- МЭР внесло законопроект о реформе банкротства юрлиц в правительство
- Закон о банкротстве юридических лиц с изменениями
- МЭР внесло законопроект о реформе банкротства юрлиц в правительство
- Законодательные изменения
- РСПП не поддержал изменения в закон о банкротстве юрлиц
- Изменения в законодательстве о банкротстве и о ликвидации юридических лиц
МЭР внесло законопроект о реформе банкротства юрлиц в правительство
Закон о банкротстве юридических лиц с изменениями
Федеральный закон от 28 декабря 2016 года №488-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 18 февраля 2016 года №248-р. Федеральным законом, в частности, предусматривается, что в единый государственный реестр юридических лиц должны включаться сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении него процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 18 февраля 2016 года №248-р.
Федеральный закон принят Государственной Думой 14 декабря 2016 года и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2016 года.
Федеральным законом в законодательство вносятся изменения, направленные на совершенствование процедур ликвидации юридических лиц.
В частности, в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривается включение в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Уточняются требования к порядку исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по соответствующему решению регистрирующего органа.
Кроме того, устанавливается, что такой порядок применяется также в случае невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) и в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» уточняются нормы о подаче и рассмотрении заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и заявления о возмещении должнику убытков, предусматривается направление арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, и дополняется перечень документов, прилагаемый к отчёту конкурсного управляющего.
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», исключение общества из ЕГРЮЛ в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечёт последствия, предусмотренные Гражданским кодексом для отказа основного должника от исполнения обязательства. Кроме этого устанавливается, что срок ликвидации общества по общему правилу не может превышать один год.
МЭР внесло законопроект о реформе банкротства юрлиц в правительство
МОСКВА, 28 января. /ТАСС/. Минэкономразвития РФ внесло доработанный законопроект о реформе банкротства юридических лиц в правительство, сообщили журналистам в пресс-службе министерства.
«Минэкономразвития внесло доработанный с учетом замечаний ГПУ (государственно-правового управления — прим. ТАСС) президента законопроект о реформе банкротства юридических лиц в правительство РФ», — сообщили в Минэкономразвития.
Как пояснили в министерстве, документом предусмотрены глобальные изменения процедур банкротства, усиление ответственности арбитражных управляющих и независимости их отбора, процедуры торгов по реализации имущества и другие. «Внесенные изменения позволят сделать институт банкротства цивилизованным и эффективным способом спасения бизнеса и возвращения долгов», — добавили в Минэкономразвития.
Весной прошлого года Минэкономразвития подготовило поправки в закон о банкротстве, направленные на сокращение сроков и издержек на проведение процедур банкротства, а также повышение их эффективности и увеличение размера погашения требований кредитора.
По словам замминистра экономического развития Ильи Торосова, реформа института банкротства готовилась в течение последних нескольких лет.
Законодательные изменения
Как пояснил Торосов, министерство предлагает отказаться от трех процедур (наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление) и создать новую реабилитационную процедуру по реструктуризации долгов. Действующие реабилитационные процедуры редко вводятся и при этом затягивают процесс, подчеркнул замминистра. В новой вариации законопроекта предлагается оставить две процедуры — реабилитационную и ликвидационную.
Кроме того, предлагается исключить контроль над должником недобросовестными бенефициарами. Теперь контролирующее должника лицо не сможет назначить своего арбитражного управляющего, он будет назначен через случайный выбор на основе балльной оценки. Также предлагается лишить контролирующих должника и заинтересованных лиц права голоса на собрании кредиторов. Исключение останется только для банка, он не будет лишен права голоса, если использовал залог акций только для обеспечения кредита.
Также предлагается создать регистр — информационную систему для регистрации арбитражных управляющих, учета результатов эффективности, для их случайного выбора на основании балльной оценки.
Как отмечает Торосов, законопроект направлен также на повышение эффективности торгов по реализации имущества должника. «Сокращаем сроки и упрощаем порядок торгов. [Предполагается] ускорение торгов путем механизма «качелей», так называемой англо-голландской системы, [появится] возможность «подключения» участников в ходе торгов и возможность начинать торговать по итогам частичной инвентаризации», — указал Торосов.
РСПП не поддержал изменения в закон о банкротстве юрлиц
МОСКВА, 3 февраля. /ТАСС/. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) не поддержал изменения, которые Минэкономразвития РФ предложило внести в закон о банкротстве юридических лиц. Об этом говорится в письме РСПП, направленном заместителю министра экономического развития РФ Илье Торосову.
«Указанный законопроект по-прежнему содержит большое количество новелл, которые не только не улучшают действующее регулирование, но, напротив, нарушают баланс интересов должников и кредиторов, могут привести к увеличению количества злоупотреблений со стороны недобросовестных лиц и в целом снизят эффективность процедур, применяемых в деле о банкротстве», — говорится в письме.
