- Должник прекратил деятельность в связи с ликвидацией: что делать кредитору, у которого остались требования к нему
- Если должник не включает в реестр требования кредитора
- Должник прекратил деятельность в связи с ликвидацией: что делать кредитору, у которого остались требования к нему?
- Добровольная ликвидация юридического лица
- Принятие решения о ликвидации
- Создание и работа ликвидационной комиссии
- Представление отчетности во время процедуры ликвидации
- Увольнение сотрудников
- Удовлетворение требований кредиторов
- Особенности ликвидации в рамках банкротства
- Завершение процедуры ликвидации
- Послеликвидационные мероприятия
- Закрытие расчетного счета
- Передача документов в архив
- Уничтожение печатей и штампов
- Как упростить ликвидацию организации?
- Требования кредиторов в ликвидационном балансе
Должник прекратил деятельность в связи с ликвидацией: что делать кредитору, у которого остались требования к нему
Если должник не включает в реестр требования кредитора
Как приостановить ликвидацию должника — ООО, которое намерено ликвидироваться в ИФНС? Можно ли обязать председателя ликвидационной комиссии ООО включить нашу организацию в реестр кредиторов и задолженность в ликвидационный баланс? Председатель ликвидационной комиссии организации-должника уклоняется от включения наших требований в реестр кредиторов и на наши запросы не отвечает.
Процедура ликвидации ООО регулируется ст. 61—64 и 92 ГК РФ, ст. 57—58 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В данном случае мы рассматриваем ликвидацию по единогласному решению его участников, то есть добровольную.
Можно ли приостановить ликвидацию должника?
Гражданское законодательство не содержит норм, разрешающих приостановить ликвидацию юридического лица в целях устранения каких-либо нарушений. Однако кредитор в любой момент до внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ может подать в арбитражный суд в обычном порядке иск к должнику с требованием о взыскании задолженности, приложить все подтверждающие документы и расчеты и обязательно последнюю выписку из ЕГРЮЛ в отношении должника. Выписка должна содержать запись в разделе «Сведения о начале процесса ликвидации юридических лиц».
В качестве обеспечительных мер судом могут быть приняты, например:
- запрещение регистрирующему налоговому органу вносить в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса, запись о ликвидации;
- запрещение Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по региону совершать регистрационные действия и вносить в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения, связанные с отчуждением недвижимого имущества;
- запрещение ликвидационной комиссии составлять промежуточный ликвидационный баланс и передавать его налоговому органу, составлять ликвидационный баланс, подавать заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
- требование наложить арест на денежные средства должника, а при недостаточности денежных средств на иное имущество, принадлежащее должнику, находящееся у него или других лиц, в пределах суммы, заявленной к взысканию в основном иске.
Необходимо учитывать требования к обеспечительным мерам:
— они должны быть соразмерны заявленным (в основном иске) требованиям;
— необходимость их принятия должна быть обоснована заявителем и документально подтверждена.
Как следует из вопроса, должник планирует подать заявление в ИФНС о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией. При наличии задолженностей перед кредиторами ликвидация посредством внесения такой записи возможна только в том случае, если в ликвидационном балансе не будет отражена задолженность.
Если ликвидационная комиссия уклоняется от общения
Первоочередная обязанность ликвидационной комиссии в соответствии со ст. 63 ГК РФ — известить кредиторов ликвидируемого общества о начале процедуры ликвидации. Недостаточно только опубликовать сообщение о принятии решения о ликвидации в печати. Надо еще отправить письменное уведомление каждому кредитору (предварительно приняв меры к выявлению всех кредиторов).
Согласно приказу ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» сообщения о ликвидации публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации» (электронная версия — www.vestnik-gosreg.ru).
Без опубликования сообщения в «Вестнике государственной регистрации» ликвидация не состоится, поскольку в заявлении о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001) заявитель обязан указать данные о публикации сообщения о принятом решении о ликвидации.
На практике возникает проблема: на общение с должником через почту уходит много времени, а срок для предъявления требований недобросовестные ликвидаторы устанавливают минимальный (согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ — не менее двух месяцев). Поэтому можно подстраховаться и наряду с заказным письмом отправить телеграмму, извещающую о намерении включить требования в реестр с указанием, что все подтверждающие документы придут заказным письмом.
Если ваши требования все-таки не включили в реестр, то на основании п. 4 ст. 64 ГК РФ вы как кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса обратиться в суд с требованием о взыскании долга при ликвидации юридического лица в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения.
