Обязан ли арбитражный управляющий платить страховые взносы

Лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, фсс липецк, социальное страхование,страховые взносы,учет страхователей, сдача отчетности,фсс, форма 4, ф4, fss48, бланки документов, технические средства реабилитации, возмещение вреда, травма на производстве, больничный лист, временная нетрудоспособность, санаторно-курортное лечение, родовые сертификаты, экспертиза временной нетрудоспособности, сдача отчетности в электронном виде

Лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Обязан ли арбитражный управляющий платить страховые взносы

О выявлении конституционно-правового смысла ст. 32 см. Постановление КС РФ от 24.03.2017 N 9-П.

НК РФ Статья 32. Обязанности налоговых органов

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 32 НК РФ

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;

(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

С 01.01.2023 пп. 6 п. 1 ст. 32 излагается в новой редакции (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ). См. будущую редакцию.

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

С 01.01.2023 пп. 7 п. 1 ст. 32 излагается в новой редакции (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ). См. будущую редакцию.

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

С 01.01.2023 в пп. 9 п. 1 ст. 32 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ). См. будущую редакцию.

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

С 01.01.2023 пп. 10 п. 1 ст. 32 излагается в новой редакции (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ). См. будущую редакцию.

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

С 01.01.2023 пп. 10.1 п. 1 ст. 32 утрачивает силу (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ).

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

(пп. 10.1 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

С 01.01.2023 пп. 11 п. 1 ст. 32 утрачивает силу (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ).

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(пп. 11 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

(пп. 13 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

(пп. 14 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

С 01.01.2023 в пп. 15 п. 1 ст. 32 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 239-ФЗ). См. будущую редакцию.

(пп. 15 в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

(пп. 16 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

С 01.01.2023 в пп. 17 п. 1 ст. 32 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 239-ФЗ). См. будущую редакцию.

17) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.

(пп. 17 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.01.2020 N 5-ФЗ)

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

С 01.01.2023 п. 3 ст. 32 излагается в новой редакции (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ). См. будущую редакцию.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2009 N 383-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Частью 3 статьи 2 Федерального Закона № 255 от 29.12.2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) определена категория лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при условии добровольного вступления в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплате за себя страховых взносов, это:

• члены крестьянских (фермерских хозяйств);

• физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой);

• члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Страховое обеспечение указанным лицам предоставляется в случае, если они добровольно вступили в отношения по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и, соответственно, уплачивают страховые взносы. При наступлении страхового случая пособия им выплачиваются, только если за предыдущий календарный год эти лица уплатили страховые взносы. На это указывают нормы ч.3,4 ст. 2, ч. 6 ст. 4.5 Закона № 255-ФЗ.

К иным лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, относятся: арбитражные управляющие, физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (оценщики), и патентные поверенные.

Самозанятые граждане не поименованы в части 3 статьи 2 Закона № 255-ФЗ.

На основании изложенного и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации самозанятые граждане не уплачивают за себя страховые взносы и не подлежат регистрации в Фонде в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

2. Порядок уплаты страховых взносов

Порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно уплачивающими страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулирует ст. 4.5 Закона № 255-ФЗ. Кроме того, также следует руководствоваться Правилами уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 790 (далее — Правила уплаты страховых взносов).

Добровольно участвуя в обязательном социальном страховании по нетрудоспособности и материнству, указанные лица обязаны уплачивать страховые взносы в фиксированном размере (стоимость страхового года), расчет которого выполняется по правилам, установленным ч. 3 ст. 4.5 Закона № 255-ФЗ.

Размер взносов, которые нужно уплатить, определяется исходя из стоимости страхового года.

Страховые взносы уплачиваются в размере 2,9 % от МРОТ, умноженного на 12 месяцев. Взносы необходимо внести за календарный год, предшествующий году, в котором наступил страховой случай, единовременно или по частям, не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном страховании.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов за очередной календарный год до 31 декабря текущего года, правоотношения прекращаются с 1 января следующего года, сумма страховых взносов, перечисленная в течение года подлежит возврату.

Размер пособий зависит от величины минимального размера оплаты труда на момент начала болезни, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, так как средний заработок принимается равным МРОТ.

