Законопроект об изменении закона о банкротстве

Созд, законотворчество, планирование, мероприятия
Содержание
  1. Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям
  2. Комитет Государственной Думы по защите конкуренции
  3. Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям
  4. Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям
  5. Изменения в законе о банкротстве: некоторые положения законопроекта вызывают резкую критику
  6. Порядок утверждения арбитражного управляющего чрезмерно усложнится, может повлечь коррупционные риски и сокращение числа арбитражных управляющих
  7. Голосование на общем собрании кредиторов: кредиторы, являющиеся заинтересованными лицами по отношению к должнику, лишились права голоса, а текущие кредиторы – наоборот, получили
  8. Противодействие злоупотреблениям со стороны должников
  9. Депозит
  10. В заключение

Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям

Комитет Государственной Думы по защите конкуренции

(в целях законодательного регулирования в области Интернет-торговли в части установления эффективных механизмов контроля и надзора в сфере дистанционной торговли биологически активными добавками к пище)

3.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом (первое чтение)

  • назначить комитет-соисполнитель;
  • включить законопроект в примерную программу;
  • подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой;
  • представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту;
  • направить измененный текст законопроекта для подготовки замечаний и предложений

О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»

4.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом (второе чтение)

О внесении изменений в Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в части уточнения перечня объектов, не подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов)

4.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом (второе чтение)

О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

(об установлении предельного размера торговой надбавки (наценки) к отпускным ценам на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости)

Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям

О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

4.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом (второе чтение)

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

  • назначить ответственный комитет;
  • представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту;
  • подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой;
  • включить законопроект в примерную программу;
  • направить законопроект на заключение в Правовое управление

О внесении изменений в статьи 39-5 и 39-10 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «О ветеранах»

(о дополнительных основаниях предоставления земельных участков в собственность бесплатно и в безвозмездное пользование)

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

  • назначить ответственный комитет;
  • представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту;
  • подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой;
  • включить законопроект в примерную программу;
  • направить законопроект на заключение в Правовое управление

3.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом (первое чтение)

О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

(в части усиления контроля за осуществлением иностранных инвестиций в стратегически значимые сектора экономики)

О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и статьи 32 и 33 Федерального закона «О защите конкуренции»

(в части усиления контроля за осуществлением иностранных инвестиций в стратегически значимые сектора экономики)

О внесении изменения в статью 38 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в части сокращения оснований для отказа продления договора аренды земельного участка в рамках антикризисных мер поддержки предпринимательства)

(в части устранения внутренних противоречий отдельных положений Земельного кодекса Российской Федерации)

О внесении изменений в статьи 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статью 30-3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

  • назначить ответственный комитет;
  • представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту;
  • подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой;
  • включить законопроект в примерную программу;
  • направить законопроект на заключение в Правовое управление

О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

(в части возможности отнесения земельного участка к определённой категории земель без согласия собственника)

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

  • назначить ответственный комитет;
  • представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту;
  • подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой;
  • включить законопроект в примерную программу;
  • направить законопроект на заключение в Правовое управление

О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3-5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»

3.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом (первое чтение)

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

  • назначить ответственный комитет;
  • представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту;
  • подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой;
  • включить законопроект в примерную программу;
  • направить законопроект на заключение в Правовое управление

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

  • назначить ответственный комитет;
  • представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту;
  • подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой;
  • включить законопроект в примерную программу;
  • направить законопроект на заключение в Правовое управление

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

  • назначить ответственный комитет;
  • представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту;
  • подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой;
  • включить законопроект в примерную программу;
  • направить законопроект на заключение в Правовое управление;
  • назначить комитет-соисполнитель

О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»

О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования правоотношений по оформлению прав на мелиоративные сооружения

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям

О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

4.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом (второе чтение)

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

  • назначить ответственный комитет;
  • представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту;
  • подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой;
  • включить законопроект в примерную программу;
  • направить законопроект на заключение в Правовое управление

О внесении изменений в статьи 39-5 и 39-10 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «О ветеранах»

(о дополнительных основаниях предоставления земельных участков в собственность бесплатно и в безвозмездное пользование)

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

  • назначить ответственный комитет;
  • представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту;
  • подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой;
  • включить законопроект в примерную программу;
  • направить законопроект на заключение в Правовое управление

3.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом (первое чтение)

О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

(в части усиления контроля за осуществлением иностранных инвестиций в стратегически значимые сектора экономики)

О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и статьи 32 и 33 Федерального закона «О защите конкуренции»

(в части усиления контроля за осуществлением иностранных инвестиций в стратегически значимые сектора экономики)

О внесении изменения в статью 38 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в части сокращения оснований для отказа продления договора аренды земельного участка в рамках антикризисных мер поддержки предпринимательства)

(в части устранения внутренних противоречий отдельных положений Земельного кодекса Российской Федерации)

О внесении изменений в статьи 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статью 30-3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

  • назначить ответственный комитет;
  • представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту;
  • подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой;
  • включить законопроект в примерную программу;
  • направить законопроект на заключение в Правовое управление

О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

(в части возможности отнесения земельного участка к определённой категории земель без согласия собственника)

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

  • назначить ответственный комитет;
  • представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту;
  • подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой;
  • включить законопроект в примерную программу;
  • направить законопроект на заключение в Правовое управление

О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3-5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»

3.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом (первое чтение)

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

  • назначить ответственный комитет;
  • представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту;
  • подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой;
  • включить законопроект в примерную программу;
  • направить законопроект на заключение в Правовое управление

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

  • назначить ответственный комитет;
  • представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту;
  • подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой;
  • включить законопроект в примерную программу;
  • направить законопроект на заключение в Правовое управление

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

  • назначить ответственный комитет;
  • представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту;
  • подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой;
  • включить законопроект в примерную программу;
  • направить законопроект на заключение в Правовое управление;
  • назначить комитет-соисполнитель

О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»

О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования правоотношений по оформлению прав на мелиоративные сооружения

2.2 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу (предварительное рассмотрение)

Изменения в законе о банкротстве: некоторые положения законопроекта вызывают резкую критику

Законопроект № 1172553-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Законопроект») был внесен Правительством РФ в Государственную Думу 17 мая 2021 года. Его рассмотрение Госдумой в первом чтении первоначально планировалось на июнь 2021 года. Однако вскоре оно было перенесено на октябрь 2021 года.

Отложение рассмотрения не удивляет – Законопроект уже долгое время вызывает вопросы и недовольство. Причем одновременно у всех участников банкротных правоотношений, за исключением, пожалуй, уполномоченных органов, поскольку в нем продолжается тенденция развития законодательства в сторону защиты государственных интересов.

Достижение баланса между должником и его кредиторами – очень сложная задача, поскольку данные участники изначально находятся в конфликте друг с другом, преследуя противоположные цели. Однако этот баланс необходим для создания заинтересованности обеих сторон в участии в деле о банкротстве и добросовестной реализации своих прав и обязанностей.

О некоторых из многочисленных поправок, предлагаемых в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», который в редакции Законопроекта называется «О реструктуризации и банкротстве (далее – «Закон»), и вызывающих негативную реакцию кредиторов, должников, а также арбитражных управляющих, — в представленном ниже обзоре.

Порядок утверждения арбитражного управляющего чрезмерно усложнится, может повлечь коррупционные риски и сокращение числа арбитражных управляющих

Законопроектом полностью меняется порядок утверждения судом арбитражного управляющего (ст. 45 Закона). Теперь инициатор банкротства не сможет предложить кандидатуру «своего», более лояльного, арбитражного управляющего для утверждения судом. Предполагается, что будет происходить случайный выбор арбитражного управляющего из единой информационной базы – регистра арбитражных управляющих. Однако такая «случайность» сочетается со сложной рейтинговой системой, где учитываются присваиваемые каждому арбитражному управляющему баллы и рейтинг результативности самих саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СОАУ), наряду с разбивкой должников и СОАУ на группы.

Так, все должники делятся на три группы. СОАУ в свою очередь также делятся на три группы, и они предлагают свои кандидатуры арбитражного управляющего (не менее двух и не более пяти) только в рамках подходящей им по Закону группы должника, с указанием, помимо прочего, баллов результативности. При прочих равных условиях (помимо оценки компетентности, опыта работы кандидата в соответствующей отрасли экономики, его квалификации, места жительства) приоритет при утверждении будет отдаваться арбитражному управляющему, имеющему наибольшее количество баллов. Причем порядок расчета таких баллов будет утверждаться Правительством РФ, то есть не Законом, а подзаконными актами (п. 2 ст. 44.2 Закона), включая:

порядок определения базового количества баллов за каждую процедуру;

соотношение долей базового количества баллов в зависимости от удельного веса погашения требований кредиторов;

правила расчета показателей, определения и применения коэффициентов для расчетов;

правила снижения количества баллов в связи с привлечением к ответственности арбитражного управляющего и пр.

Голосование на общем собрании кредиторов: кредиторы, являющиеся заинтересованными лицами по отношению к должнику, лишились права голоса, а текущие кредиторы – наоборот, получили

Кредиторы по текущим платежам (за исключением арбитражных управляющих и лиц, которых управляющие должны привлечь для выполнения своих обязанностей) в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 12 Закона, наоборот, право голоса на собраниях кредиторов получили. К вопросам, по которым они получили право голоса относятся, например, следующие вопросы:

об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего,

о прекращении конкурсного производства и переходе к процедуре реструктуризации долгов,

об одобрении или изменении плана реструктуризации долгов,

голосования в ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества.

Однако помимо данного абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона термин «заинтересованный кредитор» больше в Законопроекте нигде не встречается (в отличие от термина «заинтересованные лица»), поэтому смысл его включения в указанный абзац Закона непонятен.

