- Магия Илона Маска: как Tesla за 10 лет превратилась из проблемного стартапа в компанию дороже Ford и GM
- Почти банкроты GM и Ford «пересидят» кризис в России
- Магия Илона Маска: как Tesla за 10 лет превратилась из проблемного стартапа в компанию дороже Ford и GM
- Тренды 2010-2020: автомобили становятся электрическими, беспилотными и общими
- Суд прекратил дело о банкротстве завода Ford во Всеволожске
- Ford в Ленобласти погасил долг, ставший причиной иска о банкротстве
Магия Илона Маска: как Tesla за 10 лет превратилась из проблемного стартапа в компанию дороже Ford и GM
Почти банкроты GM и Ford «пересидят» кризис в России
Две крупнейшие американские автомобильные компании — General Motors и Ford — оказались на грани банкротства. Продажи их автомобилей в США стремительно падают, тогда как в России, напротив, растут. В ближайшей перспективе ситуация не изменится: автоконцернам не удастся поправить ситуацию у себя на родине, и развивающиеся страны, в том числе и Россия, могут стать неким спасательным кругом для этих компаний. Тем более, что нам уже доводилось спасть автоконцерны от разорения.
По данным РБК, чистые убытки General Motors по итогам первого квартала нынешнего года составили $3,25 млрд, тогда как ранее за аналогичный период компания получила чистую прибыль в размере $62 млн. Выручка компании снизилась на 1,7% и составила $42,67 млрд против $43,39 млрд годом ранее.
Чистая прибыль Ford в первом квартале составила $100 млн, а в январе-марте прошлого был зафиксирован чистый убыток на уровне $282 млн. Сейчас компания занимается реструктуризацией, по итогам которой будут закрыты 16 заводов и уволены 45 тыс. сотрудников. Вместе с тем, обе компании ведут поиски места для строительства заводов в России.
В частности, по словам аналитика ИК «Атланта-Капитал» Игоря Краевского,по данным первого полугодия, продажи внедорожников и различных грузовиков в США упали на 80%, тогда как в России выросли на 25%. В итоге за первые шесть месяцев этого года продажи GM в США снизились на 16%, а во всех остальных регионах выросли. В России, например, на 57%. Но основной бизнес автоконцернов именно в США, там они получают основную часть выручки.
Руководство компаний понимает, что в ближайшее время ситуация в США лучше не станет, и быстро поправить финансовое положение General Motors и Ford не удастся. На разработку того же бюджетного и маленького автомобиля нужно время, а оно сейчас играет не в пользу компаний. На строительство заводов в России, азиатских странах и в Латинской Америке тоже нужно время. Но, поскольку компании на грани банкротства, возниакет вопрос: успеют ли они спастись и не разориться?
Для российских автомобилистов строительство новых заводов американских компаний скорее плюс, чем минус, ведь есть спрос, значит, должно быть предложение, покрывающее его. Кроме того, раз доллар падает, американские авто будут дешеветь, что, собственно, уже сейчас и происходит. «И так даются огромные скидки на американские автомобили. Но компании не могут продавать их себе в убыток», — отмечает аналитик ООО «Компания Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын.
Отечественному автопрому экспансия американцев тоже вряд ли нанесет серьезный урон, поскольку «АвтоВАЗ» совместно с Renault разрабатывает новые автомобили, которые, как планируется, позволят автогиганту удержать свою долю рынка. И, кстати, не исключен вариант, что «АвтоВАЗ» и Renault купят какую-нибудь американскую платформу. «Альянс для того и был создан, чтобы спасти предприятие. Почему бы Renault не поучаствовать в том, чтобы купить платформу у американских производителей?», — задает риторический вопрос аналитик ООО «Компания Брокеркредитсервис». Ведь первый и самый логичный шаг – избавиться от всего дорогого и ненужного. Так, GM ведет переговоры с индийской стремительно развивающейся компанией Tata (недавно прикупившей Jaguar и Land Rover) о продаже Hummer.
