Греческий кризис и европейская помощь. История вопроса

Греция как новый Lehman Brothers

Напряженность вокруг выхода Греции из еврозоны приближается к точке кипения. И чем она сильнее, тем более четко европейские политики должны вспомнить главный урок, который преподал им крах Lehman Brothers: все составляющие глобальной финансовой системы взаимосвязаны, и это чревато непредсказуемыми последствиями для всего мира. О том, каковы могут быть эти последствия, рассуждает корреспондент FoxBusiness.com Мэтт ИГАН.

Выход Греции из еврозоны на этой неделе стал еще более вероятным, если учесть, что европейские политические лидеры начали просчитывать возможные варианты развития событий, не дожидаясь греческих выборов в следующем месяце, а финансовые рынки вновь забили тревогу.

Разумеется, между крахом Lehman Brothers и нынешними событиями есть очевидные различия, но есть и пугающее сходство.

«По-моему, в случае с Lehman взаимосвязанность «мировой финансовой системы» не оценили по достоинству. То же самое я вижу и в случае с Грецией», — отмечает Марк Чандлер, глава валютного подразделения компании Brown Brothers Harriman.

Во время кризиса, связанного с Lehman, американские политики чересчур «пренебрежительно» относились к возможным последствиям, а их заявления сводились к следующему: «Извините, Lehman мы спасти не можем, но остальные проблемы решим». Но они и понятия не имели, что это будут за проблемы», — добавляет Чандлер.

Исключение Греции «заразно» для всех

Некоторые представители финансового рынка убеждены, что еврозона должна исключить Грецию. А ее пример должен послужить предупреждением для других стран, обремененных долгами, в частности, Испании, Португалии и Италии, с тем чтобы они привели свои дела в порядок.

«Это серьезная угроза. Исключение Греции должно продемонстрировать наличие политической воли и заставить прочие страны придерживаться установленных правил, а не то…» — поясняет Кэм Харви, профессор финансов Университета Дюка.

Подобные заявления вызывают в памяти попытки экс-министра финансов США Генри Полсона и других чиновников ограничить вредоносное влияние банкротства Lehman Brothers.

Как бы то ни было, некоторые аналитики называют цену, в которую обойдется исключение Греции из еврозоны (включая ущерб от распространения ее проблем на другие страны): от 500 млрд до 1 трлн евро, или 639 млрд и 1,28 трлн долларов США соответственно.

«Последствия могут быть весьма серьезными, а распространение проблем на другие слабые экономики будет трудно остановить», — написал в своем докладе в понедельник Майк Райан, старший инвестиционный стратег компании UBS.

Удар по банковской системе

Поскольку кризис распространяется подобно «эффекту домино», следующими его жертвами станут те, кто послабее. В 2008 году такими слабыми игроками стали Merrill Lynch и Morgan Stanley, после чего в дело пришлось вмешаться американскому правительству.

В Европе же, как убеждены аналитики, рынок ударит по Испании и Италии — ставки по гособлигациям этих стран резко взлетят, и в итоге эти бумаги могут быть вообще удалены с торгов.

«Сначала «выдавят» Грецию, а затем почему бы Португалии не стать следующей? Это скользкая дорожка. Если выдавить зубную пасту из тюбика, то запихнуть ее обратно будет очень непросто», — предостерегает Чандлер.

Греческая проблема, подобно метастазам, опутает все банки региона; точно тем же некогда грозил крах Lehman. Если банкам страны придется эмитировать драхмы вместо евро, то вкладчики в других проблемных странах тоже начнут изымать свои деньги со счетов, что угрожает всей европейской банковской системе.

«Я разделяю мнение о том, что в случае исключения Греции последствия для еврозоны, для ее финансовой системы и реальной экономики будут чрезвычайными», — констатировал бывший премьер-министр Греции Лукас Пападемос в интервью The Wall Street Journal на этой неделе.

Конечно же, эти прогнозы относительно перспектив Греции кому-то представляются чересчур мрачными.

В конце концов, у политиков было предостаточно времени на то, чтобы предугадать возможный выход из еврозоны как Греции, так и другого государства. И это представляет собой разительный контраст с ситуацией 2008-го, когда падение Lehman, казалось, захватило американское правительство врасплох.

