Личное банкротство: эволюция и перспективы институционального становления в современной России

Современный этап развития системы персональной несостоятельности является продолжением традиций, заложенных веками. Процедура банкротства имеет ряд национальных особенностей, предопределенных различиями экономических систем разных государств.

Похожие темы научных работ по юриспруденции , Автор научной работы — Попов Е. Ю.

О концепции правового статуса финансового управляющего в случае гражданской несостоятельности
О совершенствовании законодательства о гражданской несостоятельности (банкротстве)
Правовое регулирование системы гражданской несостоятельности в России.

Финансирование деятельности конкурсных управляющих при реализации системы гражданской несостоятельности

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте воспользоваться нашим сервисом подбора.

Персональное банкротство: эволюция и перспективы институционального дизайна в современной России

Личное банкротство: эволюция и перспективы институционального дизайна в современной России.

Аспирант, кафедра гражданского права E-mail: goncharova. sofia@gmail. com Волгоградский институт экономики, социологии и права

Современный этап развития системы персональной несостоятельности является продолжением традиций, заложенных веками. Процедура банкротства имеет ряд национальных особенностей, предопределенных различиями экономических систем разных государств.

Ключевые слова Банкротство, физическое лицо, неплатежеспособность, кредиторы, должники, суды.

Эволюция правил личной неплатежеспособности.

Представляется необходимым обратиться к традиции гражданско-правового регулирования несостоятельности физических лиц, поскольку современный этап развития данного института является лишь продолжением традиции, заложенной веками.

Исторически закон о банкротстве является законом о личной несостоятельности с конца XIX века. Оно также содержит нормы о несостоятельности организаций [12].

В научном сообществе нет единого мнения о происхождении системы банкротства. Некоторые исследователи исходят из норм древнего права, которые регулируют только личную ответственность несостоятельных

должников. Поэтому профессор С. А. Карелина считает, что древнее право нельзя недооценивать или упускать из виду при изучении истоков системы банкротства, так как оно позволяет выявить причинно-следственные связи при демонстрации социально-экономических условий возникновения системы [11 ].

В частности, другой точки зрения, которой придерживались практически все досоветские цивилисты, придерживался выдающийся юрист, адвокат-цивилист, профессор Казанского университета и Московского университета, депутат Первой Государственной палаты Г. Ф. Шершеневич (1863-1912): «В законах древних государств сложной системы, похожей на нынешнюю систему банкротства, не было. Искать следы такой системы было бесполезно. В условиях жизни того времени невозможно было найти основу для воплощения основной идеи, характеризующей законодательство о банкротстве, а именно идеи наиболее равномерного распределения имущества должника между управомоченными лицами» [27] .

Действительно, основой для возникновения частноправового института банкротства является идея наиболее равного распределения средств должника между лицами, имеющими право на их получение. Предпосылки возникновения и развития

Такой идеей является, во-первых, направление взыскания на имущество, а не на лиц, и, во-вторых, передача процесса исполнения взысканий под контроль государственных институтов. Без этих предпосылок невозможно говорить о существовании системы банкротства или о «генетической связи» древних уголовно-правовых норм с последующей историей развития описываемой системы.

У древних не были развиты экономические и имущественные связи, а также механизмы оценки имущества, поэтому обеспечение обязательств в то время носило личный характер. …попасть в кабалу к кредиторам» [13]. Нормы, регулирующие личную ответственность должников перед кредиторами, содержались в римском праве XII таблиц. Оно устанавливало право кредитора закабалить несостоятельного должника после установления (решением суда или признанием самого должника) факта наличия долга и отсутствия платежа в течение 90 дней со стороны должника или третьего лица. Инструменты личного взыскания долгов постепенно перестали удовлетворять потребность в обороте имущества, а закон, известный как lex Poetelia (326 г. н.э.), освободил несостоятельных должников от рабства в любом случае, если они не совершили преступления.

