- Признаки банкротства для подачи заявления физическим лицом о признании его финансово несостоятельным
- К вопросу о совершенствовании механизма банкротства российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Право»
- Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Александр Сергеевич, Кукукина Ирина Геннадьевна
- Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнов Александр Сергеевич, Кукукина Ирина Геннадьевна
- IMPROVING THE MECHANISM BANKRUPTCY OF RUSSIAN ENTERPRISES
- Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании механизма банкротства российских предприятий»
- Признаки банкротства для подачи заявления физическим лицом о признании его финансово несостоятельным
- Условия и признаки для обращения в суд с заявлением о банкротстве
- Можно ли подать на банкротство, если сумма долга меньше необходимой
- Понятие и признаки банкротства
Признаки банкротства для подачи заявления физическим лицом о признании его финансово несостоятельным
-суммы задолженности по взятым предпринимателем кредитам;
К вопросу о совершенствовании механизма банкротства российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Александр Сергеевич, Кукукина Ирина Геннадьевна
Проведен анализ причины участившихся случаев преднамеренного банкротства хозяйствующих субъектов, в том числе и государственных унитарный предприятий. Научно обоснована необходимость совершенствования механизма банкротства .
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнов Александр Сергеевич, Кукукина Ирина Геннадьевна
IMPROVING THE MECHANISM BANKRUPTCY OF RUSSIAN ENTERPRISES
The analysis of the reasons for frequent cases deliberate bankruptcy economic subjects including state unitary enterprises is conducted. Need to improve the bankruptcy mechanism is justified
Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании механизма банкротства российских предприятий»
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА БАНКРОТСТВА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Существующие в рамках федерального законодательства процедуры банкротства и предназначенные служить инструментом ускорения оздоровления экономики, по-прежнему имеют низкую эффективность и провоцируют торможение развития экономики страны. Это явление затягивает восстановление производственно-технологических комплексов промышленности, предприятий сельскохозяйственного производства, продолжает нивелировать деятельность научных центров. Зачастую банкротство принимает криминальный характер в форме рейдерства или недружеского поглощения. Ежегодно под процедуры банкротства попадают тысячи предприятий, в том числе стратегического значения, деятельность которых связана с национальной безопасностью страны.
Основными причинами банкротства российских предприятий являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия, неэффективный менеджмент и «местечковость» властных структур. Нарушены традиционные хозяйственные связи, падает спрос, трудно прогнозируются изменения в экономической политике правительства, разбалансированы финансовые рынки, плохо согласованы требования налоговых служб, банков, акционеров, вышестоящих организаций. К этому добавляется неумение руководителей проявлять предприимчивость в налаживании выпуска продукции повышенного спроса, выбора рациональной финансовой, ценовой и инвестиционной политики.
Одной из главных причин банкротства во всех формах его проявления является коррупция, поразившая все звенья государственной машины, в том числе и судебную систему, правоохранительные органы. Поэтому в настоящее время количество несостоятельных предприятий в отдельных субъектах Российской Федерации, как и в целом по стране, постоянно увеличивается [5].
Но не только вышеуказанные причины могут служить поводом для преднамеренного банкротства. Для некоторых руководителей организаций термин «получение прибыли» не всегда связан с основным видом деятельности предприятий. Зачастую, получая достаточный уровень доходов от предприятия, решается вопрос о получении сверхдоходов от предприятия. При этом изыскивается возможность незаконного уклонения от налогов, затягиваются расчеты с поставщиками за последнюю партию товара согласно договорам, подается заявление о банкротстве в Арбитражный суд с предварительным выводом работающих активов с предприятия.
Подобный подход к ведению бизнеса помог многим руководителям предприятий разбогатеть, укрываясь законодательством. Наличие «лазеек в законодательстве» применительно к Федеральному Закону №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» наносит экономический ущерб не только государству, но и представителям частного бизнеса в смежных звеньях производства и продаж, регионам и обществу в целом.
Своеобразная «доступность» введения процедуры банкротства для юридических лиц играет на руку нечестным представителям предпринимательской среды. Пробелы в Федеральном Законе и низкий уровень предпринимательской культуры и этики представителей бизнеса при желании наибольшей наживы сопутствуют перестроечной экономике на стадии накопления капитала мажоритарным собственником и частой смене названий и организационно-правовых форм предприятий.
