Может ли некоммерческая организация быть банкротом

Некоммерческая организация, банкротство, процедура банкротства, конкурсное производство, кредитор, ликвидационная комиссия, гк рф, арбитражный суд, внешнее управление, организационная деятельность
Содержание
  1. Дискуссия об актуальных вопросах несостоятельности (банкротства) некоммерческих организаций
  2. Процедура банкротства некоммерческой организации
  3. Понятие и признаки
  4. Этапы процедуры банкротства
  5. Особенности процедуры наблюдения в отношении НКО
  6. Процедура финансового оздоровления НКО
  7. Внешнее управление: особенности реабилитационной процедуры
  8. Ликвидационные процедуры
  9. Можно ли признать банкротство общественных некоммерческих организаций?
  10. Дискуссия об актуальных вопросах несостоятельности (банкротства) некоммерческих организаций
  11. Банкротство НКО (некоммерческой организации) — услуга
  12. Несостоятельность (банкротство) некоммерческих организаций Лукьянова Светлана Валерьевна
  13. Некоммерческие организации как субъекты несостоятельности
  14. Наблюдение как процедура банкротства при несостоятельности некоммерческих организаций
  15. Ликвидационные процедуры в отношении некоммерческих организаций

Дискуссия об актуальных вопросах несостоятельности (банкротства) некоммерческих организаций

По п.1 Гражданского Кодекса РФ, не могут быть признаны банкротом политические партии и религиозные общества.

Процедура банкротства некоммерческой организации

Гражданский Кодекс РФ в первой части определяет, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным. Не распространяется данный факт на:

По закону вопрос о том, возможно ли банкротство некоммерческой организации, не стоит. Ответ однозначен: возможно. Но банкротство НКО имеет свои особенности.

НКО – это организация, которая не ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками.

Банкротство некоммерческих организаций имеет свои особенности, и связаны они с тем, что НКО выполняют особенные социальные роли и при введении процедур банкротства нужно учитывать их правовой статус.

Понятие и признаки

Несостоятельность, или банкротство, — такое состояние некоммерческой организации, когда она:

  • не способна удовлетворить требования кредиторов по оплате услуг, работ и товаров;
  • лишена возможность вносить обязательные платежи во внебюджетные фонды и в бюджет;
  • в основе банкротства лежит неспособность в течение 3 месяцев удовлетворить дебиторскую задолженность, размер которой достиг 100 000 рублей.

Этапы процедуры банкротства

Чтобы было открыто дело о банкротстве, необходимо в Арбитражный Суд подать заявление о признании должника несостоятельным. Документ подается по месту нахождения некоммерческой организации, и подать его могут сам должник, кредиторы и другие лица или органы, указанные законодательством, например, налоговая инспекция.

Копии заявления должны быть направлены кредиторам, уполномоченным органам, и иным лицам, предусмотренным Законом «О банкротстве».

К заявлению должны быть прикреплены:

  • документы о наличии задолженности и неспособности удовлетворить требования кредиторов;
  • учредительные документы должника;
  • бухбаланс на последнюю отчетную дату;
  • список кредиторов с включением сумм задолженностей и места их нахождения.

После рассмотрения искового заявления Арбитражный Суд может вынести решения:

  • отказ признания должника банкротом;
  • введение одного из следующих видов процедур: наблюдения, реабилитирующего финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения;
  • признание некоммерческой организации банкротом и открытие в отношении ее процедуры конкурсного производства;
  • решение, что дело о банкротстве прекращено.

Стоит отметить, что большинство перечисленных процедур, в частности, наблюдение, внешнее управление и финансовое оздоровление, не могут быть применены к некоторым субъектам:

Для них характерно применение только конкурсного производства.

Особенности процедуры наблюдения в отношении НКО

Сроки наблюдения составляют 7 месяцев. Это время до первого заседания суда по рассмотрению поданного заявления о признании должника банкротом. Некоммерческая организация после введения процедуры продолжает функционировать, но в особом режиме.

Для деятельности характерны:

  • принятие мер для исключения злоупотребления со стороны руководителей;
  • невозможность совершения таких действий, как реорганизация и ликвидация некоммерческой организации;
  • создание новых юридических лиц;

В период наблюдения временным управляющим проводиться анализ финансового состояния должника.

