Госдума уточнила правила применения моратория на возбуждение дел о банкротстве

Итоги года

Мы подготовили обзор самых важных и интересных правовых новостей 2015 года. Предлагаем вспомнить ключевые правовые акты и знаковые события, которыми он запомнился.

Вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ
Он начал действовать с 15 сентября, за исключением ряда норм, для которых установлен иной срок вступления в силу. Документ определяет порядок рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов, решений, действий или бездействия органов власти всех уровней в случае нарушения ими прав граждан или НКО. Среди нововведений – недопустимость участия в некоторых делах защитника без юридического образования. Нормы Кодекса не распространяются на рассмотрение административных споров во внесудебном порядке, а также на разрешение дел об административных правонарушениях.

С 11 января 2015 года разрешено назначать юридическим и физическим лицам административный штраф ниже низшего предела
Снижение размера штрафа допускается при наличии исключительных обстоятельств и при условии, что минимальный размер штрафа по соответствующей статье для организации – не менее 100 тыс. руб., для граждан – не менее 10 тыс. руб., для должностных лиц – не менее 50 тыс. руб. Правом снижать штрафы наделены судьи, органы и должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях. Кроме того, хозяйственные общества больше не обязаны (если иное не установлено законом) иметь печать – хотя сохранили право на это. Также приняты законы о типовом уставе для ООО и о проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.

Действие российских экономических санкций продлено на год
Запрет на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, инициировавших экономические санкции против РФ или присоединившихся к ним, будет действовать до 5 августа 2016 года включительно. С 6 августа ввозимые на территорию нашей страны сельхозпродукция, сырье и продовольствие, которые попали под ответные продовольственные санкции России, подлежат уничтожению. Помимо этого, в текущем году в целях обеспечения национальной безопасности нашей страны введены некоторые ограничения в отношении Египта и Турции, а со следующего года решено распространить ответные российские санкции на Украину.

В Москве введен торговый сбор
С 1 января 2015 года НК РФ позволил городам федерального значения вводить этот новый платеж, но пока такой возможностью воспользовались только столичные власти. Ставка сбора зависит от вида используемого торгового объекта (киоск, палатка, магазин и т. д.), а также района города, в котором ведется торговля. При этом не облагается сбором продажа товаров через торговые автоматы и интернет-магазины. Предприниматели могут уменьшить на сумму уплаченного торгового сбора сумму других налогов – НДФЛ (для ИП), налога на прибыль (для организаций) или УСН (для использующих этот спецрежим), однако эксперты указывают, что этот механизм далек от совершенства.

Со следующего года срок уплаты имущественных налогов граждан будет продлен
Если в 2015 году перечислить налог на имущество, транспортный и земельный налоги необходимо было до 1 октября, то начиная с 2016 года россияне должны будут делать это до 1 декабря года, следующего за отчетным. Напомним, до текущего года срок уплаты имущественных налогов был установлен как 1 ноября. Еще одно налоговое изменение касается НДФЛ: в перечень доходов, не подлежащих налогообложению, включены возмещенные налогоплательщику по решению суда судебные издержки. А с доходов от валютных вкладов, напротив, теперь придется уплачивать налог.

Правительство РФ снизило до 12% годовых процентную ставку по льготной ипотеке
Напомним, именно такая ставка по ипотечным кредитам признается максимальной для банков, претендующих на получение государственных субсидий. Изначально, при разработке соответствующего постановления кабмина, планировалось установить эту ставку в размере 13% – однако 16 марта, уже после утверждения документа, была уменьшена ключевая ставка Банка России (с 15% до 14% годовых). В связи с этим и было принято решение о снижении ставки по льготной ипотеке. Отметим, в IV квартале 2015 года Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 11% и решил приравнять к ней ставку рефинансирования.

