют остаться без прав
- ГИБДД рассказала, за что водителей-должников лишат удостоверений
- Напугать
- Приставы забирают водительские права
- Водителям-должникам ограничивают доступ к автомобилям
- Водителей предупредили о массовом лишении прав. Кто в зоне риска
- Что могут сделать судебные приставы
- Кого будут ограничивать в праве вождения
- Миллионы водителей-должников
- «Все будет очень плохо»
Приставы забирают водительские права
Автомобилисты с штрафными задолженностями рискуют остаться без прав
ГИБДД рассказала, за что водителей-должников лишат удостоверений
ГИБДД напомнило автомобилистам, которые вовремя не оплачивают штрафы, о перспективе приостановки действия их водительских удостоверений. Такие заявления правозащитники считают попыткой запугать неплательщиков и заставить их добровольно погасить задолженность.
Водитель, вовремя не оплативший штрафы за нарушения ПДД, может столкнуться приостановкой действия прав на управление транспортным средством, сообщает ГИБДД со ссылкой на Административный кодекс. Такая мера грозит неплательщикам, если размер задолженности превышает 10 тыс. рублей, уточняют в Госавтоинспекции. Временное приостановление действия водительского удостоверения снимается только после полного погашения задолженности, подчеркивают в ведомстве.
За нарушение временного ограничения на пользование специальным правом [на управление автомобилем] предусмотрено привлечение к административной ответственности по статье 17.17 КоАП РФ,
которая предусматривает обязательные работы на срок до 50 часов или лишение специального права на срок до одного года»,
В Госавтоинспекции также напомнили, что согласно ч.1 ст. 20.25 КоАП («Уклонение от исполнения административного наказания»), водителю, своевременно не оплатившему штраф, по решению суда может грозить штраф в двойном размере от суммы задолженности либо административный арест на срок до 15 суток.
При неолате штрафа в установленный срок без уважительных причин, (п. 2 ст.67.1 закона «Об исполнительном производстве») судебный пристав вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении действия водительского удостоверения должника, пояснили «Газете.Ru» в ФССП.
«Пользование должником специальным правом [на управление автомобилем], согласно п. 4 ст. 67.1 закона «Об исполнительном производстве»
не может применяться в случае, если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию, а также, если сумма задолженности по исполнительному документу не превышает 10 тыс. рублей»,
Такая мера не применяется к должникам, если использование автомобиля для него и членов его семьи является единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности. Например, когда они проживают в отдаленной местности, а также в случаях, когда неплательщик пользуется машиной в связи со своей инвалидностью либо если на его иждивении находится инвалид I и II группы, а также ребенок-инвалид, уточнили в ФССП.
В ведомстве подчеркнули, что по исполнительным документам взыскание обращается в первую очередь на денежные средства должника, а при их отсутствии или нехватки на банковском счете — на имущество.
Напугать
На добровольную оплату штрафа (согласно ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ) водителю отводится 60 суток с момента вступления постановления в силу, отмечают юристы. На 61 день материалы передаются инспекторами ГИБДД в суд, который принимает решение о наказании неплательщика, подчеркнул президент Коллегии правовой защиты автовладельцев (КПЗА) Виктор Травин.
Одновременно с этим материалы направляются гаишниками и Федеральную службу судебных приставов (ФССП), которая возбуждает исполнительное производство, добавил он.
«Этот процесс идет параллельно: суд решает вопрос о санкции за неуплату штрафа, а приставы взыскивают с водителя-должника сумму, которую он не оплатил», — заявил «Газете.Ru» правозащитник.
согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП, судье на рассмотрении дела отводится 3 месяца с даты получения соответствующих материалов из ГИБДД. В противном случае истекает срок давности привлечения к ответственности за неоплату штрафа.
При этом судебным приставам на взыскание задолженности по штрафам закон дает 2 года (ст. 31.9 КоАП), добавил он.
Приставам важно взыскать с должника деньги, поэтому в первую очередь они делают запросы налоговикам, выясняют, какие счета есть у неплательщика и списывают сумму задолженности вместе с исполнительным сбором, подчеркнул президент КПЗА. Поэтому такие меры, как обязательные работы либо приостановление действия водительского удостоверения судами и приставами применяются чаще всего при громких, резонансных случаях, отметил эксперт.
которой в качестве своего рода «показательной порки» за полсотни неоплаченных штрафов назначили 40 часов обязательных работ. Если бы не шумиха вокруг ее персоны, то дело, скорее всего, закончилось бы штрафом в двойном размере или административным арестом», — уверен Травин.
По словам президента КПЗА, заявления ГИБДД о перспективах должников остаться без прав — скорее некий способ устрашения, попытка заставить заплатить их штрафы, чем реально действующая мера. Гораздо чаще приставы, которым по каким-либо причинам не удалось списать средства со счета должника, запрещают ему выезд за пределы РФ до погашения задолженности, подчеркнул он.
С ним согласен адвокат коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Антон Лелявский. По его словам,
приостановление действия водительского удостоверения нередко применяется приставами к неплательщикам, имеющим большие суммы задолженности по кредитам, алиментам или иным долговым обязательствам.
«За свою практику я не припомню случав, когда подобная мера применялась к водителям, не оплатившим вовремя штрафы. В подавляющем большинстве случаев вопрос решается списанием задолженности с банковского счета либо наложением ареста на имущество должника», — заявил «Газете.Ru» Антон Лелявский.
В МВД на запрос «Газеты.Ru» относительно количества водителей, не оплативших штрафы в прошлом году, оперативно не ответили.
Приставы забирают водительские права
Водителям-должникам ограничивают доступ к автомобилям
Судебных приставов в ближайшее время наделят новыми инструментами воздействия на должников. Граждане, которые не платят вовремя алименты и штрафы, рискуют временно остаться без права на управление автомобилем. Соответствующий законопроект Госдума приняла вчера во втором чтении.