«Ничего неожиданного тут нет. Мы наблюдали такое положение дел годами, и еврозона предлагала Греции поддержку много раз», — напоминает Харви.

Джен Рэндолф, директор подразделения суверенных рисков компании HIS Global Insight, отмечает, что и у Европейского центробанка (ЕЦБ), и у прочих правительственных структур было достаточно времени на укрепление проблемных банков и на то, чтобы убедить частных инвесторов списать часть греческого долга. «У Европы есть план действий на случай дефолта, чтобы смягчить возможный шок», — утверждает он.

Как указывает Харви, меры по подготовке к исключению Греции должны предотвратить хаос и панику, подобные тем, которые породило в свое время банкротство Lehman.

Несмотря на то что греческая сторона разыгрывает карту «заражения кризисом» в ходе переговоров, «это партия в покер, которую Греции не выиграть», добавляет Рэндолф. «МВФ и Германия и глазом не моргнут. Такова сущность европейской политики — балансировать на краю. Хорошо хоть, до военных действий не дошло», — заключает он.

Еще одно коренное различие между Грецией и Lehman Brothers заключается в том, что банк после своего падения практически прекратил свое существование, разорив акционеров. А вот страна и народ останутся и в случае выхода Греции из еврозоны.

«Много говорится о минусах, которыми грозит отказ от евро. А каковы же плюсы?» — задается вопросом Харви.

В частности, он полагает, что девальвация драхмы сделает греческий госдолг более управляемым, увеличит экспорт, снизит стоимость рабочей силы и ускорит экономический рост.

Финансовые рынки ежедневно балансируют между этими двумя возможными прогнозами.

Так, в среду евро упал до уровня, невиданного с августа 2010 года, а для индекса Dow Jones 14 из последних 16 торговых сессий завершились снижением — подобного не случалось с августа 1982-го.

Если учесть, насколько инвесторы просчитались в 2008 году в самом начале падения Lehman Brothers, то понятно, почему сегодня они предпочитают быть осторожнее в своих прогнозах.

«Вполне обоснованно ожидать от ЕЦБ и европейских властей мер по предотвращению распространения кризиса на другие страны в случае исключения Греции. Однако если вспомнить опыт последних двух-трех лет, то уверенности в успехе их действий нет», — подытоживает Райан.

Наталья ЧЕРКАШИНА, специально для Banki.ru

ntttu0412u044b u043du0435 u0430u0432u0442u043eu0440u0438u0437u043eu0432u0430u043du044b u043du0430 u0441u0430u0439u0442u0435.ntt ntt

Греческий кризис и европейская помощь. История вопроса

Греческий кризис и европейская помощь. История вопроса

Греция является членом еврозоны с 2001 г. К началу 2000-х гг. страна имела относительно сбалансированный бюджет (дефицит порядка 5%) и средний размер внешнего долга (около 50 млрд евро или менее 25% ВВП).

Росту госдолга препятствовали высокие ставки по его обслуживанию, в связи с чем правительство с осторожностью привлекало внешние займы. С вхождением в еврозону Греция получила возможность брать более дешевые кредиты в евро, был зафиксирован рост иностранных инвестиций.

На фоне относительной финансовой стабилизации были увеличены зарплаты госслужащим и социальные выплаты.

Темпы роста ВВП Греции достигали 5-6%, безработица составляла порядка 8-10%. При этом начиная с середины 2000-х гг. в Греции ухудшилась собираемость налогов, также Еврокомиссия выявила факты фальсификации официальной финансовой статистики страны.

В результате экономической политики произошла разбалансировка бюджета. Греция как член еврозоны лишилась возможности покрывать дефицит бюджета за счет эмиссии (в еврозоне этим занимается Европейский центральный банк, ЕЦБ), и правительство страны было вынуждено прибегнуть к внешним займам (основными кредиторами стали Франция и Германия).