Данные поправки в Закон вызвали бурную реакцию со стороны бизнеса. И если лишение права голоса кредиторов, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику (и то не по всем вопросам), понято, то в отношении текущих кредиторов встречается больше полемики: одни полагают, что это поможет устранить риск нарушения прав текущих кредиторов, к которым можно отнести и работников должника, продолжающих трудиться, другие – что это нарушит баланс интересов в пользу текущих кредиторов. Потому что текущие кредиторы и так защищены лучше реестровых, а нарушение баланса между ними может негативно отразиться на последних, которые и без этого обычно мало что получают из конкурсной массы.

Противодействие злоупотреблениям со стороны должников

А вот указанным ниже нововведением будут недовольны прежде всего должник и его «карманные» кредиторы, в то время как добросовестным кредиторам оно может облегчить борьбу с искусственной задолженностью должника, препятствующей справедливому распределению конкурсной массы.

Текущая практика банкротных дел показывает, что должники, стараясь получить некоторый контроль над процедурой банкротства, включают в реестр требований кредиторов контролирующих должника лиц (КДЛ) и лиц, аффилированных с ним. 29.01.2020 Президиум Верховного суда РФ утвердил Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований таких лиц. В этом Обзоре высший судебный орган по гражданским делам и по разрешению экономических споров обобщил практику касательно условий понижения очередности аффилированных с должником лиц, в том числе контролирующих его.

после возникновения у должника обязанности подать заявление о признании его банкротом (капитализация в кризис);

если сформированный при создании этого должника уставный капитал заведомо недостаточен для осуществления им деятельности, для которой он был создан (изначальная недокапитализация).

И даже если данные требования перешли к лицу, не являющемуся КДЛ, то это правило относительно очередности не отменяется (п. 3 ст. 137.1 Закона). Кроме того, в пятую очередь будут удовлетворяться требования, если:

должник и предоставившее финансирование лицо контролируются одним лицом;

финансирование предоставлено кредитором, связанным с КДЛ общностью экономических интересов;

задолженность соответствует критериям признания контролируемой задолженности;

кредитор не исполнил обязанность по раскрытию своей заинтересованности по отношению к должнику;

финансирование предоставлено при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии исполнить денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и/или об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и/или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Таким образом, Законопроект учел сложившуюся судебную практику и уже на законодательном уровне закрепляет случаи, когда требования контролирующих должника лиц должны удовлетворяться с более низкой очередностью. Добросовестным кредиторам это облегчит процесс доказывания необходимости понижения очередности требований КДЛ и в целом отвечает их интересам, хотя это вызовет недовольство самих КДЛ, а также недобросовестных должников, рассчитывавших на «карманных» кредиторов.

Депозит

Законопроект обязывает прилагать к заявлению должника и заявлению кредитора о признании должника банкротом документ, подтверждающий внесение в депозит арбитражного суда денежных средств в размере 100.000 рублей для гарантирования выплаты вознаграждения арбитражному управляющему и оплаты расходов по делу о банкротстве (п. 1 ст. 38 и п. 1 ст. 40 Закона).

У кредитора есть альтернативный вариант – он может приложить доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве в указанном размере.

Кредиторам, которые и так не уверены в возврате своих денежных средств, это нововведение, конечно, не нравится.

В заключение

Поправки в Закон продолжают прокредиторскую направленность законодательства о банкротстве. Однако существенными моментами из поправок недовольны не только потенциальные должники, но также арбитражные управляющие и сами кредиторы.

Законопроектом объемом почти в 500 страниц вводится много иных важных изменений, некоторые из них обсуждались в нашей первой статье, в том числе исключение практически не использовавшихся процедур и введение новой – реструктуризации, целью которой является восстановление платежеспособности должника, сохранение работоспособности хозяйствующего субъекта и удовлетворение требований кредиторов; исключение возможности неоднократного продления конкурсного производства.

Также среди значимых изменений можно отметить следующее:

Устраняются «лазейки» для злоупотреблений со стороны должников, в том числе в рамках противодействия «управляемому», «карманному» банкротству, с учетом сложившейся судебной практики, отраженной в обзорах Верховного суда РФ.

Контролирующим должника лицам становится все сложнее миновать субсидиарную ответственность, принимаются меры для большей прозрачности торгов, а цифровая валюта признается имуществом.

Предоставляется возможность предусмотреть в плане реструктуризации долгов уменьшение уставного капитала должника до стоимости его чистых активов, а если стоимость чистых активов должника отрицательная – до одного рубля. Однако неясно, как это согласуется с требованием законодательства о минимальном размере уставного капитала.

Вводится новый способ прекращения обязательств должника в виде передачи имущества должника кредиторам в качестве отступного.

Эти и многие другие изменения в Закон декларируют своей целью борьбу с длительными сроками процедур банкротства и низкой возвратностью долгов, и, конечно, затрагивают интересы всех участников дела о банкротстве, которые во многом противоположны. Законопроект является как громким, так и громоздким, и представители всех заинтересованных сторон надеются, что он еще будет дорабатываться.

Оцените статью
Добавить комментарий