- 2 2 у Бучневича (и это у него еще отняли одну передачу)! Уже семеро наших в этом сезоне набирали по 4 очка
- Сущая дьяволиада
- 2+2 у Бучневича (и это у него еще отняли одну передачу)! Уже семеро наших в этом сезоне набирали по 4 очка
- Детройт: как мировая моторная столица дошла до банкротства
- 1. Детройт и агломерация: взболтать, а не смешивать
- 2. Немного истории
- ▍ «Когда Детройт болеет, — лихорадит весь средний запад»
- ▍ Профсоюзы: выиграть сражение, но проиграть войну
- ▍ Автопроизводители голосуют ногами
- 3. Расовый вопрос и городское планирование
- ▍ Красные линии
- ▍ Строительство автомагистралей и бунт 1967 г.
- 4. Банкротство и его последствия
- 5. Чем город живёт сегодня
- Вместо заключения
2 2 у Бучневича (и это у него еще отняли одну передачу)! Уже семеро наших в этом сезоне набирали по 4 очка
Фото: ссылка
Сущая дьяволиада
Фото: ссылка
Ещё недавно, несколько лет назад, изрядная часть патриотической общественности бурлила и страдала. Причиной тому было назначение художественным руководителем МХАТа имени Горького Эдуарда Боякова. Заявленный им курс на патриотизм трактовался как уловка, конформизм и мимикрия. Смещение Татьяны Дорониной с поста руководителя театра на номинальную должность почётного попечителя, духовного наставника подавалось как «глумление над великой актрисой» и т. д.
Попытка Боякова создать на базе театра патриотический культурный центр также вызывала стойкое неприятие и скепсис многих старинных авторов нашей газеты. При этом фиксировалось тихое бешенство либералов, которые вдруг неожиданно страстно полюбили Татьяну Васильевну Доронину и впряглись защищать её от нападок «выскочки».
Почему либералы так себя вели, мне совершенно понятно: либеральный пул контролировал и контролирует до сих пор все значимые гуманитарные площадки в столице. При этом все известные патриотические «точки сборки» на тот момент перестали существовать. Например, особняк знаменитого «Клыковского центра» в Черниговском переулке из-за многолетней систематической неуплаты аренды был изъят городскими властями, что с точки зрения формальной логики совершенно справедливо. Именно этим грандиозным провалом увенчалась общественная деятельность преемника Вячеслава Клыкова журналиста Александра Крутова. Теперь бесхозная православно-монархическая среда тыкается и мыкается по Москве в поисках подходящих площадок для своих встреч и вечеров — эдакий бродячий рой шмелей.
Также стал недоступен небольшой, но «намоленный» зал в здании Союза писателей России. После смерти Валерия Ганичева особняк на Комсомольском проспекте отняли у литераторов, оставив им лишь несколько комнат. Остальные помещения волею Министерства культуры достались непонятным организациям, деятельность которых не видна без микроскопа. Зал ныне пустует, на сцене уже седьмой месяц лежит в позе фараона дохлая мышь, а писателям для их сборищ предоставлена комната с тридцатью стульями, что тоже логично.
На этом фоне энергичные попытки Эдуарда Боякова в 2019 году создать средовую патриотическую площадку на базе МХАТа имени Горького были крайне своевременны и вселяли надежду. Начался процесс стяжания разрозненных сил. Но недолго музыка играла: сначала шарахнула пандемия, а потом Боякова и вовсе уволили.
Даже когда на малой сцене МХАТа имени Горького читал свои лекции Дугин, выступал Проханов, общался с читателями Прилепин, часть патриотов всё равно продолжала недовольно кряхтеть и была чем-то уязвлена. Я же им говорил: «Радуйтесь и не спугните, чтобы сей светлый миг продлился как можно дольше! Ибо, если Боякова снимут, то вы получите по закону театрального жанра форменное чудовище, которое сожрёт и разметает сии слабые ростки патриотической культурной стратегии».