Первые признаки финансово-экономического кризиса появились в 2009 г., когда дефицит бюджета достиг почти 13% ВВП, а государственный долг превысил 300 млрд евро (115% ВВП). В результате экономика Греция оказалась на грани дефолта, так как не могла платить по ранее взятым кредитам. Опасаясь дефолта, инвесторы стали продавать греческие гособлигации, что существенно осложнило рефинансирование госдолга. По итогам 2009 г. ВВП Греции сократился на 3,3%.

В мае 2010 г. была принята первая европейская программа финансовой помощи Греции. Она предусматривала кредит несколькими траншами от ЕС и МВФ на общую сумму 110 млрд евро на 2010-2012 гг. Греческое правительство в свою очередь, приняло по требованию ЕЦБ, Еврокомиссии и МВФ (так называемой «тройки») программу жесткой экономии, пошло на ряд непопулярных мер, призванных сократить расходы и повысить доходы бюджета. Падение ВВП в 2010 г. достигло 5,4%.

В 2011 г. ситуация в экономике Греции ухудшилась еще сильнее из-за бегства инвесторов в связи с общим кризисом в еврозоне. К середине года госдолг страны составил уже 350 млрд евро (170% ВВП), падение ВВП по итогам года — 8,9%, безработица достигла 15%.

На внеочередном саммите ЕС в октябре 2011 г. было принято решение о предоставлении Греции второй программы помощи в размере 130 млрд евро в 2012-2014 гг. (подписана 1 марта 2012 г.).

Выделение этого пакета помощи было оговорено несколькими условиями, главное из которых — обмен частными инвесторами греческих облигаций на новые с 50-процентной скидкой (с 206 млрд евро до 100 млрд евро; программа ПСИ). Целью было снижение госдолга Греции до 120% ВВП к 2020 г.

Меры экономии для принятия второго антикризисного пакета предусматривали сокращение государственных расходов на 3,3 млрд евро, в том числе уменьшение на 22% минимальной зарплаты с 750 евро до 580 евро в месяц (для молодежи до 25 лет — на 32%, до 490 евро), внедрение единой сетки зарплаты во всех государственных организациях, снижение пенсий на 7-15%, либерализацию рынка труда, сокращение военных расходов на 300 млн евро, а также дополнительную экономию в размере 325 млн евро, которые еще нужно было изыскать в бюджете. Вводился новый график приватизации, предусматривалось проведение налоговой реформы.

В октябре-ноябре 2012 г. Греция, МВФ и ЕС договорились о продлении второго антикризисного пакета до 2016 г. с его расширением на 20 млрд евро. При этом власти Греции одобрили новые меры экономии, предусматривавшие сокращение пенсий на 5-15%, увеличение пенсионного возраста с 65 до 67 лет, дополнительные сокращения зарплат у госслужащих.

Планировалось, что с их помощью Греция сэкономит 13,5 млрд евро. Дополнительные меры экономии для выплаты кредитов объемом 2,5 млрд евро были приняты в июле 2013 г. (предусматривали сокращение госслужащих).

После принятия этих мер темпы падения ВВП замедлились до 6,6 в 2012 г. и 3,3 в 2014 г. В 2014 г., по данным Еврокомиссии, был даже зафиксирован рост в 1%. При этом пик уровня безработицы (28%) был зарегистрирован в середине 2013 г., к началу 2015 г. безработица составляла 26%.

Непопулярность мер экономии вызвала массовые протесты в стране и в итоге привела к поражению правящей партии «Новая демократия» на парламентских выборах 2015 г. Новым премьер- министром страны стал лидер Коалиции радикальных левых сил СИРИЗА Алексис Ципрас, который пообещал, что Греция перестанет брать новые кредиты и откажется от мер жесткой экономии.

По состоянию на конец III квартала 2014 г., общая сумма государственного долга Греции составляет, по данным Евростата, 320 млрд евро (175% от ВВП). Всего в 2012-2014 гг. Греция получила от МВФ, ЕС и других источников 162,7 млрд евро. В 2015-2016 гг. потребности страны в кредитах оценивались Еврокомиссией в 20 млрд евро.

К началу 2015 г. Греция вернула около 10 млрд из приблизительно 45 млрд евро кредита, приходившегося на долю МВФ.

