- Внесудебное банкротство ИП
- ВНЕСУДЕБНОЕ БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. РЕШЕНИЕ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ БЕСПЕРСПЕКТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА ЗАКОНОДАТЕЛЯ? Текст научной статьи по специальности «Право»
- Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Плашиннов Александр Сергеевич
- OUT-OF-COURT BANKRUPTCY OF INDIVIDUALS. THE SOLUTION TO THE PROBLEM OR THE UNPROMISING INITIATIVE OF THE LEGISLATOR?
- Текст научной работы на тему «ВНЕСУДЕБНОЕ БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. РЕШЕНИЕ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ БЕСПЕРСПЕКТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА ЗАКОНОДАТЕЛЯ?»
- Внесудебное банкротство ИП
- Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Внесудебное банкротство ИП
- Нормативные акты: Внесудебное банкротство ИП
- Внесудебное банкротство статья
- Статья 223.6. Освобождение гражданина от обязательств по завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина
Внесудебное банкротство ИП
ВНЕСУДЕБНОЕ БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. РЕШЕНИЕ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ БЕСПЕРСПЕКТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА ЗАКОНОДАТЕЛЯ? Текст научной статьи по специальности «Право»
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Плашиннов Александр Сергеевич
Сравнительно-правовой анализ некоторых аспектов правового положения должника — юридического и должника — физического лица
OUT-OF-COURT BANKRUPTCY OF INDIVIDUALS. THE SOLUTION TO THE PROBLEM OR THE UNPROMISING INITIATIVE OF THE LEGISLATOR?
Текст научной работы на тему «ВНЕСУДЕБНОЕ БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. РЕШЕНИЕ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ БЕСПЕРСПЕКТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА ЗАКОНОДАТЕЛЯ?»
Внесудебное банкротство физических лиц. Решение возникшей проблемы или бесперспективная инициатива законодателя?
Out-of-court bankruptcy of individuals. The solution to the problem or the unpromising
Курганский государственный университет Российская Федерация, г. Екатеринбург plasha234@yandex. ru
Graduate Student Kurgan State University Russian Federation, Yekaterinburg plasha234@yandex.ru
Ключевые слова: банкротство, «внесудебное банкротство», изменения, должник, институт банкротства.
Key words: bankruptcy, «out-of-court bankruptcy», changes, debtor, institution of bankruptcy.
Появление в Российской Федерации норм института банкротства физических лиц произошло потому, что после большого экономического кризиса 2008 года, ситуация с благосостоянием и общим курсом валюты начал стремительно ухудшаться. В результате чего оказалось, что общий размер предоставленных физическим лицам кредитов, превысил минимальные допустимые значения «возвратности», и возникла ситуация, что у большинства граждан просто не оставалось возможности «выполнять» требований кредиторов. Кредиторам же «зависшие» долговые обязательства также мешали списать их в «невозврат» и продолжать свою деятельность.
Как отмечал в своем Постановлении от 19 декабря 2005 года N 12-П Конституционный Суд
Российской Федерации [2], «. правовое регулирование отношений в области банкротства
основывается, помимо прочего, на положениях статей 8, 17, 19, 34 и 35 Конституции Российской Федерации, а сам этот институт выступает рыночным механизмом оздоровления российской экономики».
Поэтому законодатель решил добавлением новых норм полностью «исправить» ситуацию и применить данный механизм оздоровления экономики для выравнивания ситуации. Итогом работы законодателя к концу 2014 года был разработан более детальный механизм банкротства граждан [3], вступивший в силу с 1.07.2015.
Но новые статьи банкротства граждан «заработали» только 1.10.2015 [4]. Именно тогда Гражданский Кодекс РФ [5] «дополнили» статьей 25, в которой особо отметили, что гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда.