Что ж, я был, как всегда, не прав. Пришло вовсе не чудовище, а самый настоящий Кехман. Прошу любить и жаловать.
Из открытых источников известно, что Владимир Абрамович Кехман с 1990-х годов занимался торговым бизнесом, специализируясь на фруктах. К началу 2000-х стал одним из крупнейших поставщиков бананов из Эквадора в Россию. Его торговая компания «JFC» набрала в российских банках кредитов на сумму более 17 миллиардов рублей, после чего Кехман стал фигурантом уголовного дела по факту мошенничества в составе ОПГ.
Платить кредиторам не пришлось: нынешний директор МХАТа дважды был признан банкротом: и в Англии, и в России.
Поскольку основные убытки от деятельности Кехмана понёс Сбербанк, то неудивительно, что Герман Греф лично прокомментировал поведение фигуранта уголовного дела: «Это что-то за гранью добра и зла…»
После чего Владимир Абрамович Кехман заявил: «При первом же нашем разговоре с Грефом он мне угрожал, привожу буквально: «Я выпущу кишки из тебя и буду преследовать до седьмого колена». Греф в моей ситуации выступает просто как орудие дьявола, который на протяжении моей жизни, с момента крещения, за мою любовь и преданность Богу и его святой церкви пытается меня уничтожить. Я считаю, что это личная неприязнь и антисемитизм. »
Читая эти строки, начинаешь понимать, что встретился с каким-то булгаковским персонажем, выпрыгнувшим в реальность со страниц фантасмагории.
Интересующимся биографией Кехмана полезно изучить материалы о транспортировке кокаина в Россию из Латинской Америки. Тогда власти Эквадора начали расследование об использовании похищенных в России денег на покупку наркотиков. Всё это активно обсуждалось в прессе.
В 2017 году в России уголовное преследование в отношении Владимира Кехмана было прекращено в связи «с истечением срока давности». В 2018 году в Великобритании Кехман был-таки признан виновным в мошенничестве, поскольку, по мнению британской Фемиды, он вводил в заблуждение “Банк Москвы”, получая кредиты путём обмана и фальсификации различных документов.
В 2019 году Владимир Кехман стал студентом ГИТИСа на платной основе, где он начал очно изучать программу “Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе. Режиссер музыкального театра”. Осенью 2021 года он был за каким-то дьяволом назначен на должность генерального директора МХАТа имени Горького и сразу публично заверил, что поставил перед собой цель вернуть в театр прежнего художественного руководителя Татьяну Доронину.
Последние месяцы Кекхман недвусмысленно даёт понять, что его цель — присоединить МХАТ имени Горького к МХАТу имени Чехова (художественный руководитель К. Хабенский): «Не существует никаких двух театров, это всё придумано случайным образом. Есть Художественный театр Станиславского. Однако тот театр, который он хотел сделать, ему не дали создать, поэтому наша задача — реализовать то, что он задумал».
Теперь о Дорониной. Прошлым летом писатель Юрий Поляков поверг общественность в шок, заявив, что Татьяна Доронина оказалась в «доме престарелых». До этого актриса находилась на лечении в подмосковном санатории «Барвиха», который принадлежит Управлению делами президента.
Верный продолжатель дела Станиславского Владимир Кехман тут же прокомментировал слова Полякова: оказывается, пребывание Дорониной в Барвихе стоило «чуть ли не 750 тысяч рублей в месяц». И актрису перевезли в специализированное учреждение для пожилых людей на юго-западе Москвы. По словам Кехмана, там ей гораздо комфортнее.
Вся эта дьволиада разворачивается на глазах изумлённой публики, и все как завороженные наблюдают за развитием сюжета, пребывая словно в каком-то оцепенении.
Позволю себе процитировать несколько высказываний Кехмана, которые он на голубом глазу сделал в ходе общения с журналистами московских изданий. Эти речи говорят сами за себя.