В данной работе будут рассмотрены те законодательные аспекты механизма банкротства, которые способствуют преднамеренной ликвидации предприятия вместе с его значительно наращенными долгами.
Основным признаком для рассмотрения юридического лица, которое может попадать под процедуру банкротства в соответствие со ст. 3 Федерального закона № 127-ФЗ является «неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены» [1].
Ст. 196 Уголовного Кодекса понятие «преднамеренное банкротство» трактует как совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб [2].
Нормативный срок неуплаты денежных требований, равный одному кварталу, бесспорно, является относительно коротким. С одной стороны, этим сроком Правительство РФ оберегает других юридических лиц от негативного воздействия «предбанкротного» состояния юридического лица. Те финансовые заимствования, которые будущий банкрот может привлечь и заведомо не вернуть, будут меньше тех сумм, которые он смог бы привлечь, если бы данный срок был бы равен 6 месяцам или 1 году. С другой стороны, квартальный период мал для некоторых предприятий, у которых производственный цикл прошел бы полную стадию, после которого возможна реализация товара (например, предприятия среднего и крупного машиностроения, сельскохозяйственной отрасли).
В связи с этим обстоятельством столь короткий срок является первой лазейкой для юридических лиц, которые хотят преднамеренно обанкротить и «прибрать к рукам» предприятие, если учесть, что
сумма обязательств в 100 тыс. руб. в современных экономических условиях является незначительной. Достаточно приобрести несколько крупных партий товара или взять небольшой кредит и спустя 3мес. после невыполнения обязательств можно смело начинать процедуру банкротства (прецедентов на этот счет было много, можно хотя бы напомнить ситуацию, когда на заре перестройки малая строительная фирма пыталась обанкротить Металлический завод в г. Ленинград).
Согласно закону №127-ФЗ после 3-х месяцев неспособности расплатиться по своим обязательствам ГУП «Предприятие» подает заявление в налоговый орган о признании его банкротом. Для этого руководству ГУП «Предприятие» достаточно первого дня, т.е. первого апреля 2012 г. Получается, что, не успевая применить процедуру санации, руководство ГУП в рамках законодательства начинает процедуру преднамеренного банкротства. Тем самым доказывается, что срок 3 мес., который в Федеральном Законе принят за рамки определения неплатежеспособности организации, слишком мал. Одновременно подтверждается тот факт, что процедура санации для унитарных предприятий есть не более чем теоретический казус Федерального закона №127-ФЗ.
Далее, согласно закону № 127-ФЗ в результате подачи заявления должника в Арбитражный суд по местонахождению начинаются слушания по делу о банкротстве предприятия.
Одним из немаловажных факторов, который на данном этапе должник может использовать для собственного блага — это право указать в заявлении о банкротстве кандидатуру временного управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегули-руемой организации, членом которой он является). Можно ограничиться наименованием и адресом саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий.
Впоследствии, что постепенно становится не редким случаем в условиях специализации арбитражных управляющих, этот управляющий при положительном решении судьи и собрания кредиторов может стать конкурсным управляющим, который в дальнейшем будет заниматься конкурсной массой предприятия. Такое стечение обстоятельств может привести к договоренности между руководством, которое хочет преднамеренно банкротить предприятие, и конкурсным управляющим. Их общей целью может стать получение максимальной личной выгоды от проведения процедуры банкротства.
Решением этой проблемы может стать отмена права выбора руководством предприятия кандидатуры временного управляющего и принятие этой обязанности судьей, совместно с определенным кругом независимых лиц (участие представителей отраслевых органов власти плюс налоговой службы), выбор саморегулируемой организацией (усиление ответственности СРО) кандидатуры управляющего. Таким образом, нежелательный характер отношений между руководством предприятия и арбитражным управляющим может быть нарушен.