Опубликован закон о переносе даты выборов в Госдуму
Вместо первого воскресенья декабря 2016 года они пройдут в третье воскресенье сентября этого же года. Необходимость поправок объясняется тем, что изменение даты парламентских выборов позволит принять бюджет на 2017 год тем депутатам, которые впоследствии и будут участвовать в его реализации. Депутаты Госдумы текущего созыва, которые не войдут по итогам выборов в состав нижней палаты парламента (или в представительные органы регионов либо муниципальных образований), сохранят до первого воскресенья декабря 2016 года гарантии неприкосновенности, а также право на получение зарплаты со всеми надбавками.

Госдума уточнила правила применения моратория на возбуждение дел о банкротстве

МОСКВА, 17 апреля. /ТАСС/. Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, уточняющий правила применения моратория на возбуждение дел о банкротстве. Документ был оформлен в виде поправок ко второму чтению законопроекта о деятельности страховых посредников в интернете.

В закон «О несостоятельности (банкротстве)» вносятся изменения, закрепляющие право любого лица, на которое распространяется действие моратория на возбуждение дел о банкротстве, заявить об отказе от применения в отношении него моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. При этом в случае продления правительством РФ действия моратория, ранее сделанное заявление об отказе лица от применения в отношении его моратория утрачивает силу. Любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе повторно заявить об отказе от применения в отношении него моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Также, согласно принятому закону, признается утратившим силу положение о том, что в делах о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория в отношении должников, на которых он распространялся, признаются ничтожными сделки, совершенные в период действия моратория. Речь идет о сделках по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей (кроме совершаемых в обычной хозяйственной деятельности, осуществляемой должником, если цена имущества, передаваемого по одной или нескольким взаимосвязанным сделкам, или размер принятых обязательств не превышает 1% стоимости активов должника, определяемой на основании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период на дату введения моратория).

Закон вступит в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

31 марта Госдума приняла в пакете мер по борьбе с пандемией в третьем чтении закон, предоставляющий правительству возможность вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Мораторий может вводиться для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах). Мораторий на возбуждение дел о банкротстве вводится по заявлениям кредиторов на срок, определенный правительством. По решению кабинета министров срок действия моратория может быть продлен, если не отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.

Эксперты «АГ» проанализировали поправки о новых полномочиях Правительства РФ

Больше всего экспертов заинтересовала возможность правительства вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. Они негативно оценили указание на недействительность всех заключенных в период моратория сделок должника и не поддержали отсутствие в законе максимально возможного срока моратория. Кроме того, один из экспертов отметил, что законопроект открывает двери для отработки различных схем «правильного» сценария банкротства. Другая полагает, что кредиторам уже сейчас необходимо определить стратегии обращения в суд для признания должников банкротами и дальнейшего оспаривания сделок.

Как ранее сообщалось, 31 марта Госдума приняла закон, которым внесены изменения в отдельные законодательные акты по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (законопроект № 931192-7). Все три чтения прошли за один день, всего через несколько часов закон был одобрен Советом Федерации (на момент опубликования материала информация о подписании закона Президентом РФ отсутствует). Закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

Не ясно, чем режимы повышенной готовности и ЧС отличаются от режима ЧП

Приняты поправки по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в связи с необходимостью экстренного реагирования на распространение новой коронавирусной инфекции

Советник АБ «Инфралекс» Екатерина Калинина напомнила, что в настоящий момент решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для отдельных регионов принимают органы власти субъектов РФ на основании подп. «м» п. 1 ст. 11 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а правом введения при чрезвычайных ситуациях режима чрезвычайного положения на всей территории России или в ее отдельных местностях обладает только Президент РФ (подп. «в» ст. 8 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).

«Возможность введения режима повышенной готовности с одинаковыми мерами на всей или части территории Российской Федерации до принятия нового закона оставалась неурегулированной, что не давало правительству возможности оперативно реагировать на стремительно меняющуюся обстановку в стране и при необходимости координировать действия региональных властей», – пояснила эксперт.

Кроме того, заметила она, в ходе срочного обсуждения закона во втором и третьем чтениях были добавлены полномочия органов власти субъектов по установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения на территории соответствующего субъекта, а также дополнительные правила поведения помимо правил, установленных правительством. «Это изменение позволяет снять споры о том, насколько законными и обязательными являлись уже принятые указы и распоряжения мэра Москвы и глав других регионов», – считает Екатерина Калинина.