Если ликвидация зарегистрирована, а долги остались
В рассматриваемой ситуации должник планирует подать заявление в ИФНС о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией, не закончив все расчеты с кредиторами. (О последствиях таких недобросовестных действий ликвидирующегося должника и о позиции ВАС РФ по этому вопросу читайте на с. 15.)
Организациям, имеющим должников, следует не только принимать активные меры по возврату долгов, но и самостоятельно отслеживать публикации в «Вестнике государственной регистрации».
Проверить актуальность сведений о юридическом лице можно по общедоступной базе ФНС России на сайте www.egrul.nalog.ru. Однако в суд представляется выписка из ЕГРЮЛ, полученная в соответствующей ИФНС, в бумажном виде, прошитая и заверенная печатью.
На рабочей встрече в начале 2011 г. глава ФНС России Михаил Мишустин и Председатель ВАС РФ Антон Иванов обсудили возможности перевода существующего документооборота между возглавляемыми ими государственными учреждениями в электронную форму. Не исключено, что в скором времени суды получат электронный доступ к сведениям из Единого реестра ФНС России и отпадет необходимость обязывать истцов представлять в арбитражный суд бумажную выписку из ЕГРЮЛ.
Должник прекратил деятельность в связи с ликвидацией: что делать кредитору, у которого остались требования к нему?
Исходя из изложенных обстоятельств, шансы добиться признания ликвидации должника недействительной есть. Для этого кредитору следует обратиться в суд с требованием к ФНС России о признании решения о ликвидации недействительным.
Согласно ст. 61 и 62 ГК РФ общество может быть ликвидировано по решению его участников, которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и другими законами.
Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками общества.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о госрегистрации).
Согласно п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных законом случаях.
Из пункта 4 ст. 5, ст. 9 и 21 Закона о госрегистрации следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов.
В соответствии с п. 8 ст. 22 Закона о госрегистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Таким образом, решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица является законным и обоснованным, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.
Из изложенных обстоятельств следует, что должник и его ликвидатор были осведомлены о наличии неисполненных обязательств перед компанией-кредитором. Кредитор обращался к должнику с требованием уплатить долг, направил претензию ликвидатору. Между тем, даже зная о наличии требований со стороны кредитора, ликвидационная комиссия не предприняла необходимых мер — не учла эти требования, не произвела расчеты с кредитором.
Президиум ВАС РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой установленный ст. 61—64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга (постановления Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11 по делу № А46-6896/2010, от 15.01.2013 № 11925/12 по делу № А55-15285/2011).
Как разъяснил Президиум ВАС РФ, процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов, предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования, составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, определению порядка ликвидации. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
К подобным выводам неоднократно приходили также арбитражные суды округов (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 09.01.2014 по делу № А82-14745/2012, АС Волго-Вятского округа от 23.06.2015 № Ф01-2154/2015 по делу № А28-11464/2014, Западно-Сибирского округа от 28.08.2015 № Ф04-22936/2015 по делу № А27-17415/2014).
Поддержала обозначенную правовую позицию и Коллегия по экономическим спорам ВС РФ. В Определении от 15.10.2015 № 305-КГ15-7112 по делу № А40-15395/2014 судьи указали, что «представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения».
Соответственно, в данной ситуации ключевым при рассмотрении спора, скорее всего, станет вопрос доказывания факта уведомления ликвидатора о требованиях кредитора. Если кредитор сможет доказать, что ликвидатор знал о его требованиях, но проигнорировал их, то с большой вероятностью сможет оспорить ликвидацию.
Добровольная ликвидация юридического лица
Какие действия обязано совершить юридическое лицо в процессе своей добровольной ликвидации? Каковы основные этапы ликвидации – от принятия решения о закрытии организации до уничтожения печати? Сколько времени займут ликвидационные процедуры? Есть ли возможность их упростить? Обо всем этом пойдет речь в настоящей статье.
Принятие решения о ликвидации
Процедура ликвидации начинается с принятия решения о ликвидации. Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами ГК РФ и Закона о регистрации [1] . В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников). Данная норма продублирована в п. 1 ст. 21 Закона об АО [2] и в п. 1 ст. 57 Закона об ООО [3] .
Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации детализировано, что учредители (участники) юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ФНС).
Формы сообщения, представляемые в связи с ликвидационными мероприятиями, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ [4] . В ходе ликвидации используются:
- уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).
Итак, первое, что нужно сделать в рамках информирования регистрирующего органа, – представить уведомление о ликвидации с основанием «в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица» (п. 2.1 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@).