Размер пособия по временной нетрудоспособности для всех застрахованных лиц определяется в процентном отношении к среднему заработку в зависимости от продолжительности страхового стажа:

• при страховом стаже 8 и более лет – в размере 100 % среднего заработка;

• при страховом стаже от 5 до 8 лет – в размере 80 % среднего заработка;

• при страховом стаже менее 5 лет – в размере 60 % среднего заработка.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период «декретного» отпуска (140 календарных дней – 70 дней до родов и 70 – после, при осложненных родах – 156 дней, при многоплодной беременности – 194 дня) в размере 100 % среднего заработка.

Размер пособий по временной нетрудоспособности определяется по формуле:

1. Размер дневного пособия = МРОТ х n / количество календарных дней в месяце нетрудоспособности

где (или) n = 60% — при страховом стаже предпринимателя до 5 лет;

(или) n = 80% — при страховом стаже предпринимателя от 5 до 8 лет;

(или) n = 100% — при страховом стаже предпринимателя 8 и более лет;

2. Размер пособия = размер дневного пособия х количество календарных дней нетрудоспособности.

• периоды государственной гражданской или муниципальной службы;

• периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Поэтому в страховой стаж предпринимателя входят как периоды деятельности индивидуального предпринимателя, в течение которых он уплачивал страховые взносы, так и периоды работы по трудовому договору (если у него были такие), подтвержденные трудовой книжкой или письменными трудовыми договорами.

Для пособий по уходу за ребенком по формуле:

размер пособия по уходу за ребенком = МРОТ х 40 %, но не менее минимального размера пособия, установленного законодательством.

Для получения пособия в отделение ФСС РФ по месту регистрации вам нужно подать не позднее 6 месяцев с момента восстановления трудоспособности (установления инвалидности), окончания «отпуска по беременности и родам» или достижения ребенком возраста полутора лет:

— письменное заявление о назначении пособий и выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (образец прилагается).

Например, индивидуальный предприниматель И.И. Иванова подала заявление о добровольном вступлении в отношения по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 10 октября 2019 г. Значит, добровольные страховые взносы она должен уплатить не позднее 31 декабря 2019 г.

Полная уплата страховых взносов за текущий год дает указанным лицам право на обеспечение пособиями по страховым случаям, наступившим не ранее 1 января следующего года.

Например, индивидуальный предприниматель И.И. Иванова уплатила за 2020 г. страховые взносы. В апреле 2020 г. она родила. Предпринимателю будет выплачено пособие по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так как с 1 января 2020 г. она имеет право на получение данного вида страхового обеспечения.

Независимо от того, когда конкретно в течение года указанные лица вступили в добровольные правоотношения по обязательному социальному страхованию, страховые взносы необходимо уплатить в размере стоимости страхового года. Ни Закон № 255-ФЗ, ни Правила уплаты страховых взносов не содержат норм об исчислении и уплате страховых взносов пропорционально периоду, в течение которого они фактически состояли в добровольных отношениях с Фондом социального страхования РФ.

В случае если лица, добровольно вступившие в правоотношения, частично уплатили страховые взносы по нетрудоспособности и материнству, то правоотношения по страхованию с ними также прекращаются с 1 января следующего года. А сумма, уже уплаченная, подлежит возврату (п. 8 Правил уплаты страховых взносов).

Допустим, что индивидуальный предприниматель И.И. Иванова уплатила в 2019 г. за 2020 г. только 2/3 общей суммы взносов по нетрудоспособности и материнству. С 1 января 2020 г. она уже не будет являться участником данного вида страхования. Поэтому в случае наступления периода декретного отпуска в 2020 г. она не будет иметь права на получение пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Та часть страховых взносов, которую И.И. Иванова заплатила за 2020 г., будет ей возвращена.

Если вы решили добровольно уплачивать взносы на социальное страхование, необходимо подать заявление в отделение ФСС РФ.

