Кто назначает на должность арбитражного управляющего

Кто назначает на должность арбитражного управляющего
Содержание
  1. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
  2. Арбитражный управляющий, назначение на должность
  3. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
  4. 08.11.2022 и 15.11.2022 состоялись очередные заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
  5. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.11.2022 утверждены тематические Обзоры судебной практики.
  6. Пресс-релиз по делу № А34-2638/2022 (18АП-14138/2022) о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком
  7. Порядок назначения судей
  8. Арбитражный суд Московской области
  9. Требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора
  10. Требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора
  11. Правовые аспекты утверждения арбитражного управляющего в должности при проведении им процедур банкротства в деле о несостоятельности Текст научной статьи по специальности «Право»
  12. Текст научной работы на тему «Правовые аспекты утверждения арбитражного управляющего в должности при проведении им процедур банкротства в деле о несостоятельности»

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

Арбитражный управляющий, назначение на должность

Нормы Закона о банкротстве (ст.19) определяют, что арбитражный суд, если иное не предусмотрено законом, может назначить арбитражным управляющим физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. По действующему законодательству юридическое лицо не может стать арбитражным управляющим. Закон, определяя правовой статус арбитражного управляющего, устанавливает предъявляемые к последнему требования. Всю совокупность требований принято разделять на две группы:позитивные, которыми должен обладать кандидат в арбитражные управляющие, и негативные, которые должны у него отсутствовать.

наличие специальных знаний в области несостоятельности;

обязательная регистрация кандидата в качестве индивидуального предпринимателя;

наличие лицензии на право осуществления деятельности по арбитражному управлению;

обязательная регистрация в качестве арбитражного управляющего в арбитражном суде.

отсутствие заинтересованности лица в отношении должника или кредиторов;

неосуществление кандидатом на данную должность управления делами должника в течение трех лет до момента назначения его арбитражным управляющим;

После регистрации кандидат обязан стать на учет в налоговыхорганах и после получения свидетельства о постановке на учет подать заявление о выдаче лицензии в Федеральную службу.Наличие лицензии — это третье позитивное условие.

Российским законодательством предусмотрена выдача лицензий трех категорий:

Срок действия лицензий всех категорий — 3 года. Передача (продажа) лицензии другому лицу запрещается.

После получения лицензии кандидат обязан зарегистрироваться в течение 30 дней хотя бы в одном арбитражном суде. Закон допускает регистрацию в нескольких арбитражных судах.

Закон о банкротстве наряду с получением лицензии предусматривает получение аттестатов для отдельных категорий арбитражных управляющих. В соответствии со ст.149 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, наряду с лицензией арбитражного управляющего должен иметь аттестат, выдаваемый государственным органом РФ, занимающимся регулированием рынка ценных бумаг. Обязанность получения арбитражным управляющим квалификационного аттестата Центрального банка РФ предусмотрена в ст.6 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» при проведении процедур банкротства кредитных организаций.

Арбитражный управляющий не должен относиться к числу лиц, заинтересованных в делах должника или кредиторов. Круг заинтересованных лиц очерчен в ст.18 Закона о банкротстве. К таковым относятся:

 руководитель должника (кредитора), а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника (кредитора), коллегиальный исполнительный орган должника (кредитора), главный бухгалтер (бухгалтер) должника (кредитора), в том числе и освобожденные от своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве;

 супруги лиц, перечисленных в первом пункте, их родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, сестры и братья супругов.

Наличие всех позитивных и отсутствие всех негативных требований дает лицу право быть назначенным арбитражным судом на должность арбитражного управляющ

Раздел: Право, юриспруденция
Количество знаков с пробелами: 8213
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

08.11.2022 и 15.11.2022 состоялись очередные заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

18.11.2022

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.11.2022 утверждены тематические Обзоры судебной практики.

16.11.2022

Пресс-релиз по делу № А34-2638/2022 (18АП-14138/2022) о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком

Порядок назначения судей

Порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора

Председатель, заместители председателя арбитражного апелляционного суда назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Судьи арбитражного апелляционного суда назначаются Президентом Российской Федерации без ограничения срока полномочий по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон) судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии требованиям, указанным выше, судьей арбитражного апелляционного суда, может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет.

В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Об открытии вакантных должностей председателя, заместителя председателя и судей арбитражного апелляционного суда объявляет Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, публикация объявлений осуществляется в «Российской газете». Информация о вакантных должностях судей размещается также на официальном сайте Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации ( http://www.vkks.ru ).