О здании МХАТа им Горького: «Это здание — типичный проект брутализма, есть такой стиль. С одной стороны, он очень аскетичный, а с другой — это театр. Но цветовые решения, которые здесь были, с точки зрения атмосферы театру не соответствовали. Мне это ужасно не нравилось».
О театральном идеале: «Мой театр — в первую очередь комфорт, пусть человек даже поспит. Случались годы, когда было так жарко в Петербурге, что люди приходили в Михайловский театр просто потому, что там были кондиционеры, и отдыхали в прохладе в удобных креслах».
Своеобразная трактовка истории Художественного театра: «…в моём понимании история Художественного театра, который имеет отношение к Станиславскому, была закончена в 1922 году. Потом это был другой театр. Более того, когда после долгой болезни Константин Сергеевич пришёл в 1932 году посмотреть, как актёры играют, он сказал: «Театр надо закрыть, а их всех заново учить» — всех вот этих великих его актёров».
О себе: «Я, условно, специалист по большому стилю, для меня это ключевой момент».
Тут я почему-то вспомнил Мольера: слова Тартюфа — это смесь напыщенной тарабарщины и дикого цинизма. Всё как во сне…
Недавно, проходя по величественному заснеженному Тверскому бульвару, я бросил взгляд на знакомое мне с детства здание МХАТа имени Горького и обомлел! Нисколько не стесняясь москвичей, ничего, как будто, не боясь, наш специалист по большому стилю в прямом смысле слова разрушил культовый фасад и интерьеры знаменитого московского театра.
Из фасада были выломаны роскошные тяжёлые, в стиле модерн деревянные двери с латунными ручками, а вместо них появился примитивный стеклопакет, явно взятый из магазина «Пятёрочка». Как это возможно.
Три года назад эти уникальные двери, созданные по проекту архитектора Кубасова в начале 1970-х, были бережно отреставрированы, а теперь их нет! Они куда-то ушли, у них выросли ноги.
Хочется воскликнуть: «Кехман, двери верни!»
В одном из многочисленных интервью этот персонаж, оказывается, заранее анонсировал сей акт вандализма: «Будет абсолютно другой театр: новая входная группа, полностью стеклянная, позволит с бульвара увидеть всё, что происходит внутри».
Что ж, «новой входной группой» в итоге оказались стеклопакеты. Ну-ну…
В своём очередном интервью Кехман признался, что ему «ужасно не нравились» цвета внутри театра, и он долго страдал, не зная, что с этим поделать.
«У меня в какой-то момент уже опустились руки. Был утром на литургии, в алтаре, молился. Говорю: “Господи, прошу Тебя, пожалуйста, дай решение, ну какое-то решение, что делать”. Вечером мне звонят художники наши питерские: “Мы придумали. — Что? — Надо покрасить эти все колонны, лестницы червлёным золотом”. Когда они это сказали, меня осенило. Потому что в Михайловском театре белое золото, в Новосибирске — красное и жёлтое. Я считаю, червлёное золото — это абсолютный шик».
Ходит такое крылатое выражение по Руси: «Простота хуже воровства». Не знаю точно, что хуже, а что лучше, однако слова Кехмана – это какой-то сюр. Начиная от молитв в алтаре, заканчивая волюнтаризмом с анонимными питерскими художниками, которые по телефону, походя, угробили интерьер одного из самых стильных зданий эпохи позднего СССР!
Здание этого театра было великолепно. Суровость, массивность и неприступность его фасада являли пример изысканного стиля. Автор проекта Владимир Степанович Кубасов полвека назад создал подлинный шедевр и теперь в свои 92 года вынужден наблюдать, как по странной прихоти сказочного персонажа громят его творение.
Среди сетевых публикаций нашёл вдохновенное описание интерьеров советского МХАТа:
«Внутри – сложносочинённый мир из морёного дерева и туфа, мрамора и бронзы, мятой штукатурки и лёгкого стекла. Неожиданные перепады высот, «рассеянные» светильники, зимние сады, уникальный фонтан из сульфидного стекла – работа Виктора Шевченко, корифея художественного стекла 70-х. Латунные крючки в виде птиц – всё это делалось командой единомышленников на одном дыхании, в авральные сроки, нередко – экспромтом, часто – руками главного архитектора».