Он направлен на решение следующих задач:

  • определение стоимости имущества некоммерческой организации;
  • определение возможностей восстановления платежеспособности должника, которая производится во время финансового оздоровления и внешнего управления и рассчитана на 2 года.

Если обнаружится, что имущества недостаточно восстановления баланса между должником и кредиторами, то временный управляющий предлагает варианты для дальнейших действий.

Наблюдения предполагает проведение первого собрания кредиторов, на котором лица, предъявившие свои требования в течение месяца после публикации о введении наблюдения, решают судьбу организации.

Собрание должно проводиться не позже 10 дней до даты окончания процедуры наблюдения.

Процедура финансового оздоровления НКО

Данная процедура направлена на улучшение и восстановление платежеспособности должника и исполнение требования кредиторов в соответствии с графиком и очередностью. Мерами для восстановления законом о банкротстве определены:

  • взыскание дебиторской задолженности;
  • закрытие неэффективных и нерентабельных производств;
  • продажа имущества, которая не имеет существенного значения для деятельности должника;
  • перепрофилирование деятельности.

Финансовое оздоровление осуществляется в течение 2 лет. В ходе процедуры органы управления и руководство не отстраняются, но на их деятельность накладываются ограничения: необходимо получение согласия со стороны административного управляющего при совершении ряда сделок.

Руководитель может быть отстранен при его злоупотреблении в отношении имущества и несоблюдении требований управляющего.

Основополагающие документы для процедуры – график погашения задолженности, которые подготавливается учредителями некоммерческой организации, и план финансового оздоровления, который содержит информацию об источниках получения дополнительных средств (например, от контрагентов или кредиторов), позволяющих полностью погасить задолженность, появившуюся до введения мероприятий по финансовому оздоровлению.

График погашения задолженности приобретает силу после утверждения его Арбитражным судом. Он включает список кредиторов 1,2,3 очередей, детали расчета с которыми закреплен законодательно.

Процедура должна завершаться полным исполнением графика погашения задолженностей. Вслед за финансовым оздоровлением вводится либо внешнее управление, либо суд выносит решение о банкротстве и дальнейшем конкурсном производстве, итогом которого станет прекращение деятельности некоммерческой организации.

Внешнее управление: особенности реабилитационной процедуры

Если на этапе наблюдения и финансового оздоровления у должника выявлены явные перспективы для восстановления и улучшения платежеспособности, то в отношении некоммерческой организации вводится внешнее управление.

  1. Длительность до 18 месяцев, по решению суда может быть продлен на полгода.
  2. Прекращение полномочий руководителя.
  3. План внешнего управления является обязанностью арбитражного управляющего.
  4. Вводится мораторий на исполнение требований кредиторов. Если функционирование некоммерческой организации предполагает какую-либо предпринимательскую деятельность, во время этого этапа организация может осуществлять это направление, не исполняя своих обязательств.

Ликвидационные процедуры

С момента введения конкурсного производства некоммерческая организация является банкротом.

Все последующие мероприятия направлены на:

  • поиск и реализацию имущества;
  • удовлетворение требований кредиторов из средств, полученных в ходе реализации имущества;
  • ликвидация некоммерческой организации с долгами.

Арбитражный суд предоставляет организацию 1 год, чтобы достичь целей конкурсного производства. Срок может быть продлен на полгода, если есть для этого веские основания.

Последствия для некоммерческой организации после введения процедуры:

  1. Наступает срок исполнения всех требований кредиторов и уплаты обязательных платежей, в том числе и текущих.
  2. Отменяется начисление всех финансовых санкций.
  3. Прекращение режима конфиденциальности сведений о состоянии некоммерческой организации. Напротив, публикуется информация о введении процедуры и о торгах, на которых будет формироваться конкурсная масса.

Для осуществления мероприятий по ликвидации Арбитражным судом выбирается арбитражный управляющий, на которого возлагаются обязанности:

  • увольнение работников;
  • проведение инвентаризации имущества и выставление его на торги;
  • формирование конкурсной массы;
  • распределение конкурсной массы между кредиторами. Причем полное удовлетворение требований – явление редкое.

Арбитражный управляющий регулярно отчитывается перед судом о результатах проведенных мероприятий. После их завершения конкурсное производство считается завершенным по решению суда. Итогом становится ликвидация некоммерческой организации как юридического лица.