Любой гражданин, достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, который принимается экзаменационной комиссией, состоящей при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 Закона. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным Законом, вправе обратиться в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, приложив документы, перечисленные в пункте 6 статьи 5 Закона.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности предъявленных документов и сведений, и с учетом результатов квалификационного экзамена Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи.

В случае если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым Законом, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Арбитражный суд Московской области

Требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора

Требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора

Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признаный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

— на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно- исследовательских учреждениях;

— в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

— Судья Арбитражного суда Московской области назначается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя Арбитражного суда Московской области представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

— Назначение кандидатов на должность судьи производится только при наличии положительного заключения Квалификационной коллегии судей Московской области.

— Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Председатель суда после открытия вакантной должности судьи сообщает об этом в Квалификационную коллегию судей Московской области не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии. Квалификационная коллегия судей Московской области не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации – в газете «Подмосковье» или на сайте Квалификационной коллегии судей Московской области с указанием времени и места приёма заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и месте рассмотрения поступивших заявлений.

Любой гражданин, достигший установленного законом возраста 25 лет, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, успешно сдавший квалификационный экзамен на должность судьи и отвечающий требованиям, указанным выше, вправе обратиться в Квалификационную коллегию судей Московской области с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, с учетом результатов квалификационного экзамена Квалификационная коллегия судей Московской области принимает решение о рекомендации одного или нескольких кандидатов на должность судьи. Решение Квалификационной коллегии судей Московской области о рекомендации кандидата на дожность судьи направляется в течение 10 дней председателю Арбитражного суда Московской области, который в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи, вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

— о вакансиях остальных групп должностей государственной гражданской службе смотрите на сайте «Конкурс на замещение вакантой должности государственной гражданской службы в аппарате Арбитражного суда Московской области.

Список документов, необходимый для замещения вакантой должности государственной гражданской службы в Арбитражном суде Московской области:

— медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для нахождения на государственной службе: справка Ф-086/у, справка из психоневрологического диспансера, справка из наркологического диспансера;

— индификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— характеристика по последнему месту работы (для помощника судьи).

  1. Порядок поступления граждан на государственную гражданскую службу в аппарат суда, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы в аппарате Арбитражного суда Московской области:

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результататм конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствие установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы;

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе, в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, устновленными Федеральным законом от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе или несогласный с решением конкурсной комиссии, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Ограничения, связанные с гражданской службой:

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

— признания его недееспособным или ограничено дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

— осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в силу, а также в случае наличия или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

— отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности связано с использованием таких сведений;

— наличие заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

— близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

— наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

— предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

— непредставления установленных Федеральным законом от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или предоставления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы Арбитражного суда Московской области:

— к должностям государственной гражданской службы категорий «руководители» (руководитель аппарата- администратор, руководитель секретариата председателя суда, управляющий делами, начальник отдела, заместитель руководителя секретариата председателя суда, заместитель управляющего делами, заместитель начальника отдела), «помощник судьи», «специалисты» всех групп должностей государственной гражданской службы (главный специалист, ведущий специалист, секретарь судебного заседания) входит наличие высшего профессионального образования;

— к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей группы должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования.

8- 498-692-61-40 – квалификационная коллегия судей Московской области;

8-499-975-56-89 – начальник отдела кадров Арбитражного суда Московской области Архипов Юрий Георгиевич.

  1. Номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросам замещения вакантных должностей государственной службы в аппарате Арбитражного суда Московской области:

8-499-975-56-89 – начальник отдела кадров Арбитражного суда Московской области Архипов Юрий Георгиевич;

Правовые аспекты утверждения арбитражного управляющего в должности при проведении им процедур банкротства в деле о несостоятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты утверждения арбитражного управляющего в должности при проведении им процедур банкротства в деле о несостоятельности»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УТВЕРЖДЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО В ДОЛЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИМ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА В ДЕЛЕ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Российская Правовая Академия Министерства Юстиции Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Действующий сегодня на территории России Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года1 (далее — Закон о банкротстве) внес в правоприменительную практику ряд юридических новелл, часть из которых прижилась, а часть породила множество проблем и противоречий. Именно эти проблемы и противоречия мы и хотим отразить в данной работе, попытаться найти и осветить пути их решения, в том числе рассматривая возможности о внесении соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее отношения в сфере банкротства.

Вопросы утверждения арбитражного управляющего в должности, казалось бы, не должны вызывать никаких сложностей, так как являются категорическими и безусловными нормами, носящими императивный характер, установленными законодателем к кандидатуре арбитражного управляющего. Но, несмотря на это, и здесь имеются свои «подводные течения», которые, на наш взгляд, уже сегодня порождают большое количество правовых вопросов, требующих однозначных ответов.