Вот еще цитата из другой статьи: «Проект театра МХАТа — один из тех редких случаев, когда архитектор выступал в роли истинного демиурга и продумывал здание от первого бетона до последней дверной ручки. Владимир Кубасов вместе с коллегами А. Моргулисом и В. Ульяшовым в составе мастерской «Моспроект-2» занимался этим объектом почти 10 лет и, по его рассказам, фактически прожил эти годы в будущем здании. Перед началом реконструкции, инициированной вновь пришедшим тогда худруком Эдуардом Бояковым, Кубасов вновь посетил театр и прокомментировал фактически каждый уголок: как он был задуман, как сделан и что не так с ним сегодня».
Теперь уже не до уголков. Пущено под откос всё! Восторженный Кехман заявил, что обновлённый театр станет «абсолютной сенсацией» для москвичей и гостей столицы: «Я считаю, что Москва это место просто не узнает».
Это факт. Вместе с драгоценными дверями скрылся в неизвестном направлении старый стильный занавес — приглушённо-золотой, с парящей белой птицей. Вместо него неунывающие «питерские художники» снова предложили что-то своё, весёлое!
Так и хочется повторить за Германом Оскаровичем: «Всё это за гранью добра и зла…»
2+2 у Бучневича (и это у него еще отняли одну передачу)! Уже семеро наших в этом сезоне набирали по 4 очка
Перед матчем с «Анахаймом» фанатов «Сент-Луиса» расстроили новостью, что Владимир Тарасенко не сыграет с «утками» из-за болезни. В составе его заменил другой русский форвард – Алексей Торопченко. А лидерские функции взял на вообще третий – Павел Бучневич.
В субботу он выдал мощнейший перфоманс и набрал 2+2, повторив личный рекорд по количеству очков в одном матче НХЛ:
• сначала остался один перед вратарем гостей и здорово бросил с кистей;
• а во втором периоде выкатился на пятак и бросил с неудобной – оказалось, что это победная шайба;
• спустя несколько минут отдал пас в своей зоне Шенну, который решил ни с кем не делиться и решать вопросы самостоятельно;
• вторым ассистом поучаствовал в красивой трехходовке в большинстве в третьем периоде;
• он даже набрал пятое очко в матче – в последнем голе отправил Кайру и Томаса в контратаку – но в итоговом протоколе убрали пас Павла. Видимо, посчитали, что игрок «Анахайма» после этого коснулся шайбы.
В прошлый раз нападающий набирал четыре очка 18 марта 2021 года в игре с «Филадельфией» – тоже 2+2. В этом же сезоне Павел далеко не первый из русских, кто выбил столько за один вечер. Забавно, но чаще всего такое происходит именно в матче с «Анахаймом».
«Сент-Луис» выиграл 6:2, но Павел стал единственным россиянином, который набрал очки в этой игре. Иван Барбашев, Алексей Торопченко и Никита Александров сегодня не отличились, а последние и вовсе провели меньше всего времени на льду из игроков обеих команд – 10:13.
«Я думаю, что когда ты выигрываешь, это всегда весело, — сказал Бучневич после матча. – Я не знаю, сколько мы сейчас выиграли подряд, шесть, пять (шесть – Sports.ru)? Надеюсь, мы продолжим, всегда весело, когда ты выигрываешь, хорошее настроение в раздевалке. Всем нравится такой позитив и положительные эмоции. Думаю, все счастливы, даже тренеры».
У «Блюз» после отвратительного старта и восьми поражений подряд сложилась победная серия из шести матчей. Возможно, она продолжится – через два дня у команд еще одна очная встреча в Сент-Луисе.
