Экспертное сообщество оценило перспективы создания Центра санации бизнеса

Меры по предупреждению банкротства организации

Любая организация без постоянных финансовых вливаний и при наличии жесткой конкуренции имеет высокие риски. Банкротство неизбежно, если вовремя не принять меры по его предупреждению и профилактике. Предупреждение банкротства организации – процесс многоэтапный и сложный. Чтобы выяснить причины и нормализовать работу компании, нужно обладать знаниями в экономике, маркетинге, менеджменте и бухгалтерии, а также иметь неплохую интуицию. Мы расскажем, какие меры по предупреждению банкротства организации следует предпринять, чтобы не нарушать закон и вовремя поддержать состоятельность своей компании.

Понятие и процесс

Предупреждение банкротства – это ряд мероприятий, направленных на улучшение характеристик и деятельности компании. Основная цель – предупредить и обнаружить угрозу банкротства. Во время процесса выявляются причины и факторы, которые пагубно влияют на организацию, принимаются меры по уменьшению или устранению угроз.

Для осуществления профилактических мероприятий применяются различные системы и методики, которые помогают вовремя выявить несостоятельность компании. Это дает возможность владельцам своевременно принять меры и избежать банкротства. Успешность зависит от качества и количества доступной информации, которую используют для анализа. При этом учитываются не только внутренние факторы, но и внешние.

Определяем причины и прогнозируем

Важным процессом при профилактике банкротства является определение типичных его причин. По закону РФ, любое юридическое лицо, которое является самостоятельным субъектом, обязано вовремя принять меры по предотвращению банкротства компании. На государственном уровне продумана целая система по предупреждению угроз.

Системой предупреждения банкротства называется объединение органов государственного управления и организаций, которые вместе принимают профилактические меры и дают предварительную оценку вероятности банкротства компании. Субъекты системы предупреждения банкротства сотрудничают между собой и разрабатывают методики, которые предупреждают несостоятельность компаний. Но лучший метод предупредить банкротство – это вовремя спрогнозировать несостоятельность и выявить ее причины. Это даст возможность вовремя принять меры по устранению этих причин.

Лучший метод предупредить банкротство – это вовремя спрогнозировать несостоятельность и выявить ее причины.

Методов прогнозирования несостоятельности организации более десяти. В каждом конкретном случае он выбирается в зависимости от доступности данных и сроков. По эффективности выделяются несколько методов прогнозирования банкротства организации.

Экстраполяция

Это метод прогнозирования состояния организации за небольшой отрезок времени ее деятельности. Как правило, причиной банкротства организации является ухудшение ее финансового состояния в связи с экономическими изменениями в государстве. Для прогнозирования берется короткий промежуток времени, за который оценивается финансовое состояние организации, и аналогичный за прошедший период.

При анализе выявляется статистический ряд, который используется в прогнозировании. Результат прогноза по методу экстраполяции может меняться в зависимости от взятого промежутка и общей экономической ситуации в государстве. Например, в связи с санкциями 2016 года, по прогнозу, риски банкротства компаний, которые сотрудничают с зарубежными фирмами, высокие. Но с отменой санкций риски сокращаются на 85%.

Экспертная оценка

Этот метод используют при нестабильной экономике и более продолжительном периоде анализа. На практике метод экспертной оценки довольно прост. Для осуществления прогнозирования собирается группа из экспертов, которым раздают анкеты с вопросами по организации. Ответы должны выражаться цифрами, например от 1 до 10. Экспертам необходимо дать оценку изменениям в компании по определенным параметрам. По результатам выводят среднее арифметическое и делают прогноз о рентабельности бизнеса в дальнейшем.

Этот метод считается одним из самых точных, так как оценивать организацию будут эксперты в различных отраслях: экономике, финансах и прочем.

Моделирование

Метод прогнозирования банкротства организации путем моделирования – самый популярный на сегодня в России и за рубежом. Специальное ПО по введенным данным проводит статистику и делает анализ платежеспособности организации. При помощи метода моделирования в прогнозе учитываются данные сразу из различных областей: экономики, статистики, демографии, бухгалтерии, социологии.

Метод прогнозирования банкротства организации путем моделирования – самый популярный на сегодня в России и за рубежом.