Процедура утверждения арбитражного управляющего закреплена в статье 45 Закона о банкротстве, которая применяется в неразрывной связи со статьями 20, 21 и 23, в которых содержатся правовые нормы, определяющие требования, которым должна соответствовать кандидатура арбитражного управляющего.

Принципиальным отличием нового правового регулирования процесса вступления в должность арбитражного управляющего является не его назначение арбитражным судом, а «лишь» утверждение в этой должности, что, на наш взгляд, ведет к уменьшению роли арбитражного суда. Как справедливо отмечает В.А. Химичев, «кредиторы в выборе арбитражных управляющих практически не участвуют, а арбитражный суд попросту лишен

1 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». СЗ РФ от 28 октября 2002 г. № 43 ст. 4190.

дискреционных полномочий, так как всегда обязан назначить одну из предложенных кандидатур, при условии, если она будет отвечать формальным требованиям, предъявляемым к ней законом»2

Лишение арбитражного суда дискреционных полномочий при утверждении арбитражного управляющего в должности связано с введением нового института в области правового регулирования несостоятельности — института саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Порядок утверждения арбитражного управляющего регулируется статьей 45 Закона о банкротстве. Так, после получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в указанном запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям — с учетом их профессиональных качеств.

В случае получения не содержащего требований к кандидатуре арбитражного управляющего запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация проводит отбор кандидатур арбитражных управляющих из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры в порядке снижения уровня их профессиональных качеств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Закона о банкротстве заявленная саморегулируемая организация обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры отбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о включении арбитражных управляющих в список кандидатур принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

В течение пяти дней с даты получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация направляет список кандидатур, содержащий информацию о профессиональных качествах арбитражных управляющих и, если в определении арбитражного суда указаны требования к кандидатуре арбитражного управляющего, мотиви-

2 Химичев В.А. Перспективные направления совершенство-

вания правового регулирования в сфере несостоятельности (банкротства)//Вестник ВАС РФ. 2005. № 6.

рованное заключение об их соответствии требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, а при необходимости также и информацию о наличии допуска к государственной тайне, в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику (пункт 3 статьи 45 Закона о банкротстве).

Должник и заявитель вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом, за исключением случаев выявления нарушений процедуры отбора или несоответствия отобранной кандидатуры требованиям, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего. В том случае, если ни должником, ни заявителем (представителем собрания кредиторов) не было реализовано их право отвода, арбитражный суд назначает ту кандидатуру, которая занимает более высокую позицию в списке кандидатур, представленном заявленной саморегулируемой организацией.

Также нецелесообразным, на наш взгляд, представляется и количество кандидатур, которое саморегулируемая организация арбитражных управляющих представляет на рассмотрение в арбитражный суд. Вместо трех заявленных кандидатур более оптимальным и справедливым будет наличие в списке пяти или семи кандидатур арбитражных управляющих. При таком положении дел, даже в случае отвода кредитором или должником по одной кандидатуре из представленного саморегулируемой организацией списка (даже если указанные отводы будут надлежащим образом мотивированы), у арбитражного суда останется

3 Семина А.Н. Банкротство: вопросы правоспособности должника — юридического лица: Научно-практическое издание.

возможность самому принимать участие именно в выборе арбитражного управляющего, а не в «формальном» его утверждении на эту должность. При таком подходе у арбитражного суда появляются дискреционные полномочия в выборе арбитражного управляющего на соответствующую процедуру банкротства, что, на наш взгляд, является безусловно верным и справедливым, поскольку отражает существенную роль судебной инстанции в процессе несостоятельности.

Однако на наш взгляд, предложенный механизм является слишком громоздким и его реализация на практике может занимать продолжительный период времени, что при назначении арбитражного управляющего на соответствующую процедуру банкротства будет являться недопустимым. Более целесообразным, по нашему мнению, будет являться предложенный механизм с включением в список пяти либо семи кандидатур с целью предоставления суду дискреционных полномочий — права не утверждать, а выбирать наиболее полно подходящего кандидата в арбитражные управляющие.

4 Тай Ю. В. Правовые проблемы арбитражного управления.Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 2005. С. 14-15.