1:0 – 13 Аччари (Шенн, Фолк) 2:0 – 17 Бучневич (Томас) 3:0 – 22 Бучневич (Кайру, Томас) 4:0 – 25 Шенн (Бучневич) 4:1 – 27 Фаулер (Хенрик) 5:1 – 29 Крюг (Бучневич, Кайру) 5:2 – 49 Хенрик (Мактавиш, Фаулер) 6:2 – 56 Томас (Кайру) Вратари: Биннингтон 30/32 Гибсон 24/29, Столарц 4/5.
Детройт: как мировая моторная столица дошла до банкротства
Мировая моторная столица (Motown), родина американского среднего класса, арсенал демократии — как только не называли Детройт на пике могущества в 1950-е гг., когда его население достигло 1,85 млн человек. Сегодня же оно едва дотягивает до 640 тыс. и продолжает сокращаться. Что произошло? Однозначного ответа нет, но причин одновременно несколько. Здесь и расовое противостояние, ошибки городского планирования, большая политика, ослабление конкурентоспособности американских автоконцернов, их бегство из-за роста социальной нагрузки после победы профсоюзов. Да и много ещё чего, что в комплексе привело в 2013 г. к крупнейшему в истории США муниципальному банкротству.
1. Детройт и агломерация: взболтать, а не смешивать
Говоря о Детройте, нужно всегда разделять сам город в официальных административных границах (население 640 тыс. человек и падает) и его агломерацию (4,4 млн человек и растёт). Всё, что вы видите по телевизору в репортажах о бедах Детройта — относится к самому городу, оказавшемуся поделённым между более-менее живой центральной частью с небоскрёбами (Downtown) и большим числом окружающих его районов с одноэтажной застройкой, где жизни нет, а от трети до половины жилья заброшено. В небольших же окружающих Детройт городках штата Мичиган, где экономическая жизнь не прекращалась, продолжают жить как ни в чём не бывало (зелёные лужайки, американская мечта).
К примеру, у Ford штаб-квартира в Dearborn, там же один из заводов, а также во Flat Rock и Wayne. У GM автозаводы в Hamtramck и Flint. У концерна Stellantis (JV Fiat Chrysler и PSA Group) производства в Sterling Heights и Warren. В самом Детройте осталась лишь штаб-квартира GM, да два автозавода Stellantis (Jefferson North Assembly Plant и автозавод на Mack Avenue). Последний, кстати, открытый в 2021 г. стал вообще первым за 30 лет новым производством в Детройте. А через реку Детройт, давшую название городу — уже Канада и городок Windsor в европейском стиле.
И «белые воротнички» как ни в чём не бывало ездят из своей благоустроенной пригородной жизни в центр Детройта на работу, проезжая город-призрак с кварталами заброшенных зданий и выбитыми стёклами. У нас это вызывало диссонанс, а некоторые наши лекторы просто пожимали плечами, — мол, а в чём проблема, у нас-то всё хорошо. С такой философией NIMBY выросло уже несколько поколений жителей агломерации. Но это лишь следствие, о причинах ниже.
Даунтаун Детройта окружают пустоши на месте кварталов снесённых заброшенных домов. Белое население агломерации разбежалось по пригородам на территории штата Мичиган
2. Немного истории
▍ «Когда Детройт болеет, — лихорадит весь средний запад»
А меж тем, начиналось всё бодро. Рэнсом Олдс основал Olds Motor Vehicle Company в 1897 г. (следом и REO), а Генри Форд основал Ford Motor Company в 1903 г. Их подрядчики, набираясь опыта, отделялись и основывали собственные компании: Buick (братья Бриско), Cadillac и Lincoln (Генри Лиланд), Dodge (братья Додж), Chalmers, Hudson и др. Наконец, Уильям Дюрант основывает General Motors в 1908 г., скупая производителей поменьше и создавая первый холдинг с множеством автомобильных брендов. В итоге к 1915 г. 13 из 15 самых популярных автомобильных марок США уже производились в Детройте. А к 1925 г. сформировалась хорошо известная и по сей день «большая тройка»: к General Motors и Ford добавился Chrysler, который основал уволившийся из GM Вальтер Крайслер.