• В электронном виде через единый портал www.gosuslugi.ru;

· заявление о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Приложение N 2 к Административному регламенту предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2019 г. N 216;

· копия документа, удостоверяющего личность;

· в случае представления документов законным представителем заявителя предъявляется документ, подтверждающий соответствующие полномочия;

Документы, которые региональное отделение запрашивает самостоятельно:

· сведения о постановке физического лица на учет в налоговом органе;

· сведения о постановке на учет в налоговом органе и о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Вы можете представить в ФСС подлинники документов, тогда их копии заверят в самом отделении Фонда. Вас зарегистрируют в течение 3 рабочих дней с момента получения документов и выдадут уведомление о регистрации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В случае изменения места жительства необходимо подать заявление о регистрации в связи с изменением места жительства в качестве страхователя в отделение Фонда по прежнему месту регистрации.

Добровольное страхование и уплата страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай, дает право застрахованному на получение следующих пособий:

• пособие по временной нетрудоспособности;

• единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

• единовременное пособие при рождении ребенка;

• ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

Взносы вам нужно уплатить не позднее 31 декабря года, в котором было подано заявление. Это можно сделать единовременно в любое время в течение года или по частям (один раз в месяц, в квартал, в полгода).

Если взносы в полном объеме не будут уплачены до 31 декабря текущего года, то отношения по добровольному страхованию прекратятся автоматически с 1 января следующего года. Об этом принимает решение отделение и направляет его вам не позднее 20 января следующего года.

Если взносы были уплачены частично, то уплаченная часть взносов будет возвращена вам отделением на счет в банке или почтовым переводом в течение месяца со дня направления решения о прекращении отношений по добровольному страхованию.

Если вы снимаетесь с учета в ФСС РФ, то сумма уплаченных вами в текущем году взносов должна быть возвращена на счет или почтовым переводом в течение месяца со дня, следующего за днем снятия вас с такого учета.

Согласно пункту 2.1 статьи 14 закона № 255-ФЗ лицам, добровольно вступившим в правоотношения, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Обязан ли арбитражный управляющий платить страховые взносы

НК РФ Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 21 НК РФ

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральной территории «Сириус» — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, нормативных правовых актов представительного органа федеральной территории «Сириус» о местных налогах и сборах;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

С 01.01.2023 пп. 5 п. 1 ст. 21 излагается в новой редакции (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ). См. будущую редакцию.

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

(пп. 5.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

С 01.01.2023 п. 1 ст. 21 дополняется пп. 5.2 (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ). См. будущую редакцию.

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

С 01.01.2023 в пп. 9 п. 1 ст. 21 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ). См. будущую редакцию.

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

(пп. 13 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

(пп. 14 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1.1. Налогоплательщики — физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации организована такая возможность, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрены представление в налоговые органы и получение от налоговых органов таких документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

При представлении налогоплательщиком — физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом налогоплательщику — физическому лицу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Взносы в ПФР по доптарифу за работников, которые трудятся в особых условиях, от режима занятости не зависят

КС отметил, что взносы по доптарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории

По мнению одного из экспертов, определение Конституционного Суда окончательно закрепило хоть и в достаточной степени формальный, но прагматичный и экономически обоснованный подход судов к спорной проблеме, направленный, в первую очередь, на пополнение бюджета ПФР. Другой полагает, что в данном деле КС сделал выбор между «коллективными» и «индивидуальными» интересами в пользу первых и определение может негативно сказаться на судебной практике по аналогичным спорам. Третий считает, что позиция Суда понятна: государство, «обжегшись» на повышении пенсионного возраста, не готово больше уменьшать пенсионные платежи, включая доптарифы страховых взносов в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда.

Конституционный Суд РФ опубликовал Определение от 24 декабря 2020 г. № 2890-О, в котором указал, что обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу распространяется на всех работодателей, чьи сотрудники заняты на работах с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной).

Работодатель счел, что у него отсутствовали основания для исчисления в отношении работника страховых взносов по доптарифу

Территориальное управление ПФР вынесло решение о привлечении ООО «Торговый дом “Аврора”» к ответственности за неуплату в 2015 г. страховых взносов по доптарифу в отношении Л., работающего электрогазосварщиком и по совместительству слесарем МСР. Обществу была доначислена недоимка до дополнительному тарифу, и начислены пени.

Общество, полагая, что у него как работодателя отсутствовали основания для исчисления страховых взносов по доптарифу, поскольку Л., занятый на вредном производстве (как сварщик) менее 80% рабочего времени, не обладал правом на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 г. – страховой) пенсии по старости, обжаловало решение в арбитражный суд.