Поэтому и образовалась дилемма процесса банкротства физических лиц, когда с одной стороны существует примерный механизм разрешения ситуации, а с другой стороны не все могут им воспользоваться. Поскольку «исправлению» сложившейся ситуации с «закредитованностью» граждан разрешить не удалось, (большинство «кредитных» обязательств, обычно вряд ли превышают 500 000 рублей, при этом именно на долю таких «кредитов» и приходится большая часть займов) законодатель решил, что пришла пора «позаботится» и о той группе граждан банкротов (а также их кредиторов), чьи требования все еще не достигают 500 000 рублей.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» [6] и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» ввел в нормы ФЗ «О несостоятельности» такой механизм как «внесудебное банкротство».
Теперь для того, чтобы обратится с заявлением о признании банкротом необходимо выполнить несколько условий:
1) Размер денежных обязательств (за исключением обязательств, предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должен составлять не менее 50 000 и не более 500 000 рублей, что прямо указано в части 1 статьи 223.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
2) Заявление по утвержденной форме и порядку подается по месту жительства или пребывания в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее -МФЦ), что предусмотрено частью 2 статья 223.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
3) При подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке гражданин обязан представить список всех известных ему кредиторов, оформленный в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 213.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
После анализа вышеуказанных положений можно выделить, что участниками данной процедуры банкротства выступают должник (физическое лицо), его кредиторы и многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
К обязанностям многофункциональных центров относятся:
1) Проверка заявления на соответствие формы и порядку его предъявления, установленному регулирующим органом;
2) Проверка сведений о возврате исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также отсутствие сведений о ведении иных исполнительных производств, возбужденных и не оконченных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю;
3) Принятие заявления к исполнению, после его в соответствии с установленным порядком, статьи 213.7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
4) Публикация сведений о введении в отношении должника внесудебного банкротства в Едином реестре сведений о банкротстве (статья 223.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
5) Направление уведомления о включении сведений о внесудебном банкротстве в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета (вклада), а также в суд общей юрисдикции, и соответствующее подразделение Федеральный службы судебных приставов по месту жительства должника и в уполномоченные органы (часть 3 статья 223.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
6) По истечении шестимесячного срока со дня включения сведений о возбужденной процедуре внесудебного банкротства гражданина размещение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сведений о завершении такой процедуры (часть 1 статьи 223.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Для того, чтобы его заявление приняли к производству, должника обязан:
1) Оформить заявление по форме и предъявить его в МФЦ по месту жительства или пребывания (части 1 и 2 статьи 223.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
2) Предоставить список всех известных ему кредиторов (часть 4 статьи 223.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
3) В случае поступления имущества, или изменения финансового состояния, позволяющего полностью или в значительной части исполнить свои обязательства, уведомить МФЦ в течение 5 дней;
1) Готовить и направлять запросы об имуществе должника, но только об имуществе подлежащему государственной регистрации или иному учету (часть 5 статьи 223.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
2) При выявлении факта неисполнения должником обязанности, по извещению об изменении своего финансового состояния, в соответствии с пунктом 4 статьи 223.2ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании такого гражданина банкротом в общем порядке банкротства физических лиц;
3) Обратится в арбитражный суд, для инициации обычной процедуры банкротства физических лиц, если его не включили в реестр требований или, если задолженность перед ним указана не в полном объеме, либо если обнаружено имущество, принадлежащее должнику, если оспорены сделки должника и имеется вступившее в силу судебное решение (часть 2 статьи 223.5 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
И вроде как законодатель предусмотрел все «особенности» процедуры, особенно отметил требования для должника, как бесперспективность «взыскания» с него задолженностей и оконченного по этим основаниям исполнительного производства и предоставил кредиторам право отслеживать «изменяющееся» финансовое состояние должника, однако остался ряд моментов, не предусмотренных законодателем в результате чего, весь практический «смысл» процедуры внесудебного банкротства «теряется».
1) Бессмысленный выбор многофункциональных центров в качестве образования «принимающего» окончательное решение.
2) Невозможность осуществления контроля за действиями должника и его финансовым состоянием со стороны кредиторов.