ФНС по отношению к организациям выступает одновременно и как фискальный, и как регистрирующий орган. Обязанности налогоплательщика по отношению к налоговому органу в связи с фактами хозяйственной деятельности прописаны в ст. 23 НК РФ. Обязанности организации по отношению к регистрирующему органу, которым является та же налоговая служба, установлены Законом о регистрации. До 24.08.2013 организации информировали налоговый орган в связи со своей ликвидацией дважды:
С принятием Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» ранее предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков сообщать о своей ликвидации в налоговый орган отменена. На данное обстоятельство обращаем особое внимание, поскольку форма С-09-4 из Приказа ФНС России № ММВ-7-6/362@ до сих пор не исключена.
На основании пп. 3 п. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах [6] о начале процедуры ликвидации следует уведомить также внебюджетные фонды.
Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.
Создание и работа ликвидационной комиссии
Второй шаг после принятия решения о ликвидации – это назначение участниками организации ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 62 ГК РФ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ). На основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации учредители (участники) юридического лица уведомляют регистрирующий орган о ликвидации по форме Р15001 в связи с формированием ликвидационной комиссии, назначением ликвидатора (п. 2.2 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@).
В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ и Приказом ФНС России № САЭ-3-09/355@ [7] ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Объявление размещается вне зависимости от наличия кредиторов.
Представление отчетности во время процедуры ликвидации
Пока идет процедура ликвидации, организация как налогоплательщик представляет бухгалтерскую отчетность в общем порядке (Письмо ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101), а как лицо, находящееся в процессе ликвидации, – промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.
Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ). После составления промежуточного баланса на основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации в налоговый орган необходимо направить уведомление о ликвидации по форме Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3 Приказа ФНС России № ММВ-7-6/25@).
Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 5 ст. 63 ГК РФ).
Дополнительно установлены обязанности ликвидируемой организации по отношению к внебюджетным фондам. Пунктом 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учете [8] и п. 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях [9] установлено, что организация обязана в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса представить в ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и реестр застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
Увольнение сотрудников
Сотрудники ликвидируемой организации подлежат увольнению в порядке, установленном ТК РФ. На основании ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации. Гарантии и компенсации сотрудникам в связи с ликвидацией организации, а также обязанности работодателя прописаны в ст. 178 и 180 ТК РФ.
В целях содействия занятости населения ликвидируемые организации обязаны на основании п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» сообщить в службу занятости об увольнениях не позднее чем за два месяца, а в случае массового характера увольнений – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Удовлетворение требований кредиторов
Ликвидационная комиссия принимает меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом с уведомлением о вручении) сообщает кредиторам о ликвидации юридического лица.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ). [10]
В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2 п. 3 ст. 63 ГК РФ).
После того как суд примет решение о признании ликвидируемой организации банкротом, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном процедурой банкротства.
Особенности ликвидации в рамках банкротства
Если в процессе ликвидации будет установлена невозможность удовлетворения требований всех кредиторов, организация подлежит ликвидации по упрощенной процедуре банкротства, установленной гл. 11 Закона о банкротстве [11] . Упрощенный порядок предполагает, что после принятия судом решения о признании ликвидируемого должника банкротом такие меры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве).
Итак, при обнаружении недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве).
Закон о банкротстве особо выделяет ситуацию, когда недостаточность средств выявлена после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до создания ликвидационной комиссии. В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подает учредитель (участник) или руководитель ликвидируемой организации; при этом упрощенный порядок банкротства не используется (п. 3 ст. 225 Закона о банкротстве).
Ведение дел переходит от ликвидационной комиссии к конкурсному управляющему. На основании п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.
Завершение процедуры ликвидации
Согласно требованиям п. 1 ст. 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Законом о регистрации порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию добровольной ликвидации организации на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
- документ, подтверждающий подачу в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п. 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях.
На основании заявления регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней принимает решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 22 и п. 1 ст. 8 Закона о регистрации), вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также выдает заявителю подтверждающий документ. После внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ). По завершении процедуры в соответствии с п. 6 ст. 22 Закона о регистрации регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации».
Послеликвидационные мероприятия
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Совершение записей в бухгалтерском учете производится на основании решения собственников о распределении имущества. В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ распределение имущества ликвидируемой организации не признается реализацией. Операции по передаче имущества участникам обнуляют баланс организации.
После этого следует выполнить заключительные действия:
Закрытие расчетного счета
Передача документов в архив
Документы на хранение передаются в упорядоченном виде. Поэтому еще на первых этапах ликвидации ликвидационная комиссия должна оценить объем работы по оформлению документов в архив. Упорядочение документов для архива, а также уничтожение документов, срок хранения которых истек, можно произвести своими силами или поручить специализированной организации. Договор хранения документов с архивом можно заключить на любом этапе ликвидации, причем лучше это не откладывать на конец.
