- Налоговики могут инициировать банкротство компании из-за долга по страховым взносам без судебного решения
- Права налогового органа при осуществлении процедур банкротства
- Последовательность при удовлетворении основных требований
- Оспаривание совершенных сделок
- Погашение налоговых задолженностей из доходов, полученных от аренды залогового имущества или реализации предмета залога
- Пролонгирование периода на включение фискальных нормативов в реестр
- Субсидиарная ответственность
- Налоговики могут инициировать банкротство компании из-за долга по страховым взносам без судебного решения
- Налоговая подала на банкротство: как это возможно и что делать
- Банкротство по инициативе налоговой инспекции — условия
- Учитываются ли при личном банкротстве налоговые долги собственной организации?
- Какой срок закон дает налоговой для инициации банкротного процесса
- Процедура банкротства
- Досудебные действия
- Реструктуризация
- Реализация
- Что делать, если налоговая подала на банкротство
- Заключение
- Частые вопросы
- ФНС не станет в массовом порядке инициировать банкротство должников по налогам
Налоговики могут инициировать банкротство компании из-за долга по страховым взносам без судебного решения
Права налогового органа при осуществлении процедур банкротства
Процедура банкротства подразумевает, что все кредиторы могут на равных правах заявить свои требования к должнику. Не имеет значения, какой статус присвоен каждому из кредиторов. Очевидно, что частные лица наделены определенными преимуществами. Так, работники должника и залоговые кредиторы поддерживают с будущим банкротом специфические трудовые отношения. В связи с этим, они обладают преимуществами перед остальными взыскателями. Они получили гарантии исполнения должником своих обязательств еще до начала процедуры банкротства. Незначительными привилегиями обладает и банк. Например, он имеет возможность инициировать процедуру банкротства должника, исключая предварительное обращение в суд для удовлетворения своих требований по взысканию той или иной суммы.
Ситуация в современном мире складывается таким образом, что банкротное законодательство остро нуждается в немедленном реформировании. Все чаще в обществе и в законодательных кругах возникают разговоры о том, что необходимо наделить налоговые органы расширенными полномочиями. Налоговая инстанция нуждается в дополнительных гарантийных обязательствах и правах. В том числе, налоговая инстанция нуждается в новых полномочиях в плане приоритетного права выбора арбитражного управляющего, в первоочередном удовлетворении требований, а также в плане признания налоговой инстанции залоговым кредитором.
Следует отметить, что налоговая инстанция и ранее обладала определенными привилегиями. Они вытекали и из существующего законодательства в плане банкротства, и из практики его применения в современных реалиях. Некоторые из преимуществ нуждаются в более детальном рассмотрении. Важно понимать, что реализация тех преимуществ, которыми наделена налоговая инспекция, неизбежно оказывает влияние на права иных кредиторов, участвующих в процедуре банкротства. Особое значение имеет тот момент, за счет каких инструментов ФНС сможет получить расширенные полномочия, и насколько это реально.
Последовательность при удовлетворении основных требований
К началу 2017 года Верховным Судом была установлена первоочередность удовлетворения отдельных фискальных требований. В частности, это коснулось отчислений в Пенсионный Фонд РФ и взыскания задолженности по НДФЛ. Эти текущие требования были отнесены ко второй очереди текущих требований, а также ко второй реестровой очереди. Как это может сказаться на положении реестровых и так называемых «текущих» кредиторов? Самое важное, на что следует обратить внимание, это ощутимое уменьшение шансов взыскать задолженность как таковую. Это особенно актуально для текущих кредиторов, которые были отнесены к четвертой и пятой очередям.
Кредиторам неприятен сам факт установления подобной очередности. ВС в своих разъяснениях ссылается на возможность применения специфических законодательных норм. Иными словами, при взыскании задолженностей в пользу бюджета законодательство выбирает кратчайший путь, исключая необходимость проведения публичных дискуссий и прочих парламентских мероприятий. Этот случай нельзя рассматривать как исключение. За счет формирования определенной практики, ФНС получают дополнительные привилегии от Верховного Суда.
Налоговые органы не испытывают сильного интереса к тем процедурам, где конкурсный управляющий предпринимает меры для погашения задолженностей перед кредиторами. Это негативно сказывается на положении взыскателей. Ранее они могли извлечь определенную выгоду из очень активного поведения налоговой инспекции. Сегодня они лишены такой возможности. Жертвами сложившейся ситуации стали и арбитражные управляющие. Некоторые из них не успели перенести соответствующие фискальные требования в первую очередь взыскания и применяли устаревший подход к взысканию задолженности.
