- Финансовое оздоровление: реабилитировать нельзя ликвидировать
- Внешний управляющий
- Назначение внешнего управляющего
- Полномочия внешнего управляющего
- Обязанности внешнего управляющего
- Финансовое оздоровление: реабилитировать нельзя ликвидировать
- «Спрос» на финансовое оздоровление
- Некоторые особенности процедуры
- Перспективы развития реабилитационных процедур
- Персональные данные по запросу конкурсного управляющего
- Судебная практика: Персональные данные по запросу конкурсного управляющего
- Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Персональные данные по запросу конкурсного управляющего
- Нормативные акты: Персональные данные по запросу конкурсного управляющего
- Договор аренды с конкурсным управляющим
- Судебная практика: Договор аренды с конкурсным управляющим
- Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Договор аренды с конкурсным управляющим
- Нормативные акты: Договор аренды с конкурсным управляющим
Финансовое оздоровление: реабилитировать нельзя ликвидировать
Внешний управляющий
Внешний управляющий — это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, для проведения процедуры внешнего управления.
Назначение внешнего управляющего
Внешний управляющий назначается арбитражным судом, как правило, одновременно с введением внешнего управления, но в любом случае не позднее чем в месячный срок с даты введения внешнего управления. О назначении внешнего управляющего выносится определение, которое подлежит немедленному исполнению, хотя и может быть обжаловано.
В случае если внешний управляющий назначается не одновременно с введением внешнего управления, до его назначения функции внешнего управляющего осуществляются временным управляющим.
Если собрание кредиторов принимает решение о введении внешнего управления, кандидатура внешнего управляющего определяется собранием кредиторов по предложению любого из конкурсных кредиторов, либо налоговых или иных уполномоченных органов, либо должника, либо собственника имущества должника унитарного предприятия Приведенный перечень носит законченный характер: кандидатура внешнего управляющего не может быть предложена, например, кредиторами первой или второй очереди, а также участниками должника. Предлагается суду кандидатура, получившая наибольшее число голосов на собрании кредиторов.
Если собрание кредиторов не принимало решения о введении внешнего укрепления, оно в течение двух недель с даты вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления вправе представить арбитражному суду кандидатуру внешнего управляющего. Внешний управляющий вправе совершать без доверенности от имени должника все действия с учетом предусмотренных Законом о банкротстве ограничений, касающихся необходимости получения разрешения на совершение тех или иных действий у собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Полномочия внешнего управляющего
Только с разрешения собрания кредиторов или комитета кредиторов внешний управляющий вправе:
- совершать (если иное не предусмотрено планом внешнего управления или Законом о банкротстве) крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность. При этом под крупными сделками понимаются сделки, влекущие распоряжение имуществом должника, балансовая стоимость которого превышает 20% балансовой стоимости его активов;
- заключать (если иное не предусмотрено планом внешнего управления) сделки, влекущие дополнительные денежные обязательства для должника в случаях, когда размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает 20% суммы требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
- принимать решения, влекущие увеличение расходов должника на потребление (в том числе на оплату труда);
- осуществлять в предусмотренных Законом о банкротстве случаях продажу предприятия должника на торгах, организуемых в форме конкурса (одобрению подлежат условия конкурса);
- осуществлять уступку прав требования должника путем продажи требований на открытых торгах (если иное не предусмотрено планом внешнего управления).
Обязанности внешнего управляющего
На внешнего управляющего возлагаются также некоторые специфические обязанности:
- принять в ведение имущество и провести его инвентаризацию. При проведении инвентаризации проверяется фактическое наличие имущества и осуществляется сопоставление полученных данных с данными бухгалтерского учета, выявленные расхождения подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета;
- открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами (исходя из концепции моратория и необходимости ее реализации); разработать и представить собранию кредиторов на утверждение план внешнего управления, содержащий конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника;
- рассмотреть требования кредиторов, уведомить кредиторов о результатах рассмотрения, вести реестр требований, заявить в установленном порядке возражения по предъявленным требованиям. В случае выдвижения возражений разногласия рассматриваются арбитражным судом;
- принимать меры по взысканию задолженности перед должником (т.е. по ликвидации дебиторской задолженности);
- представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления;
- обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении или прекращении срока внешнего управления;
- представить в арбитражный суд протокол общего собрания кредиторов с утвержденным этим собранием планом внешнего управления.
Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН
Финансовое оздоровление: реабилитировать нельзя ликвидировать
Около 50 тыс. российских компаний, как отметил на тематическом круглом столе в нижней палате парламента депутат Госдумы Василий Власов, проходят процедуру банкротства. При этом из них лишь единицы прибегли, по его словам, к институту финансового оздоровления (глава V Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее – закон о банкротстве).
Государство, по мнению депутата, должно быть заинтересовано в том, чтобы организации, особенно, если речь идет о градообразующих предприятиях, могли выходить из кризисных ситуаций и продолжать деятельность, поскольку они среди прочего обеспечивают рабочие места и поступление налогов в бюджеты разных уровней. Если речь не идет о преднамеренном банкротстве, то, представляется, что и сами предприятия должны быть заинтересованы в сохранении бизнеса. Однако на практике, например, такая реабилитационная процедура, как финансовое оздоровление, оказывается невостребованной.
«Спрос» на финансовое оздоровление
Финансовое оздоровление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком ее погашения (ст. 2 закона о банкротстве). Наряду с внешним управлением и заключением мирового соглашения данная процедура относится к реабилитационным, то есть направленным на восстановление платежеспособности должника, сохранение его как хозяйствующего субъекта, в отличие от ликвидационной процедуры – конкурсного производства.
Процедура финансового оздоровления в 2017 году вводилась 32 раза, в 2018 году – 19 раз, а в I-II кварталах 2019 года – 8 раз. На это указал юрист юридической службы «Единый центр защиты» Артем Морозов, ссылаясь на данные статистического бюллетеня ЕФРСБ от 30 июля 2019 года. Статистика, по словам юриста, свидетельствует о тенденции снижения спроса на применение процедуры.
Некоторые особенности процедуры
Введение финансового оздоровления, как пояснил Константин Заутренников, возможно на стадии наблюдения, когда должник еще не признан судом банкротом, но у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность восстановлена. В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником должника – унитарного предприятия, а также сами указанные лица или третьи лица в установленном законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в предусмотренных законом случаях (п. 2-3 ст. 75 закона о банкротстве) – к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.
Если уполномоченные лица обращаются к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, то они обязаны представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов (ст. 76 закона о банкротстве). При этом сам по себе пропуск указанного 15-дневного срока не является препятствием для принятия первым собранием кредиторов решения о введении финансового оздоровления (п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», далее – Постановление ВАС РФ № 29). К решению об обращении к первому собранию кредиторов должен прилагаться ряд документов:
- план финансового оздоровления;
- график погашения задолженности;
- протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия;
- перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов;
- сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения);
- иные предусмотренные законом документы.
В самом решении об обращении к первому собранию кредиторов должна также содержаться информация о предлагаемом сроке финансового оздоровления (п. 4-5 ст. 77 закона о банкротстве). Если с ходатайством о введении финансового оздоровления обращается третье лицо (третьи лица), то к нему необходимо приложить график погашения задолженности, подписанный уполномоченным лицом, и документы о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств (п. 2 ст. 78 закона о банкротстве).
Важно подчеркнуть, что из норм главы V закона о банкротстве следует, что финансовое оздоровление по ходатайству учредителей (участников) должника или собственника имущества должника – унитарного предприятия может быть введено арбитражным судом и без предоставления обеспечения (п. 33 Постановления ВАС РФ № 29).
План финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, план утверждается собранием кредиторов. Он должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 1 ст. 84 закона о банкротстве).
Графиком погашения задолженности по общему правилу должно предусматриваться погашение всех требований, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления (п. 3 ст. 84 закона о банкротстве).
Стоит отметить, что иcполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой. В качестве предмета обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, а также сделки во исполнение такого соглашения, заключенные до введения арбитражным судом в отношении должника финансового оздоровления, вступают в силу одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления (п. 1, п. 3 ст. 79 закона о банкротстве).
Могут ли применяться наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, если дело о банкротстве юридического лица возбуждено после вступления в силу решения о его ликвидации, но до исключения из реестра юридических лиц? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Эксперт подчеркнул, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают важные для эффективной реализации процедуры последствия. В частности, за отдельными исключениями приостанавливается взыскание по исполнительным документам, начисление неустоек и штрафных санкций, действует правило о том, что требования к должнику, не считая текущих платежей, могут предъявляться только с соблюдением требований закона о банкротстве, отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов и т. д. (ст. 81 закона о банкротстве).