Пункт 5 статьи 45 Закона о банкротстве предусматривает, что при непредставления арбитражному суду заявленной саморегулируемой организацией списка кандидатур в пятидневный срок, суд обращается в регулирующий орган, который обязан в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемы-ми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Применение данной правовой нормы имеет важное практическое значение в связи с тем, что может сложиться ситуация, при которой оставшаяся кандидатура после отвода двух других, заявленных саморегулируемой организацией кандидатур со стороны должника и заявителя (собрания кредиторов), будет отклонена арбитражным судом в силу ее несоответствия требованиям действующего законодательства РФ.

В случае, если арбитражные управляющие -члены заявленной саморегулируемой организации не имеют допуска к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника, а наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая обязана уведомить об этом арбитражный суд. После получения такого сообщения арбитражный суд в течение двух дней обращается в регулирующий орган, который в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обязан обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Долгое время оставался не разрешенным вопрос о применении льготного порядка утверждения арбитражного управляющего в должности при намерении конкурсных кредиторов не менять арбитражного управляющего после завершении им соответствующей процедуры банкротства.

Данный вопрос был решен сравнительно недавно путем дополнения регулирования механизма утверждения арбитражного управляющего пунктом 7 статьи 45 Закона о банкротстве5.

Указанное нововведение подлежит применению также в отношении дел о банкротстве, производство по которым было возбуждено до дня вступления в силу названного Федерального закона.

5 Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 116-ФЗ «О внесении изменения в статью 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». СЗ РФ от 24 июля 2006 г. №30. Ст.3292.

6 Постановление КС РФ от 19 декабря 2005 года № 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1

статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева». Собрание законодательства Российской Федерации от 16 января 2006 г. N 3 ст. 335.

злоупотребления правами со стороны должностных лиц саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Еще одними нововведением Закона о банкротстве стало нормативное правило, закрепленное в пункте 9 статьи 20 закона. Так, в согласно указанной норме права утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих.

Данное правило является новеллой в сфере регулирования правового статуса арбитражного управляющего, поскольку предыдущие законодательные акты в области банкротства не содержали такого положения.

Как мы видим процессуальное правопреемство происходит на основе материального. Основаниями материального правопреемства являются реорганизация юридического лица, уступка требования и иные случаи перемены лиц в обязательствах.

Для осуществления процессуального правопреемства нужно, во-первых, что бы произошло материальное правопреемство, и, во-вторых, чтобы произошло оно в спорном или установленном судебным актом правоотношении. Данные требования мы можем охарактеризовать как «основания» процессуального правопреемства.

Процессуальное правопреемство предполагает и определенные юридические «последствия», которые выражаются в обязательности для правопреемника тех процессуальных действий, которые были совершены его предшественником.

Таким образом, рассматривая вопрос о процессуальном правопреемстве арбитражных управляющих в деле о банкротстве, на наш взгляд можно говорить лишь о «последствиях» процессуального правопреемства, но не о его «основаниях». Данная точка зрения основывается на том, что ме-

7 Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ. СЗРФ от 29 июля 2002 г. № 30. Ст. 3012.

жду арбитражными управляющими не происходит материального правопреемства, без которого в силу статьи 48 АПК РФ не возможно и преемство процессуальное.

В то же время нельзя не отметить, что вопрос о процессуальном правопреемстве арбитражных управляющих является важным и актуальным и установление законодателем нормативного правила о процессуальном правопреемстве является верным.

Таким образом, на наш взгляд, следует разделить понятия процессуального правопреемства, содержащееся в АПК РФ, и понятие специального процессуального правопреемства арбитражных управляющих в деле о банкротстве. Если «по-

следствия» у них одинаковые, то «основания» различны. Процессуальное правопреемство арбитражного управляющего должно происходить в силу определения арбитражного суда об его утверждении. В этом случае все процессуальные действия, совершенные предыдущим арбитражным управляющим в рамках банкротного дела будут обязательны и для нового арбитражного управляющего.

Таким образом, подводя итог сказанному выше можно сделать следующие выводы. Процессуальное правопреемство арбитражных управляющих обладает особой правовой природой. Если «последствия» процессуального правопреемства арбитражного управляющего схожи с «последствиями» процессуального правопреемства, регулируемого арбитражным процессуальным законодательством, то «основания» их возникновения различны. Будет целесообразным в самом Законе о банкротстве прописать «основания» возникновения процессуального правопреемства арбитражного управляющего (утверждение его в этом качестве арбитражным судом) и указать на «последствия» такого правопреемства (обязательность для правопреемника тех процессуальных действий, которые были совершены его предшественником).

8 Дорохина Е.Г. Процессуальная право- и дееспособность арбитражного управляющего// Законодательство. 2004. № 4.

Оцените статью
Добавить комментарий