Какие авиакомпании в россии на грани банкротства

Авиакомпания, уверяет, что, ситуация, находится, под, контролем

Власти заявили о близости «Уральских авиалиний» к банкротству

«Для многих лизингодателей европейских это практически путь к банкротству. Потому что, во-первых, им придется заплатить неустойку нашим авиакомпаниям за досрочное расторжение договора, во-вторых, вместо немалых ежемесячных платежей за лизинг они просто получат свою технику, в которую вложили миллиарды, десятки миллиардов долларов, и теперь эта техника будет просто ржаветь на перроне», – объяснил руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров.

Какие авиакомпании в россии на грани банкротства

Почти каждая пятая авиакомпания в России имеет такие серьезные долги, что в ближайшее время может лишиться права летать, заявил сегодня глава Минтранса Игорь Левитин. Росавиация разослала авиакомпаниям из «черного» списка свои предупреждения. Ведомство пытается избежать повторения ситуации с банкротством AirUnion , когда тысячи пассажиров вынуждены были толпиться в аэропортах по несколько дней и даже недель. Ответ за «неразбериху» тогда пришлось держать Росавиации.

В 2009 году примерно 20% российских авиакомпаний (порядка 35) могут лишиться права на выполнение полетов в связи с задолженностью перед аэропортами, налоговыми органами и аэронавигационными службами, заявил сегодня глава Минтранса Игорь Левитин. «Если они не смогут пройти все эти требования, то думаю, что их не будет», — сказал Левитин в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

По его словам, в Росавиации имеется список таких перевозчиков, за которыми ведомство пристально следит. Ведомство уже выслало авиакомпаниям с большой долговой нагрузкой письменные предупреждения. Конкретные имена компаний из «черного» списка озвучены не были. В ведомстве лишь отметили, что среди проблемных перевозчиков есть не только малоизвестные небольшие авиакомпании, но и «те, кто на слуху и давно занимается авиаперевозками». В агентстве также отметили, что должники получили письменные уведомления об их долгах. Как только авиакомпания гасит свою задолженность, она автоматически выбывает из списка должников.

Бороться с авиакомпаниями, систематически задерживающими или отменяющими рейсы, ведомство будет традиционными мерами — уменьшением глубины продаж или сокращением чартерных программ на нынешний год.

Авиация учится на ошибках

После неприятного инцидента с AirUnion братьев Абрамовичей, когда летом прошлого года из-за нехватки денег компании альянса не смогли заправить свои самолеты топливом и тысячи человек были вынуждены толпиться в аэропортах по несколько дней и даже недель, ответ держала Росавиация. В частности, глава Росавиации Евгений Бачурин после этого лишился своего места. Хотя официально премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение с формулировкой «в связи с переходом на другую работу». Но экс-глава Росавиции говорил, что уходит «не по собственному желанию». Новое руководство Росавиации, возглавляемое Геннадием Курзенковым, повторения ситуации не желает, поэтому пристально наблюдает за долгами и финансовым состоянием авиакомпаний и делает им предупреждения, считают эксперты.

Кризис убивает авиакомпании

Сначала авиакомпании столкнулись с резким скачком цен на авиатопливо, потом грянул кризис. В итоге перевозчики, как крупные, так и мелкие, оказались в сложной финансовой ситуации. Следствием кризиса стало падение роста авиаперевозок. В этом году авиаперевозки могут снизиться на 10%, по прогнозу Минтранса. Причем, снижение пассажироперевозок в январе этого года на 11% лишь доказывает неутешительный прогноз на год. Долги перевозчиков стали серьезной головной болью как для них самих, так и для Росавиации и государства в целом.

«Сейчас можно сказать лишь, у кого точно нет проблем — это у » Аэрофлот а», так как у него минимальное количество долговой нагрузки и есть положительные денежные потоки. У остальных авиаперевозчиков ситуация хуже, у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей», — говорит RB.ru аналитик ИК » Россгострах-инвестиции » Евгений Шаго. Так, совокупный долг калининградской » КД авиа » только в середине 2008 года составил 7,1 млрд рублей при операционной прибыли 29 млн рублей. Долг четвертой авиакомпании страны — ГТК «Россия» , базирующаяся в Пулково , — превысил 4 млрд рублей. Общая сумма кредитов у «Сибири» — 10,4 млрд рублей, и на прошлой неделе перевозчик допустил технический дефолт по облигациям на 2,3 млрд рублей.

