Досудебная санация кризисных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

2. Предприятия, обеспечивающие поддержание обороноспособности и безопасности государства, особенно предприятия и производства, связанные с высокими, в том числе международными, требованиями по технике безопасности и экологии (ядерного вооружения и энергетического атомного комплекса, производство радиоактивных материалов и их хранение, производство боеприпасов).

Минэкономразвития предложило новый механизм предотвращения банкротства

Минэкономразвития разработало законопроект о досудебной санации. Предполагается, что санация поможет избежать затрат, связанных с процедурой банкротства, а также даст возможность получить отсрочку по налогам. Соглашение о санации способно устранить недостатки действующего механизма досудебного урегулирования задолженности, уверены в министерстве.

Досудебная санация — это соглашение, которое заключается между должником и кредиторами. Его условия могут предусматривать обязанность кредиторов не инициировать банкротство должника в течение установленного срока и обязанность должника согласовывать свои действия с кредиторами.

По замыслу Минэкономразвития, во время действия соглашения о досудебной санации должно быть прекращено начатое в отношении должника исполнительное производство и введён запрет на возбуждение новых.

Важными преимуществами соглашения о досудебной санации являются быстрота и конфиденциальность, полагает председатель Банкротного клуба Олег Зайцев. Необходимость её законодательного урегулирования существует давно, но сейчас, когда действует мораторий на принудительное банкротство, законопроект становится ещё более актуальным.

По мнению консультанта исследовательского центра частного права им. Алексеева Айнура Шайдуллина, главное преимущество механизма санации, — возможность распространить процедуру сразу на всех кредиторов. Сейчас в рамках того же мирового соглашения нужно договариваться с каждым в отдельности, подчёркивает эксперт.

Досудебная санация кризисных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Текст научной работы на тему «Досудебная санация кризисных предприятий»

Красноярский государственный университет

ДОСУДЕБНАЯ САНАЦИЯ КРИЗИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Закон 127 ФЗ делит применяемые к должнику процедуры на два вида: судебные и внесудебные. Если судебная процедура признания должника несостоятельным обязательно предусматривает определение и последующий контроль арбитражного суда, то внесудебная процедура позволяет должнику путем переговоров с кредиторами избежать судебного процесса. Результаты переговоров могут быть различными. Должник может договориться со всеми или большей частью кредиторов об отсрочке или рассрочке причитающихся кредиторам платежей, или уменьшении долга. Это дает ему возможность продолжить свою производственную деятельность, в которой кредиторы часто заинтересованы.

По мнению многих специалистов — аналитиков значительная роль в восстановлении платежеспособности организаций принадлежит досудебным процедурам. К ним относятся и мероприятия для конкретного субъекта хозяйственной деятельности при устранении причин, повлекших возникновение неплатежеспособности организации. В зарубежных странах широко применяются внесудебные процедуры предупреждения несостоятельности, осуществляемые как по инициативе должника, так и кредиторов.

По мнению западных экспертов по несостоятельности, при существующем положении вещей в странах с переходной экономикой (к ним относится и Россия), когда не хватает знаний и опыта в судебных разбирательствах по коммерческим вопросам, предпочтение должно отдаваться внесудебным процедурам. Целесообразно привлекать судебные органы к решению

проблем несостоятельности в крайних случаях и гораздо шире практиковать процедуры банкротства внесудебные. Остановимся подробнее на одной из предупредительных процедур -досудебной санации.

В современных условиях, в соответствии с международной практикой и мнением большинства зарубежных и отечественных специалистов под санацией как экономической категорией понимается комплекс последовательных, взаимосвязанных мероприятий финансово-экономического, организационно-правового, производственно-технического, социального характера. Они направлены на преодоление финансового кризиса на предприятии и возобновление или достижение его прибыльности и конкурентоспособности в долгосрочном периоде.

Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово-экономического характера. Целью финансовой санации является оптимизация финансовых потоков предприятия. При этом покрываются текущие убытки. Затем ликвидируются причины их возникновения с возобновлением или сохранением ликвидности и платежеспособности предприятий, с сокращением всех видов задолженности. Обеспечивается улучшение структуры оборотного капитала с формированием фондов финансовых ресурсов для проведения санационных мероприятий производственно-технического и организационного характера.

Изучение теоретической и практической базы санации предприятий знакомит нас с основными проблемами, которые исследуются зарубежными экономистами в этой сфере. Предметом дискуссий ведущих ученых — экономистов Германии, Великобритании и США являются вопросы, связанные с прогнозированием банкротства; классификацией финансовых источников санации и последовательностью и формами их мобилизации. Они задаются размерами государственной финансовой поддержки предприятий; санационными приоритетами; значением самофинансирования для оздоровления предприятий; приватизационными аспектами санации и рядом других.

Финансовая санация осуществляется в несколько этапов и имеет определенный порядок проведения. Целостный взгляд на этапы разработки санационной концепции отдельного предприятия представляет собой так называемую «классическую модель санации», которая широко используется в качестве основы для разработки механизма финансового оздоровления субъектов хозяйствования в странах с развитой рыночной экономикой.

В случае возникновения в организации кризисной ситуации данная модель предполагает проведение анализа ее причин (причинно-следственный анализ). На его основе принимается решение либо о ликвидации бизнеса, либо о проведении неотложных санационных мероприятий. В случае решения о санации определяются ее цели, формируется санационная

стратегия, разрабатываются санационные мероприятия. Это оформляется в программу санации, создается ее проект. В соответствии с этими документами осуществляется реализация, координация и контроль ее хода.

Уместно будет отметить, что в экономической литературе по вопросам санации часто упоминается концепция быстрого обнаружения финансового кризиса и радикальных санационных действий («Primat des Handelns»). Однако сторонники этого направления (в основном экономисты-практики) не учитывают того, что в случае кризиса не остается времени для детального исследования причин возникновения проблемной ситуации и разработки оптимальной санационной стратегии. Отсутствие такой проработки и не разработки санационной программы — предпосылка и основной фактор возможных будущих неудач. Именно поэтому в классической модели санации отдельным аналитическим блоком выделяется формирование стратегических целей и тактики санации.

Неотъемлемым и важнейшим компонентом санационного процесса служит координация и контроль проведения запланированных мероприятий. Внутренние контрольные органы должны постоянно выявлять санационные резервы и своевременно подготавливать квалифицированные оптимизирующие решения относительно ликвидации возможных препятствий. Их возникновение возможно в процессе проведения оздоровительных процедур.

В основе процесса санации лежит законодательство о банкротстве и финансовом оздоровлении предприятия, которое должно:

— предотвращать непродуктивное использование активов должников;

— являться механизмом санации (финансовой реорганизации) организаций, которые имеют реальный потенциал для успешной финансово-хозяйственной деятельности в будущем;

— способствовать полному удовлетворению требований кредиторов.

Следует также отметить, что в переходный период к рыночным отношениям положения законодательства о банкротстве должны быть более лояльными к государственным предприятиям, чтобы предотвратить возникновение большой волны банкротств. В то же время предоставление подобных условий приватизированным предприятиям не представляется целесообразным. Поскольку если частные предприниматели не будут в полной мере ограничены законодательством о банкротстве, то может пострадать финансовая дисциплина. А это, в свою очередь, снизит доверие к частному предпринимательству и темпы его развития.

Досудебная санация и ее источники в России

В соответствии с российским законодательством санация предприятия-должника осуществляется в форме досудебной санации.

В № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дается два определения понятию «досудебная санация»:

Ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяет досудебную санацию как меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

П. 1 ст. 31 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обозначает, что «учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами (в рамках мер по предупреждению банкротства) должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация)».