Существует определенным образом сложившаяся практика Верховного Суда, которая и спровоцировала внесение изменений в присвоение приоритета тем или иным задолженностям. Более подробную информацию можно почерпнуть в обзоре Судебной практики ВС РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ.
Оспаривание совершенных сделок
Одним из наиболее эффективных механизмов пополнения и расширения конкурсной массы по-прежнему остается оспаривание совершенных должником сделок по реализации принадлежащего ему имущества. Арбитражный управляющий уделяет пристальное внимание всем сделкам, которые можно посчитать сомнительными. В случае признания таких сделок ничтожными, контрагент, участвовавшие в них, также обретают статус кредиторов и включаются в реестр требований. Перед ними у должника также образуется долг, который необходимо погасить.
Учитывая этот нюанс, на законодательном уровне были внесены определенные дополнения и коррективы в пункт 4 статьи 61 пункт 4 Закона о Банкротстве. Теперь из общего правила предусматривается несколько исключений. Например, не подлежат оспариванию отчисления налогоплательщика в бюджет, поскольку они являются приоритетными. Это касается именно ординарных платежей. Это означает, что подобные платежи не были предусмотрены актуальными законодательными нормами. Оспариванию платежи не подлежат исключительно в тех случаях, когда налоговая инспекция не была осведомлена о наличии обязательств, которые плательщик не исполнил перед кредиторами.
Погашение налоговых задолженностей из доходов, полученных от аренды залогового имущества или реализации предмета залога
Оперируя указанной нормой, в короткие сроки ФНС стала относить к подобным расходам те, которые связаны с обеспечением сохранности имущества, переданного кредитору в качестве залога. В эту категорию попали и налоговые платежи: земельный и имущественный налоги, НДС.
У многих аналитиков закономерно возникают подозрения касательно того, что вопрос по взысканию части налоговых задолженностей однозначно решен в пользу налогового органа. Это ущемляет права иных кредиторов. Накопленные налоги могут обретать весьма внушительную величину.
Пролонгирование периода на включение фискальных нормативов в реестр
Законодательные нормы в вопросах банкротства подразумевают, что кредитор может направить заявление о включении в общий реестр требований в течение двух календарных месяцев со дня инициирования определенного банкротного дела. Что касается налогового органа, то в данном случае этот срок существенно увеличен и достигает 8 месяцев.
Это позволяет наделить фискальные требования приоритетным статусом по сравнению с требованиями иных кредиторов. Налоговая инспекция может не торопиться с проведением необходимых проверок и чувствовать при этом себя достаточно уверенно. Пролонгация сроков включения налоговой инспекции в перечень кредиторов приводит к довольно негативным последствиям. Достоверно определить величину и объемы существующих реестровых требований становится практически невозможно. Кроме того, сама банкротная процедура становится более растянутой во времени.
Субсидиарная ответственность
Новые коррективы, внесенные в законодательные нормы в вопросах банкротства, посвящены ответственности контролирующих инстанций. Если налоговые обязательства, которые имели место по причине недобросовестности налогоплательщика или его бенефициаров, составляют не менее 50% от всего объема выдвигаемых требований, то можно говорить о так называемом доведении до банкротства. Если фискальные требования более чем на 50% заполняют третью очередь взыскания, то банкротство субъекта будет автоматически признано виной контролирующего органа.
При таком подходе прочие кредиторы не испытывают неудобств, но ФНС получает более внушительные шансы на удовлетворение своих требований.
Налоговики могут инициировать банкротство компании из-за долга по страховым взносам без судебного решения
В Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденным Президиумом ВС РФ 20 декабря 2016 года (п. 3) 1 , приведен случай, когда три судебные инстанции отказали налоговому органу в признании банкротом компании, имеющей недоимку по страховым взносам, без наличия соответствующего судебного решения.
В рассмотренном примере представители налоговой инспекции обратились в арбитражный суд с заявлением о признании муниципального унитарного предприятия банкротом. В обоснование они сослались на задолженность предприятия по налогам и страховым взносам. Суды в трех инстанциях признали данный иск необоснованным, так как долг не был подтвержден судебным актом, а решения налогового органа о бесспорном взыскании недоимки оказалось недостаточно для продолжения производства по делу о банкротстве.