Этим методом легко выявить как внутренние, так и внешние факторы, которые могут привести к банкротству организации. Например, становится явным воздействие одного сотрудника на другого, приводящее к действиям, которые противоречат законодательству и способствуют ухудшению финансового состояния компании.

Действия после прогнозирования

Прогнозирование – это самый первый этап на пути предупреждения банкротства. На его основе разрабатывается целая система мероприятий по предупреждению несостоятельности организации.

При борьбе с несостоятельностью компании так или иначе затрагивается коммерческая тайна. В некоторых случаях организацию ограничивают в ее законных правах. Но эти методы применяются редко и никогда не нарушают законодательство РФ. Субъекты, которые занимаются предупреждением банкротства, всегда действуют только в законных рамках. Как любые правоохранительные органы, они должны не только выявить преступление, но и объяснить его причину. К ним относят также налоговую полицию, прокуратуру.

Согласно гл. 2 ст. 3 Закона № 127-ФЗ, учредители компании, как только появляются первые признаки банкротства, должны принять соответствующие меры по предупреждению неликвидности организации.

Решить проблему и не допустить банкротства организации можно несколькими способами:

  1. Финансовая помощь от учредителей организации или иных лиц. Если вы сами не в силах предотвратить банкротство, то можно поискать инвесторов, готовых оказать вам финансовую помощь на определенных условиях.
  2. При помощи перераспределения структуры пассивов и активов компании.
  3. Повысить размер уставного капитала компании.
  4. Другие способы, которые не противоречат законам РФ.

Если меры по предупреждению банкротства найдены, то составляется план по восстановлению платежеспособности, и информация отправляется контролирующим органам власти. Это регламентировано ст. 183.2 Закона № 127-ФЗ.

В плане восстановления платежеспособности организации подробно расписывается финансовое состояние компании, меры по предотвращению несостоятельности и сроки их выполнения. Сроки не могут затягиваться более чем на 6 месяца с момента появления основания для их реализации. К плану прилагаются документы, которые подтверждают реальность выполнения действий. Контролировать исполнение плана по восстановлению платежеспособности организации будут компетентные государственные органы – налоговая полиция или прокуратура.

Чтобы не нарушать закон, необходимо вовремя проводить анализ своей компании на платежеспособность и состоятельность. Если результаты прогнозов неутешительные, то постарайтесь найти причины финансового краха. Если вовремя принять меры по предотвращению банкротства организации, то компания продержится на плаву в сложные времена и встанет на ноги.

Экспертное сообщество оценило перспективы создания Центра санации бизнеса

Позиция сторонников создания Центра

Позиция противников создания Центра

Нюансы привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по его обязательствам – в материале «Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

При этом стоит подумать и о том, как стимулировать кредиторов к реструктуризации задолженности организаций, а не инициированию процедур банкротства, полагают эксперты. Например, об уменьшении нормативов по формированию резервов на возможные потери по задолженностям для тех банков, которые осуществляют реструктуризацию долгов предприятий, отметила представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по вопросам банкротства Наталья Коцюба.

Еще один обозначенный участниками обсуждения возможный вариант развития событий – создание структуры, занимающейся вопросами санации бизнеса не на федеральном, а на региональном уровне (то есть формирование ее в каждом регионе), или наделение соответствующими функциями организаций, оказывающих поддержку предпринимателям.

Таким образом, вероятность создания единого Центра санации бизнеса все-таки невелика, но вопросы повышения эффективности реабилитационных процедур в рамках банкротства юридических лиц продолжают обсуждаться, и есть все основания ожидать довольно существенных законодательных изменений в этой сфере.

Система мер по предотвращению банкротства это

1. Елисеева Ю.В., Исаева Г.В. Признаки, факторы и причины банкротства // В сборнике: Актуальные проблемы агропромышленного комплекса: сб. трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов Новосибирского ГАУ. 2019. С. 197-200.

2. Землякова С.Н., Калюжная К.С. Банкротство и причины его возникновении // Лучшая научная статья 2016: сборник статей победителей V международного научно-практического конкурса. 2017. С. 146-149.

3. Землякова С.Н., Вихрова А.С. Методы диагностики вероятности банкротства // Концепт. 2017. № Т39. С. 601-605.

