Общественные блага и рынок

Общественные блага

При наличии внешних эффектов лица, не являющиеся покупателями и продавцами блага, получают часть его полезности или принимают участие в расходах на него. Рассмотрим предложение благ, продажа которых на рынке приводит к появлению внешних эффектов для большей части населения.

Общественные блага – это такие блага, которые потребляются всеми членами общества, производятся государством, при условии что они приносят существенную выгоду обществу. Общественное благо приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только оно становится доступным для одного человека. Если обеспеченный человек делает ремонт в подъезде дома за свой счет, то результатами ремонта пользуются все жильцы дома. Следовательно, ремонт и благоустройство домов – общественное благо.

Принято различать чистые общественные, чистые частные и квазиобщественные блага. Чистое частное благо – благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат. Чистое частное благо приносит полезность только покупателю этого блага. Каждая единица чистого частного блага может быть продана за определенную плату.

Чистые общественные блага принципиально отличаются от чистых частных благ:

Если чистые частные блага делимы и каждый потребитель приобретает то количества блага, которое ему необходимо, то свойством общественного блага является неделимость. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности пользоваться этим благом. Чистые общественные блага обладают неисключаемостью в потреблении. Они приносят выгоду людям при нулевых предельных издержках.

Многие блага, которые предоставляются за общественный счет, являются общественными благами в незначительной степени. Примером такого квазиобщественного блага выступает образование. Благами образования пользуются прежде всего сами студенты, которые в случае неуспеваемости могут быть отчислены из университета; кроме того, для поступления в университет надо выдержать вступительные испытания, которые удается пройти не всем. Рост числа желающих получить образование приводит к необходимости увеличить затраты на аудиторный фонд, компьютеры, оплату труда преподавателей. Помимо бюджетных расходов на образование, их несут домохозяйства и фирмы, заинтересованные в подготовке кадров.

Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления, что требует найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются глобальные, общенациональные и местные общественные блага.

Глобальные общественные блага либо доступны всем жителям планеты, либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу глобальных общественных благ экономисты относят борьбу с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, стандарты, сокращающие трансакционные издержки, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, фундаментальные научные исследования, международную стабильность.

Анализ глобальных общественных благ представляет значительные трудности. Возникает вопрос, кто именно предоставляет глобальные общественные блага. Последние десятилетия отмечены развитием интеграции в рамках ЕС, когда многие общественные блага перестают быть национальными, становясь общеевропейскими. Как следствие, совершенствуются и изменяются функции многих институтов ЕС, возникают новые механизмы принятия решений, в том числе касающиеся предоставления общеевропейских общественных благ, решаются вопросы об изменении компетенции национальных правительств и институтов сообщества.

К общенациональным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей.

Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т.д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и фонтанов в городском парке.

Поскольку общественные блага являются неделимыми и на них не распространяется принцип исключения, то государство как производитель общественных благ лишено возможности помешать использованию неделимого блага тем, кто не платит за него. Потенциальные же потребители извлекают пользу из общественного блага независимо от того, заплатили они за него или нет, в результате чего их предпочтения не выявляются. Такая ситуация получила название «проблема безбилетника». Она означает, что только правительство может предоставлять эти блага за счет обязательного, не зависящего от индивидуальной предельной выгоды налогообложения физических и юридических лиц. В противном случае они могут быть не предоставлены вообще.

Проблема безбилетника приводит к тому, что показатели рыночного спроса на общественное благо или не существуют, или существенно занижены. Поэтому рыночный спрос на такой товар не создает достаточный доход для того, чтобы покрыть издержки производства, хотя предельная общественная выгода от производства этого блага может равняться предельным издержкам или превышать их. Учитывая эту проблему, попытаемся теоретически определить оптимальный объем производства общественного блага.

Формирование спроса на общественное благо

Рис. 20.5. Формирование спроса на общественное благо

Величина рыночного спроса на частный товар при определенной его цене может быть получена в результате суммирования соответствующих значений индивидуальных функций спроса Da, Db, Dc, Df, т.е.

где η – общее число потребителей данного товара.

Для общественного блага, например для национальной обороны, величина суммарного спроса со стороны п гражданин есть в то же время и величина индивидуального спроса Da, Db, Dc, Df, . ведь каждый гражданин потребляет его или пользуется им в одной и той же степени. Поэтому величина суммарного спроса на какое-либо общественное благо будет в то же время характеризовать и величину индивидуального спроса на него, т.е.

При графическом построении кривой рыночного спроса на частные блага объемы индивидуального спроса Da, Db, Dc, Df. при каждом возможном уровне цены суммируются по горизонтали.

