- Новый закон о банкротстве может быть принят в весеннюю сессию
- Новый закон о банкротстве: плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Право»
- Текст научной работы на тему «Новый закон о банкротстве: плюсы и минусы»
- Новый закон о банкротстве может быть принят в весеннюю сессию
- Роль саморегулируемых организаций
- Новый закон о банкротстве: оценка эффективности
Новый закон о банкротстве может быть принят в весеннюю сессию
Retail & Loyalty: Как можно оценить деятельность арбитражных управляющих с СРО, можно ли говорить, что в стране появился эффективно действующий институт профессиональных специалистов, деятельность которых способствует восстановлению деятельности попавших в процедуру банкротства предприятия?
Новый закон о банкротстве: плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Право»
Текст научной работы на тему «Новый закон о банкротстве: плюсы и минусы»
Новый закон о банкротстве: плюсы и минусы
руководитель Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству
Следует обратить внимание на то, что в настоящее время процедуры банкротства пока проводятся по трем законам: по закону от 1992 года (таких дел осталось немного), многочисленные процедуры по закону от 1998 года, и началось проведение процедур банкротства по новому закону. Среди тех процедур, которые проводятся согласно новому закону, практически отсутствуют заказные банкротства (во всяком случае их количество сведено до минимума). Это объясняется тем, что теперь начать процедуру банкротства чрезвычайно сложно: надо получить решение суда, оно должно вступить в законную силу, документы должны быть переданы приставу. Теперь собственники, акционеры и учредители имеют возможность доказать наличие или отсутствие долга. В соответствии с новым законом каждый долг
вносится в реестр только после соответствующих определений суда. Это является серьезным контролем со стороны суда за законностью так называемых заведомо незаконных долгов. Прежде реестр вели арбитражные управляющие, которые по собственному усмотрению могли как включить долг в реестр, так и исключить его.
Появилась новая процедура- финансовое оздоровление. И если в качестве кредиторов выступают представители уполномоченного органа, мы всегда предлагаем должникам обратиться к такой процедуре, как финансовое оздоровление, т. е. предлагаем им самим расплатиться по долгам в течение одного года. К сожалению, мы получаем массовые отказы. Причем отказываются именно должники, потому что сумма долга достигает такой величины, что они уже не имеют реальной финансовой возможности расплатиться с долгами перед кредиторами в полном объеме.
В то же время появление нового закона не решило всех проблем и прежде всего проблему преднамеренного банкротства. Более того, количество преднамеренных банкротств не уменьшается. Известно, что преднамеренное банкротство — это те преступления, которые совершаются в области корпоративного законодательства и могут быть выявлены только при проведении процедуры банкротства (статья 196 Уголовного кодекса Российской Федерации). Проблема преднамеренного банкротства должна быть перенесена из области банкротства, где эти серьезные преступления лишь выявляются, в область корпоративного законодательства, в котором необходимо предусмотреть нормы, исключающие возможность преднамеренного банкротства.
В 2003 году принципы работы с предпри-ятиями-банкротами изменились во всем мире. В течение последнего времени я принимала участие в трех международных кон-
В России процедура мирового соглашения применяется не часто. В первую очередь это обусловлено тем, что для коммерческих кредиторов законом предусмотрена возможность заключения договора о финансовом оздоровлении на срок до 2-х лет, а мировое соглашение — на неограниченный срок, во-вторых, на государство, которое стоит с ними в одной очереди на погашение долгов, не распространяется принцип пропорциональности возвращаемых в результате процедуры средств, и, в-третьих, срок, на который возможно заключить мировое соглашение и в течение которого можно провести процедуру финансового оздоровления, законом не определен. В
ФСФО России уделяет серьезное внимание так называемым ликвидационным процедурам, т. е. конкурсному производству. В этом случае важно, несмотря на ликвидацию юридического лица, пытаться сделать все возможное, чтобы максимально сохранить бизнес и рабочие места. О результативности указанной процедуры свидетельствуют следующие факты: в 2003 году именно в ликвидационных процедурах сохранено 55,9 процента рабочих мест путем создания новых предприятий и производств. В общем было сохранено около 60 процентов объема бизнеса. Я надеюсь, что закон о банкротстве № 127-ФЗ, согласно которому будет проводиться основное количество процедур, даст возможность сохранить каждое рабочее место и бизнес в целом в ходе процедуры банкротства.
Хочу отметить и такой положительный момент, как предоставление государству права голоса. Теперь в случаях, когда предприятие имеет значительное количество кредиторских задолженностей перед государством, последнее имеет возможность влиять на процедуру банкротства.
Но все же, на мой взгляд, самое важное -это разрешенное законом создание само-регулируемых организаций (СРО). В течение 2003 года очень серьезно обсуждалось,
Итак, закон принят, работает и, несмотря на то, что он, безусловно, требует изменений, и они, естественно, в течение 2004 го-
да будут внесены (наверное, будут вноситься и в последующие годы), уже сейчас можно утверждать, что новый закон о банкротстве принес несомненную пользу. Я считаю принципиальным, что согласно новому закону государство в лице Правительства Российской Федерации в процедурах банкротства осуществляет политику (статья 29), направленную на то, чтобы в банкротстве не было криминала, чтобы процедуры банкротства не ложились тяжелым бременем на различные социальные слои общества, и самое, наверное, главное, чтобы банкротства перестали бояться.
В заключение хочу сказать, что одной из главных ошибок считаю то, что процедура банкротства начинается очень поздно, после того, когда предприятие имеет перед государством задолженность в размере три-пять
миллиардов. В этом случае спасти его уже невозможно. При этом при проведении проверок оказывается, что предприятие три, четыре, а то и пять лет вообще не платило налогов! То есть находилось вне правового поля! Конечно, полностью восстановить платежеспособность и спасти такое предприятие только при помощи процедуры банкротства практически невозможно. В развитых странах эта процедура начинается своевременно, что свидетельствует о правильном к ней отношении. Если наше общество перестанет бояться процедур банкротства и будет понимать, что посредством их проведения делается все возможное для спасения бизнеса и сохранения рабочих мест, думаю, что своевременное начало процедур финансового оздоровления и банкротства поможет в развитии системы в целом.
В следующих номерах нашего журнала в рубрике «Земельный вопрос» мы начинаем публикацию большого аналитического материала известного специалиста в области земельных отношений и землеустройства директора Научно-исследовательского института земельных отношений и землеустройства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора Беленького Владимира Рувимовича.
Новый закон о банкротстве может быть принят в весеннюю сессию
МОСКВА, 10 февраля. /ТАСС/. Новый закон о банкротстве может быть принят Государственной думой в весеннюю сессию. Об этом сообщил журналистам первый вице-премьер Андрей Белоусов по итогам совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства.
«Хочу подчеркнуть, что закон имеет революционный характер, и мы надеемся, что он будет принят в весеннюю сессию. Во всяком случае таково решение, поручение президента Российской Федерации. Дальше будем воплощать его в жизнь», — сказал первый вице-премьер.
По словам Белоусова, законодательство о банкротстве сложилось в начале двухтысячных годов и с тех пор системно не менялось. «С тех пор было внесено очень много точечных изменений — более ста. Но системно оно не менялось. И, конечно, за 20 лет это законодательство безнадежно устарело», — отметил он.
Для изменения ситуации был предложен комплекс решений, зафиксированных в поручении президента РФ, который был сформирован по итогам совещания в ноябре 2019 года, отметил Белоусов.
«Это было судьбоносное совещание, и судьбоносный перечень. По сути дела — это техническое задание большого закона. И с тех пор закон этот долго разрабатывался. В его разработке участвовало большое количество организаций, заинтересованных организаций. В том числе объединение товаропроизводителей, банковского сообщества, и так далее. Всего, сейчас могу сказать, поправок в закон, — это порядка пятисот страниц. Конечно, очень много интересов он затрагивает», — подчеркнул первый вице-премьер.
Роль саморегулируемых организаций
Белоусов отметил, что законопроект о банкротстве существенно повышает роль саморегулируемых организаций, объединяющих арбитражных управляющих.
«Третья новелла — очень важная. Это существенное повышение роли организаций СРО, которые объединяют арбитражных управляющих. Эти организации сейчас фактически никакой ответственности за арбитражных управляющих не несут. Теперь они будут отвечать не только деньгами, но и по результатам деятельности самих этих арбитражных управляющих. Вводятся дополнительные требования, повышенные требования, к использованию компенсационных фондов этих саморегулируемых организаций», — сказал Белоусов.
По его словам, есть еще ряд новелл, связанных с ролью Федеральной налоговой службы в этом процессе, в уточнении баланса интересов должника и кредитора.
Ранее сообщалось, что к числу других новелл относится оптимизация процедур банкротства. Вместо пяти процедур новый закон предусматривает две, а также возможность заключения мирового соглашения. Еще одной новелой является новый механизм отбора арбитражных управляющих.
Новый закон о банкротстве: оценка эффективности
С. Юрьев : Исходя из судебной статистики и общего объема работы, количество банкротных дел увеличивается, однако это вряд ли связанно с вводившимся мораторием на банкротство, но скорее со снятием карантина и возобновлением нормальной работы судов.
Retail & Loyalty: В чем необходимость принятия нового закона и чем плох действующий?
С. Юрьев : В текущем законодательстве много неработающих или неэффективно работающих положений, что зачастую приводит к неэффективной защите интересов кредиторов или банкрота, а также к злоупотреблениям со стороны различных лиц. Положения текущего законодательства довольно запутаны и требуют упрощения и унификации со сложившейся судебной практикой.
Retail & Loyalty: Насколько действующий закон является инструментом для передела собственности и что нужно прописать в новом законе, чтобы исключить возможность его использования для передела собственности?
С. Юрьев : Институт банкротства изначально предназначен для перехода объектов от неэффективных к новым собственникам. Злоупотребления бывают везде — и со стороны банкротов, и со стороны кредиторов и арбитражных управляющих. Для минимизации рисков недобросовестных действий необходимо закрепление большей прозрачности процедур банкротства и действий управляющих, ужесточение ответственности управляющих как в рамках законодательства, так и в рамках саморегулируемых организаций управляющих.
Retail & Loyalty: Андрей Белоусов заявил о том, что «”квазирейдеры”, используя пробелы в законодательстве о банкротствах, выводили «триллионы рублей», в том числе за рубеж». Что имеется в виду, какие схемы использовались при этом, каким образом в новом законе можно поставить препоны для такого рода деятельности? ∙ Чьи права в большей степени защищает действующий закон о банкротстве – кредитора или должника?
С. Юрьев : Текущее законодательство направленно на паритетную защиту интересов всех лиц, участвующих в банкротстве, однако оставляет большое количество лазеек для недобросовестных лиц с любой стороны (как для кредиторов, так для банкротов и аффилированных лиц и арбитражных управляющих). Для устранения возможности проведения «контролируемых» банкротств (путём создания искусственной задолженности и соответственно, назначения «карманного» арбитражного управляющего, действующего в интересах лишь одного кредитора) необходимо исключить возможность создания аффилированных задолженностей и разработать процедуры назначения независимого арбитражного управляющего.
Retail & Loyalty: Какие кредиторы наиболее защищены – трудовой коллектив, частные кредиторы, государственные? Стоит ли ожидать изменения баланса в деле защиты прав (должник-кредитор) от нового закона, в какую сторону?
С. Юрьев : Новое законодательство будет направлено не защиту интересов всех лиц, участвующих в банкротстве и будет призвано обеспечить отсутствие злоупотреблений с любой стороны.
Retail & Loyalty: Насколько эффективен действующий закон в части восстановления финансовой состоятельности должника? Чем на практике чаще всего заканчивается дело о банкротстве – восстановлением кредитоспособности предприятия или распродажей имущества и ликвидацией? Почему это происходит?
С. Юрьев : Как правило, в восстановлении финансовой состоятельности должника наиболее заинтересованы текущие собственники должника, которые и предпринимают максимум усилий для восстановления нормальной деятельности должника. Однако, если восстановление невозможно, собственники начинают «спасать» активы предприятия, выводя их с нарушение приоритетности и законодательства в иные подконтрольные лица, нарушая интересы кредиторов. После таких операции иного пути нежели ликвидация и распродажа оставшихся неликвидных активов у должника не остается.
Retail & Loyalty: Должно ли законодательство о банкротстве в первую очередь быть направлено на восстановление деятельности попавшего в сложную ситуацию предприятия?
С. Юрьев : Законодательство должно быть направлено на соблюдение интересов всех участвующих лиц – все кредиторы как правило заинтересованы в получении всей суммы своей задолженности, пусть и в более растянутые сроки, а должник и его собственники – в сохранении действующего предприятия и восстановлении состоятельности предприятия. Соответственно, в большинстве случаев интересы добросовестных лиц должны совпасть, но сохранение должника как действующего лица во много зависит от рыночной конъектуры.
Retail & Loyalty: Как можно оценить деятельность арбитражных управляющих с СРО, можно ли говорить, что в стране появился эффективно действующий институт профессиональных специалистов, деятельность которых способствует восстановлению деятельности попавших в процедуру банкротства предприятия?
С. Юрьев : На данный момент эффективность страдает в силу возможности назначения контролируемых управляющих и слабая подотчетность управляющих СРО. Независимость процедуры назначения управляющих и усиление роли СРО должно привести к положительным результатам.
Retail & Loyalty: Как можно оценить предлагаемые новеллы в закон: замену процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления на сокращение на реабилитационную процедуру по реструктуризации долгов и ликвидацию предприятия-должников, запрет контролирующему бенифициару на назначение арбитражного управляющего, изменение системы выбора арбитражного управляющего, увеличение ответственности СРО арбитражных управляющих в случае нанесения ущерба?
С. Юрьев : Положительно, упрощение законодательства приведет к упрощению и большей транспарентности процедур банкротства, одновременно снизив риски возможных злоупотреблений.