4 июня Афины сообщили об отсрочке очередного платежа по кредиту МВФ с 5 до 30 июня. 30 июня страна должна была выплатить 1,6 млрд евро. При этом ведутся переговоры о разблокировке ранее запланированного транша кредита в 7,2 млрд евро от МВФ, ЕС и европейских стран.

Среди условий для выделения кредита — повышение пенсионного возраста до 67 лет и сворачивание дополнительных выплат малообеспеченным пенсионерам, отмена льгот по НДС для греческих островов и повышение налогов для бизнеса. С этими предложениями не согласна правящая коалиция в Греции (СИРИЗА и «Независимые греки»).

27 июня 2015 года на экстренном заседании Еврогруппы международные кредиторы объявили, что истекающий 30 июня срок действия программы финансовой помощи Греции не будет продлен без согласования плана реформ в этой стране, и Афины не получат отсрочки по выплатам Международному валютному фонду (МВФ) в размере €1,6 млрд. В тот же день премьер-министр Греции Алексис Ципрас объявил о проведении экстренного всенародного референдума в начале июля по вопросу о предоставлении кредита.

30 июня Греция не выплатила в установленный срок свой долг перед МВФ, став первым развитым государством, которое допустило дефолт по своим обязательствам перед этой структурой.

5 июля в Греции прошел референдум, на котором граждане страны решали, принять ли правительству или отклонить проект соглашения, представленный Еврокомиссией, Европейским центральным банком (ЕЦБ) и МВФ на заседании Еврогруппы 25 июня. По итогам плебисцита 61,31% голосовавших высказались против условий соглашения с кредиторами.

6 июля министр финансов Греции Янис Варуфакис ушел в отставку, объяснив это тем, что некоторые члены зоны евро сочли его присутствие на встречах министров финансов нежелательным. На его место был назначен Эвклидис Цокалотос , ранее занимавший пост первого заместителя главы МИД по международным экономическим связям.

7 июля состоялся саммит еврозоны, который обязал Грецию в течение 24 часа предоставить свои предложения по выходу из кризиса, реформам и официальный запрос на новую программу помощи. Саммит также определил 12 июля как крайний срок переговоров по Греции, за которым может последовать выход страны из зоны евро.

8 июля Еврогруппа получила официальный запрос от Греции на третью программу помощи в рамках Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ).

9 июля правительство Греции представило международным кредиторам план более радикальных реформ , направленных на оздоровление государственных финансов. В обмен Афины надеются на усуступки кредиторов и финансирование на сумму в 53,5 млрд евро на покрытие обязательств по госдолгу до конца июня 2018 года.

Греческие предложения включают повышение налога на судоходные компании и отмену льгот по налогу на добавленную стоимость (НДС) для греческих островов, на сохранении которых ранее настаивали Афины. Также правительство Ципраса намерено увеличить НДС для ресторанов, провести пенсионную реформу, составить график приватизации государственного имущества.

В ночь на 11 июля парламент Греции проголосовал за предложения , представленные правительством кредиторам. Он также уполномочил кабинет провести по ним переговоры о заключении соглашения о третьей кредитной программе, рассчитанной на три года.

11 июля Еврогруппа (совет министров стран еврозоны) пришла к соглашению, что финанальное решение по Греции должен принимать саммит ЕС. Министры финансов еврозоны представят свои рекомендации саммиту — или запустить третью программу помощи Греции, либо признать, что Афины не в состоянии даже в отдаленной перспективе выплатить свой долг, поэтому страну ждет дефолт и временное или окончательное исключение из зоны евро.

Главным оппонентом начала третьей программы льготного кредитования Греции по линии Европейского стабилизационного механизма выступал главный кредитор Афин — Германия , которая убеждена в том, что ситуация в Греции зашла слишком далеко и новая программа не даст лучшего результата, чем две предыдущие.

13 июля после 17 часов переговоров саммит еврозоны достиг соглашения по Греции . Были согласованы условия начала переговоров по программе помощи Греции в рамках Европейского стабилизационного механизма (ESM). Объем предполагаемой помощи в итоге может составить от 82 до 86 млрд евро на 3 года . Из них 50 млрд евро будет выделено через специальный фонд для гарантирования третьей программы помощи, а 35 млрд евро обеспечит Еврокомиссия в виде инвестиций в реальную экономику Греции.