Важным дополнением эксперт назвала включение в ст. 19 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязанности граждан выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. «Данная норма направлена на устранение любых сомнений в обязательности мер, вводимых в связи с эпидемией. Она также создает законодательное основание для введения в КоАП и УК РФ ответственности за нарушение указанных мер», – указала Екатерина Калинина.

Евгения Зусман напомнила, что в соответствии со ст. 56 и 88 Конституции РФ введение чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении, на всей территории России или в отдельных ее местностях осуществляется президентом с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

«В случае если дополнительные обязательные правила будут ограничивать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией, то для их введения, на мой взгляд, необходима более строгая процедура, аналогичная предусмотренной для введения чрезвычайного положения», – заключила она.

Риски моратория на банкротство

Напомним, что после опубликования закона в исключительных случаях, в частности при ЧС или существенном изменении курса рубля, правительство сможет ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. Срок моратория будет определять сам госорган.

Этот период допустимо продлить, если сохранятся обстоятельства, послужившие основанием для введения моратория. В решении о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.

«Безусловно, эта норма необходима. Она упрощает многие процедуры, вводит дополнительные гарантии для бизнеса на период введения чрезвычайной ситуации и при возникновении угрозы заболевания», – сообщила «АГ» адвокат МКА «СЕД ЛЕКС» Наталья Шалуба.

По ее словам, большое внимание уделено нормам, направленным на помощь предпринимателям «стабилизироваться» при возникновении ситуации неплатежеспособности. «Такие нововведения, как упрощение процедуры заключения мирового соглашения, возможность проведения удаленно собраний кредиторов, а также возможность в период моратория договориться с кредиторами, являются объективно необходимыми и важными», – сказала адвокат.

Наталья Шалуба отметила, что процедуры банкротства редко приводят к восстановлению деятельности должника и в основной своей массе заканчиваются ликвидацией организации. «Думаю, законодательству в этой сфере не помешало бы введение подобных норм и на постоянной основе. Однако вызывает опасение новая норма о недействительности всех сделок должника, заключенных в период моратория, такое положение несет риски как для должника, так и для его контрагентов», – считает адвокат.

Адвокат МКА «СЕД ЛЕКС» Валерия Аршинова обратила внимание на то, что мораторию на банкротство посвящена едва ли не самая объемная часть закона. «Первое, что хотелось бы отметить, что на сегодняшний день мораторий не введен и заявления могут подаваться. Мораторий будет вводиться актом Правительства Российской Федерации на определенный срок по заявлениям, подаваемым кредиторами, после вступления в силу закона о внесении изменений в Закон о банкротстве», – подчеркнула она.

Если должник подал заявление о собственном банкротстве, то такое заявление будет рассмотрено, а значит, возникает ситуация, при которой фактически блокируется возможность кредитора назначить «своего» арбитражного управляющего и контролировать ход процедуры, ведь в этом случае арбитражный управляющий будет назначен судом, отметила адвокат.

«Вводятся новые условия о признании сделок ничтожными, т.е. тех, которые совершены в период действия моратория, по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей. Однако не совсем ясно, как такие условия могут экономически спасти должника. Важно, что приостанавливаются исполнительное производство и меры принудительного исполнения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Хотя такие меры применяются, например, только в процедуре конкурсного производства», – указала эксперт.

По словам адвоката, кредиторам уже сейчас необходимо определить стратегии обращения в суд для признания должников банкротами и дальнейшего оспаривания сделок, решить, хотят ли заявители подавать заявления и «приостановиться» либо будут подавать заявления после окончания моратория. Важно учитывать, что и самим кредиторам нужно удержаться на плаву в период моратория, подчеркнула Валерия Аршинова.