В ситуации с общественными благами, когда каждый индивид потребляет одно и то же их количество, но оценивает его по-разному, кривая рыночного спроса строится посредством суммирования индивидуальных кривых спроса Da, Db, Dc, Df, . по вертикали. Вместо того чтобы складывать количества товаров, на которые предъявлен спрос при любых ценах, как это делается при определении спроса на товар, предназначенный для частного потребления, в случае общественных благ складываются цены, которые люди сообща готовы заплатить за дополнительную единицу общественного блага при любом количестве, на которое предъявлен спрос. Ценой общественного блага для его потребителей являются налоговые платежи, которые они вносят в государственный бюджет.

Таким образом, подводя итог рассмотрению микроэкономики, можно сделать вывод о том, что рынок в процессе функционирования сталкивается с проблемами несостоятельности – случаями, когда он оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Нами были рассмотрены четыре проблемы несостоятельности рынка:

В каждом из этих случаев для разрешения проблемы несостоятельности рынка используется сила государства.

Общественные блага и рынок

Конкурентный рынок отличается эффективным распределением по Парето, когда большая часть изменений улучшает положение одних за счет ухудшения положения других. Вместе с тем имеются нечастые изменения, которые, улучшая положение одних, не затрагивают положения других, называемые улучшением по Парето. Когда нет дальнейших изменений, которые могли бы улучшить положение одних без одновременного ухудшения других, считается, что данное распределение ресурса эффективно по Парето, или оптимально по Парето. Максима, что любое подобное улучшение должно быть использовано, называется принципом Парето.

Практически же конкурентные рынки при распределении ограниченных ресурсов не приводят к реализации принципа Парето. Существует шесть причин — «недостатки (“провалы”, “фиаско”) рынка» — объясняющих, почему рыночный механизм не может привести к подобному эффективному распределению: 1) несостоятельность конкуренции; 2) общественные товары; 3) внешние эффекты; 4) неполные рынки;

5) несовершенство информации; 6) безработица. Кроме того, существуют два дополнительных основания для государственной деятельности в условиях, даже когда рынок эффективен по Парето: 1) социально нежелательное распределение дохода; 2) ошибки оптимизации собственных интересов, требующие патернализма, — более сильного вмешательства, чем просто информирование, предполагающего обязывание людей использовать так называемые обязательные товары (ремни безопасности или начальное образование, прививки). В целом природа рыночной несостоятельности дискуссионна, и сам по себе факт существования спроса на государственное обеспечение не предполагает, что имеется рыночная несостоятельность.

В рассмотренном отношении возникает противоречие между эффективностью и справедливостью, для разрешения которого необходимо обращение от рыночного к государственному механизму перераспределения.

Данную аксиоматику представляется возможным свести к экономическому росту. Экономический рост, вообще говоря, может управляться механизмами рационирования или рынка, центрального управления или голосования. Требование и поощрение быстрого роста экономики имманентно современным демократиям: несмотря на риторику средством смягчения остроты потенциальных конфликтов электората по поводу того или иного распределения, а также остроты негативных последствий ошибок становится рост распределяемого общественного продукта.

Постановка экономического роста в качестве цели означает дискриминацию в отношении тех граждан государства, которые подобную цель не разделяют. Фактически, такая дискриминация имеет место во многих рыночных мероприятиях. Однако она приобретает особую остроту, когда граждане рассматриваются приверженцами образа жизни, ориентированного на рост, тогда как подобный образ не разделяется сторонниками других, альтернативных, образов жизни и потому не может навязываться.

Между тем в отдельных случаях рост в условиях демократии приобретает характер всеобщей цели, которая, казалось бы, и обеспечивает индивидуальную и коллективную идентичность. Эта всеобщая цель, как все государственные цели, должна претендовать на всеобщность. На самом деле, кто же против роста как такового?

Любой человек должен был бы благодаря этому процессу улучшить свое благосостояние. Тогда получил бы разрешение парадокс, что экономическая эффективность обязательно должна питаться социальной несправедливостью. Однако поощрение хозяйственного развития по большей части не достигает цели повышения благосостояния каждого индивида.

Рыночная дискриминация происходит по массовому и маргинальному («средний класс») спросу. Вследствие экономичности крупносерийного производства и связанного с этим удешевления товаров массового спроса в выигрыше оказываются не богатые потребители, а такие, чей платежеспособный спрос приходится на сферу массовых, или обычных повседневных благ. В проигрыше же оказывается спрос на неходовые товары эстетического пользования и товары ремесленного производства.

Таким образом, эволюция взглядов на государство, обусловленная анализом соотношения рынка и общественных благ, представляет собой движение от представлений о том, что главная функция государства сводится к распределению ресурсов, к представлению о роли выравнивания и распределения доходов. Перераспределение доходов, т. е. снижение доходов богатых и повышение благосостояния бедных, рассматривается как основная задача политики. Рост государственных расходов на образование и здравоохранение также обосновывается тем, что необходимо перераспределение доходов.