К тому же, суды отметили, что после возбуждения дела о банкротстве предприятие погасило задолженность по налогам, а в отношении задолженности по страховым взносам у налогового органа отсутствует судебное решение о ее взыскании. В то же время, при буквальном прочтении нормы закона право на предъявление требований об уплате страховых взносов, в отличие от налоговой задолженности, при подаче заявления о банкротстве возникает лишь в том случае, когда данные требования подтверждены судебным актом (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; далее – Закон № 127-ФЗ).
Напомним, что данная норма предполагает, что требования ФНС России об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если они подтверждены решениями налогового органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника, либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
Как отметили судьи ВС РФ, право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у ФСС России и ПФР по истечении 30 дней со дня принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств либо постановления о взыскании задолженности за счет иного имущества должника (п. 2 ст. 7 Закона № 127-ФЗ). В рассмотренном случае этот срок был соблюден.
Налоговая подала на банкротство: как это возможно и что делать
Зная, что подать на банкротство могут не только сами должники, но и их кредиторы, многие до сих пор удивляются: «Как так — налоговая подала на банкротство?!». Суммы налогов, казалось бы, не так велики, чтобы их неоплата имела подобные последствия. Однако такие случаи далеко не редкость. Давайте разбираться, когда налоговая инициирует процедуру банкротства и какими могут быть действия должника в данной ситуации.
В связи с текущими экономическими событиями кабинет министров принял Постановление от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами».
Им вводится временный запрет на возбуждение дел о несостоятельности по инициативе кредиторов. Это означает, что суды будут отказывать в таких заявлениях как банкам, так и налоговой инспекции. При этом организации, индивидуальные предприниматели и граждане могут, как и ранее, инициировать свое банкротство самостоятельно.
Мораторий действует до конца сентября 2022 года. Будет ли он продлен — пока неизвестно. Поэтому мы расскажем вам о том, как банкротство по инициативе налоговой будет происходить после отмены ограничений.
Банкротство по инициативе налоговой инспекции — условия
Как и при самостоятельном банкротстве, при инициации процедуры банкротства налоговой инспекцией должны быть соблюдены некоторые условия, которые дают право обращаться с подобным требованием.
По окончании моратория на банкротство налоговая может обращаться в суд с целью банкротства как физического, так и юридического лица. Сюда относятся также и индивидуальные предприниматели. Для того, чтобы налоговая могла инициировать процедуру банкротства, просрочка по оплате задолженности со стороны налогоплательщика должна составлять более 3 месяцев.
Как защититься от неправомерных требований налоговой до суда?
Также есть требование и к самой сумме долга. Чтобы ФНС могла обратиться в суд с требованием о банкротстве физического лица, его долг должен превышать 500 000 рублей. Если банкротить необходимо юридическое лицо — эта сумма должна быть не менее 300 000 рублей.
Если все вышеуказанные обстоятельства имеют место, налоговая инспекция вправе требовать банкротство должника.
Учитываются ли при личном банкротстве налоговые долги собственной организации?
В случае, если лицо привлекается к субсидиарной ответственности — да. И именно это часто становится основанием для признания несостоятельным самого гражданина.
Говоря просто, субсидиарная ответственность — это когда лицо отвечает своим имуществом не только по своим личным долгам, но и по долгам юридического лица, признанного банкротом, в котором во время его деятельности гражданин имел определенный статус. И необязательно для этого быть руководителем обанкротившегося бизнеса.
Так, к числу лиц, которые в случае банкротства организации могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, относятся так называемые «контролирующие организацию-должника лица».
В число контролирующих должника лиц входят следующие, влиявшие на действия организации в течение последних 3 лет, лица:
Так, данные лица могут быть привлечены к ответственности по задолженностям организации, признанной несостоятельной. Ни для кого не секрет, что долги организаций значительно превышают долги обычных граждан.
Какой срок закон дает налоговой для инициации банкротного процесса
Для любого юридически значимого действия установлен срок. И банкротство через налоговую инспекцию — не исключение.
ФНС вправе инициировать процедуру не менее чем по истечении 30, но не более, чем через 90 дней с момента, когда приставами в отношении лица было возбуждено исполнительное производство.
Однако, законом предусмотрены особые случаи, когда возможно откладывание срока на подачу заявления, и о них не стоит забывать.
При определенных условиях налоговая самостоятельно подает на банкротство. Налоговые долги организаций могут перейти на контролирующих должника лиц. При вопросе о банкротстве по инициативе налоговой у должников есть определенные права и обязанности.