Можно ли признать банкротство общественных некоммерческих организаций?

Общественные организации – это объединение граждан, в основе которого лежит общность нематериальных интересов. К ним относятся профессиональные и творческие союзы, политические партии, добровольные общества, религиозные объединения.

По п.1 Гражданского Кодекса РФ, не могут быть признаны банкротом политические партии и религиозные общества.

Таким образом, некоммерческие организации – это фирмы, которые направлены на достижение образовательных, научных, управленческих и других целей. По действующему законодательству в их отношении тоже может быть возбуждено дело о банкротстве, имеющее свои нюансы, связанные с организационно-правовой формой фирм. Порой трудно разграничить особенности банкротства коммерческих и некоммерческих организаций.

Действующий адвокат, реестровый номер 77/1253.
Выпускник МГЮА им. О.Е. Кутафина
Специализируюсь на ликвидации и банкротстве юридических лиц. С 2015 года занимаюсь защитой прав должников и банкротством физических лиц.

Дискуссия об актуальных вопросах несостоятельности (банкротства) некоммерческих организаций

Весенчук, Н. И. Дискуссия об актуальных вопросах несостоятельности (банкротства) некоммерческих организаций / Н. И. Весенчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64956/ (дата обращения: 23.11.2022).

Институт несостоятельности некоммерческих организаций на современном этапе является предметом многочисленных научных исследований, поскольку действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» [2] слишком противоречив и непоследователен.

Некоммерческая компания — это юридические лица, у которых главная цель работы — не получение прибыли и ее распределение между учредителями, участниками. НКО могут создаваться с целью достижения благотворительных, социальных, культурных, научных, образовательных, прочих целей; для охраны здоровья, удовлетворения духовных и прочих потребностей граждан нематериального плана. Часто НКО создаются для защиты законных интересов и прав граждан, компаний; для решения конфликтов и споров, для оказания юридической помощи, в прочих целях, которые направлены на достижение общественных благ (пункт 1 статьи 50 ГК РФ) [1]; ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) [9]).

Законодательство, регулирующее отношения в сфере признания некоммерческих организаций несостоятельными (банкротами) и устанавливающее процедуры банкротства, включает АПК РФ (ст.ст.223–225), ГК РФ (ст.ст.25, 65) и Федеральные законы от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 24 июля 1999 года «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» [10].

В литературе можно встретить самые разные определения банкротства. Как пишет О. О. Пушкарева, «банкротство как явление социально-экономической действительности возникло в связи с необходимостью установления справедливого порядка распределения имущества несостоятельного должника для удовлетворения требований его кредиторов» [8].

Банкротство некоммерческой организации — это такая совокупность процедур, которые друг друга сменяют и вводятся со стороны арбитражного суда, а именно: процедуры наблюдения, процедуры финансового оздоровления, внешнего управления, а также конкурсного производства. В процессе рассмотрения дела о банкротстве возможно применение только следующих процедур: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение (статьи 27, 207, 219 Закона № 127-ФЗ).

Несостоятельность (банкротство) представляет собой состояние некоммерческой организации, при котором:

 некоммерческой организация не имеет возможности удовлетворения требований, предъявленных кредиторами, по части оплаты работ, услуг, а также товаров;

 некоммерческой организация не имеет возможности внесения тех или иных платежей в бюджет и ВБФ;

 основой банкротства является неспособность к удовлетворению дебиторской задолженности, которая стала равной ста тысячам рублей, на протяжении трех месяцев.

Ещё совсем недавно признание несостоятельности некоммерческих организаций не было предусмотрено законом. Однако, в 2012 году в Закон «О несостоятельности» были внесены изменения и банкротство некоммерческих организаций стало доступным, как и для других юридических лиц. Данная процедура у некоммерческий организаций имеет много общего со стандартным процессом признания несостоятельности юридических лиц, но существуют определённые ограничения.

Например, некоторые некоммерческие учреждения не могут объявить себя несостоятельными, к ним относятся: политические партии; религиозные организации; учреждения, контролируемые государством.

Процедура банкротства некоммерческой организации может быть достаточно длительной и не должна приводить к одномоментному нарушению организационной деятельности и разрушению имущественного комплекса организации-должника.