Тем не менее, времена меняются, игроков на автомобильном рынке все больше и больше, а развивающиеся страны интересны подавляющему числу автомобилестроительных компаний, поэтому конкуренции избежать невозможно. И хотя в России рынок не резиновый, ему еще можно долго расти. «В России на 1 тыс. населения приходится 270 автомобилей, в Чехии и Польше – свыше 300, в Европе – больше 500. К 2012 году должно быть 350 тыс. машин на 1 тыс. населения. Мы можем вырасти в два раза», — заявил Севастьян Козицын.
«В ближайшие годы спроса должно хватить на всех автопроизводителей. Другое дело, что после 2012 года GM начнет ощущать на себе усиление конкуренции и снижение покупательского спроса на развивающихся рынках. Придут много новых игроков, темпы роста американских компаний в России будет снижаться», — говорит аналитик ИК «Атланта-Капитал» Игорь Краевский. Но это потом, пока же и Ford, и General Motors есть где развернуться в России.
А к 2012 году ситуация на рынке может вновь измениться. Если к тому времени, GM, как заявляли, создадут конкурента Tata Nano — маленький новый автомобиль – им будет что противопоставить другим игрокам. Но даже если и не разработают, то кризис, возможно, сойдет на нет, подешевеет нефть, и спрос на внедорожники снова будет высоким. «После того, как ситуация выправится, снова начнется стадия подъема», — считает Игорь Краевский. А пока мировой кризис можно «пересидеть» в России, азиатских странах и Латинской Америки.
Магия Илона Маска: как Tesla за 10 лет превратилась из проблемного стартапа в компанию дороже Ford и GM
Сейчас Tesla — лидер мирового рынка электромобилей, но десять лет назад в разгар финансового кризиса стартап Илона Маска был на грани банкротства. Как предприниматель со склонностью к научной фантастике сумел создать армию фанатов, продать сотни тысяч электромобилей и стать мультимиллиардером?
Если бы холодным январским днем 2009 года вы пообщались с мрачным Илоном Маском в конференц-зале отеля в Детройте, вы бы вряд ли предположили, что к концу первого десятилетия 21 века его стартап станет успешным производителем электромобилей. Из-за тяжелого кризиса у Tesla почти не оставалось свободных денег, компания только что закрыла офис в Мичигане и с трудом справлялась с доставкой электромобилей марки Roadster первым покупателям. Но поступил звонок, который поднял Маску настроение: Daimler согласилась купить аккумуляторы и двигатели Tesla для парка экспериментальных электромобилей Mercedes. Сделка была небольшой, но она стала первым из многих спасательных кругов, которые помогли Tesla удержаться на плаву.
Десять лет спустя импульсивный, неоднозначный предприниматель родом из Южной Африки входит в рейтинг мультимиллиардеров. По оценкам Forbes, его состояние составляет $26,8 млрд. Сейчас Маск находится в шаге от того, чтобы поставить на рынок большую часть экологически чистого транспорта будущего из его плана, намеченного в манифесте 2006 года. За последнее десятилетие в сфере транспорта произошло множество перемен — революционное развитие карпулинга и запуск Uber «злым гением» Трэвисом Калаником, решительные шаги Google в создании беспилотного автомобиля Waymo, коммерциализация лазерных датчиков LIDAR для роботизированных транспортных средств компанией Velodyne, беспилотные грузовики от стартапов вроде TuSimple и мобильные приложения Waze и Moovit, которые помогли сделать вождение в городе менее волнительным. Но никто не сыграл более значимой роли, чем Илон Маск.
Маск, получивший свой первый капитал после продажи доли в PayPal, не мог понять, как создать Model 3 стоимостью $35 000, и пережил месяцы «производственного ада». Но к 2018 году Model 3 стала лидером по продажам среди автомобилей Tesla. В следующем году Tesla должна выпустить кроссовер Model Y, построенный на платформе Model 3. В разработке находятся обновленный Roadster, электрофура и получивший противоречивые отклики угловатый пикап Cybertruck, который был впервые представлен в октябре 2019 года.