Процедура банкротства
Кто бы ни был инициатором несостоятельности, сам гражданин или налоговая инспекция, этапы банкротства идут в одном и том же порядке, предусмотренном в законе. Но есть небольшие отличия непосредственно внутри самих этапов. Рассмотрим их.
Досудебные действия
Перед началом процедуры банкротства по инициативе ФНС, как и перед любым другим банкротством, есть ряд необходимых для заявителя досудебных действий. Выполнив их, заинтересованное лицо подает свое заявление и ждет дальнейших шагов уже от суда.
Документы-основания, обычно используемые для требования со стороны налоговой банкротства:
- Если должник — физическое лицо, требуется судебное решение;
- Если должник — ИП или организация, должно быть вынесено решение самой ИФНС о взыскании налоговой задолженности.
Если документ-основание есть в распоряжении налогового органа, то именно им аргументируется заявление. После чего оно направляется непосредственно в суд, при этом к заявлению прикладываются все подтверждающие требования документы.
После поступления в суд у документов есть 3 возможных перспективы:
- Принятие документов к производству;
- Оставление без движения. Заявление может быть оставлено судом без движения, если в нем содержатся недостатки негрубого характера. После устранения недостатков, на которые будет указано заявителю, начинается производство;
- Возврат. Суд не принимает заявление, если в нем содержатся грубые недостатки, которые устранить нельзя (например, дело не подсудно указанному суду).
Реструктуризация
Когда требования налоговой признаются обоснованными, начинается этап реструктуризации долгов ответственного лица. Реструктуризация — это по сути попытки урегулирования и улучшения материального положения должника.
Соблюдая план, установленный для должника, и разобравшись со всеми задолженностями в процессе реструктуризации, можно избежать такой кардинальной меры, как продажа имущества и погашение долгов на вырученные денежные средства.
Банкрот должен придерживаться утвержденного плана (вносить платежи в объеме и в сроки, установленные планом) на протяжении установленного срока. При этом максимальный срок реструктуризации не может превышать трех лет.
Однако реструктуризация не всегда имеет место. Закон предусматривает ситуации, когда данный этап пропускается.
- Нарушение должником требований реструктуризационного плана;
- Невозможность утверждения в отношении конкретного должника плана по реструктуризации долга (например, если для того, чтобы за 3 года выплатить долги, лицу нужно погашать ежемесячно по 500 000 рублей — все понимают нереальность этой картины, поэтому сразу идет реализация);
- Лица, участвующие в деле, ходатайствуют о переходе непосредственно к процедуре реализации (их ходатайство должно быть удовлетворено судом).
Реализация
В процессе реализации собственности должника определяется конкурсная масса, в нее включается все имущество банкрота, затем она выставляется на торги и реализуется. Деньги, полученные от такой реализации, идут на погашение долгов лица.
Помимо непосредственной реализации, на этом этапе проводятся мероприятия по розыску «спрятанного» имущества — например, «подаренного» родственникам дома или автомобиля, а также по оспариванию сделок и возврату имущества в общую конкурсную массу.
Когда требования кредиторов погашены или у должника вовсе нет имущества, которым данные требования можно погасить — лицо признается банкротом.
Таким образом каждый должник, по которому налоговая подает в суд на банкротство, по очереди преодолевает каждый из вышеуказанных этапов процедуры признания несостоятельным. После чего лицо получает статус банкрота и избавляется от старых обязательств.
Что делать, если налоговая подала на банкротство
Если ФНС инициирует процедуру, первое, что важно — это знать свои права и обязанности. Важно это и еще до того, как заявление о банкротстве будет подано в суд — до этого момента лицо вправе просить у ФНС отсрочку или рассрочку платежей, которые могут спасти его ситуацию и не допустить банкротства. Для этого должнику следует подать заявление с таким требованием в ИФНС, обосновав свою просьбу, например, финансовыми сложностями.
Если процесс уже запущен, одной из задач должника является подача отзыва в суд. Такой документ является «ответом» должника на заявление о банкротстве, которое было подано в суд со стороны ФНС.
В отзыве должник указывает свои возражения, если они у него имеются — например, при расхождении данных об исполнительных производствах, возбужденных в отношении него, сведения о счетах, доходах и общей сумме задолженности. Кроме того, к отзыву должник должен сделать и направить опись своего имущества.
Обратиться к юристу для составления возражений
Помимо обязанности по предоставлению отзыва, во время самой процедуры должник может воспользоваться своим правом и утвердить мировое соглашение ФНС, что также может помочь избежать вытекающих из получения банкротного статуса последствий.