Следовательно, в процессе банкротства необходим четкий механизм правового регулирования участия некоммерческой организации-должника в конкурсном производстве. Поэтому необходимо сохранять организационную деятельность некоммерческой организации-должника под контролем руководства, проводить своевременную процедуру урегулирования кредиторской задолженности НКО в установленных законом формах (оплата, соглашение об отступном, об отсрочке или рассрочке). В ходе процедуры банкротства НКО рекомендовано устанавливать возможность определить возможность продажи предприятия единым лотом с целью сохранения деятельности НКО под контролем.

Значительную сложность вызывают соотношение погашенных требований и неисполненных с условием противоречия друг друга ряда норм ГК РФ. Норма, изложенная в ст. 64 ГК РФ, устанавливает возможность погашения части требований, которые остались неудовлетворенными, при этом условия гражданского законодательства таковы, что в случае, если ликвидационная комиссия не в полной мере смогла удовлетворить требования кредиторов, она должна подать заявление о банкротстве ликвидируемого должника.

Следовательно, в том случае, если ликвидационная комиссия или ликвидатор знают о том, что имущество для удовлетворения требований части кредиторов недостаточно, то они могут намеренно не подать заявление о банкротстве юридического лица в связи с тем, что подобные требования могут быть списаны согласно ст. 64 ГК, кроме того, для ликвидационной комиссии не всегда могут быть известны окончательный размер требований кредиторов, поскольку ряд из них могут отказаться от своих прав требования или пропустить срок подачи требования о включении в реестр.

Таким образом, можно отметить, что у ликвидационной комиссии есть возможность злоупотребления собственным положением в интересах ликвидируемой некоммерческой организации, поскольку ее действия при намеренной неподаче заявления в рамках ФЗ О банкротстве могут трактоваться как необходимость продолжения ликвидационных мероприятий.

Можно сделать вывод о том, что необходимым элементом участия некоммерческой организации-должника в деле о банкротстве является контроль за процедурой банкротства.

Контроль за процедурой банкротства позволяет кредиторам в определенном законом порядке диктовать должнику свою волю как субъекту конкурсных отношений, определять юридическую судьбу некоммерческой организации и ее имущества.

Однако возникает проблема, когда недобросовестные кредиторы, которые могут быть связаны с должником, часто включаются в реестр, чтобы установить контроль за процессом банкротства НКО.

В делах о несостоятельности некоммерческих организаций кредитор, который первым подал заявление о банкротстве должника, получает важное с практической точки зрения преимущество: он предлагает кандидатуру арбитражного управляющего, которую практически всегда утверждает суд. Данный механизм следует считать проблемой законодательства о банкротстве НКО, поскольку он нарушает принцип равенства кредиторов в процессе банкротства и порождает «нездоровую» конкуренцию между кредиторами.

Еще одной проблемой является то, что данное правило позволяет кредиторам, аффилированным с некоммерческой организацией-должником, иметь серьезное преимущество в ходе банкротства. Такие кредиторы существенно лучше осведомлены о финансовом состоянии некоммерческой организации — должника.

Очевидно, что подавший заявление о банкротстве имеет определенный интерес в финансовом состоянии НКО-должника даже до того, как рассмотрение его заявления завершено. Следовательно, он должен иметь возможность препятствовать выводу активов должника. Дополнительно данная проблема обостряется неудачной нормой Закона о банкротстве № 127-ФЗ, которая позволяет первому подавшему заявление кредитору иметь преимущество над остальными в возможности назначения «своего» управляющего.

Целесообразно нормы п. 3 ст. 10 Закона о банкротстве № 127-ФЗ толковать расширенно и при учете этого применять к некоммерческой организации — должнику в любых ситуациях (в т. ч. в случае законности требований заявителей-кредиторов), когда некоммерческая организация — должник, сохраняя платежеспособность и обладая возможностью удовлетворить требования кредиторов, не погашает их лишь с той целью, чтобы пользоваться всеми благоприятными следствиями получения статуса субъекта конкурса. Это позволит избежать проблем в судебной практике при рассмотрении дел о банкротстве некоммерческих организаций, в случае если некоммерческая организация пытается уклониться от исполнения своих обязательств перед кредиторами.