Еще одним пробелом закона № 127-ФЗ, по нашему мнению, является сравнительно большой официальный срок проведения процедуры банкротства (максимально 42 мес.). Т.е., законом определено, сколько времени конкурсному управляющему отведено на завершение процедуры банкротства. Одним из последствий наличия такого длительного срока является полное «проедание» конкурсной массы управляющим на свое вознаграждение и текущие эксплуатационные расходы (вне очереди), т.к. нередко фонд вознаграждения конкурсного управляющего поглощает большую часть конкурсной массы предприятия. Обычно процедура затягивается нерасторопностью и некомпетентностью кон-
курсного управляющего в подготовке документации по основным средствам для дальнейшей их продажи (оформление прав собственности, подготовка технической документации на недвижимость и т.д.). Таким образом, конкурсный управляющий преследует личный интерес — на максимальный срок затянуть процедуры банкротства. Пока длится банкротство, управляющий обеспечен работой и, как следствие, вознаграждением. Как только конкурсной массы становится недостаточно для выплаты собственного вознаграждения, не говоря о покрытии требований кредиторов, управляющий обычно завершает процедуру банкротства в связи с отсутствием средств для дальнейшего ее проведения.
Также нельзя упускать из виду тот факт, что административной или тем более уголовной ответственности ни учредители, ни руководители юридического лица (если они своевременно не инициировали заявление в Арбитражный суд) за банкротство не несут, что, несомненно, «развязывает им руки». Ст. 10 закона № 127-ФЗ только проговаривает, что если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением производства по делу о банкротстве или необоснованным признанием требований кредиторов.
Конечно Уголовный Кодекс РФ предполагает ответственность за преднамеренное (а также фиктивное) банкротство, но на практике в суде очень сложно доказать сам факт преднамеренного банкротства. В реалиях соотношение преднамеренного банкротства к непреднамеренному банкротству, которое было доказано в суде и по которому последовала уголовная ответственность, — один к тысяче.
Вышеизложенное позволяет отметить, что, если внести поправки в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», то можно хотя бы частично защитить интересы кредиторов и бюджетов разных уровней органов власти от «затянутости» процедуры банкротства, смягчить условия проведения санации, чтобы на разных стадиях банкротства кредиторы или государство возвращали хотя бы весомую часть теряемых сумм денежных средств. Сегодня, если исходить из практики, при банкротстве мелких и средних предприятий (в особенности это можно было наблюдать при банкротстве «советских фабрик») с вероятностью в 99 % благодаря стараниям конкурсного управляющего, ни государство, ни кредиторы практически не вернули ни одного рубля из конкурсной массы [4].
Банкротство как явление естественно наносит вред экономике страны, но не меньший вред банкротство наносит, являясь частью рейдерства предприятий или организации.
Рейдерство (от англ. raid, набег, или raider, налётчик) — недружественное поглощение предприятия против воли его собственников, имеющих преимущественное положение в данном предприятии, и/или его руководителя. Захват бизнеса путём рейдерства называют «рейдерским захватом» [3].
По оценкам экспертов ежегодно в России происходит до 70 тысяч рейдерских захватов предприятий. Существуют несколько общеизвестных методов рейдерства предприятий.
Одной из самых распространенных схем рейдерства путем банкротства является инициирование банкротства выбранного предприятия путем создания искусственной массы кредиторской задолженности в целях дальнейшей преднамеренной скупки долгов и одновременного предъявления их к оплате. Мы уже упоминали ранее, что минимальное ограничение по задолженности в соответствии с Федеральный Законом № 127-ФЗ равно 100 тыс. руб.
Чтобы не допустить «недружественных захватов» Правительство РФ и субъекты РФ вводят ответные меры по предупреждению рейдерства.
Мы обратили внимание на первопричины недостатков механизма по введению процедуры преднамеренного банкротства — малая сумма просроченной кредиторской задолженности, затягивание сроков идентификации преднамеренного банкротства, низкая корпоративная ответственность собственников и менеджмента и слабый контроль со стороны институциональной среды. В самих процедурах банкротства, начиная с внешнего управления, предприятие уже не принимает участия, поэтому сами процедуры в большей мере интересны конкурсному управляющему с позиции получения личной выгоды от банкротства.
Признаки банкротства для подачи заявления физическим лицом о признании его финансово несостоятельным
Законодательство о финансовой несостоятельности содержит определенные признаки банкрота физического лица. Их знание необходимо для понимания возможности подачи заявления в арбитражный суд о признании финансовой несостоятельности.
Условия и признаки для обращения в суд с заявлением о банкротстве
Процедура банкротства начинается с подачи физлицом заявления о собственной финансовой несостоятельности. Условия для обращения в арбитражный суд гражданина определены в законе «О несостоятельности» от 2002 года №127-ФЗ.
Здесь приведены две группы условий для заявления о финансовой несостоятельности:
- Случаи, когда подача такого заявления – это право должника, но такую обязанность ему не вменяют.
- Случаи, когда должник обязан подать заявления в суд для того, чтобы избежать ответственности.
Основным признаком для объявления физлица банкротом выступает сумма задолженности перед кредиторами. На дату обращения в суд она должна превысить 500 тыс. р., а сроки неисполнения обязательств по оплате – составить более трех месяцев.
Указанная сумма долга в размере 500 тыс. р. может возникнуть как перед одним кредитором, так и перед несколькими. Гражданина можно признать банкротом независимо от количества кредиторов и величины долга перед ними. В ст. 213.4 127-ФЗ указано, что обязанность обращения должника в суд возникает в случае, если выплата задолженности одним кредиторам повлечет невозможность оплаты в пользу других.
В состав общей суммы задолженности входят обязательства по оплате услуг ЖКХ, внесению обязательных платежей в бюджет, погашению кредитов, оплате ссуд и займов, полученных у физлиц и организаций, прочие обязательства должника.
В ситуации, когда финансовый крах еще не наступил, но гражданин может с большой долей уверенности спрогнозировать возможность своей финансовой несостоятельности, он вправе обратиться в арбитражный суд. При этом ему следует обладать определенными признаками неплатежеспособности по п. 3 ст. 213.6 127-ФЗ:
- Он на текущий момент прекратил все расчеты со своими кредиторами (банками, ломбардами, МФО, частными кредиторами и пр.) и уполномоченными инстанциями (в частности, по налоговым отчислениям).
- Более, чем 10% обязательств остались непогашенными в течение месяца и более после того, как наступили сроки для их исполнения.
- Величина задолженности превысила стоимость имущества должника-физлица.
- Потенциальные поступления денежных средств (в виде зарплаты или иных источников доходов) не дают возможности расплатиться по обязательствам.
- В отношении физического лица прекращены исполнительные производства по причине недостаточности или отсутствия имущества для взыскания.
При возникновении достаточных оснований предположить, что с учетом предстоящих поступлений от доходов деятельности гражданина и возможности погашения долгов он сможет исполнить обязательства в течение непродолжительного периода, то гражданин не может быть признан финансово несостоятельным.
Право на обращение в арбитражный суд принадлежит не только самому должнику, но и его кредиторам, а также государственным инстанциям (например, налоговой службе), ведь процедура банкротства позволяет не только списать задолженность должника, но и погасить его обязательства перед кредиторами из выручки от продажи имущества. Поэтому кредиторы также могут иметь заинтересованность в старте процедуры банкротства.
При этом законодательно предусмотрены разные основания для признания гражданина банкротом по собственному заявлению и на основе инициативы его кредиторов. Для гражданина сумма долга и сроки просрочки не имеют значения, он может обратиться в суд с любыми долгами, которые стали для него неподъемными.
Можно ли подать на банкротство, если сумма долга меньше необходимой
В СМИ достаточно распространенным является миф, что подать заявление на банкротство можно только при соблюдении двух условий:
На самом деле в данном случае речь идет о неверной трактовке норм закона.
При соблюдении вышеуказанных условий заявить о банкротстве вправе кредиторы и уполномоченные инстанции (хотя они не обязаны этого делать), согласно статьям 213.5 и 213.6 127-ФЗ. Если сумма долга перед ними менее 500 тыс. р., а долг не погашается менее 3 месяцев, то они не смогут обратиться в суд с соответствующим заявлением.
В указанной ситуации у должника есть 30 дней на то, чтобы обратиться в суд для признания себя банкротом (по п. 1 ст. 213.4 ФЗ «О банкротстве»). Он не вправе выбирать в такой ситуации, подавать ли ему заявление о банкротстве либо этого делать не стоит.
При неисполнении предписания о подаче заявления на банкротство лицо можно привлечь к административной ответственности по ст. 14.13 КоАП. Административный протокол за совершение подобного проступка составляет ФНС. Величина штрафных санкций за непредоставление заявления о банкротстве в ситуации, когда его подача является обязательной, невелика и составляет 3-4 тыс. р. Но более существенные последствия для должника может иметь другое наказание: по результатам завершения процедуры банкротства с должника не спишут задолженность. То есть он не только лишится всего имущества, но и останется должен своим кредиторам, несмотря на статус банкрота.
Привлечение должника к административной ответственности не лишает его обязанности подать заявления на банкротство. При повторной аналогичном правонарушении в течение года должника привлекают к наказанию по ч. 5.1 ст. 14.13 КоАП. По указанной статье штраф возрастает до 3-5 тыс. р.
Срок давности по привлечению лица к административной ответственности по ст. 4.5 КоАП за нарушение закона о банкротстве увеличен с 1 до 3 лет.
Самому гражданину для инициации своего банкротства совсем необязательно дожидаться просрочки в 500 тыс. р. Он вправе подать соответствующее заявление при любой сумме долга при соблюдении некоторых условий (размер задолженности превысил стоимость имущества, более 10% суммы долгов просрочено, должником были прекращены расчеты с кредиторами, в отношении должника прекратили исполнительное производство).
При обращении в суд кредиторов должника действует общая норма закона ст. 213.13 127-ФЗ, предусматривающая обязательное достижение долгом суммы 500 тыс. р., а при самостоятельной подаче заявления в суд – специальная норма ст. 213.14 127-ФЗ, позволяющая подать его в суд при меньшей величине задолженности только на основании объективных обстоятельств. Указанная позиция поддерживается Постановлением Пленума ВС №45 от 2015 года.
Таким образом, гражданин может подать заявление о признании себя банкротом, если имеют место обстоятельства, которые свидетельствуют о невозможности исполнения обязательств в установленные сроки. При этом сумма задолженности значения не имеет, но гражданин должен отвечать признакам неплатежеспособности или недостаточности имущества. Если же величина просрочки превысила 500 тыс. р., то право инициировать процедуру признания финансовой несостоятельности получают и кредиторы физического лица. Также в указанном случае физлицо обязано обратиться в арбитражный суд для признания себя банкротом, иначе ему грозит административная ответственность в виде штрафа и неосвобождения от задолженности по результатам признания его банкротом.
Понятие и признаки банкротства
Банкротство в ст. 2 нового Закона определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Закон 1992 г. в ст. 1 содержал более развернутое определение банкротства. Оно содержало в себе два признака несостоятельности:
первый (внешний) — приостановление текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения;
второй — неспособность обеспечить выполнение требований кредитора должна сочетаться с превышением обязательств должника над его имуществом или с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Судебная практика также подтверждала, что для признания должника банкротом одного только внешнего признака мало. В частности, Высший Арбитражный Суд РФ в ч. 1 Обзора «Из практики работы арбитражных судов по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 01.02.1994 установил, что невыполнение предприятием обязанностей по удовлетворению требования кредитора в срок более 3 месяцев еще не дает оснований для признания должника несостоятельным (банкротом).
Предприятие-должник при наличии внешнего признака банкротства может не быть признано банкротом, если проверка покажет, например, что предприятие обладает определенными финансовыми резервами, имеет значительную дебиторскую задолженность, готовую высоколиквидную продукцию.
Новый Закон в определении банкротства (ст. 2) оставляет лишь внешний признак банкротства.
Однако следует отметить, что в ст. 3 нового Закона указаны некоторые различия в признаках банкротства юридических лиц и граждан.
В отношении юридических лиц сохраняется лишь внешний признак банкротства. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения, если иное не установлено законом.
В отношении граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, сохраняется все-таки второе условие банкротства — сумма обязательств гражданина должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества.
Имеется в виду, вероятно, стоимость имущества гражданина, на которое может быть обращено взыскание. В соответствии со ст. 369 ГПК РСФСР и Перечнем видов имущества граждан, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, не на все имущество, принадлежащее гражданину, может быть обращено взыскание. Следовательно, удовлетворение требований кредиторов не может производиться за счет всего имущества гражданина.
Следует также отметить, что в ст. 155 нового Закона определено, что в конкурсную массу не включается имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ не может быть обращено взыскание.
В любом случае — имел ли законодатель в виду стоимость всего имущества или имущество, на которое может быть обращено взыскание, — нечеткое отражение данного вопроса в законе повлечет за собой трудности при рассмотрении в судах дел о банкротстве.
В Законе 1992 г. разграничение юридических лиц и граждан по признакам банкротства отсутствовало. Кроме того, Закон 1992 г. распространялся только на граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Новый Закон расширяет круг действия законодательства о банкротстве — он распространяется на физических лиц, не являющихся предпринимателями, и на все юридические лица.
Что же касается сохранения в новом Законе лишь внешнего признака банкротства применительно к юридическим лицам, то неизвестно, изменится ли позиция арбитражных судов по этому вопросу. Возможны два варианта — либо обязательность второго признака банкротства останется, что называется, «за кадром», но он будет учитываться при рассмотрении дел в судах и получит закрепление в материалах судебной практики; либо уйдет из судебной практики, что повлечет за собой увеличение дел о несостоятельности (банкротстве) и упрощение процедуры их рассмотрения.
Статья 195 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) посвящена неправомерным действиям при банкротстве. Таковыми являются:
сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб (ч.1 ст.195 УК РФ);
неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем, знающим о своей фактической несостоятельности (банкротстве), заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб (ч.2 ст.195 УК РФ).
Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе может выражаться в снятии имущества с учета, перемещении из мест обычного нахождения, передаче другому лицу на хранение и т. п. Передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества является неправомерным уменьшением имущества должника (например, сдача в аренду, продажа, поставка в кредит).
Сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, квалифицируется в рамках данного состава лишь в том случае, если они могли служить доказательством банкротства или его предвидения.
Удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов будет неправомерным при наличии запрета либо отсутствии правового основания (внешнее управление имуществом должника, конкурсное производство).
Принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником, выражается в совершении действий, дающих возможность должнику реализовать обязательство.
Обязательным условием применения двух последних положений является заведомое знание о причинении ущерба другим кредиторам.
Преднамеренное банкротство преследуется по статье 196 УК РФ. Согласно ей преднамеренным банкротством являются умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия.
Создание или увеличение неплатежеспособности может совершаться путем заключения заведомо невыгодных сделок, принятия на себя чужих долгов в качестве поручителя и других действий, ведущих к невозможности удовлетворить требования кредиторов.
Фиктивное банкротство также может быть уголовно наказуемо. Согласно статье 197 УК РФ под фиктивным банкротством понимается ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб.
Для применения статьи о фиктивном банкротстве необходимо, чтобы действиями субъекта было обеспечено объявление должника банкротом в порядке, установленном законом, но на основе заведомо ложной информации.
Данная статья близка к статье 195 УК РФ, которая предусматривает наступление ответственности за сокрытие либо фальсификацию определенной информации. Однако ст. 197 УК РФ применяется при реальной возможности у должника удовлетворить требования кредиторов, в то время как ст. 195 говорит об отсутствии такой возможности или ее предвидении.
Для всех трех составов, обозначенных указанными статьями, характерно наличие общих признаков.
Во-первых, все они предусматривают ответственность только для специального субъекта — лицо должно являться руководителем или собственником организации либо индивидуальным предпринимателем. Исключение составляет ч. 2 ст.195 УК РФ, предусматривающая возможность ответственности еще и для кредитора, знающего об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам. При этом следует учесть, что понятие кредитора или собственника в уголовно-правовом аспекте более узкое, чем в гражданском, так как под действие УК РФ подпадают только физические лица.