Председатель АБ «Сазонов и партнеры» Всеволод Сазонов отметил, что закон не ограничивает право должника обратиться с заявлением о своем собственном банкротстве в период моратория. Адвокат полагает, что если дело о банкротстве возбудили по заявлению должника в период моратория, то такой должник сможет ходатайствовать перед судом об утверждении мирового соглашения о размерах и об условиях погашения долга. «Это возможно, если собрание кредиторов не приняло решение заключить мировое соглашение или если за него не проголосовали все залоговые кредиторы», – пояснил эксперт.

При этом, добавил он, условия мирового соглашения должны будут предусматривать изменение сроков выплат только по той части обязательств, которые являются просроченными на дату его утверждения. Остальные обязательства должны исполняться на основании соответствующих договоров или положений законодательства. Условия мирового соглашения будут распространяться на требования всех кредиторов, в том числе не включенных в реестр.

Всеволод Сазонов обратил внимание на то, что к первому чтению свои замечания к законопроекту в части введения моратория на банкротство высказал Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. В частности, в его заключении указано, что с введением моратория резко возрастут риски неисполнения должниками своих обязательств, следствием которого станет обострение экономических проблем в отдельных секторах экономики.

Минэкономразвития предлагает в исключительных случаях вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве

Проект поправок в Закон о банкротстве предусматривает, что мораторий может быть введен правительством в случае чрезвычайной ситуации или существенного изменения курса рубля

Партнер Tenzor Consulting Group Антон Макейчук отметил, что принятая редакция закона в части моратория на банкротство в отношении определенных групп лиц выглядит более проработанной, чем внесенная в Госдуму версия и ранее размещенный для публичного обсуждения законопроект Минэкономразвития.

Эксперт отметил, что закон не устанавливает предельный срок моратория. «Однако представляется, что пресечение сроков должно присутствовать, будь то указание на конкретный срок или отсылка к событию, например к окончанию чрезвычайной ситуации», – полагает Антон Макейчук.

При этом, заметил он, существенное изменение курса рубля осталось в качестве условия, которое может послужить основанием для введения моратория. «Вместе с тем по-прежнему отсутствуют критерии определения существенности изменения курса. Весьма любопытно, изменится ли судебная практика, которая на сегодняшний момент не считает изменение курса рубля существенным условием для изменения договоров в одностороннем порядке», – рассуждает адвокат.

Таким образом, пояснил Антон Макейчук, для предпринимателей введение указанной нормы приравнивается к ее отсутствию. «Одно из важнейших последствий введения наблюдения – снятие арестов с денежных средств на расчетных счетах – не будет работать», – считает он. Кроме того, добавил адвокат, существует большой риск того, что, оказывая помощь должникам, включенным в специальный «мораторный перечень», параллельно правительство создаст предпосылки для банкротства кредиторов, которые в этот список не попали.

Руководитель практики банкротства АБ «Инфралекс» Станислав Петров в свою очередь отметил, что положения закона вызывают множество вопросов. «Еще больше вопросов вызывает то, как он будет реализован в современных реалиях. Может получиться так, что благая инициатива законодателя помочь лицам, попавшим в сложную финансовую ситуацию в связи с принятыми мерами ограничения деятельности из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции, не принесет желаемых результатов, а наоборот, усугубит и без того не самое лучшее положение должников», – пояснил адвокат.

По его словам, главными особенностями закона являются, во-первых, закрепление права Правительства РФ определять круг лиц, на которых будет распространяться мораторий, и, во-вторых, установление последствий введения моратория на возбуждение дел о банкротстве данных лиц по заявлениям кредиторов. В отношении второй особенности возникают вопросы, ответы на которые, скорее всего, даст только судебная практика, считает Станислав Петров.

«Мораторий не позволяет кредитору возбудить дело о банкротстве, однако остается право должника подать заявление о банкротстве самого себя. Нет ограничений на введение в отношении должника сразу процедуры конкурсного производства. Представляется, что законопроект открывает широкие двери для различного рода схем для отработки “правильного” сценария банкротства», – отметил эксперт.