Перспективы развития реабилитационных процедур
В Госдуме с 2017 года на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в закон о банкротстве, который преследует цель расширения практики применения реабилитационных механизмов. Данным проектом предусматривается введение новой реабилитационной процедуры – реструктуризации долгов. Планируется, что уполномоченные лица смогут обращаться в арбитражный суд не только с заявлением о признании должника банкротом, но и с заявлением о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов. При этом по результатам рассмотрения такого заявления нельзя будет открывать конкурсное производство.
Срок реализации плана реструктуризации долгов согласно законопроекту не может превышать четырех лет со дня утверждения его арбитражным судом. Однако по решению собрания кредиторов этот срок может быть продлен, но не более чем еще на четыре года. Наряду с появлением новой реабилитационной процедуры законопроектом предусматривается сохранение существующих, включая финансовое оздоровление.
Ответственный за рассмотрение проекта Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям предложил принять законопроект во втором чтении, подготовил соответствующий текст проекта с учетом поправок, принятых после первого рассмотрения законопроекта Госдумой. Однако на данный момент второе чтение еще не состоялось.
Персональные данные по запросу конкурсного управляющего
Подборка наиболее важных документов по запросу Персональные данные по запросу конкурсного управляющего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Персональные данные по запросу конкурсного управляющего
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 102 «Налоговая тайна» НК РФ
(АО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право») Как указал суд, признавая позицию конкурсного управляющего необоснованной, запрошенные им сведения являются налоговой тайной и персональными данными физических лиц. В связи с этим управляющий не имеет полномочий на их истребование, а налоговый орган не обязан их представлять.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Персональные данные по запросу конкурсного управляющего
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2021 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
(«Налоги и финансовое право», 2021, N 3) Как указал суд, признавая позицию конкурсного управляющего необоснованной, запрошенные им сведения являются налоговой тайной и персональными данными физических лиц. Поэтому управляющий не имеет полномочий на их истребование, а налоговый орган не обязан их представлять (Определение ВС РФ от 26.11.2020 N 307-ЭС20-19011 по делу N А56-137254/2019).
Нормативные акты: Персональные данные по запросу конкурсного управляющего
Договор аренды с конкурсным управляющим
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор аренды с конкурсным управляющим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Договор аренды с конкурсным управляющим
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 20.3 «Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве» Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»
(АО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право») По мнению налогового органа, конкурсный управляющий при принятии мер по расторжению договора аренды, заключенного между аффилированными лицами по заниженной арендной плате, в условиях, когда собранием кредиторов должника было принято решение об одобрении заключения нового договора аренды с установлением арендной платы, действовал недобросовестно.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Договор аренды с конкурсным управляющим
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Суд по ходатайству конкурсного управляющего наложил запрет на расторжение арендодателем договора аренды земельного участка с застройщиком, заключение арендодателем договора аренды с другим лицом. У застройщика имеются и продолжают увеличиваться долги по договору аренды. Каков порядок истребования указанных долгов?
(Консультация эксперта, 2022) Вопрос: Арбитражный суд по ходатайству конкурсного управляющего на основании п. 1 ст. 201.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ наложил запрет на расторжение арендодателем договора аренды земельного участка с застройщиком, заключение арендодателем договора аренды земельного участка с другим лицом помимо застройщика, запрет на государственную регистрацию такого договора аренды, а также запрет на распоряжение арендодателем данным земельным участком иным образом. При этом у застройщика имеются и продолжают увеличиваться долги по договору аренды земельного участка. Каков порядок истребования указанных долгов с застройщика?
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обзор практики по делам о банкротстве за январь 2021 года
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) Обнаружив наличие заключенного договора ответственного хранения вместо договора аренды, добросовестный конкурсный управляющий должен был проанализировать целесообразность дальнейшего использования сторонней организацией имущества должника на прежних условиях, с учетом того что заключение договора аренды могло принести в конкурсную массу дополнительную прибыль. Подобное бездействие управляющего не может быть оправдано пассивным поведением кредиторов. На последних, в отличие от конкурсного управляющего, не лежит обязанность по установлению наиболее продуктивного способа распоряжения имуществом должника.
Нормативные акты: Договор аренды с конкурсным управляющим
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022) Решением суда первой инстанции договор аренды лесного участка расторгнут, на общество в лице его конкурсного управляющего возложены обязанности по освобождению участка и его передаче комитету.