Программа помощи должна формироваться на строгих условиях проведения реформ и после одобрения национальными парламентами стран еврозоны, включая парламент Греции.

Также было принято решение о начале обсуждения финансирования Греции на ближайшие три месяца (бридж-кредит — временное кредитование до новой макрофинансовой программы). Скорее всего деньги будут выделены через Европейский фонд финансовой стабильности. Бридж-кредит, согласно источникам, может составить от 7 до 19 млрд евро. Еврогруппа может приступить к конкретной работе по этому вопросу сразу после утверждения парламентом Греции соглашения о реформах.

16 июля греческий парламент принял закон о реформах , которые были согласованы в качестве предварительного условия для начала переговоров между Грецией и другими странами зоны евро о третьей кредитной программе общим объемом от 80 млрд до €90 млрд.

В документе под названием «Срочные меры для проведения переговоров и заключения соглашения с Европейским стабилизационным механизмом» ратифицируется решение саммита еврозоны, состоявшегося 12-13 июля, фиксируются изменения в налоговом законодательстве, в сфере социального обеспечения и страхования и — особенно — ограничение практики досрочного выхода на пенсию.

В этот же день европейский источник сообщил, что Еврогруппа достигла принципиальной договоренности о бридж-кредите Греции на €7 млрд.

Достижение соглашения по кредиту стало возможным после утверждения парламентом Греции нового пакета мер жесткой экономии.

20 июля отделения всех банков открылись в Греции после трехнедельного перерыва, получившего название «банковские каникулы». Тем не менее, контроль движения капиталов сохраняется, поэтому в сутки из банкоматов или банковских касс один человек по-прежнему сможет снять не более 60 евро.

20 июля Греция получила бридж-кредит зоны евро на сумму в €7,16 млрд . Эти средства предназначены для неотложных финансовых потребностей Греции, в первую очередь, на обслуживание внешней задолженности.

22 июля Греческий парламент принял второй закон , необходимый для начала переговоров с международными кредиторами о заключении в ближайшие недели соглашения о третьей кредитной программе.

Закон предусматривает изменения в гражданском процессуальном кодексе, нацеленные на ускорение тянущихся очень долго судебных процессов, меры по продаже с аукционов квартир и домов должников по ипотечным кредитам, а также интеграцию в греческое законодательство директивы ЕС об оздоровлении финансовых институтов.

29 июля в Афинах начался экспертный этап переговоров с миссией «квартета» международных кредиторов (ЕС, Европейский центральный банк (ЕЦБ), Европейский стабилизационный механизм (ESM), а также Международный валютный фонд (МВФ) о третьей кредитной программе на 86 млрд евро, рассчитанной на три года.

По словам представителей греческого минфина, в ходе всех переговоров будут действовать рабочие группы для рассмотрения «финансовых и пенсионных вопросов, трудовых отношений и либерализации рынков товаров и услуг».

Министр финансов Эвклидис Цакалотос заявил, что в ходе переговоров Греция «будет выполнять слово в слово решение Еврогруппы и соглашение, достигнутое на саммите (государств- членов еврозоны)».

11 августа представитель министерства финансов Греции сообщил, что Афины и международные кредиторы достигли соглашения по третьей кредитной программе, рассчитанной на три года. Официальный представитель Еврокомиссии Анника Брайдтхардт в свою очередь отметила, что кредиторы и правительство Греции на техническом уровне достигли соглашения по третьей программе финансовой помощи. «Следующий шаг — оценка и принятие соглашения на политическом уровне», — сказала она.

19 августа парламент ФРГ в ходе чрезвычайного заседания дал «зеленый свет» на предоставление новой финансовой помощи Греции.

Почему греция стала банкротом

Греческий дефолт имеет пока не совсем предсказуемые последствия, как для Греции, так и ЕС, а также всего остального мира. В последних двух случаях эксперты опасаются, что банкротство Греции через эффект домино приведет к аналогичной ситуации в Италии, Португалии и Испании, следствием этого станет распад зоны евро. Кроме того, греческий дефолт может стать спусковым механизмом к новому после 2008-2009 гг. витку финансового и экономического кризиса в мире.

