Если вы решили стать дважды гражданином…
Практически во всех странах Евросоюза человек, получивший вид на жительство, резко увеличивает объем своих правовых возможностей, которые в этом случае мало чем отличаются от прав граждан данной страны. Более того, как показывает практика выслать из страны человека с видом на жительство – задача довольно трудоемкая. Властям потребуются очень серьезные основания. Даже невозможность обеспечить себя попадает в разряд «малозначимых причин». Более того, как показывает практика, и мелкие правонарушения владельцу вида на жительство сходят с рук, хотя во всех иммиграционных законах стран Евросоюза прописано, что для получения гражданства требуется проявлять законопослушность.
Имея ВНЖ, не требуется получать разрешение на трудоустройство ни в одной стране Евросоюза, кроме Австрии. Тем не менее, в различных странах ЕС к разным категориям иностранных мигрантов предъявляются разные требования для перехода в тот или иной юридический статус. К примеру, в той же Австрии и Германии супругам иммигрантов, не являющихся пока гражданами Евросоюза, приходится 4 года ждать возможности подать ходатайство о разрешении на трудоустройство. Зато в Великобритании, несмотря на всю консервативность английского общества, супруги тех, кто уже получил разрешение на работу, имеют такое же право в первый же день въезда на территорию страны.
Пока что нет единого положения по цензу оседлости, в разных государствах он варьируется от 3 до 10 лет.
Политические права
Право политического голоса – одна из важнейших свобод, но и тут в Евросоюзе имеются серьезные расхождения. Если взять Бельгию, Австрию, Францию и Германию, то можно заметить, что правом голоса на всех уровнях тут обладают исключительно обладатели паспортов этих государств. А вот в Швеции очень демократически подошли к этому вопросу – иммигранты, проживающие здесь на законном основании, наделены избирательным правом на региональном уровне. Схожая ситуация в Швейцарии.
Права иммигрантов, граждан Европейского Союза
Нужно признать, что граждане ЕС имеют практически неограниченную свободу передвижения по территории Евросоюза. При этом, пребывая в той или иной стране ЕС они находятся под защитой евросоюзных законов, которые фактически уравнивают их в правах с гражданами данного государства. Для человека, имеющего паспорт любой из стран ЕС, к примеру, не составляет проблем сняться с насиженных мест и переехать в Германию из экономических соображений. А чтобы начать работать здесь, достаточно получить стандартное разрешение на проживание. Для этого не требуются временные цензы и специальные условия, как для не граждан ЕС.
Правда, и тут не обошлось без исключений – в большинстве стран Евросоюза не предусмотрены социальные пособия для граждан ЕС, которые находятся в процессе поиска работы и не имеют соответственно стабильного заработка.
При оформлении на работу граждане Евросоюза не нуждаются в особых разрешениях местных департаментов труда. Единственное ограничение в этом отношении – государственные учреждения, в которых в основном имеют право трудиться только граждане данной страны.
Внимание! Для граждан государств, вступивших в Евросоюз после 2004 года, применяются переходные правила при трудоустройстве. К примеру, в Германии они, как и иммигранты из иных стран должны получить разрешение из Федеральной службы занятости. Такое положение продлится еще несколько лет.
Что касается людей, вышедших на пенсию, то тут возможности и вовсе неограниченны. Пенсионер, гражданин ЕС, может переехать в любую страну Евросоюза и получать пенсию по своему новому месту жительства. Такие же возможности распространяются и на студентов вузов. В образовательном направлении границы стран Евросоюза открыты друг другу.
Права иммигрантов, не граждан Европейского Союза
Степень социально-правовых возможностей для иммигрантов из «третьих стран» в ЕС обусловлено, в первую очередь, категорий самого иностранца. То есть – по какой причине лицо въезжает на территорию той или иной страны: наемный работник, супруг, беженец, учащийся, бизнесмен и так далее. К примеру, граждане, желающие получить политическое убежище, с первых же дней подачи ходатайства могут рассчитывать на ряд социальных пособий, в отличие от других категорий. В то же время, они очень ограничены в свободах (в том числе на трудоустройство) и могут быть депортированы из страны, в случае, если иммиграционные службы не найдут достаточных оснований для придания официального статуса политического беженца.
Пожалуй, наибольшими правами наделяются граждане, которые стремятся осесть в Евросоюзе с помощью открытия бизнеса или крупных инвестиций в экономику. Дело в том, что иммиграционная политика любого государства базируется на главном постулате – чем конкретный человек может быть полезен стране, а отнюдь не на стремлении сделать его жизнь лучше.
Конечно, самое большое различие между гражданами и не гражданами ЕС в том, что последним требуется проходить этапы получения ВНЖ и ПМЖ (для граждан Евросоюза в этом нет необходимости).
Иммигрант из третьей страны, пытающийся устроиться по найму, сразу чувствует степень своей малозначительности. Дело в том, что во многих высокоразвитых странах ЕС (Германия, Австрия, Швейцария и др.) получить доступ к работе можно только после того, как на это место не нашлось ни гражданина данной страны, ни гражданина другого государства Евросоюза. Лишь после этого иммигрант может рассчитывать на трудоустройство. К тому же, в некоторых странах, таких как Германия, существует ограничение на смену рабочего места. То есть, чтобы в ряде случаев иностранный работник, получивший от конкретного работодателя приглашение для трудоустройства, в течение 4 лет не может менять место работы. Как только он нарушит данное условие, то автоматически потеряет право на пребывание в стране и может быть выслан.
Для бизнесменов, не граждан ЕС, также есть ограничения. Если европейский предприниматель может организовывать бизнес на территории другой страны практически на тех же основаниях, что и предприниматели-резиденты, то для бизнесмена из «третьей страны» необходимо создать новые рабочие места (от двух до десяти, в зависимости от страны).
Трудоустройство в Европе
Как известно, трудоустройство является основным шагом к интеграции в общество того государства, куда прибыл иммигрант. К сожалению, граждане восточных стран, приезжая за рубеж, устанавливают себе слишком низкую квалификационную планку. Нередко кандидаты наук довольствуются мытьем посуды в каком-нибудь кафе, владелец которого, кстати, может не иметь высшего образования (как правило, этому факту удивляются сами владельцы кафе).
Причина такого положения дел еще и в том, что дипломы вузов стран бывшего СССР не признаются большинством государств Евросоюза. Но ошибочно было бы грешить на низкий уровень образования в наших странах. В ЕС имеется мощное профсоюзное движение, которое является основным барьером для более свободного доступа на европейский трудовой рынок граждан России и СНГ.
Недвижимость
Гражданство накладывает отпечаток и на возможность покупки недвижимости за рубежом, хотя здесь правила очень разнятся. К примеру, во Франции, Германии и Италии ограничения на покупку недвижимости иностранцами отсутствуют. Такая же ситуация и в Испании, за исключением приграничных участков. Зато в более молодых странах Евросоюза, таких как Румыния и Болгария, иностранец-частник купить землю не может. Для этого необходимо создать юридическое лицо.
На Кипре иностранцам разрешено покупать дома и квартиры, а также земельные участки размером не более 0,4 гектара, но каждая такая покупка должна быть санкционирована Советом Министров Кипра.