Своеобразной логикой отличается кейнсианский подход, который начинается с того, что необходимо поддерживать доходы граждан, и заканчивается тем, что этого можно достичь при наличии мощного госсектора, особенно в периоды циклических колебаний.

Представления о миссии государства, вытекающие из различения в функции общественного благосостояния как максимизации экономического потенциала, так и обеспечении равенства существует постольку, поскольку в обществе наряду с представлениями об эффективности имеются определенные представления о справедливости. Анализ формальных и материальных условий справедливости показывает, что не существует общей формулы или общего критерия справедливости, и наблюдается плюрализм теорий справедливости.

Необходимо учитывать реакцию частного сектора на государственные программы, которая может уничтожить ожидаемые от них результаты. Возникают и довольно отдаленные последствия государственных программ, когда их субъекты изменяют свое поведение в соответствии с новыми условиями.

В связи с этим определяется тенденция создания сложных институциональных структур, которые ограничивали бы участников и тем самым минимизировали бы потери от вышеперечисленных причин, либо наоборот усиливающих те или иные стороны человеческой мотивации. В результате в современных западных рыночных обществах сложились системы договорного права, взаимных обязательств, гарантий, торговых марок, мониторинга и проведения законов в жизнь [Норт, 1993, 71]. Следовательно, современный цивилизованный рынок предполагает надежно охраняемые и соблюдаемые права собственности.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

В условиях рыночных сделок возникают ситуации, когда лица, не участвующие в данной операции, несут убыток или получают выгоду. Такое явление называется внешними эффектами или экстерналиями. Внешние эффекты не находят отражение в рыночной цене, поскольку направлены на третьих лиц. При наличии внешних эффектов рынок не в состоянии их успешно нивелировать. Регулирование внешних эффектов осуществляется государством.

Существуют два вида внешних эффектов — положительные и отрицательные.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

Положительные внешние эффекты возникают в том случае, когда в процессе производства или потребления какого-либо товара создается выгода для третьих лиц.

Положительный внешний эффект

Рис. 133. Положительный внешний эффект

Положительный внешний эффект заключается в возможности получения выгоды от третьих лиц бесплатно.

Например, получение платного образования создаст выгоды для студента, обучающегося в платном институте, и для самого учебного заведения. Появление специалистов с высшим образованием будет выгодно всему обществу, возможному работодателю.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что при наличии положительных внешних эффектов товар или услуга потребляются в недостаточном объеме, по сравнению с эффективным, который требуется со стороны общества.

Отрицательные внешние эффекты возникают, к сожалению, чаще и связаны с появлением ущерба для третьих лиц, который им не компенсируется. Наиболее ярким примером является загрязнение предприятием окружающей среды, в результате чего люди, проживающие вблизи такого производства, страдают от загрязнения воздуха, воды, почвы. Производитель экономит на очистных сооружениях и уменьшает свои издержки, а люди, проживающие рядом, вынуждены больше тратить денег на сохранение своего здоровья и на отдых.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

Отрицательный внешний эффект

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

Государственные функции состоят в регулировании внешних эффектов. Этот процесс называется трансформацией внешних эффектов во внутренние или, иначе, интернализацией внешних эффектов. Это достигается путем превращения индивидуальных предельных издержек или полезности в действительно общественные издержки или полезность. Для того чтобы трансформировать положительные внешние эффекты, необходимо к индивидуальной предельной полезности прибавить внешнюю полезность товара. Трансформация положительного внешнего эффекта должна привести к снижению цены, которую платит потребитель, и увеличению потребления товара. На рисунке 13.3 ситуация трансформации внешнего эффекта показана точкой К и соответствующей ей ценой Р2.

Трансформация отрицательного внешнего эффекта приводит к увеличению цены товара и снижению спроса на него.

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: меры государства по защите природы

Государство регулирует внешние эффекты при помощи корректирующих субсидий и корректирующих налогов.

В России в соответствии с Законом об охране окружающей природной среды установлены нормативы допустимого загрязнения в виде предельно допустимой концентрации вредных веществ, предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий.

Задача государства сводится к периодическому контролю за соблюдением этих норм предприятиями. Такой способ регулирования внешних эффектов предполагает использование возможностей технического контроля за состоянием окружающей среды. Вместе с тем он ограничивается этими техническими возможностями.

Очень показательным примером может служить подход к решению проблемы защиты озера Байкал. Защита озера обеспечивается отдельным федеральным законом, который определяет достаточно четкие границы экологических зон, виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории, а также специальные нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал. Однако этот опыт не может быть распространен на всю страну, хотя бы ввиду высокой стоимости его реализации, которая оправдывается только уникальностью озера Байкал. Более того, этот подход не обеспечивает экономической эффективности для других районов.

Оцените статью
Добавить комментарий