Во-вторых, все указанные преступления совершаются исключительно с прямым умыслом, при котором лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит в связи с реализацией этих действий наступление опасных последствий и желает совершения этих действий.
В-третьих, уголовная ответственность наступает за совершение только тех действий, которыми причинен крупный ущерб, или (согласно ст. 196 УК РФ) иные тяжкие последствия. Однако следует иметь в виду, что критерии, применимые к указанным терминам, в законодательстве отсутствуют и соответственно определяются судом в каждом конкретном случае.
И, в-четвертых, применение данных статей реально только при возбуждении дела о банкротстве в арбитражном суде. Доказать на более ранней стадии наличие в действиях того или иного физического лица действий, предусмотренных статьями 195-197 УК РФ, вряд ли возможно.
К сожалению, говорить о судебной практике применения статей 195-197 УК РФ не приходится в силу того, что она до настоящего времени не сложилась.
Новым Законом введена статья о составе и размере денежных обязательств и обязательных платежей (ст. 4). В Законе 1992 года подобная регламентация отсутствовала.
Новый Закон в ч. 2 ст. 4 устанавливает, что для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) не учитываются при определении размера денежных обязательств.
Кроме того, согласно ч 3 ст. 4 нового Закона размер обязательных платежей также принимается во внимание без учета установленных законодательством РФ штрафов (пени) и иных финансовых санкций.
Следует также отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 нового Закона в размер задолженности не входят обязательства должника перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате вознаграждения и обязательства перед учредителями (участниками) должника — юридического лица, вытекающие из такого участия.
Таким образом, с введением указанных норм в законодательстве о банкротстве устранен источник возникновения множества спорных вопросов при рассмотрении в судах дел данной категории.
Минимальный размер денежных обязательств должника для возбуждения дела о его несостоятельности (банкротстве) должен составлять по Закону 1992 г. (ч. 3 ст. 3) 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Эта сумма была одинакова для юридических лиц и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Новый Закон оставляет прежним размер денежных обязательств и обязательных платежей для юридических лиц и уменьшает его для граждан. Так, в ст. 5 и 29 предусмотрено, что дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу составляют не менее 500 МРОТ, а к должнику — гражданину — не менее 100 МРОТ, если иное не предусмотрено законом.
На возможность выступления кредиторов вместе, то есть объединения требований, в Законе 1992 г. указывала только оговорка п. 3 ст. о том, что размер требований к должнику «в совокупности» должен составлять определенную сумму. Процедура выступления нескольких кредиторов с одним заявлением не была прописана.
Новый Закон исправляет указанный недостаток Закона 1992 года и в ст. 36 четко определяет, что заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам, и кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Подобное заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования.
В связи с более четким определением возможности объединения требований кредиторов следует ожидать, что в судебной практике не придется больше уделять этому вопросу особое внимание.
Сумма кредиторской задолженности, при наличии которой может быть возбуждено дело о банкротстве, осталась прежней. Необходимо отметить, что установленная сумма, составляющая на сегодня около 42 тыс. деноминированных рублей, слишком мала для средних и крупных предприятий. На наш взгляд, указанная сумма должна быть установлена в зависимости от масштаба предприятий должников в пределах 1000-3000 минимальных размеров оплаты труда.
Также важно отметить, что по смыслу ст. 3 Закона неплатежеспособность предприятия является единственным и достаточным признаком банкротства, то есть неплатежеспособность является основанием для признания предприятия банкротом.
В российских условиях нередки случаи, когда предприятие не может расплатиться с кредиторами потому, что ему не отдали долги дебиторы. В Законе при определении признаков банкротства не предусмотрено наличие у предприятия дебиторской задолженности.
Однако принятие мер по взысканию дебиторской задолженности “вдруг” появляется среди прав и обязанностей внешнего управляющего (п. 2 ст. 74 нового Закона). А в плане внешнего управления, называемом внешним управляющим, в качестве мер по восстановлению платежеспособности рекомендованы ликвидация дебиторской задолженности и уступка прав требований должника (ст. 85 нового Закона).
Это также предусмотрено при проведении конкурсного производства. Например, конкурсный управляющий вправе выставить на торги права требования должника (п. 1 ст. 113 нового Закона).