4. Исаева Г.В., Елисеева Ю.В. Оценка вероятности банкротства сельскохозяйственных организаций Новосибирской области и предложения по ее снижению // Сельскохозяйственные науки: материалы 58-й Междунар. науч. студ. конф. 10-13 апреля 2020 г. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2020. 96 с. С. 74-77.

5. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (дата обращения: 27.01.2020).

В современных исследованиях экономистов, представлено огромное количество научных публикаций, охватывающих всесторонние аспекты снижения вероятности банкротства сельскохозяйственных организаций, что обусловлено высоким интересом научного сообщества к данной проблеме.

Неспособность хозяйствующего субъекта платить по своим долговым обязательствам и финансировать текущую основную деятельность в связи с отсутствием средств называют банкротством. Главным, или основным его признаком является неспособность организации выполнить требования кредиторов в течение определенного срока со дня наступления сроков платежей [1,2].

Актуальность выбранного исследования заключается в том, что проблема вероятности банкротства играет огромную роль в оценке финансово-экономического положения и инвестиционной привлекательности предприятий и организаций АПК, поскольку данная отрасль является наиболее рисковой и требует постоянного контроля основных финансово-экономических показателей их деятельности.

Целью данного исследования является разработка теоретических аспектов и практических рекомендаций по снижению вероятности банкротства сельскохозяйственных организаций.

Федеральный Закон №127 от 26.10. 2002 «О несостоятельности (банкротстве)» отождествляет понятия несостоятельности и банкротства и определяет их как признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [5].

Многочисленные исследования в области банкротства как самостоятельной экономической категории, отражены в трудах как отечественных, так и зарубежных учёных. При сборе материалов и подготовке публикации к изданию использовались общие и специальные методы научного исследования: абстрактно-логический, аналитический, монографический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический и метод сравнения и др.

Результаты исследования и их обсуждение

По нашему мнению, банкротство – это категория, которая зависит от множества факторов, каждый из которых можно оценить через систему показателей, отражающих финансово-экономическое положение организаций.

На сегодняшний день в Новосибирской области насчитывается порядка 20% убыточных сельскохозяйственных организаций, каждая из которых рискует оказаться на грани банкротства.

Для разработки конкретных мер по снижению вероятности банкротства нам для начала необходимо исследовать насколько сельскохозяйственные организации региона близки к банкротству, что больше всего оказывает влияние на это. Для этого воспользуемся моделью Сайфуллина-Кадыкова, поскольку, она дает наиболее точные результаты по данной проблеме в организациях данной отрасли (таблица 1) [4].

В ходе расчета комплексного показателя определения вероятности банкротства по выбранной нами модели было выявлено, что у 50% исследуемых организаций интегральный показатель R меньше 1. Это свидетельствует о высоком риске вероятности банкротства. По риску наступления банкротства все муниципальные образования области были распределены на группы. Это позволит выделить те районы, которые в первую очередь нуждаются в применении мер по снижению вероятности банкротства и улучшению своего финансово-экономического положения (таблица 2).

Нами было выявлено, что наибольший риск вероятности банкротства присущ Каргатскому, Куйбышевскому, Кочковскому, Маслянинскому и Мошковскому районам.

В группу наименее подверженных риску возникновения банкротства вошли Баганский, Венгеровский, Чановский, Ордынский и Татарский районы.

Расчет комплексного показателя определения вероятности банкротства сельскохозяйственных организаций Новосибирской области (по состоянию на 1 января 2019 г.)

Группировка сельскохозяйственных организаций Новосибирской области по значению показателя R

Каргатский, Куйбышевский, Кочковский, Маслянинский, Мошковский

Болотнинский, Доволенский, Искитимский, Колыванский, Купинский, Новосибирский, Северный, Тогучинский, Черепановский, Чулымский

Барабинский, Здвинский, Карасукский, Коченевский, Усть-Таркский, Красноозерский, Кыштовский, Сузунский, Убинский, Чистоозерный

IV – районы с минимальной вероятностью банкротства

Баганский, Венгеровский, Чановский, Ордынский, Татарский

Для снижения вероятности банкротства предлагается разработать и применить систему, позволяющую осуществлять контроль и не допустить возникновения данного высоко-рискового события.