Таким образом, необходимо ввести норму, согласно которой кредитор будет иметь право на обжалование судебных актов, на которых основаны требования других кредиторов, с момента принятия его заявления судом в деле о банкротстве некоммерческой организации-должника.

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ, — 1994. — № 32. — ст. 3301.
  2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.
  3. Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса: Федеральный закон от 24 июля 1999 года № 122-ФЗ // Собрание законодательства. — 1999. — № 26. — Ст.3179.
  4. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» от 29 мая 2004 г. № 257 (ред. от 21.07.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2004. -№ 23. — ст. 2310.
  5. Постановление Правительства РФ «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» от 3 февраля 2005 г. № 52 // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 6. — ст. 464.
  6. Постановление Правительства РФ «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» от 19 сентября 2003 г. № 586 // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 39. — ст. 3769.
  7. Исрафилов Н. Т., Попова А. Л., Исрафилова Е. И., Канавцев М. В. Сущность несостоятельности предприятий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 2–1. — С.32.
  8. Пушкарева О. О. Несостоятельность и банкротство юридических лиц по российскому законодательству. // Интеллектуальный потенциал ХХI века: ступени познания. — 2014.- № 24. С. 173–176.
  9. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. — № 3. — ст. 145.
  10. Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса: Федеральный закон от 24 июля 1999 года №122-ФЗ // Собрание законодательства. — 1999. — № 26. — Ст.3179.

Основные термины (генерируются автоматически): некоммерческая организация, банкротство, процедура банкротства, конкурсное производство, кредитор, ликвидационная комиссия, ГК РФ, арбитражный суд, внешнее управление, организационная деятельность.

Банкротство НКО (некоммерческой организации) — услуга

Согласно ст. 65 ГК РФ не подлежат банкротству только:

Для всех остальных форм НКО: фондов, АНО, некоммерческих партнерств, союзов, общественных организаций и т.д. — процедура проводится согласно закону о банкротстве, с определенными нюансами связанными с организационно правовой формой организации.

Проведение процедуры банкротства позволит решить большую часть проблем, долговой НКО. Однако не стоит забывать и про основные «минусы» этой процедуры:

длительность проведения процедуры банкротства;

стоимость услуг выше, чем обычная ликвидация организации.

Юридическая компания «Бизнес-Право» предлагает Вам услуги по банкротству некоммерческих организаций.

Для определения точной стоимости банкротства Вашей компании, нам понадобится следующая информация:

Наименование организации, ИНН организации

Балансовая стоимость активов (валюта баланса) – сумма, указанная в строке «Баланс» бухгалтерского баланса организации

Укажите реальную стоимость имущества организации

Укажите общую сумму долга и количество агрессивных кредиторов (которые будут предпринимать меры по взысканию задолженности)

Укажите общую сумму долга и количество неагрессивных кредиторов (которые не будут предпринимать меры по взысканию задолженности)

Укажите реальное количество дебиторов и общую сумму долга

Укажите количество открытых расчетных счетов

Совершались ли за последние 3 года сделки, по вашему мнению, попадающие под оспаривание (сделки по выводу имущества на сумму более 300 000 рублей, цессии, взаимозачеты, беспроцентные займы, сделки без встречного исполнения и т.д.)?

Сможете ли вы обеспечить увольнение всех сотрудников, кроме генерального директора, к моменту введения процедуры конкурсного производства?

Имеются ли долги перед бюджетом (налоговая, таможенная службы, пенсионный фонд)? Если да, укажите сумму долга

Имеются ли долги перед банками? Если да, укажите сумму долга и ожидаемое количество таких кредиторов

Все ли документы у организации в наличии (учредительные документы, документы, подтверждающие дебиторскую задолженность, инвентаризационные документы и т.д.)?

Стоимость банкротства компании можно рассчитать самостоятельно по таблице размещенной ниже.

Упрощенная процедура банкротства

Стандартная процедура банкротства

Стоимость рассчитывается индивидуально

Стоимость рассчитывается индивидуально

Дополнительные условия, влияющие на стоимость:

Количество не уволенных сотрудников

Задолженность перед налоговым органом больше совокупной задолженности перед другими кредиторами

Имеются долги перед кредитными организациями, залог имущества

Компания находится не в Москве или Московской области

+10% + компенсация командировочных расходов

Если у Вас остались какие-либо вопросы относительно банкротства НКО или Вы хотите сделать заказ, Вы можете воспользоваться сервисом обратной связи , написать нам на почту или просто позвонить.