Что касается «общей» ситуации с проверкой финансовой составляющей должника, то, как уже отмечалось выше, заниматься теперь этим могут кредиторы, но опять же только те кредиторы, про которых должник «вспомнил» и включил в реестр. Причем сам перечень «запрашиваемых сведений ограничен, поскольку кредиторы теперь имеют право получения сведений только об имуществе и имущественных правах должника, подлежащие государственному учету или иному учету. То есть, все «неучтенные» составляющие финансового состояния должника, как будь то дебиторская задолженность в пользу должника, или «своевременно» оформленное на иных лиц имущество под «запросы» не попадает, у кредитора просто нет такой возможности для запроса.
И хотя основанием подачи заявления для внесудебного банкротства является проверка сведений о том, что на дату подачи заявления в отношении должника окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа по причине отсутствия у должника имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными, но вот вопрос о том, что имущество могло и
«пережидать» требования кредиторов, почему-то никто не рассматривает. Кроме того, законодатель не задумывался о том, что должник за время действия процедуры (6 месяцев) может сменить работу, или наоборот «предварительно» уволится с нее для инициации процедуры внесудебного банкротства, а потом устроится повторно, или заключить сделки иного рода, которые могут свидетельствовать о его финансовом состоянии.
Пока что установленный «запрет» на совершение сделок должником касается только обеспечительных сделок, поручительств и получения новых кредитов и займов, а вот делать с остальными «сделками», которые нельзя ни проверить, ни оспорить нормы пояснений не дают.
3) Отсутствие механизма своевременного и полноценного информирования всех кредиторов о начале процедуры.
В нормах также нет ни одного упоминания о том, что кредиторы уведомляются о начале процедуры и получают право на проверку информации. По сути, кредиторам (не кредитным организациям, их обязательно «уведомляют») часть 3 статьи 223.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предлагается мониторить ежедневно систему «реестра о банкротстве» и отстаивать свои права «самостоятельно, включаясь инициируя процедуру «банкротства» уже в рамках судебного разбирательства.
Из-за вышеуказанных «допущений» получилось так, что механизм внесудебного банкротства не стал пользоваться большим спросом ни у должников, ни у кредиторов и своей функции по сути не выполняет, да и общий процент «рассмотренных» заявлений в общей сумме поданных заявлений настолько мал, что в масштабах нашей страны просто ничтожное число.
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, доступ система «Консультант Плюс», http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/;
2. Постановление Конституционного суда РФ от 19 декабря 2005 года N 12 -П, доступ из «Российской газеты»;
3. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве), доступ система «Консультант Плюс»,
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 358781/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/#dst100 049;
4. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации;
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, принята Государственной Думой 21 октября 1994 г., доступ система «Консультант Плюс», http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/;
6. Федеральный закон от 31.07.2020 N 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», доступ система «Консультант Плюс»,
Внесудебное банкротство ИП
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесудебное банкротство ИП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Внесудебное банкротство ИП
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Банкротство физических лиц: упрощенный порядок и иные нововведения 2020 года
(Митин Е.А.)
(«Имущественные отношения в Российской Федерации», 2021, N 1) Таким образом, на банкротство ИП, код ОКВЭД которых подпадает под указанные категории, также распространяется мораторий на банкротство как по общим правилам банкротства физических лиц, так и по упрощенному внесудебному порядку. Поскольку новый параграф Закона о банкротстве об упрощенном внесудебном порядке банкротства физических лиц не содержит ограничений, относящихся к ИП, можно сделать вывод о том, что индивидуальный предприниматель может также проходить процедуру внесудебного банкротства, но только в том случае, если его основной код ОКВЭД не подпадает под мораторий.