Детройт вновь ожил только с началом войны, превратившись в «арсенал демократии». Автозаводы начали переходить на производство джипов, грузовиков, лёгких танков M5 и бомбардировщиков B24. В итоге, в 1940–1947 гг. занятость в Детройте подскочила на 40%, только в 1941–1943 гг. в город переехало 400 тыс. человек. Пика своего расцвета Детройт достиг в 1950 г., оставаясь пятым по численности городом США с населением 1,85 млн человек. Но дальше началось падение, и чтобы разобраться с этим, нужно сначала рассказать историю борьбы американских рабочих за свои права.
История Детройта на одном слайде: от расцвета и пика в середине XX в. (слева) к упадку и банкротству. Источник: Prof. Louise Jezierski, James Madison College/MSU
▍ Профсоюзы: выиграть сражение, но проиграть войну
Профсоюзное рабочее движение национального масштаба (labor unions) начало формироваться в США ещё во второй половине XIX в., постепенно набирая сторонников в автомобильной индустрии. Но до легализации их Администрацией Рузвельта в 1935 (National Labor Relations Act, NLRA) профсоюзы были запрещены, только после этого их численность резко стала расти. В итоге именно в Мичигане сформировался крупнейший профсоюз рабочих автопромышленности (United Auto Workers Union, UAW). Он требовал 8-часовой рабочий день/40-часовую неделю, повышение заработной платы, улучшение условий труда и т.д. Поворотным моментом стала начавшаяся 30 декабря 1936 г. первая сидячая забастовка в США на заводе General Motors во Флинте.
В итоге губернатор штата Мичиган отказался от силового вмешательства, а президент Рузвельт начинает убеждать General Motors признать профсоюзы и их требования. GM пошёл на мировую только после 44 дней простоя своего крупнейшего завода, после провала попыток самостоятельно решить вопрос силовым путём (см. Battle of the Running Bulls) и блокирования UAW ещё двух близлежащих автозаводов. Среди прочего GM пообещал профсоюзам не отправлять их членов работать на заводы, где те отсутствуют, рабочим пообещал 5% повышение зарплаты и разрешил разговаривать в столовой. За GM последовало признание профсоюзов и от Chrysler. Кстати, в это же время UAW позволил вступать в профсоюзы и чёрным рабочим, боясь, что те будут продолжать работать во время сидячих забастовок белых.
Мидтаун до сих пор хранит архитектурное наследие эпохи экономической мощи Детройта, его былого богатства и величия первой половины XX в.
Социологи и журналисты начали приводить автомобильную промышленность в качестве примера конца классового противостояния в США и начала зарождения среднего класса, embourgeoised labor force. И на это были все основания — к середине XX в. большинство жителей Детройта были собственниками жилья, много рабочих смогли накопить деньги для отправки детей в колледж, десяткам тысяч стала доступна аренда небольших летних коттеджей на берегу многочисленных озёр. Прямо тишь да гладь. Но автогиганты быстро поняли, что выросшая социальная нагрузка уже не позволит получать прибыль предыдущих десятилетий, начав искать пути, как бы ускользнуть из цепких лап профсоюзов.
▍ Автопроизводители голосуют ногами
Сначала автоконцерны просто стали строить новые автозаводы не в Детройте (свободных территорий под крупные проекты всё равно уже не было), а на близлежащей территории штата Мичиган, где к 1957 гг. было открыто 25 новых автозаводов (экономика на подъёме, профсоюзов там пока нет — все проекты greenfield). За автозаводами город начинают покидать смежные производства, тоже в поисках более бюджетных юрисдикций. Сначала они смотрят на Мичиган, но потом начинают выводить производства ещё дальше — в Sun Belt, южные и юго-западные штаты с большим числом дешёвых собственных и мексиканских рабочих. Ну а с эпохой глобализации началось бегство автопроизводителей и в дальнее зарубежье.