Склонность к научной фантастике позволила Маску создать армию фанатов, привлечь сотни тысяч покупателей автомобилей Tesla и разбогатеть (хотя сам он жаловался, что у него относительно мало свободных средств). Почти весь его капитал — это примерно 25% Tesla. Несмотря на то, что компания не закончила ни один год с прибылью, после IPO 2010 года ее стоимость заметно выросла. Благодаря исключительной вере инвесторов в видение Маска самый маленький автопроизводитель США, который был на грани банкротства в 2009 году, достиг рыночной капитализации в $77 млрд (по состоянию на 24 декабря), обогнав гораздо более крупных конкурентов GM, Ford и Fiat Chrysler.
Он превратил Tesla в лидера мирового рынка электромобилей, однако за последние десять лет компания не раз переживала кризисные ситуации, такие как возгорания аккумуляторов, высокую текучку руководящих кадров, сообщения о проблемах на заводах (в том числе о множестве нарушений техники безопасности во Фримонте) и судебные разбирательства из-за гибели водителей, использовавших автопилот Tesla. Маск и сам нередко оказывался в центре скандала из-за своих неосторожных комментариев и оскорблений в Twitter. Первые привели к судебному разбирательству с Комиссией по ценным бумагам и биржам, которое обошлось ему в $20 млн, а вторые вынудили предстать перед федеральным судом в Лос-Анджелесе по иску британского дайвера, которого Маск назвал «педофилом». Суд присяжных решил, что оскорбление не являлось клеветой.
Tesla вступает в 2020 год как крупная компания, а не тот проблемный стартап, которым она была в начале 2010-х годов, а Маск на многие световые годы отдалился от кризиса в Детройте в январе 2009 года. Но его импульсивность и пристрастие к Twitter все еще позволяют усомниться в том, что именно он — лучший возможный руководитель для компании, которая становится все более заметной в международном масштабе и скоро, возможно, будет производить и продавать миллионы электромобилей в год. У него есть и множество конкурентов: от стартапов вроде Rivian, Lucid, Byton и Nio до глобальных гигантов Volkswagen и General Motors, которые ускоряют темпы работы над своими линейками электромобилей и видят впереди широкие возможности.
Новая цель Маска — производить 20 млн автомобилей за год против 400 000 автомобилей в 2019 году. «Мы хотим увеличить объем производства Tesla настолько, чтобы со временем заменить 1% глобального автопарка, — сказал он во время конференц-колла 23 октября. — Спрос на новые электромобили будет расти по мере того, как весь мир отказывается от двигателей внутреннего сгорания».
Тренды 2010-2020: автомобили становятся электрическими, беспилотными и общими
Tesla покупает завод: в мае 2010 года Tesla приобрела у Toyota законсервированный завод в районе залива Сан-Франциско, что стало первым шагом на пути к революции экологичных автомобилей, которую задумал Илон Маск.
Беспилотные «гугломобили»: в 2010 году мир узнал, что команда молодых ученых под руководством Себастьяна Труна собирается при поддержке Ларри Пейджа освоить технологию беспилотного вождения.
Революция в сфере совместных поездок: Uber под управлением жесткого гендиректора Трэвиса Каланика и его конкурент Lyft с помощью смартфонов устроили революцию в сфере вызова такси.
Первый электромобиль: в 2012 году Model S от Tesla превзошла все, чего ожидали от нового стартапа Маска в Кремниевой долине, — и показала, насколько удобными, быстрыми и футуристичными могут быть электромобили.
Зрение для беспилотных машин: Дэйв Холл из компании Velodyne изобрел систему вращающихся лидаров для трехмерного зрения с панорамой в 360 градусов, благодаря которой мечта Google о беспилотных автомобилях стала реальностью.