Авиакомпании таят на глазах

Евгений Шаго соглашается, что из-за кризиса навсегда покинуть небо могут порядка 35 авиакомпаний. Число российских авиакомпаний с начала года уже сократилось на 8 штук, сообщала ранее Росавиация. По итогам 2008 года в России было 175 авиакомпаний, теперь только 167. Сертификаты эксплуатантов аннулированы у » Интеравиа «, » Сатурна «, » Омскавиа «, «Сибирской авиатранспортной компании», » Дальавиа «, » Красноярских авиалиний «, » Домодедовских авиалиний » и «Авиапредприятия » ТЕСИС «.

Сможет та или иная авиакомпания справиться со своими проблемами, зависит от соотношения показателей долговой нагрузки и положительного денежного потока, — считает Шаго. Повезет и тем, кому государство готово оказать поддержку.

Спасти ГТК «Россия» намерена губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Вместе с гендиректором ГК » Ростехнологии » Сергеем Чемезовым она заявила о готовности скорейшего «разрешения проблем авиакомпании». Планируется, что в рамках создаваемой большой корпорации «Росавиа» появится отдельное юридическое лицо, зарегистрированное в Петербурге — «Росавиа-Санкт-Петербург». И правительство Петербурга может выкупить в собственность города пакет 25% акций плюс 1 авиакомпании, создаваемой на базе ГТК «Россия» в Петербурге. Чиновники решили оказать господдержку и «Сибири», выслушав доклад гендиректора Владислава Филева о проблемах компании.

Власти заявили о близости «Уральских авиалиний» к банкротству

Авиакомпания «Уральские авиалинии» из-за прекращения полетов находится на грани банкротства, заявил полпред президента в Уральском федеральном округе Николай Цуканов изданию Ura.ru. По его словам, к нему обратился директор авиакомпании Сергей Скуратов, сообщив, что ни Сбербанк, ни ВТБ не дают «Уральским авиалиниям» кредиты.

«Я с [президентом Сбербанка Германом] Грефом разговаривал, с [председателем правления ВТБ Андреем] Костиным. [Они говорят]: у нас есть позиция, и речь идет не об уральской авиакомпании, речь идет об авиационной отрасли в целом», – рассказал Цуканов. Он предложил рассмотреть вопрос о спасении «Уральских авиалиний» в правительстве и, возможно, предоставить компании государственные гарантии или финансирование.

Представитель «Уральских авиалиний» подтвердил «Ведомостям», что у компании существуют определенные проблемы с кредитованием, но заявил, что ситуация находится под контролем. «Полагаем, эти вопросы мы решим тем или иным способом», – заявил он. Представитель добавил, что из-за коронавируса авиакомпании пришлось переоборудовать 12 воздушных судов для грузовых перевозок. Она привезла из Китая в Россию более 100 т гуманитарной помощи, часть груза была перевезена на благотворительной основе. Кроме того, «Уральские авиалинии» участвуют в возвращении россиян из-за рубежа, а их технический центр ремонтирует и обслуживает самолеты других авиакомпаний.

Министерство транспорта не увидело предпосылок банкротства «Уральских авиалиний». Тревожных тенденций относительно финансово-экономического состояния перевозчика нет, заявило ведомство.

Российские авиакомпании получили рекордный убыток за I квартал 2022 года

Российские авиакомпании по итогам I квартала получили рекордный за восемь лет убыток от операционной деятельности в 61,1 млрд руб. Об этом сообщается в презентации Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейшие авиакомпании РФ), обнародованной 24 июня.

Убыток пассажирских авиакомпаний составил 52,5 млрд руб., грузовых – 8,6 млрд руб. «Такой результат является наихудшим за последние восемь лет», – подчеркивается в презентации. Согласно статистике ассоциации, совокупный убыток авиаперевозчиков в январе–марте 2021 г. составил 33,3 млрд руб., что почти на 55% меньше по сравнению с текущим годом.

«Ведомости» направили запросы в Минтранс и крупнейшим российским авиакомпаниям.

При этом российская авиация за 5 месяцев, согласно отчету АЭВТ, смогла нарастить пассажирооборот и загрузку рейсов. Пассажирооборот увеличился на 8,8% к аналогичному периоду прошлого года и составил 73 млн пассажирокилометров (п-км). Процент занятости кресел — на символические 1,4 п. п к такому же периоду 2021 г., до 79,5%.

Пассажиропоток авиакомпаний в России в мае 2022 года снизился на четверть

Пассажиропоток за январь-май 2022 г., по данным АЭВТ, составил 31,6 млн человек, что на 4,2% ниже по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. (близкие данные ранее приводил «Ведомостям» Минтранс). При этом порядка 75% перевозок, или 23,8 млн пассажиров, по данным Минтранса, пришлось на крупнейшие российские авиакомпании – группу «Аэрофлот» (включает АК «Аэрофлот», «Россия», «Победа»), S7, «Уральские Авиалинии» и «UTair».

В первые два месяца текущего года количество перевезенных пассажиров увеличилось на 38% по сравнению с 2021 г., до 14,6 млн человек. После начала специальной военной операции (СВО) на Украине пассажиропоток резко снизился: в марте и апреле он составил по 5,2 млн в месяц, следует из данных АЭВТ. Всего за март–май 2022 г. количество перевезенных пассажиров составило 17 млн человек, снизившись на 15% к аналогичному периоду 2021 г. При этом падение авиатрафика на международных линиях за эти месяцы составило 25,8%, за границу было перевезено 2,3 млн человек. Внутри страны количество перевезенных пассажиров за март–май 2022 г. снизилось на 23,8% и составило 14,8 млн.

Цель по пассажиропотоку для российских авиакомпаний на 2021 г. составляет «не менее 100 млн человек», говорил 31 марта президент России Владимир Путин на совещании по развитию авиаотрасли. Глава Минтранса Виталий Савельев уточнял, что около 90 млн будет перевезено внутри РФ и 10 млн – на международных линиях.

После начала СВО Великобритания, США, Канада и страны ЕС ввели санкции, которые в том числе коснулись российской авиаотрасли. Ряд стран закрыли небо для национальных авиаперевозчиков, а Россия ввела зеркальные меры. По словам Савельева, сейчас российские авиакомпании летают всего в 11 стран мира. Российским перевозчикам запретили приобретать самолеты иностранного производства и запчасти к ним, а также осуществлять техобслуживание и страхование воздушных судов (ВС). Кроме того, зарубежные лизингодатели потребовали вернуть самолеты, взятые в аренду, до 28 марта. Но по решению российских властей большая часть ВС осталась внутри страны и совершает перевозки по внутренним авиалиниям из-за угрозы ареста самолетов за рубежом.

В российском реестре воздушных судов, по данным Минтранса на 24 июня, зарегистрировано 1207 из 1274 эксплуатируемых самолетов.

Мантуров пообещал авиакомпаниям 1000 отечественных самолетов к 2030 году

Для поддержки авиакомпаний в условиях санкций им выделят 110 млрд руб. субсидий, которые можно будет направить на операционную деятельность, сообщал в апреле текущего года первый вице–премьер Андрей Белоусов в Совете Федерации. 22 апреля соответствующее поручение утвердил Владимир Путин. Субсидировать государство намерено внутренние авиаперевозки с апреля по октябрь. 23 июня представитель Минтранса уточнял «Ведомостям», что первые субсидии авиакомпании получат уже в июле. При этом, по данным газеты «Коммерсантъ», они не достанутся компаниям, уже получившим в 2022 г. субсидии Минпромторга на лизинг самолетов Sukhoi Superjet 100.

В свою очередь Борисов добавляет, что в текущей ситуации главной задачей для авиаотрасли «остается поддержание парка в состоянии летной годности» и сохранение безопасности полетов. В таких условиях, по мнению эксперта, «финансовые проблемы очень существенны, но не первые в списке».

Увольнения, убытки и банкротства: кто первым пострадал от авиасанкций

Евросоюз ввел в отношении России авиасанкции, но пострадали от них авиакомпании не только европейских стран. Так, японские перевозчики теперь не могут выполнять рейсы над Россией и просят поддержки у своего правительства. Лизингодатели тем временем не понимают, что им делать со своими самолетами, находящимися на территории РФ.

Японские авиалинии не летают в Европу и просят помощи у правительства, финские – отправляют в неоплачиваемый отпуск сотни пилотов и бортпроводников. Лизингодатели пробуют обойти санкции Евросоюза и оставить отданные в аренду самолеты в России как реквизированные. Обслуживание бортов и поставка запчастей могут проходить через третьи страны. Это лишь часть того, как реагирует на антироссийские ограничения мировой авиарынок.

Первой это почувствовала Air France: путь их труден и далек, если летать на Восток по новому маршруту. Не напрямую, как раньше, а огибая Россию. Японский рейс авиакомпании продлился 15 часов 30 минут – на два с лишним часа дольше, чем до того, как Евросоюз закрыл свое небо для российских авиакомпаний и получил симметричный ответ от Москвы.

«Это топливо, это ресурс машины, зарплата летчикам, стюардессам. И не каждый самолет дотянет, это надо где-то садиться – это еще дополнительные расходы на взлет-посадку, на обслуживание самолета», – говорит заслуженный пилот России Юрий Сытник.

Полетное время – деньги. И если пассажиры соглашаются на пару лишних часов в воздухе, то рынок такого не прощает. А по транссибирскому маршруту, то есть над Россией, европейские и американские компании возили не только людей, но и грузы.

Генеральный директор Finnair Топи Маннер практически признал, что эти рейсы теперь просто не окупятся.

«Обход российского воздушного пространства значительно удлиняет время полета в Азию. Выполнение большинства наших пассажирских и грузовых рейсов в Азию становятся экономически шаткими и неконкурентоспособными», – отметил он.

Сайт финской авиакомпании все еще приглашает влиться в экипаж, стать стюардом – не успели снять объявление. Finnair отправляет в неоплачиваемый отпуск до полутысячи бортпроводников и 150 пилотов. На горизонте – увольнение и процедура банкротства компании.

Два японских гиганта уже отменили рейсы в Европу и запросили помощи у своего правительства. Прошла всего неделя после введения авиасанкций. На Кипре президент и глава МИДа уже хотят обсудить, не открыть ли небо для российских лайнеров, глядя, как «Турецкие авиалинии» забирают пассажиропоток, пока самолеты Cyprus Airways простаивают в аэропортах. Причем лазейку киприоты-реалисты оставили.

«Подчеркиваю, мы единственная страна, у которой на заседании была оговорка, и она зафиксирована. Юридически мы защищены», – заявил министр транспорта Кипра Яннис Карусас.

С российскими самолетами обходятся подчеркнуто жестко. У S7 конфисковали Airbus в Ереване, и сейчас компания отменила все зарубежные рейсы, в том числе и в страны СНГ. А борт Nordwind сегодня остановился буквально на взлетной полосе – лизингодатель потребовал вернуть лайнер. Всего у российских авиакомпаний в лизинге 777 иностранных самолетов. По санкционным правилам, владельцы должны забрать их до конца марта.

«Европейские санкции могут оставить лизинговые самолеты в России» – в этом заголовке New York Times двойная тревога. Если Москва примет решение национализировать «Боинги», «Эйрбасы», «Эмбрэйеры» в ответ на арест российского имущества на Западе, владельцы понесут убытки. Но если самолеты решат отдать, то как их забрать технически? При расторжении договора воздушное судно лишается российского флага, а для не российских небо над страной закрыто.

«Для многих лизингодателей европейских это практически путь к банкротству. Потому что, во-первых, им придется заплатить неустойку нашим авиакомпаниям за досрочное расторжение договора, во-вторых, вместо немалых ежемесячных платежей за лизинг они просто получат свою технику, в которую вложили миллиарды, десятки миллиардов долларов, и теперь эта техника будет просто ржаветь на перроне», – объяснил руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров.

Ущерб для западных авиакомпаний оценивается в 70 миллиардов долларов. Выгоду получают два игрока рынка – азиатские и ближневосточные авиакомпании, чьи конкуренты сами лишили себя российского рынка, и российский авиационный кластер, на долгосрочную перспективу получивший стимул поднять в небо новые отечественные самолеты.

Оцените статью
Добавить комментарий