Поправки к закону «Об исполнительном производстве» и КоАП, принятые вчера во втором чтении, разработаны группой депутатов, включая Вячеслава Лысакова («Единая Россия») и Александра Агеева («Справедливая Россия»). Согласно законопроекту, с 15 января 2016 года у судебных приставов появится право «приостановить действие» водительских прав у граждан, имеющих задолженности по алиментам или при долге по штрафам (более 10 тыс. руб.). Ограничение можно будет также использовать в отношении родителя, который не дает видеться с ребенком отцу или матери (если эти встречи обеспечены решением суда).
Напомним, что сегодня у властей уже есть инструменты для принудительного взыскания неоплаченных штрафов. ФССП при долге более 10 тыс. руб. по штрафам может по решению суда ограничить гражданину выезд за рубеж. За просроченный штраф (более 70 дней с момента вынесения постановления) суд может обязать гражданина уплатить штраф в двойном размере. В определенных ситуациях, при очень большом долге по штрафам, приставы имеют право даже арестовать автомобиль должника и продать его на аукционе. В Госдуме в ФССП также планируют ограничить доступ должников к госуслугам и в интернет.
Водителей предупредили о массовом лишении прав. Кто в зоне риска
Федеральная служба судебных приставов договорилась с ГИБДД о системном использовании возможности приостановки водительских прав для должников разных категорий. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказал источник, близкий с ФССП. Право ограничивать вождение за долги у приставов было и раньше, но использовали они его эпизодически. В ближайшее время служба планирует массовое ограничение действия водительских прав у миллионов должников.
Что могут сделать судебные приставы
Сотрудники ФССП руководствуются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в котором есть статья 67.1. Именно в ней прописана возможность для приставов ограничивать должников в разных правах, включая право управления любым транспортным средством.
Срок ограничения водительских прав не ограничен, возобновить действие ВУ автомобилист может на следующий день после оплаты всех долгов. Возможность приостанавливать права у приставов появляется, когда сумма долга превышает 10 тысяч рублей.
При этом есть категории граждан, в отношении которых ФССП такую меру применить не может. Закон запрещает забирать права у тех, кому они необходимы для работы водителями, а также у инвалидов и тех, для кого использование машины является жизненно важной необходимостью (например, семья живет далеко от цивилизации, где нет общественного транспорта) — все эти категории подтверждаются специальными справками и прописаны в статье 67.1.
Кого будут ограничивать в праве вождения
По данным источника Autonews.ru, представители ФССП и ГИБДД пришли к договоренности о том, что приставы могут массового использовать право ограничения ВУ для должников нескольких категорий, но только при условии суммарного долга свыше 10 тысяч рублей.
В первую очередь речь идет о злостных неплательщиках по штрафам. Вторая категория, которая попадет под массовую приостановку прав — должники по алиментам. И третья категория водителей, которые не смогут управлять автомобилем до погашения долгов — это нарушители каршеринга, включая тех, кому выставили счета за повреждения машины.
ГИБДД и ФССП планируют работать совместно — водителей с приостановленными правами будут отлавливать и лишать прав. Дело в том, что судебные приставы не забирают у автомобилистов сам документ, они только выдают соответствующую бумагу и вносят данные в электронную базу.
Если инспекторы ГИБДД во время проверки пробивают права и видят, что они приостановлены из-за долгов, то выписывают водителю административный протокол по ст. 17.17 КоАП РФ. По ней нарушителя ожидает до 50 часов общественных работ или лишение прав на срок до 1 года. Если водитель и дальше продолжит ездить на автомобиле без прав, его ждет еще более строгое наказание — штраф 30 000 рублей, арест на 15 суток или 100–200 часов общественных работ.
Миллионы водителей-должников
Autonews.ru запросил в ФССП статистику использования права приостановки действия прав за 2020-2021 годы. На момент публикации редакция не получила ответа от ведомства.
«Раньше приставы эпизодично использовали приостановку прав и количество таких дел исчислялось несколькими сотнями тысяч по негласной договоренности с ГИБДД. Системное использование статьи 67.1 по отношению к должникам приведет к миллионам запретов и массовым лишениям прав. Сложнее всего придется пользователям каршеринга. Компании каршеринга уже автоматически передают в ФССП информацию о долгах и взыскания по имуществу. И машины каршеринга проще всего проверить на дороге сотрудникам ДПС», — пояснил в свою очередь источник Autonews.ru.
«Все будет очень плохо»
Порог в 10 тысяч рублей, после которого приставы уже могут запустить процедуру приостановки прав, слишком мал при современных штрафах. Так считает координатор общества «Синие ведерки» и защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов. По его словам, страдать от массовой приостановки прав в лице ФССП будут автомобилисты, которые готовы заплатить. Просто их штрафы видны только в планшете инспектора ГИБДД, а не в телефонах водителей.
«Будет очень плохо, потому что 10 тысяч рублей — это два штрафа за неоплаченную парковку в Москве, попасть на них может кто угодно. Но есть и другая проблема — водителям штрафы не приходят, а потом прилетают пачками. Люди вынуждены сами проверять штрафы на десятке сервисов. Такого быть не должно. Государство должно уведомлять автомобилиста всеми возможными способами. Десять тысяч — это очень маленький порог, нужно поднять хотя бы до 30 или 50 тысяч рублей. Или пересматривать подход к уведомлениям», — посчитал Шкуматов.
Ситуация с системной приостановкой ВУ приведет к массовым лишениям прав, уверен руководитель Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Потому что, по его мнению, люди с долгами от 10 тысяч рублей с приостановкой прав будут продолжать управлять машиной.