Заключение
Сталкиваясь с финансовыми, налоговыми, имущественными, да и с любыми другими проблемами, помните, что ваш верный помощник — это профессиональный юрист. Именно он поможет пойти по оптимальному пути и избежать последствий неосторожных шагов, которые может по незнанию успеть совершить обычный обыватель.
Работа с юристом, а особенно, когда дело касается банкротства — это сохраненное время, нервные клетки, деньги и имущество. Самое главное — не усугубить процесс самостоятельными действиями и вовремя прибегнуть к помощи профессионалов.
Частые вопросы
Помимо того, что вы самостоятельно можете требовать своего банкротства или это требование будет исходить от налоговой службы, такое право есть также у любых кредиторов, уполномоченных органов, работников и бывших работников, перед которыми имелась задолженность (в случае с ИП и юридическим лицом).
Если удастся погасить долг еще на стадии реструктуризации, не прибегая к стадии реализации — то лицо не только не лишится своего имущества, но и не получит статуса банкрота и всех последствий такого статуса.
В конкурсную массу включается все имущество должника и реализуется до тех пор, пока не будут покрыты все долги.
При этом есть определенный перечень имущества, которое не может быть включено в конкурсную массу:
- единственное жилое помещение или часть жилого помещения;
- вещи личного пользования;
- имущество, использующееся должником для осуществления труда;
- земельный участок, на котором расположено единственное помещение для проживания;
- сумма прожиточного минимума;
- предметы домашней обстановки и обихода.
Налоговым кодексом РФ установлен перечень оснований, которые считаются достаточными для получения должником отсрочки или рассрочки платежей.
- форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия и т.д.);
- задержка финансирования (если был контракт с государством);
- оплата долга по налогам может привести к банкротству;
- имущественное положение не позволяет одномоментно погасить задолженность;
- из-за сезонного характера работы у компании временные финансовые трудности.
Да, есть определенная часть долгов, которые остаются за должником даже тогда, когда он прошел всю процедуру признания его несостоятельным.
Сюда относятся: текущие платежи, возмещение вреда жизни и здоровью, морального вреда, выходные пособия и заработные платы работникам и бывшим работникам, алименты.
ФНС не станет в массовом порядке инициировать банкротство должников по налогам
Задолженность физлиц по налогам слишком незначительна по отношению к общей массе налоговых долгов, для того, чтобы ФНС выражала заинтересованность в процедуре банкротства кого-либо из граждан. Об этом 6 февраля в ходе конференции «Судебная реструктуризация задолженности. Институт банкротства физических лиц в России» сообщил начальник управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы Георгий Колташов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Как известно, в ноябре 2012 года, после шестилетней «раскачки» Госдума наконец приняла в первом чтении проект закона о банкротстве физлиц. Сейчас готовится его второе чтение
«Надо четко делить банкротов на добросовестных и недобросовестных, — уверен Георгий Колташов. — Если человек, беря кредит, переоценил свои возможности и не справился с выплатами — он не злоумышленник. Но если он скрывает свое имущество, если в преддверии банкротства обнаруживаются какие-то проводки по его счетам, то это большой повод усомниться в его добросовестности».
«Определенного порядка признания банкротства недобросовестным нет, — признал Колташов. — Вообще, формализовать этот процесс невозможно. Разбираться в обстоятельствах дела и решать этот вопрос должен судья».
«Вообще, на мой взгляд, добросовестный банкрот подаст заявление сам на себя, — заметил представитель ФНС. — Недобросовестный же может ждать, пока его подадут кредиторы или налоговые органы».
Впрочем, ФНС, по словам самого Колташова, вряд ли станет активно инициировать процессы банкротства граждан. «Доля задолженности физлиц в общем объеме долгов по налогам невелика — около 60 млрд. руб. из 1,1 трлн. руб., — сообщил он. — Причем большая часть из этих 60 млрд. — долги по имущественным налогам, по которым у нас, грубо говоря, есть обеспечение».
Угроза от ФНС для желающих стать банкротами исходит с другой стороны. Георгий Колташов обратил внимание на то, что нередко объектами судебного преследования становятся должностные лица — директора или арбитражные управляющие, с которые взыскиваются убытки, вызванные некомпетентными или злонамеренными действиями.
Колташов призвал законодателей особо предусмотреть, чтобы процедура такого взыскания не осложнялась в случае попытки директора подать на банкротство в качестве физлица.