Решением суда, которое впоследствии было поддержано апелляцией и кассацией, обществу было отказано в удовлетворении исковых требований со ссылкой на определения Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800.

В жалобе в Конституционный Суд общество указало, что оспариваемые нормы (ч. 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах, а также абз. 7, 9, 10 ст. 3 и п. 2 ст. 33.2 Закона об обязательном пенсионном страховании и ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС), предусматривающие необходимость уплаты страховых взносов по доптарифу за работников, занятых на работе с вредными условиями труда неполное рабочее время, и тем самым – введение тарифа взносов, не эквивалентного страховому обеспечению в системе ОПС, не учитывают конституционные принципы справедливости и равенства, не имеют экономического обоснования и не соответствуют социально-правовой природе страховых взносов.

КС напомнил специфику взносов на ОПС

Рассмотрев материалы жалобы, КС не нашел оснований для ее принятия к рассмотрению. При этом Суд напомнил, что, в отличие от налогов, страховые взносы имеют правовую специфику. Так, для страхователей-работодателей они являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы, а для застрахованных лиц – материальной гарантией пенсионного обеспечения в случаях лишения возможности иметь заработок (доход) или его утраты в силу возраста, состояния здоровья и т.д. При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления от 24 февраля 1998 г. № 7-П; от 10 июля 2007 г. № 9-П; от 30 ноября 2016 г. № 27-П и др.).

Кроме того, согласно ст. 58.3 Закона о страховых взносах (с 1 января 2017 г. – ст. 428 НК РФ), а также ст. 33.2 Закона об ОПС работодатели, чьи сотрудники трудятся в особых условиях (выполнение работ сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности – тяжелыми условиями), с 1 января 2013 г. обязаны платить страховые взносы по доптарифам с учетом их поэтапного повышения в 2014 и 2015 гг.

Данные законоположения, подчеркивается в определении, не содержат исключений относительно начисления взносов по доптарифу в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в зависимости от режима занятости (полной или частичной). Обязанность по уплате взносов по доптарифу распространяется на всех работодателей, чьи работники трудятся в особых условиях.

При этом, подчеркнул КС, для таких работодателей законодательством предусмотрена возможность применения взамен установленных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона о взносах (с 1 января 2017 г. – п. 1 и 2 ст. 428 НК) доптарифов взносов в ПФР на финансирование страховой пенсии, доптарифов (в том числе нулевого тарифа), дифференцированных в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, а также класса условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о взносах; с 1 января 2017 г. – п. 3 ст. 428 НК).

Данное правило, напомнил Конституционный Суд, было введено параллельно с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», основной целью которого является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты взносов в ПФР и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

Что касается довода заявителя о несоответствии оспариваемого регулирования правовым позициям КС, изложенным в Постановлении от 23 декабря 1999 г. № 18-П, то, как указал Суд, в данном постановлении рассматривался вопрос о тарифах страховых взносов в ПФР для самозанятых граждан – индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав КФХ, а также адвокатов, имеющих статус как плательщиков страховых взносов, так и получателей страхового обеспечения, а заявитель к данной категории не относится.

Эксперты оценили выводы КС

Комментируя «АГ» определение, партнер практики «Страхование» АБ КИАП Дмитрий Шнайдман отметил, что выводы КС окончательно закрепили правоприменительную практику, которая сложилась по вопросу правомерности исчисления и уплаты работодателем дополнительных тарифов страховых взносов в отношении любых выплат в пользу работников, занятых на видах работ с особыми условиями труда, перечень которых закреплен соответствующими нормативными актами.

Основным предметом разногласий в спорах между ПФР и юрлицами по данному вопросу, заметил эксперт, являлась обязанность уплаты указанных тарифов в случае, когда работник был занят на соответствующих работах менее 80% рабочего времени. «Поскольку в данном случае работник не обладает правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работодатели полагали, что у них отсутствует обязанность для начисления и уплаты взносов по доптарифам с выплат, произведенных этим работникам», – пояснил он.

До 2018 г., добавил Дмитрий Шнайдман, такие споры в основном разрешались в пользу работодателей, поскольку суды соглашались с позицией о том, что если у конкретного работника в силу его неполной занятости на работах с особыми условиями нет права на досрочную пенсию, то и работодатель не обязан финансировать дополнительными страховыми тарифами ее досрочный характер в отношении данного работника.

Таким образом, заключил эксперт, определение не изменило, а окончательно закрепило хоть и в достаточной степени формальный, но прагматичный и экономически обоснованный подход судов к спорной проблеме, направленный, в первую очередь, на пополнение бюджета ПФР.

По мнению адвоката АП Тульской области Дмитрия Анищенко, в данном деле КС сделал выбор между «коллективными» и «индивидуальными» интересами в пользу первых. «Как неоднократно указывал Верховный Суд (определения от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800; от 7 сентября 2018 г. № 309-КГ18-5069; от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 16 июля г. 2018 № 309-КГ18-5069), особенностью страховых взносов, уплачиваемых по доптарифам, является их “солидарный” характер: из положений ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС следует, что дополнительный тариф, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на вредных видах работ», – отметил он.

Именно на этом факте, пояснил эксперт, выстроил свою позицию Конституционный Суд в рассматриваемом определении: не так важно, получит ли конкретный работник право на досрочную пенсию, – главное, что будет создан «источник» для ее финансирования для других работников, занятых на вредном производстве, чье право на досрочную пенсию однозначно и не оспаривается (эта логика изложена на стр. 7–8 определения).

Как считает эксперт, данное определение может негативно сказаться на судебной практике по аналогичным спорам. «На сегодняшний день суды в основном придерживаются позиции о том, что право на назначение досрочной пенсии должно корреспондировать обязанности страхователя уплачивать взносы по доптарифу. То есть если отдельные периоды трудовой деятельности застрахованного лица не подлежат включению в расчет трудового стажа для назначения досрочной пенсии, то и взносы по доптарифу за эти периоды уплачиваться не должны (постановления АС Северо-Западного округа от 23 июля 2020 г. № Ф07-7298/2020 по делу № А13-21007/2019; АС Центрального округа от 14 марта 2018 г. № Ф10-60/2018 по делу № А14-3052/2017 и от 11 октября 2017 г. № Ф10-3959/2017 по делу № А14-15419/2016)», – пояснил он.

Таким образом, по мнению Дмитрия Анищенко, КС отринул данный принцип, указав, что обязанность работодателя уплачивать взносы по доптарифам не должна ставиться в зависимость от права конкретного застрахованного лица на досрочную пенсию, поскольку «бенефициаром» таких страховых взносов является не конкретный человек, а «неопределенная группа работников», занятых на вредном производстве.

Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин считает, что позиция КС в данном случае понятна: государство, сильно «обжегшись» на повышении пенсионного возраста, не готово больше никаким образом уменьшать пенсионные платежи, включая дополнительные тарифы страховых взносов в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда.

«Вопрос, который на самом деле возник в данном деле, гораздо более “неудобен” для государства: в чем социально-экономический смысл доптарифа страховых взносов на работников с вредными условиями труда, если эти деньги, уплаченные работодателем, на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах, не зачисляются? – пояснил он. – То есть денежные средства, уплаченные в рамках доптарифа страховых взносов на конкретного работника с вредными условиями труда, размер пенсии этого работника не увеличивают, а учитываются “в составе солидарной части тарифа” и могут быть потрачены ПФР не на выплату пенсии конкретному работнику, занятому на работах с вредными условиями труда».

Этот в целом частный вопрос, добавил Роман Речкин, вытекает из общего вопроса о построении российской пенсионной системы, которая в принципе не основана на каких-то разумных социально-экономических принципах: размер пенсии конкретного лица определяется на основании произвольного расчета и реально не зависит ни от продолжительности работы, ни от размера взносов, перечисленных работодателем. «Более того, государство регулярно и в одностороннем порядке меняет правила начисления пенсий – например, “замораживая” накопительную часть, что означает искусственное занижение размера пенсии для всех лиц, так как “замороженная” часть попросту не учитывается в расчете платежей, эту самую пенсию формирующих», – заключил он.

Оцените статью
Добавить комментарий