Первое определение гораздо шире второго. Отчасти поэтому существуют разные мнения экономистов по содержанию процедуры досудебной санации. Так, некоторые считают, что данное в ст. 2 ФЗ № 127 определение неудачно. Поскольку оно не соответствует содержанию понятия «досудебная санация», раскрываемому в ст. 31 Закона 127 ФЗ.

Однако существует и другое мнение. Считая определение, данное в ст. 2 № 127 ФЗ верным, многие ученые расширяют понятие досудебной санации и включают в него, прежде всего, меры по восстановлению платежеспособности предприятия в среднесрочном и долгосрочном периоде (организационные изменения). При осуществлении досудебной санации важно учитывать, что ст. 575 ГК РФ не допускает в отношениях между коммерческими организациями дарения, т.е. безвозмездную передачу в собственность вещи или имущественного права (требования) либо освобождение от имущественной обязанности. Поэтому всегда предоставление финансовой помощи сопровождается принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую

помощь (п. 2 ст.31 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Традиционно санация осуществляется за счет следующих внешних источников:

— слияния предприятия с более мощной компанией;

— выпуска новых ценных бумаг для мобилизации денежного капитала;

— увеличения банковских кредитов и предоставления субсидий;

— уменьшения выплат по облигациям и отсрочки их погашения;

— полной или частичной покупки уполномоченными государственными органами акций должника.

Необходимо отметить, что ещё в законе о банкротстве 1998-го г., был предусмотрен дополнительный источник досудебной санации — помощь государства. Санация за счет государства проводилась средствами бюджетов на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Решение об оказании государственной поддержки в досудебной санации принимал глава администрации соответствующего уровня власти. Расходы на санацию закладывались отдельной статьей в бюджет — федеральный, региональный, муниципальный.

Но, нужно отметить, что уже в 2001г. было прекращено действие правительственного постановления № 498 от 20 мая 1994г. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» в части предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям за счет средств федерального бюджета.

Тем постановлением утверждался порядок оказания финансовой поддержки. Согласно документу бюджетные средства могли предоставляться на восстановление платежеспособности

или поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий. А также они шли на финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротств.

Эти события стали следствием мнения большинства российских экономистов о том, что прямое государственное финансирование является необходимой мерой только в переходный период экономики страны для сглаживания его негативных последствий. По их мнению, в рыночной экономике прямое государственное финансирование — это фактор, стимулирующий бюджетный дефицит. Он связан с отрицательными эффектами на макро — и микроуровнях. Таким образом, можно сделать вывод, что правительство отказалось от поддержки несостоятельных предприятий федеральными средствами, решив, что российская экономика миновала переходный период.

Существует еще несколько форм государственной санации, таких как:

— гарантии государства в качестве обеспечения кредитов;

— разрешение на нарушение антимонопольного законодательства;

При существующем порядке предоставления возможной кредитной поддержки отношения в распределении финансовых ресурсов формируются на двух уровнях: централизованном и децентрализованном. Централизованный уровень — это финансовые отношения между государством, в лице ЦБ РФ, и коммерческими банками. Они сопровождаются получением на конкурсной основе централизованных кредитных ресурсов в Банке России для последующей их перепродажи производственным структурам, которые нуждаются в кредитной поддержке. Децентрализованный уровень — это отношения между

коммерческими банками и организациями, имеющими право на получение кредитной поддержки, по вопросам предоставления финансовых ресурсов для кредитования проектов санации и реструктуризации. Эти отношения базируются на общепринятых принципах кредитования.

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии прямых финансовых отношений между государством и предприятием. А значит, становится при этом нецелесообразным рассмотрение вопроса о предоставлении кредитной поддержки конкретным субъектам хозяйствования на уровне санационных «суперорганов». Оно должно быть компетенцией соответствующих банков. Они берут на себя всю полноту ответственности перед государством за целевое использование предоставленных этих кредитных ресурсов и их своевременное погашение.

Однако рассмотренный механизм финансовой поддержки не оправдал себя. Эта проблема связана с чрезмерно высокими процентными ставками за пользование кредитом (некоторые предприятия сами отказались от санационных кредитов). А также связывается с отсутствием у многих субъектов хозяйствования достаточного кредитного обеспечения, что послужило причиной отказа банков от предоставления данным предприятиям санационных финансовых ресурсов.

Для реализации этого направления финансовой санации следует создать специальные крупные коммерческие акционерные общества с государственным капиталом или частно-государственным участием, которые занимались бы вопросами государственного страхования и гарантий кредитов. Их статус может определиться законом. Примерами тому служат полугосударственный «Эксимбанк» (США) или Товарищества гарантирования кредитов (ФРГ). Они занимаются отбором предприятий для предоставления им поддержки в форме государственных гарантий, а также несут ответственность за целевое использование кредитов и своевременное их погашение. Как правило, такие организации освобождены от налогообложения.

Отметим, что предоставление государственных гарантий и поручительств стало одним из факторов успешного проведения санации таких известных компаний, как Телефункен (ФРГ) и Крайслер (США).

Подчеркнем, что слияние возможно только тогда, когда будет доведено позитивное сальдо между народнохозяйственной выгодой и негативными антиконкурентными последствиями такого объединения.

В зависимости от экономической политики государства возможно использование санационной поддержки фискального характера в виде списания или реструктуризации налоговых обязательств, налогового кредитования. Обеспечивается предоставление целевых налоговых льгот должникам, которые непосредственно подлежат санации. Допускаются фискальные уступки основным кредиторам санируемых предприятий с целью активизации их участия в санационных процессах. При этом необходим строгий контроль и система санкций за нарушение сроков погашения реструктурированной задолженности.

Использование того или иного метода государственной поддержки санации и реструктуризации зависит от конкретных характеристик предприятия, его народнохозяйственного и регионального значения.

Санация осуществляется в несколько этапов и имеет определенный порядок проведения Одним из главных факторов ограниченного доступа несостоятельных предприятий к кредитным ресурсам является полное отсутствие или недостаточный размер кредитного обеспечения.

Использование того или иного метода государственной поддержки санации и реструктуризации зависит от конкретных характеристик предприятия, его народнохозяйственного и регионального значения.

Осуществление досудебной санации без согласия должника

Что такое согласие? Это, прежде всего, действие руководителя. В практике Закона от 1998г. №6 ФЗ были, да и сейчас будут такие случаи, когда субъект, заинтересованный в восстановлении платежеспособности должника, обращается к руководителю с предложением взять деньги, а руководитель по какой-то причине это не делает. Такие действия были достаточно ярким примером для заказного банкротства и незаконного передела собственности.

Предоставить денежные средства кредиторам через голову руководителя можно, но это уже не будет досудебной санацией. Суд разрешит погасить долги только после согласования этих действий с должником.

Проблема может решаться в срочном порядке, когда производство по делу уже возбуждено судом. В таких случаях субъект может либо исполнить требования непосредственно всех кредиторов, либо перечислить средства, необходимые для исполнения всех требований, на депозит нотариуса.

При рассмотрении судом заявления о возбуждении производства возникал еще один вопрос. Возбуждается процедура банкротства или нет, если средства на депозите нотариуса лежат, но не удовлетворены требования кредиторов? Эта проблема связана с моментом окончания досудебной санации. Должник получил средства, достаточные для удовлетворения всех требований, но не передал их кредиторам. Здесь тоже нет единого понимания ситуации. Исходя из буквы Закона, производство возбуждается независимо от того, лежат на депозите средства или нет. Но довольно часто в такой ситуации судьи отказывают в возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве).

Закон от 2002г. 127 ФЗ не содержит конкретный перечень досудебных мероприятий. В результате одна из действенных мер, которая может предупредить возникновение банкротства, применяется недостаточно активно. Это — предоставление обеспечения исполнения обязательств должника.

Руководитель предприятия, которое находится в кризисной ситуации, в преддверии банкротства обычно обращается к различным субъектам с просьбой о предоставлении денег. Иногда гораздо более выгодным становится обращение о предоставлении обеспечения исполнения уже существующих обязательств в виде залога, поручительства или банковской гарантии. В этом случае, вполне возможно, удастся избежать возбуждения производства дела о несостоятельности (банкротстве).

Санация должника это

Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.

Вследствие всемирного кризиса, вызванного пандемией COVID-19, многие предприятия оказались в затруднительном финансовом положении. Одним из эффективных механизмов финансового оздоровления и предотвращения банкротства предприятия является санация должника до открытия производства по делу о банкротстве (далее – досудебная санация).

Досудебная санация – это специальная система мер по восстановлению платежеспособности должника, которая позволяет осуществить реструктуризацию его долгов без формального вхождения в процедуру банкротства. Досудебная санация осуществляется учредителем должника или владельцем его имущества, или же органом, уполномоченным управлять должником путем принятия мер для улучшения финансового состояния должника и предотвращения его банкротства.

Принятие решения о проведении досудебной санации

Особенностью досудебной санации по КпПБ является то, что инициировать ее проведение может только должник по решению его учредителей (участников, акционеров). Тогда как согласно Закону «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее – Закон), который утратил силу в связи с принятием КпПБ, инициировать процедуру досудебной санации могли как должник, так и кредиторы. В соответствии с КпПБ обязанностью должника является разработка плана санации, на основании которого она будет происходить, и созыв собрания кредиторов для его одобрения.

Напомним, что по Закону процедуру досудебной санации можно было начать при наличии кроме плана санации еще соответствующего письменного согласия владельца имущества (органа, уполномоченного управлять имуществом) должника, а также соответствующего письменного согласия кредиторов, общая сумма требований которых превышала пятьдесят процентов кредиторской задолженности должника. КпПБ в свою очередь устанавливает, что документом, согласно которому осуществляется досудебная санация, является план санации.

– размеры, порядок и сроки погашения требований кредиторов, участвующих в санации;

– мероприятия по выполнению плана санации и надзору за выполнением плана санации; и

– объем полномочий управляющего санацией (в случае его назначения).

– разделение кредиторов, участвующих в санации, на категории в зависимости от вида требований и наличия (отсутствия) обеспечения требований таких кредиторов;

– различные условия удовлетворения требований для кредиторов разных категорий;

– мероприятия по получению займов или кредитов; и

– условия (меры) восстановления платежеспособности должника, которые может содержать план санации в ходе судебной процедуры санации.

Например, мерами восстановления платежеспособности должника в досудебной санации, которые применяются также при судебной процедуре санации, могут быть: реструктуризация предприятия, перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, отсрочка, рассрочка либо прощение долга или его части, исполнение обязательства должника третьими лицами, продажа части имущества должника, исполнение обязательств должника собственником должника, отчуждение имущества и погашение требований кредиторов путем замещения активов, получение займов и кредитов, приобретение товаров в кредит и прочие мероприятия по восстановлению платежеспособности должника.

Особое внимание необходимо обратить на то, что кроме плана санации должник также разрабатывает ликвидационный анализ, который прилагается к плану санации. Ликвидационный анализ является сравнением процедуры досудебной санации с процедурой ликвидации предприятия и демонстрирует кредиторам должника выгодность и преимущества для них именно процедуры санации.

К плану санации также может быть приобщен финансовый анализ, который подтверждает способность должника выполнять условия плана санации.

Важно отметить, что условия плана санации по удовлетворению требований кредиторов, которые не участвовали в голосовании или проголосовали против одобрения плана санации, должны быть не хуже, чем условия удовлетворения требований кредиторов, проголосовавших за одобрение плана санации.

В план санации не включаются требования первой и второй очередей удовлетворения требований кредиторов, определенных КпПБ.

Подготовленный должником план санации подлежит одобрению кредиторами, участвующими в плане санации.

Одобрение плана санации собранием кредиторов

Для одобрения плана санации должник созывает собрание кредиторов путем письменного уведомления всех кредиторов, участвующих в плане санации. Должник предоставляет всем кредиторам, участвующим в плане санации, разработанный план санации и одновременно публикует объявление о проведении собрания кредиторов на официальном веб-портале судебной власти Украины. Собрание происходит не раньше чем через 10 дней со дня опубликования такого объявления.

На собрании кредиторов кредиторы одобряют план санации. Если план санации предусматривает участие обеспеченных кредиторов, то он должен быть одобрен в каждой категории обеспеченными кредиторами, владеющими двумя третями от общей суммы обеспеченных требований, включенных в план санации, в такой категории. Если план санации предусматривает изменение приоритета требований обеспеченных кредиторов, план санации должен быть одобрен каждым таким кредитором. При этом требования обеспеченных кредиторов, являющихся заинтересованными лицами в отношении должника, не учитываются для целей голосования при одобрении плана санации.

План санации должен быть одобрен в каждой категории необеспеченными кредиторами, владеющими более 50 процентами от общей суммы необеспеченных требований, включенных в план санации, в такой категории.

Стоит обратить внимание, что не учитываются для целей голосования при одобрении плана санации голоса кредитора, если план санации предусматривает удовлетворение требований такого отдельного кредитора незамедлительно после утверждения плана санации.

Также необходимо подчеркнуть, что в случае если кредитор, который не участвовал в голосовании или проголосовал против одобрения плана санации, докажет суду, что его требования будут удовлетворены в большем объеме путем ликвидации должника, то хозяйственный суд может отказать в утверждении плана санации.

Законодательство не устанавливает сроки для разработки плана санации. Таким образом, должник не ограничен во времени для обсуждения и согласования с кредиторами всех необходимых условий для включения в план санации.

После одобрения плана санации собранием кредиторов должник подает в хозяйственный суд по территориальной юрисдикции заявление об утверждении плана санации.

Подача в суд заявления об утверждении плана санации

У должника есть 5 дней после одобрения плана санации кредиторами, чтобы подать заявление об утверждении плана санации в суд.

К заявлению об утверждении плана санации прилагаются:

– документы, подтверждающие одобрение плана санации; и

– список кредиторов с указанием их наименования или имени, местонахождения или места жительства или пребывания, идентификационного кода или регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (при наличии) и суммы задолженности.

При подаче заявления должник должен уплатить судебный сбор в размере 2 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, который составляет 4204 гривни. Кредиторы судебный сбор не уплачивают. Судебные расходы в процедуре досудебной санации значительно меньше, чем в производстве по делу о банкротстве. За подачу кредиторами заявления об открытии производства по делу о банкротстве необходимо будет уплатить 10 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, что составляет 21020 грн.

Хозяйственный суд в течение 5 дней со дня получения заявления выносит определение о принятии или отказе в его принятии, либо возвращает его и приложенные к нему документы без рассмотрения.

Суд может отказать в принятии заявления по следующим причинам:

– план санации не соответствует требованиям КпПБ;

– дело не подсудно данному хозяйственному суду;

– в отношении должника открыто производство по делу о банкротстве; и

– юридическое лицо – должник прекращено в установленном законодательством порядке.

В определении о принятии заявления к рассмотрению указывают время и место проведения судебного заседания по делу и введения моратория на удовлетворение требований кредиторов, включенных в план санации. Копию определения направляют должнику, кредиторам и инвесторам, которые в соответствии с планом санации участвуют в санации.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов будет действовать только в течение срока рассмотрения заявления об утверждении плана санации судом. Мораторий прекращается в случае утверждения или отказа в утверждении плана санации. Кроме того, мораторий на удовлетворение требований обеспеченных кредиторов автоматически будет прекращен через 60 дней со дня вынесения определения о принятии заявления об утверждении плана санации, если суд в течение этого времени не вынесет определение об утверждении плана санации или об отказе в его утверждении.