Другой адвокат АБ «Инфралекс» Сергей Хухорев добавил, что перечень исключительных случаев, допускающих введение моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, является открытым, что оставляет пространство для возможных злоупотреблений со стороны участников оборота.

«Особые опасения это вызывает ввиду того, что мораторий может быть введен как в отношении отдельных категорий должников (по отраслям), так и конкретных лиц, признанных пострадавшими в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, – указал эксперт. – В этой связи нельзя исключить ситуацию, при которой недобросовестные участники оборота, обладающие лоббистским ресурсом, могут получить необоснованный иммунитет от притязаний кредиторов и пользоваться им как искусственно созданным конкурентным преимуществом».

Еще одним вызывающим вопросы моментом, по словам адвоката, является отсутствие в законе предельных сроков, на которые допускаются введение и продление срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. «Если полномочие правительства по введению моратория может быть оправдано необходимостью немедленного реагирования, то отсутствие в законе согласительного механизма с привлечением иных ветвей власти при решении вопроса о его продлении представляется чересчур резкой мерой», – подчеркнул Сергей Хухорев.

Ключевым, с точки зрения эксперта, является положение о введении запрета на обращение взыскания на заложенное имущество должника, а также приостановление возбужденных в отношении должника исполнительных производств. Между тем, добавил он, указанные положения являются межотраслевыми, тогда как нормы Закона о банкротстве в силу его специфики не всегда воспринимаются в качестве «инструкции к применению» правоприменительными органами «на местах». В этой связи наиболее эффективное применение указанных мер может потребовать внесения корреспондирующих положений в иные нормативные акты, в частности в Закон об исполнительном производстве, процессуальные кодексы и гражданское законодательство, пояснил адвокат.

Сергей Хухорев назвал неожиданной норму, в соответствии с которой сделки должника по передаче имущества и принятию обязательств, совершенные в период действия моратория, признаются ничтожными. «Закон в указанной части предусматривает единственное исключение – совершение таких сделок в рамках обычной хозяйственной деятельности, тогда как Закон о банкротстве содержит более широкий перечень оснований, защищающих сделки от оспаривания, – рассказал адвокат. – Полагаю, что соотношение положений анализируемого нормативного акта и Закона о банкротстве не раз станет “камнем преткновения” в делах о банкротстве. Рискну предположить, что ВС РФ также не останется в стороне и предложит собственный способ разрешения подобной коллизии».

Другой спорный момент, связанный с данным положением закона, – возможность оспаривания по данному основанию сделок, направленных на обеспечение интересов кредиторов и сторонних инвесторов, согласившихся оказать содействие в восстановлении платежеспособности должника. «Такое положение может “отпугнуть” потенциальных “бизнес-ангелов” (а инвестиции в российские предприятия, находящиеся в предбанкротном состоянии, следует отнести к высокорисковым), ввиду чего закон в указанной части может препятствовать оказанию финансовой помощи должнику», – считает Сергей Хухорев.

По мнению эксперта, формулировку нормы, направленной против возможных мероприятий по выводу активов должников в течение моратория, следует смягчить для достижения целей нововведений, в частности для стимулирования кредиторов заключать мировые соглашения с должниками.

Изменение процедуры госзакупок

Младший юрист You & Partners Виктория Туголукова отметила, что часть поправок направлена на поддержку бизнеса при исполнении контрактов по Закону о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (№ 44-ФЗ).

«Теперь по общему правилу для малого предпринимательства не требуется предоставление обеспечения исполнения контракта. По соглашению сторон по любым закупкам по 44-ФЗ в 2020 г. допускается изменение срока исполнения контракта или цены контракта, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции или в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения», – указала Виктория Туголукова.

Также на 2020 г. предполагается продлить антикризисную меру, устанавливающую порядок списания неустойки и ранее действовавшую при исполнении контрактов в 2015 и 2016 гг., добавила эксперт. «Обычно списание неустойки не допускается, так как исходя из ч. 6 ст. 34 Закона № 44, требовать уплаты неустойки – это обязанность заказчика. Такая мера позволит не привлекать к ответственности поставщиков, которые исполнили контракт с нарушением сроков. На данный момент порядок для применения данной нормы уже установлен применительно к 2015 и 2016 гг. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 г. № 783, что создает правовую определенность для поставщиков в этом вопросе», – заключила юрист.

Туризм и «арендные каникулы»

Екатерина Калинина заметила, что важные изменения внесены в Закон об основах туристской деятельности. «Очевидно, что в создавшейся ситуации, особенно с учетом приостановления работы судов в РФ, существующее регулирование не помогает туристам и туроператорам выработать правильное решение по прекращению или изменению договора. Многие туроператоры предлагают перенести поездки на будущее время, однако не всех туристов устраивает такой вариант, и они предпочитают потребовать возврат денежных средств. Массовые возвраты уплаченных денежных средств в ситуации, когда люди опасаются планировать будущие поездки, может привести к банкротству туроператоров», – рассказала эксперт.

Теперь же в законе будет закреплена возможность правительства принимать решение о возврате туристам уплаченных за поездку денежных средств из фонда персональной ответственности туроператора. Однако при этом, заметила Екатерина Калинина, закон не решает вопрос о возмещении средств, уплаченных за поездки по России.

В свою очередь Наталья Шалуба заметила, что качественно новой нормой, последствия которой пока что сложно спрогнозировать, является правило о введении так называемых «арендных каникул». «Это позволит многим субъектам малого и среднего предпринимательства восстановить свой бизнес», – считает адвокат.

В Думу внесены поправки, уточняющие ответственность за нарушение порядка деятельности иноагентов

По мнению одного адвоката, поправки направлены на синхронизацию положений КоАП и УК РФ с нормами Закона о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, который был принят в июле 2022 г. и вступит в силу с 1 декабря. Другой назвал пакет законопроектов очередным раундом наступления на представителей гражданского общества, маркируемых государством «иностранными агентами».

Группа депутатов, входящих в Комиссию по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, внесла на рассмотрение Госдумы пакет поправок, уточняющих административную и уголовную ответственность за нарушение порядка деятельности иноагентов. В пояснительных записках к проектам законов указано, что они подготовлены с целью совершенствования эффективности регулирования института иностранных агентов, согласования норм уголовного законодательства с положениями Закона о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, который был принят летом.

В ст. 19.34 «Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иноагента» расширен круг правонарушителей за счет включения в него «иного юрлица». В ст. 19.34.1 «Нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юрлица, выполняющего функции иноагента», в частности, предложено заменить формулировку: «Нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юрлица, выполняющего функции иностранного агента» на фразу «Нарушение порядка деятельности иностранного СМИ и (или) учрежденного им российского юридического лица в связи с их деятельностью в качестве иноагента».

В свою очередь, законопроект № 195130-8 вносит изменения в ст. 330.1 УК РФ. Так, злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр иностранных агентов, предложено наказывать штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В абз. 1 ч. 2 ст. 330.1 уточняются субъект уголовной ответственности в виде учрежденного иностранным агентом российского юрлица – иноагента и наименование реестра иноагентов. Кроме того, вносятся некоторые изменения в описание преступного деяния в ч. 3 этой статьи: под ним предложено понимать неисполнение законных обязанностей по предоставлению в уполномоченный орган заявления (уведомления) о включении в реестр иностранных агентов и (или) отчета о деятельности иностранного агента соответствующим лицом.

По словам эксперта, изменения в уголовное законодательство направлены на усиление ответственности в отношении лиц, выполняющих функции иностранного агента. «Оба законопроекта разработаны для устранения противоречий с недавно принятым Законом о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, и напоминают расправу с еще оставшимися представителями гражданского общества. «Подчеркну, в нынешнем виде законодательство об иностранных агентах несовместимо с конституционными ценностями, присущими демократическим государствам, и напоминает расправу с неугодными лицами. Впрочем, наши законодатели все меньше обращают внимания на нашу Конституцию, увы», – заключил Алексей Иванов.

Оцените статью
Добавить комментарий