Параллельно с этим для оптимизации затрат начинается автоматизация с соответствующим сокращением штатов. Основной завод Dodge сокращает численности с 30 до нескольких тыс. ко времени его окончательного закрытия в 1980 г. Ford River Rouge, когда-то громадный комбинат на 90 тыс. человек кратно снижает численность персонала в 1950-х гг. В 1958 г. в Детройте закрывается огромный завод Packard Automotive Plant площадью 325 тыс. м2. Это становится знаковым событием, приходит понимание, что происходящее — не досадная случайность, а смена эпохи. В целом, между 1948 и 1967 гг. Детройт теряет 130 тыс. рабочих мест, и это на послевоенном пике подъёма американской автопромышленности. Стало тревожно.
3. Расовый вопрос и городское планирование
▍ Красные линии
Поэтому массовая миграция с начала войны усугубила проблему — чёрные жители и так ютились по несколько семей на дом в нескольких компактных районах в центре Детройта. Муниципалитет выделил в 1941 г. землю под девелоперский проект Sojourner Truth Housing Project на 200 домов, но тут взбрыкнули белые, опасаясь падения стоимости недвижимости вокруг. После протестов, драк и арестов через несколько месяцев чёрные семьи всё-таки смогли заселиться в эти дома, а до нас дошла знаменитая фотография, zeitgeist того времени. Но напряжённость никуда не делась, чуть позже она вылилась в массовые беспорядки (1943 Detroit race riot).
▍ Строительство автомагистралей и бунт 1967 г.
Параллельно происходило масштабное строительство федеральной сети межштатных автомобильных магистралей, часто через центры городов. Задумка была простой — имея автомобиль можно было жить в зелёном пригороде и быстро ездить на работу в центр. И как-то так всё время получалось, что в основном сквозные магистрали проходили через кварталы компактного проживания чёрных жителей. Так шириною с МКАД трасса I-75 прошила насквозь некогда бурлящий жизнью район Детройта Black Bottom, десятки тысяч человек были выселены. Подобным же образом были построены I-94, I-96 и Route 10, парки, общественные сооружения и прочее.
Естественно, чёрное население просто так на это смотреть не могло, в 1960-е Детройт, наряду с Мемфисом, стал одним из центров борьбы за гражданские права и расовое равноправие. В 1963 г. именно здесь прошёл марш Walk to Freedom Мартина Л. Кинга, собравший более 125 тыс. человек. Несмотря на некоторые улучшения жизненных условий, внутреннее противостояние в городе нарастало. Безработица среди чёрного населения была кратно выше (15,9 против 6% соответственно), — при сокращениях автогиганты увольняли, прежде всего, чёрных рабочих. Уровень преступности рос, между преимущественно белой полицией и чёрной молодёжью постоянно происходили стычки, часто с необоснованной жестокостью. Белые и чёрные районы разделялись бетонными стенами (см. Detroit Eight Mile Wall).
И безо всяких административных карт видно, где проходят границы города Детройт и его пригородов в штате Мичиган (голубые точки — чёрные жители, красные — белые).
Беспорядки 1967 г. имели два прямых следствия, одно из которых — в масштабах всей страны. Прежде всего, воспользовавшись растерянностью среди белого истеблишмента, Джордж Ромни, тогдашний губернатор штата Мичиган, «продавил» антидискриминационный жилищный закон (The Michigan Fair Housing Act), фактически отменивший красные линии. Он пошёл намного дальше федерального закона, принятого на полгода раньше президентом Линдоном Джонсоном, запрещающего дискриминацию по расе, религии, национальной принадлежности и полу при продаже, аренде и финансировании жилья (Civil Rights Act of 1968).
Другим следствием 1967 г. и последовавшим за ним бегством белого населения из города стала победа на выборах 1974 г. Коулмана Янга (Coleman Young), первого чёрного мэра Детройта. Он переизбирался пять сроков подряд, продержавшись в кресле до 1994 г. К этому времени Детройт, то есть сам центр агломерации, стал уже преимущественно чёрным (80%, сегодня вообще 90%). А население окружающей территории штата Мичиган стало преимущественно белым.
4. Банкротство и его последствия
В итоге начиная с 2000 г. бюджет города лишь два раза был профицитным, и для латания дыр Детройт всё больше залезал в долги. Свою лепту внесла и безграмотная финансовая политика тогдашнего мэра Детройта Кваме Килпатрика (2002–2008 гг., подал в отставку после обвинений в воспрепятствовании правосудию, а впоследствии осуждён на 28 лет за рэкет и взяточничество).
Что привело к банкротству (по часовой): депопуляция/изменение расового состава, падение стоимости недвижимости/всех составляющих бюджета, его прогрессирующий дефицит
DIA в Детройте — шестой по размерам музейных фондов в США, хранящий множество шедевров. Одно из немногих оставшихся свидетельств экономической мощи начала XX в.
5. Чем город живёт сегодня
Сегодня Детройт остаётся штаб-квартирой для 12 компаний списка Fortune 500, после банкротства 70 новых крупных арендаторов въехало в коммерческие площади в центре города, Даунтаун начал постепенно оживать. Мы учились в нём в 2017 г., через четыре года после банкротства. Уже построили трамвайную линию QLine, соединившую деловой центр с Мидтауном, на центральной Woodward av. открывались кафе, фитнес-центры, аптеки и прочее, город постепенно просыпался от анабиоза.
Как пытаются использовать высвобождаемые земли? Где их удаётся объединить — разбивают городские парки и огороды (да-да). В перспективе есть планы использовать их для солнечных электростанций. С разбросанными то тут, то там участками сложнее — сначала договариваются с собственниками, объединяют их в единый лот и потом либо продают инвестору (а такое тоже теперь случается — пару крупных и множество небольших заводов уже в черте города построили), либо приспосабливают под общественные нужды.
Зелёные лужайки и редкие дома. Такой ландшафт теперь доминирует в Детройте. Снизу слева: снижение стоимости недвижимости вокруг заброшенного дома. Vacant Properties, 2005
Удивительно, но практически всё это сделать удалось. Ещё до банкротства был создан Detroit Future City (DFC), мощный исследовательский НКО, разработавший стратегический план на 50 лет вперёд как часть программы муниципальной корпорации экономического роста (DEGC). В 2020 г. на его основе приняли новый мастер-план, разделивший территорию города на 10 кластеров, в зависимости от текущих условий и доли пустующей территории, с конкретным планом действий для каждого на следующие 10 лет. В нём впервые появились зоны смешанного использования (mixed use), определены планы по созданию нескольких городских центров высокой плотности (up-zoning) и поставлены цели интеграции с пригородами в рамках общей агломерации, особенно по транспортной и коммунальной инфраструктуре.
Красные точки — районы, где больше всего сносят домов (1), там планируется ликвидация коммунальной инфраструктуры (розовые зоны на 2) с концентрацией населения в нескольких районах (жёлтые/оранжевые/красные цвета на 3 (оттенки зелёного — фактически парки)
Вместо заключения
Я хотел на этом завершить рассказ по США и приступить к обзору горячего Мехико, города-парадокса, построенного на дне высохшего озера. Но перед этим всё-таки расскажу вам о Сиэтле, с которым у меня связано много личного. Долгое время он был городом авиастроителей и в конце 1960-х гг. трудности Boeing с проектом суперсоника и началом производства 747 jumbo jet привели к увольнению десятков тысяч сотрудников. И это чуть не стало началом периода городского упадка, как в Нью-Йорке, да и много ещё где по США. Только потом Сиэтл и его окрестности стали превращаться в бурлящий котёл техно-хипстеров со штаб-квартирами Microsoft, Amazon, Starbucks, Expedia и прочего. В общем, разберёмся, как город вечных дождей на берегу Puget Sound живёт сегодня.