Исчезновение личных исполнителей совпало с постепенным развитием имущественных исполнителей требований кредиторов; по словам Г. Ф. Шершеневича, «только с установлением этой системы мы можем видеть начало современной системы конкуренции в римском праве» [27]. В рамках процедуры владения кредитору разрешается вступить во владение имуществом должника (в целях «надзора и защиты»), и если требование кредитора не удовлетворяется в течение 30 дней, имущество должника становится долгом. Тем не менее, даже продажа имущества должника не разрывает отношений с кредитором. Если имущество затем приобреталось каким-либо способом, оно должно было быть возвращено кредитору до полного погашения долга. Эта привилегия была установлена только институтом cessio bonoram, который позволял должникам сохранять имущество, необходимое для жизни и пропитания [27].

После падения Римской империи система банкротства получила значительное развитие в средневековой Италии. Высокий уровень развития своеобразных торговых отношений

Итальянские города того времени требовали развитого конкурентного права. Итальянское законодательство того времени иногда включало целые разделы, посвященные банкротству. Система банкротства в средневековой Италии использовалась в основном в торговой сфере, так как была вызвана требованиями оборота в торговле. Существовали специальные торговые суды, судьи которых избирались из числа купцов. Однако вмешательство судов не исключало особой роли кредиторов в процедуре банкротства.

Объявления о банкротстве могут быть сделаны по собственной инициативе должника или по требованию кредиторов или суда. Имущество должника-банкрота арестовывалось и передавалось в офис специального комитета кредиторов. Итальянское право в средние века создало способ прекращения производства. Это было неизвестно в Риме: мировые сделки с кредиторами. Условия таких сделок сильно различались от города к городу. Например, количество кредиторов, необходимое для одобрения сделки, могло быть относительным или абсолютным. В некоторых городах мировая сделка заключалась при участии суда. Со временем процедуры несостоятельности приобретали все более четкие процессуальные правила [27].

Российское законодательство о несостоятельности имеет три этапа в своем развитии. Это досоветский, советский и современный. Досоветский этап характеризуется тем, что это был прежде всего закон о личном банкротстве.

Истоки российского института несостоятельности лежат в самых ранних памятниках русской правды, т.е. славянского права (xiiv.). Например, здесь рассматривается дело, когда у должника несколько кредиторов и он не может с ними расплатиться. Способом получения денег была продажа должника за «торги», которые предусматривали, что стечение неблагоприятных обстоятельств привело к банкротству должника. Полученные деньги распределялись между кредиторами в соответствии с установленными правилами. Дальнейшее упоминание института банкротства содержится только в Соборном уложении 1649 года — величайшем памятнике русского феодального права — кодификации всех основных отраслей права, фактически повторяющей то, что было заложено в Русской Правде [ 27].

Переломный момент в регулировании отношений банкротства наступил в XVII, когда впервые в мире в английской правовой системе появилось

Сформировалось понимание того, что подлинное банкротство, способствующее наиболее полной компенсации потерь кредитора, может опираться на прощение непогашенных долгов, что нашло правовое закрепление в Акте 1705 года. Банкротство.

В это же время в России был разработан ряд законодательных актов, кодификация которых завершилась изданием в 1800 году Устава о банкротстве. Устав состоял из двух частей («для купцов и других сословий, имеющих право обязываться векселями» и «для дворян и чиновников») и выделял три вида банкротства: невезение, неосторожность и недобросовестность. Нормы, регулирующие порядок аннулирования определенных сделок, совершенных банкротом, сводились к регулированию последствий банкротства и лишению банкрота большинства его прав. Устав о банкротстве фактически широко применялся, но в процессе его применения «обнаружились различные неудобства и недостатки, и с досады было решено составить новый устав» [7]. Результатом стал Устав о коммерческой несостоятельности от 23 июня 1832 года. Этот устав, четко определявший неплатежи как критерий несостоятельности, действовал до 1917 года.

Хотя имперское российское законодательство при определении субъекта несостоятельности в первую очередь имело в виду частных лиц (физических лиц), позднее закон распространил свое действие на юридических лиц. Кроме того, досоветское российское законодательство о несостоятельности проводило различие между коммерческой и некоммерческой несостоятельностью. Это можно сравнить с современным различием между предпринимательскими и непредпринимательскими режимами несостоятельности.

Хотя после 1917 года в российском законодательстве не существовало понятия несостоятельности, в период НЭПа суды должны были рассматривать требования, связанные с несостоятельностью должника, используя нормы Устава 1832 года. Во избежание недоразумений понятие несостоятельности было введено в ряд положений Гражданского кодекса 1922 года о залогах, гарантиях и займах, однако отсутствие механизма применения этих норм не привело к положительным результатам.

В 1927 году Гражданский процессуальный кодекс был дополнен главой «О банкротстве физических, лиц и юридических лиц» [2]. Дела стали рассматриваться в судебном порядке. Был установлен годичный срок со дня получения иска

для рассмотрения дела судом. Выполнение этих функций взяли на себя государственные органы, поскольку они запрещали как участие кредиторов в конкурсе, так и назначение администраторов.

Законодательство периода НЭПа было аномалией в законодательстве о несостоятельности, поскольку защищало общий экономический результат, а не законные интересы отдельных кредиторов; по мере сокращения НЭПа конкурсное право постепенно становилось менее применимым. Это объясняется тем, что существование системы банкротства несовместимо с монополией государственной собственности в экономике [24].

Советский период знал о законе о банкротстве, но этот закон не применялся и не мог применяться на практике, потому что исключительно рыночная система банкротства была объективно несовместима с экономикой исполнительного порядка [12].

Зарубежный опыт применения закона о гражданской несостоятельности

Касаясь истории развития режимов гражданской несостоятельности в зарубежных странах, следует отметить, что первоначально, например, в Соединенных Штатах Америки и Германии, основным субъектом несостоятельности были также физические лица, в отношении которых применялись аналогичные меры, существующие в России.

Современные экономические отношения достигли такого уровня развития, когда процедура банкротства не является катастрофой. Банкротство в его нынешнем виде — это процедура, при которой имущество переходит от лица, не сумевшего эффективно использовать его, к лицу, которое пытается это сделать и стремится получить выгоду от использования имущества. Однако процедура банкротства имеет ряд национальных особенностей. Эти особенности, прежде всего, предопределены различиями в экономических системах разных государств, например, интенсивностью государственного регулирования экономики. Так, в одних странах законодательство о несостоятельности направлено в первую очередь на защиту интересов несостоятельных должников (законодательство о должниках), а в других — на защиту интересов кредиторов (прокредиторское законодательство) [12].

Во Франции нормы о несостоятельности сосредоточены в Торговом кодексе Франции (1e Code de Commerce). К ним относятся.

предупреждения о тяжелом экономическом положении должника и правила о порядке урегулирования мировых отношений между должником и кредиторами в связи с таким положением должника. Кроме того, в нем содержатся нормы, регулирующие судебные процедуры реабилитации и ликвидации компаний.

Французская система регулирования несостоятельности характеризуется сильной ориентацией на должника, при этом приоритет отдается реструктуризации компании должника [6]. Согласно французскому законодательству, банкротами могут быть признаны как физические, так и юридические лица («любой торговец, ремесленник и корпорация частного права»). Интересно, что в определении юридических лиц-банкротов физические лица стоят на первом месте, но это, по-видимому, зависит от исторических факторов. Дела о несостоятельности в основном рассматриваются коммерческими судами [23].

В Германии источником правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, являются положения о несостоятельности (Insolvency Regulation), которые вступили в силу 1 января 1999 года. Данное Положение регулирует всю сферу отношений несостоятельности. Возбуждение процедуры несостоятельности и ее последствия. Управление имуществом должника и порядок его продажи. Процедуры удовлетворения требований кредиторов. Конкретные виды процедур несостоятельности. Международное законодательство о несостоятельности.

Немецкая система регулирования несостоятельности характеризуется ориентацией на интересы кредиторов. Постановление о несостоятельности определяет цель процедуры несостоятельности следующим образом. «в частности, в сохранении предприятия».

Процедура несостоятельности в Германии может быть возбуждена в отношении физических или юридических лиц, которые не в состоянии оплатить свои долги, независимо от их коммерческой деятельности. Для возбуждения дела о несостоятельности немецким судом требуется только факт неуплаты, при этом минимальная сумма долга не устанавливается. Дела данной категории рассматриваются всеми гражданскими судами [3].

В Великобритании Закон о банкротстве 1986 года устанавливает единое правило банкротства. ‘плавающие права’ на все активы должника. Таким образом, законодательство Великобритании о несостоятельности также благоприятствует кредиторам.

Согласно Закону 1986 года, физические лица и компании могут быть объявлены несостоятельными, за исключением страховых компаний, созданных, управляемых или ликвидированных в соответствии с Законом о страховых компаниях 1982 года, а также банков и других банковских учреждений. Это регулируется Законом о банковской деятельности 1979 года [23].

Последние изменения в законодательстве о несостоятельности также характеризуются повышением роли восстановительных или реабилитационных процедур, направленных на восстановление платежеспособности должника. Важным шагом на этом пути стало принятие Кодекса о банкротстве в США в 1978 году. Это открыло широкие возможности доступа к системе реабилитации для обанкротившихся должников. В США ежегодно банкротятся около 1 миллиона граждан, включая супружеские пары [14].

Процедура банкротства регулируется Правилами процедуры банкротства, принятыми Верховным судом США. Закон США о банкротстве известен как Закон о должниках. Это связано с тем, что в его основе лежит концепция реструктуризации, которая предлагает должникам, находящимся в трудном финансовом положении, возможность избавиться от своих долгов и начать все сначала [12].

В Соединенных Штатах банкротами могут быть объявлены физические лица, товарищества и корпорации. Для этого необходимо, чтобы заявитель проживал, занимался бизнесом или владел имуществом в США [10]. Исключение составляют государственные предприятия, страховые и банковские компании, строительные и кредитные учреждения и ассоциации, в отношении которых действует специальное законодательство [26].

Несмотря на сильную экономику, количество личных банкротств в Соединенных Штатах Америки растет. Так, рекордное количество американских

цев объявило о банкротстве в 1998 году. Это 1,4 миллиона человек, что почти в три раза превышает количество банкротств в 1988 году (550 000) [8]. В настоящее время около 90% всех дел о банкротстве в США — это банкротства граждан, не являющихся предпринимателями [14].

В Австралии банкротство и несостоятельность регулируются Законом о банкротстве 1966 года. Согласно этому закону, процедура банкротства применяется только к физическим лицам. В отношении неплатежеспособных организаций допускается только внешнее управление или процедура ликвидации.

Должник может быть объявлен банкротом путем направления соответствующего заявления в Службу по делам о несостоятельности и доверительного управления Австралии [22]. Кроме того, должник может быть объявлен банкротом, если вынесено постановление об аресте имущества должника после рассмотрения требования кредитора в специализированном мировом суде.

Должники-банкроты обязаны представить в Австралийское управление по делам о несостоятельности и арбитраже проверенный бухгалтерский баланс, содержащий информацию об их активах и обязательствах. Без этой документации банкротство не может быть отменено. Статус несостоятельности обычно сохраняется в течение трех лет с даты подачи аудированного баланса, но может быть продлен еще на срок от двух до пяти лет при наличии достаточных оснований. В частности, неуплата подоходного налога и недекларирование доходов после предоставления статуса банкротства могут быть основаниями для продления свидетельства о банкротстве.

Статус банкрота в Австралии подразумевает определенные ограничения в правах. Например, банкрот должен получить специальное разрешение на выезд за границу и не может свободно владеть некоторыми видами дорогостоящей недвижимости. Статус банкрота снимается раньше запланированного срока, если банкрот полностью рассчитается с кредиторами или заключит с ними мировое соглашение о списании долгов.

В Канаде банкротство регулируется Законом о банкротстве и несостоятельности, который применяется к организациям и физическим лицам. Точность и законность процедуры банкротства контролируется администратором банка.

Гибкость. Управляющий банкротством обязан подтверждать законность сделок, заключенных банкротом, председательствовать на собраниях кредиторов, ходатайствовать о продлении статуса банкрота и распределять средства, полученные от банкрота. Продажа имущества должника между кредиторами.

Распространенной альтернативой банкротству в Канаде является заключение соглашения о погашении долга. Это подразумевает соглашение между кредитором и должником о погашении второй половины долга в установленный сторонами срок при условии полного списания долга. Должник имеет право сделать предложение о заключении такого соглашения, если сумма долга составляет от 5 000 до 75 000 долларов США (в эту сумму не входят обязательства по ипотеке на недвижимость, на которой расположено единственное жилье).

Если кредиторы не приходят к соглашению в течение 45 дней, начинается общая процедура банкротства [4].

Закон Нидерландов о банкротстве (Gapiszete^s^’y) предусматривает три различные процедуры. Банкротство применяется как к физическим лицам, так и к организациям и направлено на распределение имущества должника между кредиторами. Заключение мировых соглашений с должниками-организациями. Прощение долгов — процедура, которая применяется только к гражданам [9].

Перспективы развития системы банкротства граждан в России

Переход России к рыночной экономике и интенсивное развитие предпринимательской деятельности обусловили необходимость принятия правовой базы для защиты интересов участников экономических преобразований от последствий организованного неисполнения злоумышленниками своих обязательств в виде уплаты штрафов и пеней, установленных Гражданским кодексом РСФСР 1964 года. Помимо ответственности и ряда норм за неисполнение принятых обязательств, требовались и более жесткие меры, например, признание должника несостоятельным (банкротом). Правовая основа для применения мер принудительного исполнения вплоть до ликвидации неплатежеспособной компании в случаях, когда меры по реорганизации были осуществлены.

экономически нецелесообразны или не привели к положительным результатам, был принят Федеральный закон РФ № 3929-1 от 19 ноября 1992 года «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» [18]. Закон о несостоятельности должен быть связан с.

В преамбуле Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»[18] дается следующее определение юридическое лицо». Таким образом, допускается только предпринимательская несостоятельность. Это означает возможность инициировать конкурсное производство и признать банкротом гражданина, имеющего статус индивидуального предпринимателя. К сожалению, закон не устанавливает ни механизма признания индивидуального предпринимателя банкротом, ни признаков банкротства, которые бы отличали его от банкротства юридического лица. В результате нормы о банкротстве граждан-предпринимателей на практике не применялись.

Законодательство имело ряд недостатков, которые затрудняли его применение. Оно не регулировало детали процедуры банкротства. В качестве критерия несостоятельности предусмотрена только неплатежеспособность должника. Не разграничивал правила о несостоятельности по категориям должников. Узко определялся круг лиц, которые могут быть признаны банкротами и некоторые другие.

Основной целью режима несостоятельности, введенного в российское законодательство в 1992 году, было изъятие из гражданского оборота (при ликвидации) неплатежеспособных организаций, препятствующих развитию рыночных отношений и стимулирующих рост неплатежей.

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий было отнесено к компетенции арбитражных судов: уже с 1 марта 1993 года, со дня вступления в силу «Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Российской Федерации [18], в арбитраж стали поступать многочисленные заявления кредиторов с одними и теми же требованиями. Суд: «Признать предприятие банкротом». Динамика дел данной категории за пятилетний правовой период такова: в 1993 году было рассмотрено более 100 дел; 1994 — 240; 1995 — 1, 108; 1996 — 2, 618; 1997 — 4, 320 [1]. Nos.

Их число увеличилось с 50 в 1993 году до 2 200 в 1997 году; в 1997 году арбитражные суды применили процедуру реорганизации к 850 организациям [20]. В то время первые дела о несостоятельности рассматривались американскими экспертами, имевшими наибольший практический опыт в данной категории дел. Например, в период с июня 1993 года по июнь 1994 года в Соединенных Штатах Америки было подано 845, 257 дел.

Попытки реформировать систему несостоятельности и привести ее в соответствие с требованиями времени предпринимались в 1995 году, когда был подготовлен проект «Федерального закона о несостоятельности»; несмотря на то, что законопроект был принят в первом чтении в нижней палате Парламента Российской Федерации в декабре 1995 года, работа была приостановлена. Причин тому было две: появление альтернативного законодательства (на 70% повторявшего текст предыдущего законопроекта). Принятие ландтагом в первом чтении проекта Федерального закона «О банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций» как совершенно самостоятельного проекта, абсолютно не связанного с проектом общего закона о банкротстве (несостоятельности)[ 1].

После многочисленных обсуждений этих проектов эксперты подготовили новый законопроект, который был принят Государственной палатой. Это Федеральный закон № 6-ФЗ от 8 января 1998 года «О несостоятельности (банкротстве)» [15]. Законодатели, работавшие над этим документом, изучили режимы несостоятельности, существующие в развитых зарубежных странах, и, учитывая опыт применения предыдущего законодательства, разработали ряд принципиально новых положений, не характерных для предыдущего законодательства.

Действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [15] распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением государственных предприятий), потребительскими кооперативами, благотворительными и иными некоммерческими организациями, действующими в форме фондов. . Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» [15] с учетом уточнений, установленных Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ, [15] применяется к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций. ‘Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций’ [17] .

Отношения, связанные с банкротством (несостоятельностью) граждан, в том числе граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, также регулировались данным Федеральным законом. Однако положения о банкротстве, предусмотренные для граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, должны были вступить в силу с момента вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации». За пять лет с момента вступления в силу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации не вносилось. Вступление в силу.

В настоящее время в России банкротство определяется и регулируется Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (с изменениями от 28 декабря 2010 года) «О несостоятельности (банкротстве)» [16]. Действие закона распространяется на граждан, включая юридических лиц (за исключением государственных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций и иных юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей.

Система норм, регулирующих банкротство граждан, в настоящее время включает ст. 25 «Банкротство (несостоятельность) индивидуальных предпринимателей» ГК РФ [5]; гл. X ФЗ «О банкротстве (несостоятельности)» [16]; в данной главе § 1 — общие положения, § 2 — особенности банкротства индивидуальных предпринимателей, § 3 — крестьянское (фермерское) хозяйство посвящен особенностям банкротства.

Возможность банкротства граждан (физических лиц), не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируется действующим законодательством, однако до настоящего времени соответствующая процедура не разработана и поэтому не применяется.

По мнению автора, невозможность банкротства физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не обоснована ни в теории, ни на практике. Наличие законодательства о возможности банкротства физических лиц является одним из критериев определения эффективности конкурсного законодательства.

Удобство включения физических лиц в число потенциальных должников.

Изменения в законе о банкротстве очевидны. Многие ученые взяли это на заметку и отмечают, что без системы гражданского банкротства в законе рыночная экономика не сможет эффективно функционировать. В то же время в научном сообществе высказывается и противоположное мнение, согласно которому личное банкротство для экономики является скорее условной величиной.

Статус должника — физического лица различается в зависимости от того, занимается или не занимается конкретный субъект предпринимательской деятельностью. Исходя из этого, целесообразно различать предпринимательский и непредпринимательский режимы банкротства.

В нашей стране, как уже отмечалось, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут обанкротиться, тогда как в России физические лица — нет. Однако, судя по всему, такая ситуация продлится недолго.

Вопрос о необходимости расширения правовой базы для процедуры банкротства был поднят еще до финансового кризиса. Он был инициирован самой страной, которая была вынуждена реагировать на быстрый рост внутреннего рынка потребительского кредитования. Общая доступность кредитов для удовлетворения нужд потребителей положительно сказалась на уровне жизни населения.

Однако была и другая сторона медали. Огромное количество кредитов, взятых населением, не возвращалось, и в какой-то момент темпы роста невыплаченных кредитов стали превышать объем выданных кредитов. Это легло тяжелым бременем на банковский сектор и привело к сокращению налоговых поступлений в государственный бюджет. Поэтому именно такая ситуация послужила толчком к рассмотрению вопроса об изменении законодательной базы в области имущественных отношений в целом и процедуры банкротства в частности [21]. Речь идет о появлении возможности банкротить физических лиц, не погасивших свои кредиты, что могло бы положительно сказаться на состоянии банковской системы.

Поэтому в начале 2008 года Министерство экономического развития Российской Федерации приступило к разработке законопроекта, который позволит признавать несостоятельными физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации. Официально законопроект называется «О реабилитационной процедуре в отношении граждан-должников». Некоторые из

Пышность названия объясняется не только желанием избежать «ужасного» слова «банкротство». Он также предусматривает возможность реструктуризации долга в течение более длительного периода — до пяти лет. Замечания по законопроекту были направлены Министерством финансов Российской Федерации в Министерство экономического развития Российской Федерации; в конце 2009 года Министерство экономического развития Российской Федерации внесло в Палату представителей уже дополненный и переработанный вариант законопроекта «О реорганизационных процедурах в отношении граждан-должников» [19].

Существует мнение, что модель законопроекта была заимствована у американцев. В Соединенных Штатах Америки гражданское банкротство является достаточно распространенной процедурой. Основная суть законопроекта заключается в распространении преимуществ системы банкротства на граждан и предоставлении кредиторам возможности регулировать долги, образовавшиеся у юридических лиц, в рамках системы банкротства. Условия взаимоотношений между кредиторами и гражданами-должниками для урегулирования задолженности [25] .

Согласно проекту, инициировать процедуру личного банкротства может как кредитор, так и сам должник (заемщик). Для этого необходимо подать в суд заявление о гражданской несостоятельности, если просроченная в течение шести месяцев задолженность превышает 50 000 рублей. Это делается следующим образом. Судебный орган проверяет обоснованность ходатайства и его соответствие фактам и действительности, изложенным в заявлении. Затем суд объявляет о начале шестимесячной процедуры несостоятельности в отношении физического лица и накладывает мораторий на предъявление требований к должнику. Это делается для того, чтобы можно было найти оптимальный вариант дальнейшего урегулирования с кредиторами.

В ходе процедуры банкротства должник имеет право представить в арбитражный суд план реструктуризации долга, согласованный с большинством кредиторов.

Проект предусматривает меры по предотвращению использования заемщиками процедуры несостоятельности в корыстных целях (например, для прекращения выплат по кредитам). Заемщики могут подать заявление о банкротстве только в том случае, если у них есть средства на выплату двухмесячного вознаграждения арбитражному управляющему. После

выполнения всех этих мер, по решению суда задолженность может быть реструктурирована на срок до пяти лет.

Существует два варианта дальнейшего развития событий. Первый, и, по мнению большинства экспертов, наиболее вероятный в случае с физическими лицами, заключается в том, что должник выполняет утвержденный план реструктуризации долга и по истечении согласованного периода освобождается от долга и от всех ограничений, наложенных в связи с судебным процессом. И процедура банкротства.

Второй вариант — если физическое лицо не в состоянии погасить долг по истечении установленного судом срока. В этом случае арбитражный суд признает его банкротом и выносит определение о возбуждении производства по делу о несостоятельности, в рамках которого имущество должника продается, а средства, полученные в результате торгов, передаются кредиторам. Кредиторы распределяются пропорционально их соответствующим требованиям.

На первый взгляд, законодательство кажется неоправданно суровым по отношению к населению. Оно не направлено на непременное разорение всех экономически порочных граждан. Главная задача законопроекта — придать цивилизованный характер имущественным отношениям. Для должника создается своего рода правовая и имущественная подушка безопасности. Так, в состав имущества, подлежащего реализации в случае признания гражданина банкротом, не включается единственное имеющееся у физического лица имущество, пригодное для проживания. Кроме того, должник должен оставить после себя определенную сумму денег, бытовую мебель и технику, которая в общей сложности не должна превышать 30 000 рублей. рублей.

Таким образом, исторически законодательство о несостоятельности сформировалось именно как законодательство о личной несостоятельности Только с конца XIX в. стало включать в себя нормы о несостоятельности юридических лиц.

Современный этап развития системы личной несостоятельности в России является продолжением традиции, складывавшейся веками, однако процедура несостоятельности имеет ряд национальных особенностей, предопределенных различными экономическими системами. Разные государства.

1. реформа закона о несостоятельности (банкротстве) Витрянского В.В. // Предварительный отчет Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998 г. № 2.

2. закон первых лет советской власти и вопрос о законности / под ред. Ю.П. Титова. м.: ВЮЗИ, 1984.

3. Востриков П. О банкротстве предприятий и банков — иностранных заемщиков// Хозяйство и право, № 3, 1995.

4. провинциальные положения о процедуре банкротства в Канаде. url: http://www. nestor. minsk. by/sn/2000/15/sn01510. html.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

6. зарубежное гражданское и торговое право: учебник. Пособия / Под общ. Под ред. В. В. Безбаха, В. К. Путинского, М.: МЦФЭР, 2004.

7. Добровольский А. А. Общее императорское уложение о торговой и неторговой несостоятельности и управлении / А. А. Добровольский, С. В. Завадский, В. Н. Свидерский. СПб: Юриспруденция, 1914.

8. дермашкин А. американское банкротство — вопрос удобства.URL: http://anticris. upr. ru/proekt/012563/HTM.

9. голландское законодательство о банкротстве. url: http://www. duma. gov. ru/sobstven/analysis/bankruptcy/130404netherlands. htm.

10. ирное О. Банкротство в США. url: http://bankr. tsr. ru/prosba. shtml.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте воспользоваться нашим сервисом подбора.

Карелина И. С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебник. -Практика. Пособия. М.: Волтерс Клувер, 2006.

12. коммерческое (предпринимательское) право: учебник/ под ред. В.Ф. Попондпро. м.: Проспект, 2009.

13. Малышев К. И., избранные труды по конкурсным процессам и другим институтам коммерческого права / Серия «Классики русского гражданского права» (по изданию 1871 года). М.: Законодательство, Консультант Плюс, 2003.

14. Михневич Т. ^. Правовое регулирование гражданской несостоятельности в России и за рубежом // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. 2005, № 5.

15. о несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ.

О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ с изменениями от 28 декабря 2010 г. 17.

17. о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон № 40-ФЗ от 25 февраля 1999 года, с изменениями от 28 декабря 2010 года.

18. о несостоятельности (банкротстве) предприятий: Федеральный закон Российской Федерации № 3929-1 от 19 ноября 1992 года.

19. о реорганизационных процедурах в отношении граждан-должников: проект федерального закона (представлен Министерством экономического развития Российской Федерации 25 ноября 2009 года).

20. о результатах работы Арбитражного суда Российской Федерации в 1997 году // Предварительный отчет Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, № 4 за 1998 год.

21. программа Правительства Российской Федерации по обеспечению готовности к кризисным явлениям на 2009 год: одобрена. Правительством Российской Федерации 19 июня 2009 г.

22. Служба несостоятельности и доверительного управления Австралии (ITSA) — http://www. It. Правительство АС.

23. Степанов В. В. Несостоятельность в России, Великобритании, Франции и Германии (банкротство).М.: Проспект, 1999.

24. Телюкина М. В. Развитие законодательства о банкротстве и несостоятельности // Юрист. 1997, № 11.

25. Файзрахманова Л. М. Характеристика гражданского банкротства (несостоятельности) // Поволжская юстиция. 2008, № 6.

26. Химичев В. А. О некоторых вопросах реализации прав кредиторов в гражданском банкротстве // Предварительное заключение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. № 7.

27. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права// Серия «Классики русского гражданского права» (по изданиям 1908-1912 гг.). М.: законодательство, Консультант Плюс, 2003. м.: Проспект, 1999.

Оцените статью