Tesla в мире автобусов: Райан Поппл помог вывести Tesla на биржу, а его собственный стартап позволил перевозчикам отказаться от автобусов на дизельном топливе в пользу автобусов Proterra на аккумуляторах.
Шумиха вокруг Hyperloop: Маску было мало электромобилей. В 2013 году он представил проект сверхскоростного поезда Hyperloop, но пока что так и не осуществил мечту о путешествиях со скоростью звука.
Встречайте роботакси: после миллионов километров тестовых поездок в 2016 году Google создал подразделение Waymo, чтобы коммерциализировать свои исследования в области беспилотных автомобилей, которыми руководил ветеран автоиндустрии Джон Крафчик.
Приложения повышают мобильность: смартфоны сделали популярными не только совместные поездки. Приложения Waze и Moovit показывают людям различные способы передвижения по городу и упрощают жизнь пассажиров городского транспорта.
Автономные фуры: беспилотная революция распространилась и на грузовики: Waymo и стартапы вроде TuSimple, которым управляет разработчик Сяоди Хоу, создают автопарки роботизированных фур.
Взрывной успех электроскутеров: бывший топ-менеджер Uber и Lyft Трэвис Вандерзанден в 2018 году создал движение в поддержку передвижения на электроскутерах Bird и породил множество конкурентов.
Грузовики 21 века: у Маска есть фура на аккумуляторах Tesla Semi, но Тревор Милтон из Nikola считает, что будущее грузовых перевозок на дальние расстояния — за гигантами на водородных топливных элементах.
Суд прекратил дело о банкротстве завода Ford во Всеволожске
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в среду прекратил производство по заявлению частного лица Олега Малыгина о признании ЗАО «Форд Мотор Компани» банкротом.
С.-ПЕТЕРБУРГ, 30 янв — РИА Новости. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в среду прекратил производство по заявлению частного лица Олега Малыгина о признании ЗАО «Форд Мотор Компани» банкротом, сообщил судья на заседании.
Соответственно Малыгину отказано в удовлетворении иска в связи с тем, что автомобильная компания предоставила суду доказательства перечисления на счет заявителя денежных средств в размере 620,203 тысячи рублей, взыскание которых с Ford’а стало причиной возбуждения дела о банкротстве.
Судебное разбирательство в петербургском арбитраже было связано с делом о взыскании в пользу Малыгина с автомобильной компании около 620 тысяч рублей за покупку у автодилера — ООО «Автомир-Самара» — неисправного автомобиля Ford Focus 1,8 Ghia производства 2007 года. Требования Малыгина подтверждены решением Октябрьского районного суда Самары, принятым в декабре 2011 года.
Самарский областной суд, куда ЗАО «Форд Мотор Компани» обратилось с кассационной жалобой, в апреле 2012 года частично изменил решение суда первой инстанции, при этом оставив в силе взыскание 620 тысяч рублей в пользу Малыгина.
Другой иск о банкротстве Ford
Арбитраж Петербурга в декабре оставил без рассмотрения заявление президента новосибирского благотворительного фонда «Наши дети» Максима Иксанова о признании ЗАО «Форд Мотор Компани» банкротом.
Как сообщал РИА Новости в августе представитель истца, Иксанов через суд настаивал на признании «дочки» Ford в России несостоятельной в связи с тем, что компания длительное время не погашала долг, подлежащий взысканию в его пользу на основании решения Новосибирского областного суда.
Судебный акт, обязывающий компанию выплатить Иксанову компенсацию в размере около 4 миллионов рублей за приобретение в 2007 году у дилера неисправного автомобиля Land Rover, импортером которого тогда выступало ЗАО «Форд Мотор Компани», был вынесен в мае. Постановление суда апелляционной инстанции подтверждает акт Центрального районного суда Новосибирска от 31 января.
