Палата общин представила законопроект, направленный на реформирование системы банкротства
Соответствующий законопроект, предусматривающий внесение существенных изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», был представлен в Палату представителей 17 мая 2021 года. Ожидается, что его принятие поможет сократить время и расходы на проведение процедур несостоятельности, повысить их эффективность, увеличить погашение требований кредиторов, а также защитить интересы должников, испытывающих временные трудности, а также восстановить платежеспособность за счет обеспечения потребностей этого правового инструмента (Проект Федерального закона № 1172553-7).
В частности, как отмечает Константин Заутренников, юрист ООО «Перспективы», в пояснительном тексте законопроекта приведена неутешительная статистика по ЕФРС на период 2019-2020 годов.
- Доля удовлетворенных требований кредиторов составляет менее 5%.
- Доля производств, в которых кредиторам не были выплачены деньги, составляет около 60%.
- Доля реабилитационных производств, ежегодно вводимых в связи с несостоятельностью организации, составляет менее 2 %.
В то же время международная практика показывает, что доля реабилитационных производств значительно выше, например, в США она составляет около 35% в 2020 году, а средняя продолжительность процедур несостоятельности составляет один год (для сравнения, в России средняя продолжительность процедур составляет 2,5 года).
Законопроект предусматривает ряд нововведений, среди которых выделяются следующие моменты.
В частности, предлагается отказаться от процедур несостоятельности, включая наблюдение, взыскание средств и внешнее управление. В то же время законопроект предусматривает введение новой процедуры, применяемой к должникам (юридическим лицам) в делах о несостоятельности, а именно реструктуризацию долгов. Ее целью является восстановление платежеспособности юридических лиц, поддержание эффективности деятельности хозяйствующих субъектов и удовлетворение требований кредиторов. Таким образом, согласно проекту норм, при рассмотрении дела о несостоятельности юридического лица-должника применяются следующие процедуры
- Реструктуризация долга ;
- Конкурентное производство;
- Мировые соглашения.
Существенные изменения затрагивают Ассоциацию арбитражных управляющих . В частности, законопроектом предлагается разделить всех должников на три группы и проводить отбор арбитражных управляющих по «балльной» системе. Предусматривается порядок расчета баллов эффективности деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций. Также изменяется методика расчета и выплаты вознаграждения арбитражным управляющим.
В проекте также предлагается рационализировать очередность исполнения требований кредиторов: будет установлено восемь очередей (сейча с-3); очередность исполнения требований будет изменена н а-1 (сейча с-2); очередность исполнения требований будет изменена н а-1 (сейча с-3); очередность исполнения требований будет изменена н а-1 (сейча с-2); очередность исполнения требований будет изменена н а-1 (сейча с-3).
По словам Константина Заутренникова, важной новеллой законопроекта является то, что в нем предлагается установить на законодательном уровне новый правовой институт — систему подчиненности. В частности, законопроект предусматривает, что требования собственника бизнеса и иных лиц, контролирующих должника, признаются субординированными по отношению к требованиям других кредиторов и разрешаются в пятой очереди реестра требований. После этого погашаются только долги перед кредиторами по сделкам, признанным недействительными, и долги перед лицами, несущими субсидиарную ответственность.
Данное изменение также затрагивает правила, регулирующие продажу имущества должника. Законопроект предусматривает новый механизм тендера. При этом тендере в рамках одной процедуры цена повышается путем проведения торгов, после чего, если не поступило ни одной заявки, цена падает до получения первой заявки, после чего проводятся торги. Она снова повышается. Предлагается отказаться от тендеров в форме публичного конкурса и изменить требования к электронным торговым площадкам.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 — в ежедневном информационном бюллетене
Предусматривается наделение федеральных органов исполнительной власти полномочиями по проверке наличия признаков преднамеренной и фиктивной неплатежеспособности в отношении стратегических компаний и организаций, имеющих не менее 25% голосующих акций, единых компаний и акционерных обществ государственной и местной власти. государственной или муниципальной собственности, а также должников, чья задолженность по обязательным платежам превышала 100 млн рублей на момент начала производства по делу о несостоятельности. Также предусматривается проверка обоснованности выводов арбитражного управляющего о наличии или отсутствии признаков преднамеренной и фиктивной неплатежеспособности.
Законопроект содержит и ряд других нововведений.
В случае принятия закон (новое название — «О реструктуризации и несостоятельности») вступит в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования, за исключением отдельных норм, для которых установлены иные условия. К переходным положениям относятся.