Нормативные акты: Внесудебное банкротство ИП
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 28.06.2022, с изм. от 21.07.2022)
«О несостоятельности (банкротстве)» 4. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг направляет копии уведомлений о возбуждении процедуры, прекращении процедуры и завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
«Об исполнительном производстве» 4. При получении копии решения арбитражного суда о признании гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, банкротом и введении реализации имущества гражданина судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство по исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, о взыскании алиментов, о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и иные ограничения распоряжения этим имуществом.
Внесудебное банкротство статья
(введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 289-ФЗ)
1. В случае поступления в течение срока процедуры внесудебного банкротства гражданина в его собственность имущества (в результате оспаривания сделки, принятия наследства или получения в дар) или иного существенного изменения его имущественного положения, позволяющего полностью или в значительной части исполнить свои обязательства перед кредиторами, указанными в списке кредиторов в соответствии с пунктом 4 статьи 223.2 настоящего Федерального закона, гражданин обязан в течение пяти рабочих дней уведомить об этом многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Не позднее трех рабочих дней со дня получения от гражданина уведомления, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина.
В случае неисполнения гражданином обязанности, предусмотренной абзацем первым настоящего пункта, кредитор, указанный в списке кредиторов в соответствии с пунктом 4 статьи 223.2 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании такого гражданина банкротом в соответствии со статьей 213.5 настоящего Федерального закона.
2. Со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и до дня завершения либо прекращения процедуры внесудебного банкротства гражданина в арбитражный суд с заявлением о признании такого гражданина банкротом в соответствии со статьей 213.5 настоящего Федерального закона вправе обратиться:
1) кредитор, не указанный в списке кредиторов, предусмотренном пунктом 4 статьи 223.2 настоящего Федерального закона;
2) кредитор, указанный в списке кредиторов, предусмотренном пунктом 4 статьи 223.2 настоящего Федерального закона, в любом из следующих случаев:
указание задолженности перед ним не в полном объеме, существенно влияющем на признание гражданина соответствующим критериям, определенным пунктом 1 статьи 223.2 настоящего Федерального закона;
обнаружение принадлежащих должнику имущества или имущественных прав, подлежащих государственной регистрации или иному учету (регистрации);
наличие вступившего в законную силу решения суда по поданному таким кредитором иску о признании сделки должника недействительной.
3. Со дня вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина прекращается процедура внесудебного банкротства такого гражданина.
Арбитражный суд направляет в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществлявший включение сведений о внесудебном банкротстве гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, копию определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина не позднее трех рабочих дней после дня его вынесения.
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее трех рабочих дней со дня получения копии определения арбитражного суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина.
Статья 223.6. Освобождение гражданина от обязательств по завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина
1. По истечении шести месяцев со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве завершается процедура внесудебного банкротства гражданина и такой гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, с учетом общего размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, предусмотренного пунктом 1 статьи 223.2 настоящего Федерального закона.
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязан в день завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о завершении такой процедуры.
Задолженность гражданина перед кредиторами, указанными им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, признается безнадежной задолженностью.
2. Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, не указанные в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке. Также не допускается освобождение гражданина от обязательств в случаях, предусмотренных абзацами вторым и четвертым пункта 4, абзацем первым пункта 5 и пунктом 6 статьи 213.28 настоящего Федерального закона.
Если в заявлении гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке указана сумма требований кредитора, которая меньше действительной суммы требований кредитора, гражданин освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере суммы, указанной в заявлении. Если в таком заявлении указана сумма требований кредитора, которая больше действительной суммы требований кредитора, гражданин освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере действительной суммы его задолженности.
3. При завершении процедуры внесудебного банкротства в отношении гражданина, исключенного из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей менее чем за один год до подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, применяются последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом, предусмотренные статьей 216 настоящего Федерального закона.
4. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг направляет копии уведомлений о возбуждении процедуры, прекращении процедуры и завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
5. В случае завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина применяются последствия, предусмотренные статьей 213.30 настоящего Федерального закона, при этом соответствующие сроки исчисляются со дня завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина.