2. Об отнесении к контролирующим лицам лиц, которым переданы полномочия на совершение от имени финансовой организации отдельных ординарных сделок

Контролирующие лица ООО не несут ответственность перед кредиторами общества только в силу исключения юрлица из ЕГРЮЛ

Кредитор ООО, которое было исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке, подал иск о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам общества его руководителя, который был также единственным учредителем (ст. 53.1 Гражданского кодекса, п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Кредитор считал, что ответчик допустил ситуацию, при которой ООО не вело хозяйственную деятельность, не сдавало отчетность, не осуществляло операций по банковскому счету, что привело к прекращению деятельности организации в административном порядке. Истец также указал, что неисполнение обязанности по подаче заявления о признании должника банкротом является основанием для привлечения его к субсидиарной ответственности руководителя должника.

Однако в рассматриваемом случае конкретные обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика как руководителя и учредителя должника и тем, что долг перед кредитором не был погашен, всеми судами не устанавливались. Вопрос о наличии или отсутствии признаков неразумности или недобросовестности в действиях ответчика судами также не исследовался.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Верховный суд Российской Федерации указал и на необоснованное применение положений Закона о банкротстве апелляционным судом, который установил вину ответчика в неподаче заявления о банкротстве должника с указанием на утраченную возможность выявить имущество должника (Определение Верховного Суда РФ от 25 августа 2020 г. № 307-ЭС20-180). Право требовать привлечении к субсидиарной ответственности по ст. 61.11-61.13 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», связано с наличием в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве, или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств на финансирование процедур банкротства, чего в данном деле не было.

Закон о банкротстве контролирующее лицо

2. Об отнесении к контролирующим лицам лиц, которым переданы полномочия на совершение от имени финансовой организации отдельных ординарных сделок

В соответствии с пунктом 1 статьи 61.10 Закона о банкротстве необходимым условием отнесения лица к числу контролирующих лиц является наличие права давать обязательные для исполнения должником указания или возможности иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Из данного определения следует, что финансовая организация в каждом конкретном случае должна на основании всех имеющихся обстоятельств и полномочий, предоставляемых выданной лицу доверенностью, устанавливать, имеет ли оно возможность определять действия финансовой организации.

Если доверенность предоставляет лицу полномочия, аналогичные полномочиям единоличного исполнительного органа финансовой организации, то такое лицо отвечает вышеизложенному определению «контролирующее лицо» (принимая также во внимание положения подпункта 2 пункта 2 статьи 61.10 Закона о банкротстве, согласно которым возможность определять действия должника может достигаться в силу наличия полномочий совершать сделки от имени должника, основанных на доверенности).

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется, что лица, имеющие генеральные доверенности, выданные финансовой организацией на совершение сделок без ограничения, относятся к контролирующим лицам (код признака 1.2 приложения 3 к Указанию Банка России N 5814-У ).

Указание Банка России от 09.06.2021 N 5814-У «О форме, порядке и сроках направления кредитными организациями, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами в Банк России информации о контролирующих их лицах и о порядке ведения Банком России перечней лиц, контролирующих кредитные организации, страховые организации и негосударственные пенсионные фонды»

При рассмотрении вопроса об отнесении лица к контролирующим лицам полагаем необходимым руководствоваться также Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» (далее — Постановление Пленума Верховного суда РФ N 53). Так, согласно пункту 3 данного постановления лицо не может быть признано контролирующим должника только на том основании, что ему были переданы полномочия на совершение от имени должника отдельных ординарных сделок, в том числе в рамках обычной хозяйственной деятельности.

Реформа законодательства о банкротстве в части положений о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности

Деловой журнал Банковское обозрение №11 ноябрь (285)/2022

Законодательство о банкротстве в очередной раз подверглось существенной корректировке, в этот раз с целью повышения эффективности одного из ключевых инструментов — норм, регулирующих привлечение к ответственности контролирующих должника лиц

Партнер практики разрешения споров Московского офиса Международной юридической фирмы Integrites

Юрист международной юридической фирмы Integrites

Указанные изменения в основном вступили в силу 30.07.2017, с момента официального опубликования Федерального закона от 29.07.2017 № 266-ФЗ. Заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, поданные после 01.07.2017, рассматриваются арбитражными судами уже по новым правилам

Указанный закон стал логическим продолжением корректирования норм о привлечении к ответственности контролирующих лиц должника. Начиная с изменений, введенных Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ, сформировался в достаточной степени регламентированный порядок, регулирующий вопрос ответственности менеджмента и бенефициаров компаний.

В Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) введена глава III.2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве». Несмотря на отсутствие в наименовании главы «контролирующих должника лиц», весь нормативный блок регулирует различные виды ответственности именно этой категории субъектов. В целом, законодатель более требовательно подошел к ответственности руководящих и иных лиц компаний, ввел новый инструментарий, позволяющий кредиторам защитить свой интерес, а также более ясно ответил на вопросы, возникающие в данной сфере в судебной практике.

Также законодатель прямо поименовал тех, кто в силу должностного положения может определять действия должника (пп. 3 п. 2 ст. 61.10 Закона): теперь главный бухгалтер и финансовый директор прямо названы в качестве субъектов, которые могут определять действия должника.

Кроме того, расширен период, в течение которого действия контролирующего лица требуют особой осмотрительности. Если ранее указанный период составлял три года до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, то сейчас указанный период начинается за три года до момента появления у должника признаков банкротства (неспособность удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены).

Необходимо отметить, что помимо более требовательного подхода к вопросу привлечения контролирующих лиц к ответственности Закон ограничил щитом от презумпции контроля тех участников, кто владеет менее чем десятью процентами уставного капитала общества и получает обычный доход, связанный с владением ими (п. 6 ст. 61.10 Закона). Появились нормы, на основании которых суд может снизить размер ответственности или полностью освободить от нее: если лицо докажет, что осуществляло функции органа управления номинально и представит сведения, позволяющие установить фактическое контролирующее лицо, а также скрытое им имущество (п. 9 ст. 61.11 Закона).

В целом, виды ответственности контролирующих лиц законодатель разграничил так, как описанно ниже.

1. Субсидиарная ответственность по обязательствам должника контролирующих его лиц

1.1. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов (п. 61.11 Закона)

Основания привлечения к ответственности:

• причинение существенного вреда кредиторам в результате сделок;

• отсутствие или искажение данных бухгалтерского учета/отчетности;

• требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности превышают 50% общего размера требований кредиторов, включенных в реестр в результате правонарушения контролирующего лица;

• отсутствие или искажение документов, хранение которых является обязательным в силу прямого указания законодательства (нововведение);

• невнесение или искажение обязательных сведений в ЕГРЮЛ и ЕФРСФДЮЛ (нововведение).

Кроме того, Законом теперь предусмотрено, что контролирующие должника лица несут ответственность за вред, причиненный кредиторам, вне зависимости от оспаривания подозрительных и иных сделок должника (п. 3 ст. 61.11 Закона).

В качестве дополнительного основания представляется возможным обратить внимание на новое положение: даже если имущественной массы должника недостаточно для погашения требований кредиторов не по вине контролирующих лиц, контролирующее лицо будет нести субсидиарную ответственность, если после появления признаков неплатежеспособности оно существенно ухудшило финансовое положение должника (пп. 2 п. 12 ст. 61.11 Закона). Иными словами, контролирующие лица обязаны проявлять достаточные разумность и осмотрительность не только до появления признаков неплатежеспособности, но и после их появления.

1.2. Субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника (ст. 61.12 Закона)

В связи с неисполнением обязанности по подаче заявления о признании должника банкротом введена новая обязанность лиц, уполномоченных на созыв собраний. Порядок совершения действий по подаче заявления установлен ст. 9 Закона. Если должник не обратился в арбитражный суд в течение месяца со дня возникновения обстоятельств, влекущих обязанность по подаче данного заявления (абз. 2–7 ст. 9 Закона), лица, уполномоченные на созыв общего собрания, обязаны в течение десяти календарных дней провести внеочередное собрание участников для принятия решения о подаче заявления. Собрание должно быть проведено в течение десяти календарных дней после направления требования о созыве (п. 3.1 ст. 9 Закона).

2. Возмещение убытков кредиторам (ст. 61.13 Закона) 1

К возмещению убытков кредиторам (п. 2 ст. 61.13) привлекаются все лица, отвечающие признакам контролирующих должника лиц с учетом расширения указанного понятия.

Расширен перечень оснований для возмещения убытков кредиторам. Контролирующие должника лица теперь отвечают не только за нарушение требований Закона о банкротстве, но и в том случае, если своевременно не приняли мер по защите активов должника: не оспорили необоснованные требования кредиторов как после инициирования дела о банкротстве, так и до возбуждения дела о банкротстве (п. 2 и 3 ст. 61.13 Закона). Иными словами, законодатель обязал контролирующих лиц занимать активную позицию по оспариванию заявленных требований кредиторов до появления признаков неплатежеспособности.

Порядок подачи заявления о привлечении к ответственности контролирующих лиц

Следует обратить внимание на положение законодательства, регулирующее привлечение контролирующих лиц к ответственности вне дела о банкротстве. По основанию ст. 61.11 Закона после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств на возмещение судебных расходов кредитор, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме, вправе подать в арбитражный суд, рассматривавший дело о банкротстве, иск вне рамок дела о банкротстве (п. 1 и 2 ст. 61.19 Закона).

Распоряжение правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности

В ст. 61.17 Закона предусмотрены способы распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности. Законодатель закрепил три способа реализации указанных прав: 1) взыскание задолженности в рамках процедуры банкротства; 2) продажа требования по правилам ст. 139 Закона; 3) уступка кредитору части этого требования в размере требования кредитора. Тем самым расширено усмотрение кредитора на возможность распоряжения своими требованиями.

Весьма эффективной мерой защиты интересов кредиторов является прямое указание Закона на возможность подачи заявления о принятии обеспечительных мер в отношении контролирующего лица (абз. 2 п. 5 ст. 61.16 Закона). Суд по заявлению кредитора, который опасается за выведение контролирующим лицом имущества, вправе наложить арест на такое имущество.

Указанные нововведения и точные формулировки Закона позволят кредиторам более эффективным образом защитить свой интерес и снизят возможность выведения активов должника и контролирующих его лиц в преддверии банкротства.

1. П. 1 ст. 61.13 Закона регламентирует общее положение об убытках за нарушение Закона о банкротстве (конкретное основание возмещения убытков). Ввиду того, что п. 2 и 3 указанной статьи позволяют возместить убытки напрямую кредиторам, для удобства систематизации ст. 61.13 освещается с позиции интересов кредиторов.

Оцените статью
Добавить комментарий