Ранее сообщалось , что Минэкономразвития РФ внесло доработанный законопроект о реформе банкротства юридических лиц в правительство. Документом предусмотрены глобальные изменения процедур банкротства, усиление ответственности арбитражных управляющих и независимости их отбора, процедуры торгов по реализации имущества и другие.
Министерство предлагает отказаться от трех процедур (наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление) и создать новую реабилитационную процедуру по реструктуризации долгов. Действующие реабилитационные процедуры редко вводятся и при этом затягивают процесс, подчеркнул замминистра. В новой вариации законопроекта предлагается оставить две процедуры — реабилитационную и ликвидационную.
Кроме того, предлагается исключить контроль над должником недобросовестными бенефициарами. Теперь контролирующее должника лицо не сможет назначить своего арбитражного управляющего, он будет назначен через случайный выбор на основе балльной оценки. Также предлагается лишить контролирующих должника и заинтересованных лиц права голоса на собрании кредиторов. Исключение останется только для банка, он не будет лишен права голоса, если использовал залог акций только для обеспечения кредита.
Также предлагается создать регистр — информационную систему для регистрации арбитражных управляющих, учета результатов эффективности, для их случайного выбора на основании балльной оценки.
Изменения в законодательстве о банкротстве и о ликвидации юридических лиц
Информируем Вас о том, что внесены изменения в порядок ликвидации и исключения обществ с ограниченной ответственностью (далее – общества) и других юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), в том числе в административном порядке, а также в механизм привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих компанию лиц [1]. Основные изменения вступят в силу с 28 июня 2017 года, отдельные положения — с 1 сентября 2017 года.
Ниже представлен обзор наиболее существенных изменений, внесенных Законом в действующее законодательство.
1. Статья 3 Закона об обществах с ограниченной ответственностью дополнена новым пунктом 3.1, в соответствии с которым исключение общества из ЕГРЮЛ по решению налогового органа как недействующего юридического лица [2] может влечь привлечение к субсидиарной ответственности лиц, выступавших от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, имевших фактическую возможность определять действия юридического лица, если неисполнение обязательств общества перед кредиторами вызвано недобросовестными или неразумными действиями таких лиц. Привлечение к субсидиарной ответственности будет осуществляться арбитражным судом по заявлению кредитора.
2. Статья 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью дополнена новыми пунктами 6 и 7, в соответствии с которыми срок добровольной ликвидации общества не может превышать один год. Указанный срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на 6 месяцев. В случае отмены ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока ликвидации повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.
3. Законом о государственной регистрации установлено, что в ЕГРЮЛ будут включаться сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица и о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве (подп. и2) п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации). Указанная информация будет передаваться в регистрирующий орган арбитражными судами и оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
5. Законом установлено, что порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего применяется также в случаях невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников), а также наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (п. 5 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации).
6. Законом внесены изменения в п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве, расширяющие возможности привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в случае неудовлетворения требований кредиторов:
- подача заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по основанию неподачи или несвоевременной подачи должником заявления о банкротстве [3] теперь допускается для конкурсного управляющего, работника [4] или уполномоченного органа, если судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве; в случае возврата заявления или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств на проведение процедур банкротства, в свою очередь, кредиторам возможно обратиться с исковым заявлением о взыскании в свою пользу с лиц, контролирующих должника, убытков, причиненных по их вине должнику [5];
- подача заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по основанию доведения компании до банкротства в результате действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц [6] допускается не только в ходе конкурсного производства, но и после его завершения, если лицо, имеющее право на подачу такого заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, узнало или должно было узнать о наличии соответствующего основания для привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства, но не позднее трех лет со дня завершения конкурсного производства;
- увеличен срок подачи заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности с одного года до трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности;
- предоставлено право кредиторам по текущим обязательствам и кредиторам, чьи требования включены в реестр или «за реестром» [7] подать заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в размере неудовлетворенных требований таких кредиторов, указанных в отчете конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства.
Выше приведены лишь основные изменения, внесенные в законодательство Законом № 488-ФЗ. В каждом конкретном случае необходимо отдельно оценивать применимость конкретных нововведений.
[1] 28 декабря 2016 года был принят Федеральный закон № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), которым внесены изменения в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах с ограниченной ответственностью), Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации) и Федеральный закон от 26.12.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
[2] Пункт 1 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации: «Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом».
[3] Пункт 2 статьи 10 Закона о банкротстве.
[4] Также представителя работников и бывшего работника.
[5] При наличии оснований, указанных в п. 1-3 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ.
[6] Пункт 5 статьи 10 Закона о банкротстве.
[7] Требования кредиторов, которые признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов (в случае, если на момент заявления таких требований в суд реестр требований кредиторов был закрыт).