– учет и анализ финансовых показателей оказывающих наибольшее влияние на финансово-экономическое положение организаций (ликвидность, платежеспособность, деловая активность, финансовая устойчивость, рентабельность и др.);

– выбор необходимых мер по улучшению финансово-экономического положения организаций и снижению вероятности банкротства (зависит от полученных ранее результатов);

– результаты деятельности организации после введения определенных мер можно увидеть сразу, т.к. каждый элемент системы взаимосвязан между собой.

Основной целью предлагаемой системы является оценка финансового состояния сельскохозяйственных организаций с помощью набора соответствующих финансовых коэффициентов. Главной целью оценки является своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и применение мер для улучшения финансово-экономического положения организации. Платежеспособность организации -это основной элемент, от которого, по нашему мнению, зависит способность своевременного погашения платежных обязательств и риск наступления банкротства (несостоятельности) (рисунок 1).

Коэффициенты ликвидности характеризуют наличие оборотных средств в объеме необходимом для расчета по обязательствам. От результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности зависит финансовое состояние организации. Если показатели находятся в пределах нормативов, то организации характеризуются как финансово устойчивые.

Эффективность деятельности оценивается с помощью коэффициентов рентабельности, которые позволяют оценить способность приносить доход. Показатели рентабельности в более полной мере, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования. Это связано с тем, что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Полученные данные можно сравнить с общепринятыми нормами для оценки степени риска и прогнозирования возможностей наступления вероятности банкротства. Анализом финансового состояния организации занимаются руководители подразделений.

II-ой блок системы дает возможность применения необходимых мер по улучшению финансового состояния и платежеспособности организации или выхода из предкризисного (кризисного) положения. Данный блок регулируется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и предлагает различные способы снижения вероятности банкротства, например, через процедуру финансового оздоровления, включающую в себя перепрофилирование организации, увеличение ассортимента выпускаемой продукции и др.

Doc10.pdf

Рис. 1. Система мер по снижению вероятности банкротства сельскохозяйственных организаций I-й блок системы отражает оценку финансового состояния организации с помощью набора соответствующих финансовых коэффициентов, таких как: платежеспособность, ликвидность, деловая активность организации и др.

III-й блок системы позволит определить возможности организации по результатам внедрения тех или иных мер по снижению вероятности банкротства (государственная поддержка, новые технические и организационные решения, инвентаризация запасов и т.д.). После того, как мера была предпринята, организацию ждут следующие изменения: выход на новые рынки, улучшение качества продукции, инвестиционная привлекательность, оптимальная структура активов и пассивов и др.

Рекомендованная система позволит любому сельхозтоваропроизводителю получать комплексную оценку своего финансового состояния и оценить вероятность наступления банкротства.

Обобщая проведенные исследования стоит отметить, что банкротство – это событие, которое связано с возникновением потерь, недополучением прибыли от реализации продукции, работ, услуг, что связано со снижением показателей успешного функционирования сельскохозяйственных организаций Новосибирской области.

Для нормального функционирования деятельности любого предприятия необходимо получение максимально возможной прибыли. Именно поэтому предприятию необходимо учитывать все возможные риски для предотвращения развития банкротства [3].

Стоит отметить, что показатели финансовой устойчивости имеют отрицательную динамику, как и показатели эффективности деятельности. При этом наблюдается ежегодное снижение всех видов прибыли, что указывает на ухудшение эффективности принимаемых финансовых и управленческих решений.

Выявлено, что финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций нестабильна и находится в предкризисном состоянии. Причинами могут быть погодные условия, некачественные корма для животных, отсутствие или недостаточная государственная поддержка, неэффективное использование финансирования и т.д.

Для снижения вероятности банкротства предлагается применять систему, позволяющую осуществлять контроль и не допускать возникновения данного события.

Каждый блок такой системы необходим для оценки финансового состояния сельскохозяйственных организаций Новосибирской области с помощью набора соответствующих финансовых коэффициентов; применения возможных мер по улучшению финансово-экономического положения и определения возможности организаций после применения тех или иных мер по снижению вероятности банкротства.

Система мер по предотвращению банкротства это

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИИ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «ФАРМАЦИЯ» В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БАНКРОТСТВА

В рамках предупредительных мер по предотвращению банкротства Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Фармация», руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 30, 31 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Мордовия от 22 декабря 2015 года N 89-З «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2016 год» (с изменениями от 28 января 2016 г., от 2 марта 2016 г.), Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления субсидии Государственному унитарному предприятию Республики Мордовия «Фармация» в целях предупреждения банкротства.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ

Утвержден
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 14.03.2016 N 132

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИИ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «ФАРМАЦИЯ» В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БАНКРОТСТВА

1. Настоящий Порядок устанавливает цель, условия и порядок предоставления субсидии Государственному унитарному предприятию Республики Мордовия «Фармация» из республиканского бюджета Республики Мордовия (далее — субсидия, предприятие).

2. Субсидия предоставляется предприятию в целях предупреждения банкротства.

3. Условием предоставления субсидии является наличие просроченной кредиторской задолженности.

4. Субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на соответствующий финансовый год.

5. Главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия, осуществляющим предоставление субсидии в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство здравоохранения Республики Мордовия (далее — главный распорядитель).

6. Для получения субсидии предприятие, представляет главному распорядителю следующие документы:

— заявление предприятия о предоставлении субсидии в произвольной форме с указанием наличия признаков банкротства;

— копии бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах предприятия за отчетный период, предшествующий обращению, заверенные руководителем предприятия.

7. В течение пяти рабочих дней после предоставления документов на получение субсидии главный распорядитель анализирует их и принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении.

8. В случае, если при рассмотрении представленных документов обнаруживается отсутствие оснований в предоставлении субсидии, главный распорядитель в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе в ее предоставлении уведомляет об этом предприятие.

9. Основанием для отказа в предоставлении субсидии является предоставление неполного пакета документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.

10. В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии главный распорядитель заключает с предприятием соглашение о предоставлении субсидии (далее — Соглашение).

Соглашение должно содержать основные положения и предмет соглашения, условия и порядок предоставления субсидии, права и обязанности сторон, основание и порядок приостановления перечисления субсидии, ответственность сторон, срок действия соглашения, порядок рассмотрения споров, порядок возврата субсидии в республиканский бюджет Республики Мордовия в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, случаи возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году.

11. В целях проведения проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии предприятие в течение 15-ти рабочих дней со дня получения субсидии представляет главному распорядителю документы, подтверждающие осуществление целевого расходования средств, с приложением копий платежных документов с отметкой кредитной организации.

12. В случае принятия решения об увеличении объема субсидии в течение финансового года главный распорядитель вносит соответствующие предложения в Министерство финансов Республики Мордовия об изменениях в закон Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия.

13. Предприятие несет ответственность за целевое использование субсидии и обязано представлять главному распорядителю отчет о произведенных расходах согласно приложению.

14. В случае нарушения предприятием установленных условий предоставления субсидий главный распорядитель в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта нарушения направляет ему письменное требование о возврате, в республиканский бюджет Республики Мордовия необоснованно полученной субсидии.

15. Предприятие в течение 20 рабочих дней со дня получения письменного требования обязано вернуть сумму необоснованно полученной субсидии в республиканский бюджет Республики Мордовия в соответствии с реквизитами, указанными в требовании.

16. В случае невыполнения данного требования главный распорядитель с момента истечения срока, указанного в пункте 15, обращается в судебном порядке о взыскании в республиканский бюджет Республики Мордовия необоснованно полученной субсидии.

17. Предприятие обязано обеспечить возврат неиспользованного в отчетном финансовом году остатка субсидии в республиканский бюджет Республики Мордовия в срок до 31 декабря текущего года в случаях, предусмотренных в соглашении.

18. Главный распорядитель и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения предприятием условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Приложение
к Порядку предоставления субсидии
Государственному унитарному предприятию
Республики Мордовия «Фармация» в целях
предупреждения банкротства

Отчет об использовании субсидии, выделенной в целях предупреждения банкротства,

за ____________________ 20__ года (месяц)

Наименование поставщика, перед которым имеется просроченная кредиторская задолженность

Дата возникновения кредиторской задолженности

Сумма просроченной кредиторской задолженности (в рублях)

Сумма, перечисленная в погашение просроченной кредиторской задолженности (в рублях)

Оцените статью
Добавить комментарий