Несостоятельность (банкротство) некоммерческих организаций Лукьянова Светлана Валерьевна

Несостоятельность (банкротство) некоммерческих организаций

Степень разработанности проблемы. В современной юридической литературе нет комплексных исследований, специально посвященных несостоятельности (банкротству) некоммерческих организаций. Появившиеся в последнее время работы в сфере несостоятельности касаются, прежде всего, общих вопросов конкурсного права, отдельных субъектов несостоятельности, как правило, коммерческих организаций или же процедур банкротства, применимых к ним. Цивилистические исследования деятельности некоммерческих организаций направлены на изучение вопросов правосубъектности, анализ отдельных

организационно-правовых форм этих юридических лиц, рассмотрение особенностей регулирования отношений собственности и др. Между тем назрела необходимость в анализе норм отечественного гражданского законодательства в области банкротства некоммерческих организаций. Кроме того, необходима правовая регламентация особенностей применения процедур несостоятельности к некоммерческим организациям, учитывая особые цели создания этих юридических лиц. Актуальность вышеназванных проблем, недостаточная степень их научной разработанности и несомненная практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования, постановку его цели и задач.

Цель работы состоит в комплексном изучении теоретических проблем и доктринальном анализе имеющихся законоположений, касающихся несостоятельности некоммерческих организаций, и выработке на этой основе предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование действующего законодательства и практики его применения.

Для достижения указанной цели диссертантом были поставлены следующие задачи:

изучить и обобщить законодательство, юридическую литературу, имеющуюся по проблематике исследования, установить степень и уровень теоретической разработанности темы;

определить круг субъектов несостоятельности (банкротства) из числа некоммерческих организаций;

охарактеризовать особенности применения отдельных процедур (реабилитационных и ликвидационных) к некоммерческим организациям;

рассмотреть вопросы, касающиеся осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями;

разработать предложения по совершенствованию законодательства о несостоятельности некоммерческих организаций.

Объектом диссертационного исследования является совокупность правоотношений, возникающих в сфере несостоятельности некоммерческих орга-

6 низаций при признании некоммерческой организации банкротом и применении отдельных процедур несостоятельности.

Предметом научного исследования стали гражданско-правовые нормы, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, устанавливающие возможность и порядок применения законодательства о несостоятельности к некоммерческим организациям, а также порядок такого применения и соответствующие доктринальные положения.

Методологическая основа исследования была сформирована в процессе широкого использования концептуальных выводов, теоретических положений, гипотез, представленных и обоснованных в современных разработках отечественных цивилистов. Диссертационное исследование основывалось на положениях диалектического метода познания, позволяющего рассматривать институты права во взаимосвязи и развитии (анализ и синтез, переход от общего к частному), частнонаучных (исторического, формально-логического, лингвистического, системного анализа), а также специально-юридических методов (нормативного, сравнительно-правового, метода правового моделирования). Работа проводилась с использованием автоматизированных справочных правовых систем.

Нормативная и эмпирическая база исследования. Выводы и предложения, содержащиеся в работе, основаны на исследовании и оценке норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), Законов о несостоятельности 1992, 1998, 2002 годов, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эмпирической базой исследования послужили материалы опубликованной и архивной судебной практики. Автором были проанализированы Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, судебные акты Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Федеральных арбитражных судов округов, Арбитражного суда Рязанской области.

Теоретическая основа исследования. Все выводы, сделанные в настоящей работе, основываются на достижениях как дореволюционной, так и совет-

ской, и современной научной мысли, выраженной в работах, в частности, С.С. Алексеева, П.Д. Баренбойма, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, Е.В. Банковского, В.В. Витрянского, Д.М. Генкина, В.П. Грибанова, А.В. Егорова, СВ. Завадского, И.В. Зенкина, О.С. Иоффе, А.И. Каминки, Н.Г. Лившиц, М.Г. Масевич, Д.А. Носенко, ЮЛ. Орловского, Е.А. Павлодского, К.П. Победоносцева, В.Ф. Попондопуло, Т.П. Прудниковой, Е.Ю. Пустоваловой, СИ. Раевича, В.А. Рахмиловича, В.И. Сергеева, Е.А. Суханова, М.В. Телюкиной, Г.А. Тосу-няна, А.Н. Трайнина, В.А. Черемискина, В.М. Шерстюка, Г.Ф. Шершеневича, В.Ф. Яковлева и других.

Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы. Важнейшими аспектами научной новизны диссертационного исследования являются:

анализ нормативно-правовой базы, юридической литературы и арбитражной практики в области несостоятельности (банкротства) некоммерческих организаций;

выявление закономерностей в развитии законодательства о некоммерческих организациях;

изучение вопросов правового регулирования отдельных процедур несостоятельности, применяемых в отношении некоммерческих организаций;

определение оснований и условий для применения законодательства о несостоятельности к отдельным видам организационно-правовых форм некоммерческих организаций;

предложения по совершенствованию законодательства о несостоятельности, применительно к некоммерческим организациям.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Особенности применения процедур несостоятельности (банкротства) некоммерческих организаций обуславливаются их организационно-правовой формой, объемом правосубъектности и целями достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих и иных общественных благ.

Предлагается законодательно закрепить в качестве основного такой критерий разграничения коммерческой и некоммерческой организаций как «цель создания организации». Более детальной проработки и правовой регламентации требует также критерий распределения полученной в результате осуществления предпринимательской деятельности прибыли между участниками организации, т.к. некоммерческая организация, (в зависимости от конкретной организационно-правовой формы), может получать материальные поступления не только в виде прибыли, как результата предпринимательской деятельности, но и в виде других материальных поступлений, не являющихся прибылью.

Представляется, что в отношении некоммерческой организации в качестве признака несостоятельности необходимо использовать критерий неоплатности. Кроме того, в российских экономических условиях основное внимание должно быть уделено реальному потенциалу должника — некоммерческой организации, а не времени неуплаты определенной суммы долга. Отказ от этой позиции в действующем законе на практике показал неэффективность использования критерия неплатежеспособности, когда должник-некоммерческая организация может быть объявлен банкротом даже при наличии достаточного для погашения задолженности имущества.

Вследствие установленного Гражданским кодексом Российской Федерации открытого перечня организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предлагается определить в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» исчерпывающий круг организационно-правовых форм некоммерческих организаций, которые не могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). Расширение данного круга следует обуславливать принятием федеральных законов, вводящих новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций, цели деятельности которых не позволяют признавать их банкротами.

Считаем возможным исключить политические партии из числа субъектов, на которых действие норм законодательства о несостоятельности не рас-

пространяется путем включения соответствующих изменений в ст. 1 Закона о несостоятельности в связи с осуществлением указанной организационно-правовой формой некоммерческой организации предпринимательской деятельности. В связи с государственным финансированием политических партий предлагаем дополнить положения п. 3 ст. 41 Закона о политических партиях, расширив перечень оснований для ее ликвидации в судебном порядке.

В рамках процедур банкротства предлагается снять мораторий с обязательств, в которых реализуется основная цель деятельности некоммерческих организаций, т.е. решение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих задач, охрана здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Предлагаем внести в Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) положение о приоритетном рассмотрении вопроса о заключении мирового соглашения при несостоятельности некоммерческой организации в связи с осуществлением ими особой социальной роли и функций. Правовой анализ отношений, связанных с несостоятельностью некоммерческих организаций, возникающих в сфере финансового оздоровления, позволяет сделать следующий вывод: иные процедуры могут и должны вводиться, только если невозможно прибегнуть к финансовому оздоровлению. В связи с этим, считаем необходимым включить в ст. 76 Закона о несостоятельности (банкротстве) изменение, закрепляющее обязательное введение процедуры финансового оздоровления для некоммерческих организаций.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что разработанные автором положения могут быть использованы в процессе изучения теории несостоятельности, специфических организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Материалы работы могут стать основой для последующих изысканий по данной проблематике.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства. Отдельные результаты могут стать полезными для правоприменительных органов и арбитражных управляющих. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть использованы при изучении курсов «Гражданское право», «Предпринимательское право», спецкурсов «Конкурсное право» и «Юридические лица», для подготовки учебной и учебно-методической литературы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Выводы и основные положения исследования нашли отражение в четырех научных публикациях, освещены в выступлениях на научно-практических конференциях.

Структура работы обусловлена целью и задачами диссертационного исследования и включает в себя введение, три главы, состоящие из шести параграфов (третья глава — параграф), заключения, библиографического списка.

class1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

Некоммерческие организации как субъекты несостоятельности

Согласно статье 2 Гражданского кодекса извлечение прибыли представляет собой результат предпринимательской деятельности. Законодательство Российской Федерации не содержит иной возможности получения прибыли иначе, как в результате ее осуществления. Поэтому для коммерческой организации предпринимательская деятельность должна быть основным видом деятельности, для некоммерческой — неосновным.

Таким образом, законодатель в качестве одного из критериев разграничения организаций избрал соотношение извлечения прибыли с другими целями этих организаций. Если извлечение прибыли имеет первостепенное значение, то такая организация является коммерческой. Если организация нацелена на осуществление бесприбыльной деятельности, она относится к некоммерческим организациям.

Наблюдение как процедура банкротства при несостоятельности некоммерческих организаций

Наблюдение — новая процедура, не известная ни Закону 1992 г., ни дореволюционному конкурсному законодательству — она была новеллой Закона 1998 г.; сохранилась данная процедура и в Законе 2002 г. Основная цель наблюдения — достижение баланса интересов должника и кредиторов, предотвращение возможных злоупотреблений. Наблюдение вводится независимо от того, какой субъект инициировал возбуждение производства по делу о банкротстве1.

В силу прямого указания Закона о несостоятельности наблюдение вводится не во всех случаях; выделяются категории субъектов, к которым данная процедура не применяется. К этим субъектам относятся:

Для всех этих категорий должников не проводится ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление — возможно только конкурсное производство и мировое соглашение.

Наблюдение осуществляется до первого заседания суда, которое в соответствии со ст. 51 Закона должно состояться не более чем через 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ранее этот срок равнялся 3 месяцам).

С момента введения процедуры наблюдения должник — некоммерческая организация — продолжает функционировать, но для него вводится особый режим, в рамках которого создаются механизмы, позволяющие пресечь возможные злоупотребления со стороны руководства должника, не прибегая к аресту имущества должника. После введения наблюдения на должника налагаются определенные ограничения1.

Особый режим устанавливается, во-первых, для сделок; во-вторых, для некоторых иных юридических действий (решений, принимаемых должником).

Кроме того, в п. 2 ст. 64 выделяется группа действий, совершение которых должником — некоммерческой организацией возможно, но с согласия временного управляющего (при этом в необходимых случаях, в соответствии с законодательством и учредительными документами, руководитель будет обязан получать и согласие органов управления юридического лица). Это следующие действия: распоряжение любым имуществом (как недвижимым, так и движимым), балансовая стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; получение и выдача займов : (кредитов); выдача поручительств и гарантий; уступка прав требования, перевод долга; учреждение доверительного управления имуществом должника.

Ликвидационные процедуры в отношении некоммерческих организаций

Соответственно, только при отказе кредиторов от принятия неликвидного имущества оно передается учредителям (участникам). Заметим, что обязанности их уведомлять у конкурсного управляющего нет, поэтому учредители (участники) должны сами позаботиться о том, чтобы получить информацию о наличии неликвидного имущества и написать заявление о его приобретении. В противном случае (при отсутствии заявлений) конкурсный управляющий совершенно правомерно передаст имущество органам местного самоуправления по месту нахождения имущества (обратим внимание -речь не идет о месте государственной регистрации должника).

После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника — юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Погашенными считаются следующие требования: — не признанные установленными в соответствии с Законом (если кредитор, получив возражения, не обратился в суд); — не заявленные в конкурсном процессе; — по обязательствам, прекратившимся отступным либо зачетом в соответствии с п. 8, 9 ст. 142 Закона о несостоятельности.

Рассмотренная конструкция интересна тем, что позволяет обозначить серьезные теоретические проблемы, которые будут иметь практическое значение.

В случае, если у арбитражного суда не возникает никаких сомнений в правильности сведений, содержащихся в отчете, он выносит определение о завершении конкурсного производства (представляется, что это определение подлежит отмене в случае обнаружения какого либо имущества должника до исключения его из реестра юридических лиц2.

Оцените статью
Добавить комментарий