Уничтожение печатей и штампов
Разделом 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» [14] установлены случаи, при которых печати подлежат уничтожению. Одним из таких случаев является ликвидация организации. Уничтожение производится по акту с отметкой в регистрационно-учетных формах.
Как упростить ликвидацию организации?
В завершение отметим, что участники организации имеют право прекратить процедуру ликвидации. Для этого надо подать в регистрирующий орган все ту же форму Р15001 с отметкой в п. 2.4, что данная форма представлена в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (решение об отмене решения о ликвидации юридического лица прилагается).
[1] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
[2] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
[3] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
[4] Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
[5] Приказ ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 НК РФ, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
[6] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
[7] Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации».
[8] Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
[9] Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
[10] Порядок реализации имущества установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
[11] Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
[12] Соответствующие нормы исключены из законодательства Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ.
[13] Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
О. Е. Орлова
эксперт журнала
Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения
Требования кредиторов в ликвидационном балансе
Основанием для отказа от включения требования кредитора в ликвидационный баланс является пропуск срока заявления требований. Кредитор, пропустивший такой срок, не сможет обжаловать запись в ЕГРЮЛ о ликвидации общества. Причем закон касается всех кредиторов без исключения (как частных лиц, так и госорганов).
Срок для заявления требований кредиторов не может быть меньше 2-х месяцев с момента публикации объявления о ликвидации компании (п. 1 ст. 63 ГК РФ). При этом этап уведомления кредиторов и рассмотрения их требований предшествует этапу составления промежуточного баланса.
Суды указывают, что статья 63 ГК РФ не обязывает ликвидационную комиссию (ликвидатора) включать в ликвидационный баланс (в т. ч. промежуточный) кредиторскую задолженность по незаявленным в установленном порядке требованиям кредиторов. Чтобы признать ликвидационный баланс не достоверным нужно доказать, что ликвидационная комиссия не исполняла обязанности по выявлению кредиторов (постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 № 17АП-5139/11, от 27.07.2011 № 17АП-5872/11, от 27.07.2011 № 17АП-6117/11).
Кредитор может доказать предъявление требований к ликвидируемому должнику с помощью документов, подтверждающих отправку исполнительных документов должнику или ликвидатору должника. Письма, почтовые квитанции, отметки о приеме корреспонденции и т.п. (Постановление ФАС СЗО от 01.08.2012 № А13−9599/2011).
ПРИМЕР 1. Суд отказал в удовлетворении требований к ликвидируемой компании на том основании, что кредитор, имея на руках исполнительный лист арбитражного суда, не направил его ликвидатору в срок (решение Арбитражного суда Пермского края от 19.05.2011 по делу № А50П-179/2011, постановление ФАС Уральского округа от 12.10.2011 по делу № А50П-179/2011, определение ВАС РФ от 15.02.2012 № ВАС-1157/12);
ПРИМЕР 2. Суд отверг требование об уплате налогов, направленное позже составления ликвидационного баланса. Суд мотивировал это тем, что в установленный в сообщении о ликвидации срок налоговый орган не предъявил обществу требований как кредитор. Решение о привлечении к налоговой ответственности было принято уже после того как компания представила ликвидационный баланс и заявление о ликвидации (постановление ФАС Поволжского округа от 08.11.2010 по делу № А49-2237/2010);
ПРИМЕР 3. Суд указал, что ликвидатор обоснованно не включил в ликвидационный баланс сведения о кредиторской задолженности по налогам и сборам. Обществом был соблюден порядок ликвидации юридического лица и налоговый орган знал о начавшейся процедуре ликвидации. Однако в установленный срок инспекция не заявила требований о погашении задолженности перед бюджетом. Суд признал незаконным решение налогового органа об отказе в государственной регистрации ликвидации общества (решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.11.2008 № А39-2836/2008-137/3);
ПРИМЕР 4. Суд признает ликвидационный баланс недостоверным, если установит, что кредитор своевременно, до утверждения промежуточного ликвидационного баланса, неоднократно обращался к ликвидатору общества, инициировал судебный процесс о взыскании спорной задолженности, а ликвидатор, несмотря на это, не отразил сумму задолженности ни в промежуточном, ни в ликвидационном балансе, письменно не уведомил кредитора о ликвидации общества, не рассчитался с ним. Недостоверный баланс является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица (постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11).