Представитель ЗАО «Форд Мотор Компани» на судебном заседании сообщил о погашении долга перед Иксановым.
Завод американского автопроизводителя Ford был открыт во Всеволожске Ленинградской области в июле 2002 года. Предприятие производит автомобили Ford Focus и с марта 2009 года Ford Mondeo. В настоящее время на заводе работают 2,7 тысячи человек. По итогам 2011 года завод выпустил около 99 тысяч автомобилей, в планах компании в 2012 году довести объем производства до 119 тысяч автомобилей.
Ford в Ленобласти погасил долг, ставший причиной иска о банкротстве
Всеволожский Ford погасил долг перед президентом благотворительного фонда «Наши дети» Максимом Иксановым, ранее подавшим в суд иск о банкротстве завода.
С.-ПЕТЕРБУРГ, 12 окт — РИА Новости. ЗАО «Форд Мотор Компани» (Всеволожск, Ленинградская область) полностью погасило долг перед президентом новосибирского благотворительного фонда «Наши дети» Максимом Иксановым, в августе подавшим в арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области иск о банкротстве автозавода, сообщил в пятницу РИА Новости представитель Ford в России.
По его словам, в конце сентября «решение о взыскании денежных средств было исполнено, и задолженность была погашена в полном объеме».
Причиной иска стал долг за Land Rover
Как сообщал РИА Новости в августе представитель истца, Иксанов через суд настаивает на признании «дочки» Ford в России несостоятельной в связи с тем, что компания длительное время не погашает долг, подлежащий взысканию в его пользу на основании решения Новосибирского областного суда.
Этот судебный акт, обязывающий автозавод выплатить Иксанову компенсацию за приобретение в 2007 году у дилера неисправного автомобиля Land Rover, импортером которого тогда выступало ЗАО «Форд Мотор Компани», был вынесен в мае. Постановление суда апелляционной инстанции подтверждает акт Центрального районного суда Новосибирска от 31 января.
Как сообщается на сайте районного суда, в январе 2012 года был удовлетворен иск Иксанова к «Форд Мотор Компани». На основании этого решения в пользу истца взыскивается, в частности, стоимость приобретенного автомобиля (3,39 миллиона рублей), а также около 358 тысяч рублей убытков в виде разницы между стоимостью автомобиля в момент покупки и его нынешней ценой, около 60 тысяч рублей убытков, понесенных за счет оплаты дополнительного оборудования, и неустойка в размере 100 тысяч рублей.
Ford не уклоняется от выплат
По словам представителя Ford в России, автозавод не создавал никаких препятствий для исполнения решения Новосибирского суда в пользу Иксанова.
«Компания не предпринимала каких-либо действий со своей стороны, которые могли бы привести к задержке или уклонению от выполнения решения суда. Препятствием для более раннего выполнения решения суда в нашем случае стало отсутствие в нашем распоряжении документов на оплату задолженности», — сказал он.
Собеседник агентства не исключил, что отсутствие документов могло быть связано «с недостаточно оперативными действиями со стороны судебных приставов или самого истца».
Представитель Ford добавил, что обращение Иксанова в арбитраж Петербурга с заявлением о банкротстве не повлияло на сроки погашения задолженности перед ним со стороны «Форд Мотор Компани».
Иксанов в пятницу не стал комментировать ситуацию. Получить комментарии его представителя РИА Новости пока не удалось.
Арбитраж Петербурга рассмотрит заявление Иксанова о признании банкротом ЗАО «Форд Мотор Компани» 21 ноября.
Завод американского автопроизводителя Ford был открыт во Всеволожске Ленинградской области в июле 2002 года. Предприятие производит автомобили Ford Focus и с марта 2009 года Ford Mondeo. В настоящее время на заводе работают 2,7 тысячи человек. По итогам 2011 года завод выпустил около 99 тысяч автомобилей, в планах компании в 2012 году довести объем производства до 119 тысяч автомобилей.