При необходимости в течение 5 дней с момента получения заявления суд также принимает решение о назначении управляющего санацией, обеспечении требований кредиторов и ограничении действия моратория. Стоит подчеркнуть, что хозяйственный суд может ограничить действие моратория в исключительных случаях, если такой мораторий может стать причиной потери предмета залога обеспеченного кредитора.

Утверждение судом плана санации и отмена моратория на удовлетворение требований кредиторов

Хозяйственный суд должен рассмотреть заявление об утверждении плана санации не позднее одного месяца со дня поступления заявления в суд.

В результате рассмотрения заявления хозяйственный суд выносит определение об утверждении плана санации, которым отменяется действие моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Однако суд может отказать в утверждении плана санации, если:

– при одобрении плана санации были допущены нарушения законодательства, которые могли повлиять на результат голосования общего собрания кредиторов;

– кредитор, который не участвовал в голосовании или проголосовал против одобрения плана санации, докажет, что в случае ликвидации должника его требования были бы удовлетворены в размере, превышающем размер требований, которые будут удовлетворены в соответствии с условиями плана санации; и

– должник предоставил недостоверные сведения, являющиеся существенными для определения успешности плана санации.

В случае отказа суда в утверждении плана санации собрание кредиторов может повторно утвердить план санации, а должник – обратиться в хозяйственный суд с заявлением об утверждении плана санации.

Отказ суда в утверждении плана санации будет означать прекращение моратория и отмену всех других мер, принятых судом.

Отдельно следует обратить внимание, что действие моратория на удовлетворение требований обеспеченных кредиторов за счет имущества должника, являющегося предметом обеспечения, автоматически прекращается через 60 календарных дней со дня принятия к рассмотрению заявления об утверждении плана санации. Следовательно, если в течение этого времени суд не вынесет определение об утверждении плана санации, обеспеченные кредиторы будут иметь право в принудительном порядке удовлетворить свои требования к должнику.

Выполнение плана санации должника начинается с момента его утверждения. В отличие от Закона, который ограничивал срок выполнения плана санации 12 месяцами, КпПБ не устанавливает сроки для его выполнения.

Утвержденный план санации является обязательным для всех кредиторов, которые в нем участвуют. План санации может быть изменен. Такие изменения вносятся в порядке, установленном для его утверждения. Должник и кредитор путем заключения договора могут изменить свои права и обязанности, предусмотренные планом санации, в частности предусмотреть отсрочку или рассрочку выполнения, если такое изменение не предоставляет преимущества кредитору по сравнению с условиями плана санации.

Вынесение судом определения об утверждении отчета о выполнении плана санации

После выполнения плана санации должник или управляющий санацией (в случае его назначения) подает в хозяйственный суд заявление об утверждении отчета о выполнении плана санации. Такое заявление суд рассматривает в течение 10 дней со дня его поступления. По результатам рассмотрения такого заявления суд постановляет определение об утверждении отчета о выполнении плана санации или об отказе в утверждении такого отчета.

Еще одним преимуществом процедуры досудебной санации является ее скорость. Суд должен в течение пяти дней со дня поступления заявления об утверждении плана санации вынести определение о его принятии, отказе в его принятии или оставлении его без рассмотрения. Это означает, что с момента вынесения определения суда о принятии заявления должник защищен мораторием на удовлетворение требований кредиторов, который будет действовать на протяжении времени рассмотрения заявления судом до вынесения определения о его утверждении или отказе в его утверждении.

Таким образом, процедура досудебной санации является удобным и быстрым способом финансового оздоровления должника, который позволяет избежать инициирования процедуры банкротства и минимизировать риски блокирования работы предприятия.

_____________________________________________
© ТОВ «ІАЦ «ЛІГА», ТОВ «ЛІГА ЗАКОН», 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов’язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ «ЛІГА ЗАКОН» заборонено.

Оцените статью
Добавить комментарий