Как оказалось, более всего в Греции пострадают из трансевропейских не германские, а французские банки. Так, в частности, для примера, Credit Agricole рискует лишиться 5.2 млрд евро, BNP Paribas — 2.9 млрд евро, Societe Generale — 400 млн евро. Глава Европейского центрального банка Марио Драги уже дал понять, что хотя он лично поддерживает членство Греции в еврозоне, но не будет сохранять его любой ценой.

Все более и более погружающаяся в социально-экономический кризис Греция, со своей распадающейся экономикой, продемонстрировала изоляцию от своих соседей по Балканам по «македонскому вопросу», который она сама и создала. Значимо и другое — всегда существовавший дисбаланс в регионе между Грецией и Турцией стал еще больше сдвигаться в пользу последней. Это обстоятельство мгновенно сказалось на кипрской проблеме. Греческому Кипру пришлось искать в восточном Средиземноморье дополнительную опору, которую он нашел в лице Израиля. Турецкие же СМИ вбросили в эфир сценарий, согласно которому Турция может заменить Грецию в ЕС, придав дополнительный импульс европейской экономике на фоне нарастающего кризиса.

Грецию обанкротят, но оставят в Евросоюзе

Но банкротство Lehman не стало единственной причиной. Ряд дополнительных факторов подлили масла в огонь, доверие к рынкам было утрачено и в итоге привело к мощному обвалу. Такими факторами стали: неуверенность инвесторов в мерах, предпринимаемых компаниями по выходу из кризиса; опасения кредиторов, что их вложения будут безвозвратно утеряны; и общее ощущение того, что правительства стоят не на стороне инвесторов, а скорее играют против них.

Долговой кризис Евросоюза привел рынки к уверенности в скором банкротстве Греции. Последствия этого дефолта были просчитаны многими экономистами, и все они неутешительны. До тех пор, пока результаты последних встреч лидеров стран Европы не приводили к конкретным шагам на пути к решению проблем, рынки реагировали падением. В прошлый раз банкротство крупного банка, утонувшего в долгах, вызвало мощный кризис.

В отличие от ситуации 2008 года сейчас институциональные инвесторы и крупные игроки уверены в том, что в случае неблагоприятного развития событий правительства придут им на помощь. Последняя «словесная интервенция» от Меркель и Саркози по поводу сохранения Греции в составе Евросоюза вызвала неоправданную эйфорию на всех рынках, хотя структурная проблема не была решена.

ЕЦБ при поддержке ФРС и крупнейших центробанков решил предоставить неограниченную долларовую ликвидность до конца года сроком на 3 месяца. Это уже вполне конкретный шаг для предотвращения банковского кризиса. Зачем неограниченно заливать Европу долларами сроком не на несколько недель, а до конца года?

В случае кризиса финансовым властям Европы хватит ресурсов для поддержки основных банковских институтов (не обязательно при этом спасать всех подряд). Для поддержания доверия в системе может хватить ряда мер, направленных на то, чтобы не допустить массового и мгновенного банкротства большого числа банков в Европе.

В случае дефолта Греции европейским банкам окончательно порежут долларовые лимиты (но будет неограниченное финансирование от ФРС до конца года). Евро стремительно упадет. Доллар вырастет. Фондовые рынки будут падать. Защитные активы улетят в потолок. Их, кстати, довольно сильно сбили вниз перед началом октября (золото, например, с начала сентября опустилось с $1900 до $1788 за унцию. Следующие поддержки — 1750 и 1700/ ozt ).

К сожалению, Грецией сложившая ситуация не ограничивается. Если Португалию с Ирландией монетарные власти могут (скорее всего) аккуратно выкупить, то когда дело дойдет до Испании или Италии — Европа может их и не осилить. Кстати, Италия уже приняла ряд жестких мер по сокращению дефицита бюджета и провела налоговую реформу, которую очень негативно восприняло население страны.

Максим Лобада, эксперт БКС Экспресс

Комментарии

Покупайте ценные бумаги любимых брендов в один клик

Последние новости

Рекомендованные новости

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008– 2022 . ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Оцените статью
Добавить комментарий